Судья Сорина Е.В.
Дело №7-885/218 / 12-381/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 29 мая 2018 года
Судья Пермского краевого суда Филатова Е.С., рассмотрев в судебном заседании жалобу защитника Шаламовой Натальи Николаевны на постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 20.04.2018 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.11.15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении открытого акционерного общества «Российское железные дороги»,
у с т а н о в и л а:
Постановлением судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми ОАО «РЖД» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150000 рублей.
В жалобе защитник ОАО «РЖД» по доверенности Шаламова Н.Н. просит об отмене данного постановления и прекращении производства по делу, указывая на необоснованное назначение административного наказания в виде штрафа в размере, существенно превышающем нижний размер наказания, предусмотренного санкцией ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ, а также на отсутствие доказательств совершения ОАО «РЖД» вмененного ему административного правонарушения.
В судебном заседании защитник ОАО «РЖД» по доверенности Яковлев А.Н. на удовлетворении жалобы настаивал.
Изучив доводы жалобы, заслушав защитника Яковлева А.Н., исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья краевого суда приходит к следующему.
Часть 1 ст.11.15.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности, совершенные по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
В соответствии с ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от ста тысяч до двухсот тысяч рублей либо административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Статьей 1 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» определено, что под обеспечением транспортной безопасности понимается реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; к субъектам транспортной инфраструктуры отнесены юридические и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств или использующие их на ином законном основании.
В силу ч.1 ст.4 названного Федерального закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Субъекты транспортной инфраструктуры и перевозчики несут ответственность за неисполнение требований в области обеспечения транспортной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.3 ст.12 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ).
Из материалов дела следует, что ОАО «РЖД» эксплуатирует объект транспортной инфраструктуры - железнодорожный вокзал «Левшино» (включен в реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств 13.04.2012 под реестровым номером ЖВК326036, ему присвоена вторая категория транспортной безопасности).
Согласно ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта. Указанные Требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры.
С 01.07.2017 действуют утвержденные постановлением Правительства РФ от 26.04.2017 №495 Требования по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта (далее Требования ОТИ). Ранее применялись Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, утвержденные приказом Минтранса РФ от 08.02.2011 № 43.
В ходе проведения должностными лицами Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Приволжскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАН НОТБ ПФО Ространснадзора) 02.02.2018 внеплановой выездной проверки в отношении железнодорожного вокзала станции Левшино Свердловской дирекции пассажирских обустройств – структурного подразделения Центральной дирекции пассажирских обустройств – филиала ОАО «РЖД» выявлены нарушения требований п.п. 10, 25, 27, 32, 33, 35, 37 п. 5, п.п. 2 п.9 Требований ОТИ, ч.8 ст.12.12 Федерального закона от 09.02.2007 №16-ФЗ, а именно: на объекте транспортной инфраструктуры не выделен и не оборудован пост (пункт) управления обеспечением транспортной безопасности объекта; не обеспечены накопление, обработка и хранение в электронном виде, а также передача данных с технических средств обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры уполномоченным подразделениям органов ФСБ и Ространснадзора, не организованы пропускной и внутриобъектовый режимы на объекте транспортной инфраструктуры в соответствии с организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, и утвержденным планом обеспечения транспортной безопасности с учетом Правил допуска на объект транспортной инфраструктуры согласно положению к Требованиям, не обеспечено воспрепятствование проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры вне КПП, воспрепятствование проникновению в зону транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры нарушителя, пытающегося совершить акт незаконного вмешательства, в том числе подготовленного нарушителя, использующего автотранспортные средства, самоходную технику, машины и механизмы; объект транспортной инфраструктуры не оснащен предусмотренными ч.8 ст.12.2 Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2007 техническими средствами обеспечения транспортной безопасности в соответствии с утвержденным планом, не обеспечен необходимый количественный и качественный состав технических систем и средств досмотра, а также их размещение в целях выявления предметов и веществ, которые запрещены или ограничены для перемещения в перевозочный сектор зоны транспортной безопасности объекта транспортной безопасности.
Внеплановая проверка была проведена с целью государственного контроля (надзора) за исполнением ОАО «РЖД» выданного предписания от 03.02.2017 №6 ПР-02ЖД/17. О ее проведении ОАО «РЖД» было извещено заблаговременно (уведомление получено 10.01.2018). Нарушений требований Федерального закона №294-ФЗ от 26.12.2008 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», которые бы повлияли на результаты проверки и ее законность, не допущены.
По результатам данной проверки составлен акт №ПР-03ЖД/18, в котором подробно отражены все выявленные нарушения. Акт подписан начальником железнодорожного вокзала станции Левшино, а также государственными транспортными инспекторами, проводившими проверку.
Оснований не доверять акту не имеется. Сторона защиты не оспаривает фактическое наличие нарушений, которые послужили основанием для привлечения ОАО «РЖД» к административной ответственности по ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Относительно доводов о том, что требования по обеспечению транспортной безопасности согласно ч.2 ст.9 Федерального закона №16-ФЗ от 09.02.2017 реализуются не в произвольном порядке, а в соответствии с планом обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры, реализация плана осуществляется поэтапно в соответствии с установленными сроками и этапами реализации, существующий план ОТБ вокзала Левшино был разработан и утвержден в соответствии с ранее действовавшими Требованиями, в связи с чем и с изменившимися характеристиками реализация плана в части оснащения вокзала оборудованием и иными средствами защиты была приостановлена, необходимо проведение дополнительной оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры ОАО «РЖД», то они являлись предметом проверки при рассмотрении дела об административном правонарушении, в постановлении им дана надлежащая оценка.
С учетом данных защитником пояснений следует согласиться с выводами судьи о том, что в имеющемся плане, на который ссылается защитник, отсутствуют сроки реализации плана, поскольку указание на сроки, предусмотренные инвестиционной программой, не содержит каких-либо временных рамок и не может быть отнесено к понятию срока.
В силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ, юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исходя из положений Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», Требований по обеспечению транспортной безопасности, ОАО «РЖД» является субъектом транспортной инфраструктуры на железнодорожном вокзале Левшино, и в силу своего правового статуса обязано было принять все зависящие от него меры по соблюдению правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
В соответствии с п.п.5.7, 5.8 Требований, действовавших ранее, обязанность обеспечить проведение оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и утверждение в установленном порядке результатов оценки уязвимости ОТИ должна была быть исполнена субъектами транспортной инфраструктуры в течение трех месяцев с момента получения уведомления о включении ОТИ в Реестр категорированных Объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств о присвоенной категории ОТИ, а обязанность разработать и утвердить план обеспечения транспортной безопасности ОТИ в течение - трех месяцев и реализовать его - в течение шести месяцев с момента утверждения результатов оценки уязвимости ОТИ.
Ныне действующие Требования обязывают субъекты транспортной инфраструктуры в целях обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры, реализовать план обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры II категории - в течение 2 лет со дня включения в реестр объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств
Исходя из даты внесения спорного объекта в соответствующий Реестр, ОАО «РЖД» в любом случае следовало на 02.02.2018 исполнить свои обязанности как субъекта транспортной инфраструктуры по обеспечению безопасности объекта транспортной инфраструктуры.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех зависящих от него мер по соблюдению правил и норм, тогда как в материалах настоящего дела отсутствуют доказательства, подтверждающие тот факт, что ОАО «РЖД» в ходе осуществления своей деятельности приняты все зависящие от него меры по выполнению требований по обеспечению транспортной безопасности, а также не имеется доказательств, свидетельствующих об отсутствии у названного юридического лица реальной возможности соблюдения требований действующего законодательства, принятия всех направленных на предупреждение совершения административного правонарушения мер.
Приведенные стороной защиты доводы не могут повлиять на законность оспариваемого постановления, так как по смыслу закона обеспечение безопасности транспортного объекта является безусловной обязанностью субъекта транспортной инфраструктуры, напрямую вытекающей из сферы его хозяйственной деятельности, не опровергают наличие в действиях ОАО «РЖД» объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ.
Административное наказание назначено ОАО «РЖД» с соблюдением установленного срока давности для данной категории дел, в пределах санкции ч.2 ст.11.15.1 КоАП РФ. При том, что судьей районного суда не были установлены смягчающие административную ответственность юридического лица обстоятельства, основания для назначения административного наказания в минимальном размере у него отсутствовали. В настоящее время о наличии таких обстоятельств не заявлялось. Кроме того, судьей районного суда не установлено исключительных обстоятельств, которые бы позволили применить положения ч.3.2 ст.4.1 КоАП РФ. С выводами судьи районного суда следует согласиться.
С учетом изложенного оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления от 20.04.2018 не имеется.
Руководствуясь п.1 ч.1 ст.30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л а:
Постановление судьи Орджоникидзевского районного суда г. Перми от 20.04.2018 оставить без изменения, жалобу защитника Шаламовой Натальи Николаевны – без удовлетворения.
Решение вступило в законную силу.
Судья – подпись