Дело <№>а-2107/2019 <Дата>
29RS0<№>-60
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ Р. Ф.
Ломоносовский районный суд г. Архангельска в составе
председательствующего судьи Дракуновой Е. Л.,
при секретаре Дубининой Ю. В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске административное дело по административному иску Кобелева А. А. к Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене предписания,
установил:
Кобелев А. А. обратился в суд с административным иском к Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене предписания от 14 мая 2019 г. В обоснование заявленных требований указал, что 14 мая 2019 г. представителем административного ответчика в отношении него составлен акт проверки № 09-16/19-60, на основании которого выдано предписание об устранении нарушений требований ст. 42 Земельного кодекса РФ, выразившееся в нецелевом использовании принадлежащего ему земельного участка № <№> и предложено устранить это нарушение в указанный в предписании срок. Полагает, что данное предписание незаконно, поскольку решение о включении его земельного участка в границы населенных пунктов ... принято Правительством области в 2015 г. Так же в отношении его участка имеется решение Архангельского областного суда от 05 февраля 2019 г., решение Ломоносовского суда г. Архангельска о прекращении производства по делу об административном правонарушении по ч. 26 ст. 19. 5 КоАП РФ. Просит признать незаконным и отменить предписание Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу от 14 мая 2019 г.
В судебное заседание административный истец не явился, извещен надлежащим образом.
По определению суда дело рассмотрено в его отсутствие.
Представитель административного ответчика Поляничко К. В. с исковыми требованиями не согласился. Пояснил, что земельный участок <№>, который находится в собственности Кобелева А. А., согласно сведений, указанных в Едином государственном реестре недвижимости, может быть использован только для сельскохозяйственного использования и сельскохозяйственного производства. Однако при проведении проверки установлено, что на данном земельном участке размещено капитальное строение на свайном основании с признаками жилой застройки, бытовки, септика. Ссылка истца в исковом заявлении на различные решения судов необоснованна, поскольку в Едином государственном реестре недвижимости содержатся точные сведения о видах разрешенного использования земельного участка. Предписанием от 14 мая 2019 г. истцу предложено привести в соответствие либо земельный участок, либо правоустанавливающие документы на земельный участок.
Заслушав пояснения представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд установил следующее.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Из материалов дела следует, что истец является собственником земельного участка с кадастровым номером <***>, расположенного по адресу: ....
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, виды разрешенного использования данного земельного участка сельскохозяйственное использование и сельскохозяйственное производство.
Согласно опубликованным правилам землепользования и застройки ... области, земельный участок с кадастровым номером <***> находится в зоне сельскохозяйственных угодий (СХ1).
В силу ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация носит публичный характер: государство в лице регистрирующего органа (государственного регистратора) проверяет законность действий субъектов гражданского оборота и, только убедившись в этом, регистрирует их права.
Осуществляемый таким образом со стороны государства контроль за совершением сделок с недвижимым имуществом должен обеспечить и защитить права и законные интересы граждан, юридических лиц и публичных образований, как следствие, снизить риски на рынке недвижимости, создать дополнительные гарантии безопасности для участников рынка недвижимости.
Отношения по использованию и охране земель в Российской Федерации как основы жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (земельные отношения), согласно части 1 статьи 3 Земельного кодекса Российской Федерации, регулируются земельным законодательством.
Подпунктом 8 п. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ установлено, что одним из принципов земельного законодательства является деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного назначения, 2) земли населенных пунктов; 3) земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения; 4) земли особо охраняемых территорий; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса.
В соответствии с п. 2 ст. 7 этого Кодекса правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Согласно ст. 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей. В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами, а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Разрешенное (целевое) использование земель сельскохозяйственного назначения определено в п. 1 ст. 78 Земельного кодекса РФ.
Статья 79 названного Кодекса определяет особенности использования сельскохозяйственных угодий и устанавливает, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья могут быть в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации включены в перечень земель, использование которых для других целей не допускается (пп. 1 и 4).
При таких обстоятельствах, изменение вида разрешенного использования для сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения возможно только после перевода этих земель или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию.
В соответствии с п. 2 ст. 260 ГК РФ на основании Земельного кодекса РФ и в установленном им порядке определяются земли сельскохозяйственного и иного целевого назначения, использование которых для других целей не допускается или ограничивается. Пользование земельным участком, отнесенным к таким землям, может осуществляться в пределах, определяемых его целевым назначением.
Как следует из акта проверки органом государственного надзора гражданина № 09-16/19-60 от 14 мая 2019 г. по адресу: ...», была проведена внеплановая выездная проверка в отношении Кобелева А. А. В ходе проверки установлено, что на земельном участке с кадастровым номером 29:16:201801:188 расположено двухэтажное деревянное строение на свайном основании с признаками жилой застройки, бытовка и септик. В связи с нарушением требований ст. 42 Земельного кодекса РФ Кобелеву А. А. 14 мая 2019 г. выдано предписание об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № 09-16/19-60.
Статьей 42 Земельного кодекса РФ на собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, возложена обязанность использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением.
Собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (пп. 2 ст. 40 ЗК РФ).
Аналогичные положения содержатся в п. 1 ст. 263 ГК РФ.
Из указанных норм в их взаимосвязи следует, что строительство объектов должно осуществляться исключительно на отведенных для этого земельных участках соответствующей категории и разрешенного использования.
По своему целевому назначению земли сельскохозяйственного назначения не предполагают возможность осуществления на них индивидуального жилищного строительства.
Вступившее в законную силу решение Архангельского областного суда от 20 декабря 2018 г. по делу 3а-1001/2018, которым признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим с даты вступления решения суда в законную силу генеральный план муниципального образования «Заостровское», утвержденный решением собрания депутатов муниципального образования «Приморский муниципальный район» от 11 февраля 2016 г. № 222 в части определения границ населенных пунктов – д..., на законность вынсенного предписания не влияет, поскольку вид разрешенного использования земельного участка не изменялся, документов, подтверждающих изменение вида разрешенного использования земельного участка, Кобелевым А. А. не представлено.
Поскольку до настоящего времени категория земельного участка истца в установленном действующим законодательством порядке не изменена, оснований для признания незаконным предписания и его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Кобелева А. А. к Управлению Росреестра по Архангельской области и Ненецкому автономному округу о признании незаконным и отмене предписания об устранении выявленного нарушения требований земельного законодательства № 09-16/19-60 от 14 мая 2019 года – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд г. Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.Л. Дракунова