14RS0035-01-2024-004880-66
Дело № 5-517/2024
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
город Якутск 05 апреля 2024 года
Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в составе судьи Борисовой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении
Нифонтова Владимира Петровича, ____ года рождения, уроженца ____, гражданина Российской Федерации, паспорт серии № № № выдан ____ от ____, код подразделения №, зарегистрированного по адресу: ____, фактически проживающего по адресу: ____,
УСТАНОВИЛ:
Нифонтов Владимир Петрович, ____ года, находясь по адресу: ____, осуществил публикацию в интернет - ресурсе «___» под названием «___», расположенной по сетевому адресу:
____, в которой содержатся признаки дискредитации использования Вооруженных Сил Российской Федерации.
Административным органом действия Нифонтова В.П. квалифицированы по части 1 статьи 20.3.3 КоАП РФ.
В судебном заседании Нифонтов В.П. вину не признал, представил письменные возражения на протокол об административном правонарушении, на заключение специалиста, дополнительно пояснил, что размещенная в интернет - ресурсе «___» публикация под названием «___» носит финансово – экономический характер, в тексте публикации отсутствует термин «___», «___» и т.д. Публикация является переводом статьи, не имеет никакого отношения к действиям ___ на ___, заключение специалиста является недопустимым доказательством, так как специалист ФИО12 не имеет специального образования, ___ сделаны неверные выводы, заключение дано с нарушением методики проведения лингвистической экспертизы. Просит прекратить производство по делу.
В судебное заседание составитель протокола об административном правонарушении, извещенный надлежащим образом о дате, месте и времени судебного разбирательства, не явился, причину неявки суду не сообщил.
В судебном заседании специалист – ведущий эксперт процессного управления ___ ФИО13., будучи предупрежденной об административной ответственности в порядке ст. 17.9 КоАП РФ, пояснила, что все выводы, указанные в заключении специалиста, она поддерживает, она имеет необходимое образование, опыт работы и необходимые познания для проведения лингвистического исследования, по результатам проведенного исследования в статье публикации с наименованием «___» она пришла к выводу, что в данной публикации содержатся высказывания с лингвистическими признаками значений «___», «___».
Суд, выслушав пояснения лиц, явившихся в судебное заседание, изучив материалы дела, приходит к следующему.
Согласно пункту 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ административная ответственность предусмотрена за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях, либо на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях, а равно на дискредитацию оказания добровольческими формированиями, организациями или лицами содействия в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы Российской Федерации или войска национальной гвардии Российской Федерации, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Данное правонарушение отнесено законом к административным правонарушениям, посягающим на общественный порядок и общественную безопасность. Объективная сторона вменяемого нарушения заключается в осуществлении публичных действий, направленных на дискредитацию использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
В соответствии с частью 1 статьи 102 Конституции Российской Федерации к ведению Совета Федерации относятся: в том числе решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ. Совершение противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц, противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования. Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа. При этом противоправными могут признаваться публичные действия, целью которых является любые действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации.
Совершение публичных противоправных действий представляет собой совершение лицом или группой лиц противоправных действий, направленных на неограниченный круг лиц, и может быть выражено в любой доступной для них форме; заключается в совершении противоправных действий в общественном месте либо сетях общего пользования.
Под дискредитацией понимается умышленные действия, направленные на лишение доверия к чему-либо, на подрыв авторитета, имиджа, в данном случае - на подрыв и умаление авторитета по вопросу использования Вооруженных сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
Согласно ч. 3 ст. 4 Конституции РФ Российская Федерация обеспечивает целостность и безопасность своей территории.
Пунктом "м" ст. 71 Конституции РФ предусмотрено, что оборона и безопасность находятся в ведении Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 31.05.1996 N 61-ФЗ "Об обороне" (далее по тексту - Федеральный закон N 61-ФЗ) под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите, вооруженная защита РФ, целостности и неприкосновенности ее территории, и в целях обороны создаются Вооруженные Силы РФ (ч. 4 ст. 1), которые представляют собой государственную военную организацию, составляющую основу обороны РФ, предназначены для отражения агрессии, направленной против РФ, для вооруженной защиты целостности и неприкосновенности территории РФ, а также для выполнения задач в соответствии с федеральными конституционными законами, федеральными законами и международными договорами Российской Федерации (п. п. 1, 2 ст. 10 ФЗ).
Положениями п. 2.1 ст. 10 Федерального закона N 61-ФЗ предусмотрено, что в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, формирования Вооруженных Сил РФ могут оперативно использоваться за пределами РФ в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ и настоящим Федеральным законом для решения, в том числе, задач по отражению вооруженного нападения на формирования Вооруженных Сил РФ, другие войска или органы, дислоцированные за пределами РФ; отражению или предотвращению вооруженного нападения на другое государство, обратившееся к РФ с соответствующей просьбой; защите граждан РФ за пределами территории РФ от вооруженного нападения на них.
Решение о таком использовании за пределами территории РФ формирований Вооруженных Сил РФ принимается Президентом РФ, который в соответствии с ч. 1 ст. 87 Конституции РФ и ч. 1 ст. 4 ФЗ N 61-ФЗ является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, на основании соответствующего постановления Совета Федерации Федерального Собрания РФ (п. 1 ст. 10.1 ФЗ N 61-ФЗ).
При этом в силу ч. 2 ст. 4 ФЗ N 61-ФЗ Президент РФ определяет основные направления военной политики Российской Федерации, осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и законами РФ.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 5 ФЗ N 61-ФЗ Совет Федерации решает вопрос о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации.
В соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ к ведению Совета Федерации относится, в том числе решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации.
Постановлением Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 22.02.2022 N 35-СФ "Об использовании Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации", в соответствии с п. "г" ч. 1 ст. 102 Конституции РФ Президенту РФ дано согласие на использование Вооруженных Сил РФ за пределами территории Российской Федерации на основе общепризнанных принципов и норм международного права.
____ на основании постановления Совета Федерации Федерального собрания от 22.02.2022 N 35-СФ Президентом РФ принято решение о проведении специальной военной операции на территории Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики в связи с обращением глав данных республик с просьбой об оказании помощи.
Статья 29 Конституции РФ гарантирует каждому свободу мысли и слова. В то же время, в соответствии с положениями ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В Федеральном законе от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под информацией понимаются сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления (п. 1 ст. 2), а под распространением информации - действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (п. 9 ст. 2). Законодательством Российской Федерации могут быть установлены виды информации в зависимости от ее содержания или обладателя (ч. 4 ст. 5).
Как установлено по делу, Нифонтов В.П. ____ года в информационно-телекоммуникационной сети, в интернет - ресурсе «___» опубликовал статью под названием: «___», расположенной по сетевому адресу: ____.
Управлением Роскомнадзора по РС (Я) от ____ года на имя министра внутренних дел по РС (Я) была направлена информация о том, что в ходе мониторинга, в публикации интернет - ресурса «___» в статье «___» от ____ по ссылке: ____ выявлен факт публикации информации, содержащей признаки дискредитации использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности.
По данной информации Министерством внутренних дел РС (Я) проведена проверка.
В результате проведенной проверки установлено, что администратором интернет – ресурса «___» является Нифонтов Владимир Петрович, ____ г.р., зарегистрированный по адресу: ____. Данный факт в суде Нифонтовым В.П. не оспаривался.
Согласно акту об изготовлении скриншота от ____ г. начальником и специалистом ФИО14 ФИО15 и ФИО16 при помощи операционной системы ___ произведен скриншот интернет - ресурса «___» по доменному адресу: ____/.
Данные материалы были направлены ___ исх. №№ от ____ г.
В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
Согласно заключению специалиста от ____ года № №, составленному ___ ведущего эксперта отдела процессного управления ФИО17 даны ответы на поставленные вопросы.
Из заключения специалиста установлено, что специалистом при проведении исследования использованы следующие методы и приемы: синонимические преобразования исследуемого текста (экспликация, семантико-синтаксический анализ); анализ интенций. Адресант статьи: в тексте статьи обозначен при помощи номинации ___ Адресат: широкий круг лиц, аудитория указанного интернет-сайта. В связи с чем: в связи с проведением специальной военной операции РФ на территории ___, ___, ___ и ___ областей (далее – СВО). Перечислим группы, обозначенные в тексте:
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
___
Таким образом, в статье под названием «___» имеются лингвистические признаки значений «___», «___».
По итогам исследования специалист пришел к следующему выводу: в статье «___» содержатся высказывания с лингвистическими признаками значений «___», «___».
Несмотря на доводы Нифонтова В.П. о признании данного заключения специалиста недопустимым доказательством, суд считает возможным признать данное заключение допустимым доказательством по делу, поскольку оно выполнено квалифицированным специалистом – ведущим экспертом процессного управления ФИО18 ФИО19., имеющей высшее образование по специальности филолог, имеющей научно-исследовательский лингвистический стаж – ___ года, также имеет высшее образование по специальности ___, имеет опыт в сфере юрлингвистики в качестве специалиста – ___ лет, прошедшей профессиональную переподготовку по специальностям «___», «___», дающие право на ведение новых видов профессиональной деятельности, диплом о присвоении квалификации магистра, направление подготовки «___», профиль образовательной программы «___».
Эксперт судом предупрежден об ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 17.9 КоАП РФ. Заключение специалиста полностью соответствует требованиям действующего законодательства Российской Федерации, содержит подробное описание проведенного исследования, результаты исследования с указанием примененных методов, конкретные ответы на поставленные вопросы, оно не допускает неоднозначное толкование, не вводит в заблуждение, является достоверным и допустимым доказательством. У суда не имеется оснований подвергать сомнению заключение специалиста.
Доводы Нифонтова В.П. о том, что его публикация не содержит публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, судом не принимаются, поскольку указанное опровергается изученными в суде доказательствами.
Вина Нифонтова В.П. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, полностью подтверждается исследованными материалами дела: протоколом об административном правонарушении №№ от ____ г., в котором отражены обстоятельства совершенного правонарушения, направлением на исследование от ____ г., заключением специалиста №№ от ____ г., информацией Управления Роскомнадзора по РС (Я), рапортом Оперуполномоченного ЦПЭ МВД по РС (Я) от ____ г., зарегистрированным в КУСП №№ от ____, актом об изготовлении скриншота от ____ г., скриншотом интернет – ресурса «___» от ____, постановлением о передаче сообщения по территориальности от ____, также другими доказательствами.
Относимость, достоверность и допустимость представленных доказательств, оцениваемых судом по правилам ст. 26.11 КоАП РФ, сомнений не вызывают, их совокупность является достаточной для разрешения дела по существу.
Нарушений действующего законодательства в ходе производства по делу об административном правонарушении не установлено, сроки давности привлечения к административной ответственности не истекли. Доказательства, содержащиеся в материалах дела, получены надлежащим образом. Протокол об административном правонарушении составлен с соблюдением требований, предусмотренных ст. 28.2 КоАП РФ, уполномоченным на то должностным лицом. Сведения, подлежащие указанию в протоколе об административном правонарушении, отражены, событие административного правонарушения описано в соответствии с диспозицией ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ.
Оценив исследованные доказательства, суд приходит к выводу, что администратором интернет – ресурса «___» является Нифонтов В.П., который опубликовал в информационно-телекоммуникационной сети, в интернет - ресурсе «___» публикацию под названием под названием «___», по сетевому адресу: ____, в котором содержатся признаки дискредитации использования Вооруженных Сил Российской Федерации, то есть, публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.3.3 КоАП РФ, при отсутствии в этих действиях признаков уголовно наказуемого деяния.
Смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства судом не установлены.
Учитывая характер совершенного административного правонарушения, личность привлекаемого лица, его имущественное положение, отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о назначении наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей, что будет отвечать принципу справедливости наказания и соразмерности совершенному правонарушению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 29.9, 29.10 КоАП РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Признать Нифонтова Владимира Петровича, ____ года рождения, уроженца ___, гражданина ___, паспорт № выдан ___ от ____, код подразделения ___, зарегистрированного по адресу: ____, фактически проживающего по адресу: ____ виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.3.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ему административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
Штраф подлежит уплате в течение 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам:
Получатель платежа: ___
Постановление может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья ___ В.С. Борисова
___