Дело №а-499/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
28 февраля 2020 года <адрес>
Судья Кировского районного суда <адрес> Республики Дагестан ФИО16, при секретаре ФИО11, с извещением сторон,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению представителя по доверенности ФИО12 в интересах Администрации МР «<адрес>» к УФССП России по РД, судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО15 об оспаривании (отмене) постановления судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО15 о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Представитель Администрации МР «<адрес>» ФИО12 обратился в Кировский районный суд <адрес> с административным иском к УФССП России по РД, судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО15 об оспаривании (отмене) постановления судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО15 о взыскании исполнительского сбора, указывая, что 22.10.2019г. Администрацией МР «<адрес>» получены Постановления «о возбуждении исполнительного производства от 10.01.2019г.» и «о внесении изменений в ранее вынесенное постановление от 01.10.2019г.» судебного пристава - исполнителя ФИО13 о возбуждении исполнительного производства №-ИП. Настоящее исполнительное производство возбужденно в отношении Администрации МР «<адрес>» на основании исполнительного листа: ФС № от 17.12.2018г. выданного Буйнакским районным судом по делу №а-718/2018, на предмет исполнения: Утвердить соглашение о примирении сторон, заключенное между административными истцами - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и представителем административного ответчика Администрации МР «<адрес>» по доверенности - ФИО14 по которому: административный ответчик уже образовал межведомственную комиссию, в связи с чем, по согласованию с Министерством строительства и жилищно-комунального хозяйства РД окажет всяческое содействие и будет принимать меры для включения административных истцов в государственную программу РД «Развития жилищного строительства в РД», утверждено Постановлением Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ. Так, согласно части 1 статьи 153.11 ГПК РФ мировое соглашение исполняется лицами, его заключившими, добровольно в порядке и в сроки, которые предусмотрены этим мировым соглашением.
Считает, что судебным приставом-исполнителем неправомерно вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора, просит суд признать незаконным и отменить постановления судебного пристава-исполнителя ФИО15 о взыскании исполнительского сбора от 31.12.2019г. в отношении должника Администрации МР «<адрес>» по исполнительному производству №-ИП.
Стороны, истец, ответчик УФССП России по РД, судебный пристав-исполнитель МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО15, надлежаще извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, уважительных причин неявки в суд не представили, суд рассмотрел дело в отсутствие сторон, согласно ч.6 ст.226 КАС РФ, так как суд не признал явку сторон обязательной, и она не является обязательной по закону.
Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ, лица, участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему выводу:
В соответствии с положениями статьи 112 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа (ч.1)
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (ч. 2 )
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей (часть 3)
Должник вправе в порядке, установленном настоящим ФЗ, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч.6)
Таким образом, исполнительский сбор представляет собой санкцию штрафного характера, т.е. возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.
Частью 7 статьи 112 указанного Федерального закона предусмотрено, что при отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
Согласно ст. 401 ГК РФ, лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
Согласно п. 75 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" гласит, что иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования.
По смыслу закона должник может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора в случае, если докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенной исполнительным документом обязанности.
По смыслу приведенных норм, освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Следовательно, вопросы о степени вины должника в неисполнении исполнительного документа в течение срока, предоставленного судебным приставом-исполнителем для добровольного исполнения, наличия или отсутствия оснований для ответственности за нарушение обязательства подлежат выяснению при рассмотрении судом требований должника об освобождении его от взыскания исполнительского сбора.
Согласно постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ за №, следует, что судебный пристав-исполнитель МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО15рассмотрев исполнительный документ: исполнительный лист № ФС 023145459 от ДД.ММ.ГГГГ выданного Буйнакским городским судом по делу №а-718/2018, вступившим в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: утвердить соглашение о примирении сторон, заключенное между административными истцами - ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО9, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8 и представителем административного ответчика Администрации МР «<адрес>» по доверенности - ФИО14 по которому: административный ответчик уже образовал межведомственную комиссию, в связи с чем, по согласованию с Министерством строительства и жилищно-комунального хозяйства РД окажет всяческое содействие и будет принимать меры для включения административных истцов в государственную программу РД «Развития жилищного строительства в РД», утверждено Постановлением Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, утвержденными Постановлением Правительства РД № от ДД.ММ.ГГГГвозбудил исполнительное производствов отношении должника Администрация МР «<адрес>», в пользу взыскателяФИО9, проживающего по адресу: <адрес>, РД, 368216.
Согласно вышеуказанного постановления от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что было возбуждено исполнительное производство № в отношении Администрация МР «<адрес>», должнику установлен 5-ти дневный срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, и предупрежден подробно о последствиях неисполнения исполнительного документа.
Согласно постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ за №, следует, что судебный пристав-исполнитель ФИО15, в связи с неисполнением должником филиалом требований исполнительного документа в срок, постановил взыскать исполнительский сбор в размере 50 000 рублей.
Административным истцом в обоснование заявленных требований была проведена работа по оказанию содействия взыскателю и предприняты меры по взятым на себя обязательствам, в связи с чем уже на следующий день со дня получения вышеуказанного постановления о возбуждении исполнительного производства письмом от 23.10.2019г., за №, было сообщено судебному приставу исполнителю об исполнении требований исполнительных документов в добровольном порядке, по исполнительному производству: №-ИП.
В соответствии с частями 11 и 12 статьи 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ, №-Ф3 "Об исполнительном производстве" срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства.
Однако, Администрацией МР «<адрес>» было получено постановление о взыскании исполнительского сбора, вынесенное судебным приставом - исполнителем ФИО15 от 31.12.2019г. по исполнительному производству №-ИП.
Кроме того, 16.01.2020г. Администрацией МР «<адрес>» было получено требование судебного пристава - исполнителя ФИО15 об исполнении требований исполнительного листа, на что в тот же день письмом от 16.01.2020г., за № повторно было сообщено об исполнении требований исполнительного документа в добровольном порядке.
Таким образом, следует, что после получения постановления о возбуждении исполнительного производства от ДД.ММ.ГГГГ, истец своевременно направил судебному приставу-исполнителю сведения об исполнении требований исполнительного документа, однако оно было получено позже по независящим от воли истца обстоятельствам.
На основании изложенного следует, что истец в рамках предоставленных ему законом полномочий, исполнил требования исполнительного документа, в объеме тех прав и обязанностей, которая ему предоставлена согласно закона, в срок, указанный судебным приставом-исполнителем, однако сведения об исполнении были получены судебным приставом, то когда было уже вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. Из вышеприведенного следует, что надлежаще исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств, не зависящих от воли, заботы и контроля должника, при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения возложенной исполнительным документом обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 КАС РФ настоящий Кодекс регулирует порядок осуществления административного судопроизводства при рассмотрении и разрешении Верховным Судом РФ, судами общей юрисдикции административных дел о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, а также других административных дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений и связанных с осуществлением судебного контроля за законностью и обоснованностью осуществления государственных или иных публичных полномочий.
Суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям.
Согласно п.19 Постановление Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства" мировое соглашение, соглашение о примирении, не исполненные добровольно, подлежат принудительному исполнению на основании исполнительного листа, выдаваемого судом по ходатайству стороны данного соглашения (часть 2 статьи 142 АПК РФ, по аналогии закона судами общей юрисдикции в гражданском процессе на основании части 4 статьи 1 ГПК РФ, часть 9 статьи 137 КАС РФ). Отсутствие сведений о неисполнении условий мирового соглашения, соглашения с примирении, содержащих обязанности одной или обеих сторон по передаче имуществ либо по совершению (несовершению) определенных действий, не является основанием да отказа суда в выдаче исполнительного листа и для отказа судебного пристава-исполнителя в возбуждении исполнительного производства на основании выданного судом исполнительного листа о принудительном исполнении мирового соглашения, соглашение о примирении, поскольку обстоятельства, связанные с исполнением, подлежат выяснению в ходе исполнительного производства.
Пленум Верховного Суда РФ в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства РФ" разъяснил в п. 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ч.1 ст.219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Ввиду того, что срок обращения соблюден, требование о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей ввиду объективных и непреодолимых обстоятельств, исполнению не подлежат, требования иска подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, ст.ст. 226-227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявления представителя Администрации МР «<адрес>» ФИО12 к УФССП России по РД, судебному приставу-исполнителю МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО15 об оспаривании (отмене) постановления судебного пристава-исполнителя МО СП по ОИП УФССП России по РД ФИО15 о взыскании исполнительского сбора - удовлетворить.
Освободить Администрацию МР «<адрес>» от уплаты исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по постановлению о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ № по исполнительному производству №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Судья М.<адрес>