Решение по делу № 2а-902/2019 от 26.06.2019

Дело № 2а – 902/2019

УИД 24RS0012-01-2019-000741-83

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

20 сентября 2019 года г.Дивногорск

Дивногорский городской суд Красноярского края в составе:

судьи Боровковой Л.В.,

при секретаре Соловьевой К.Н.,

с участием прокурора – заместителя прокурора г.Дивногорска Полищука И.А.,

представителя административного ответчика Шкоморода Н.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора г.Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц к администрации г.Дивногорска о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на обеспечение комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры г.Дивногорска в части территории земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, возложении обязанности по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории земельных участков, программы комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г.Дивногорска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском (с учетом уточнений) к администрации г.Дивногорска о признании незаконным бездействия по непринятию мер, направленных на обеспечение комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры городского округа город Дивногорск в части территории земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, за индивидуальным поселком, кадастровый квартал , возложении на администрацию г.Дивногорска в течение года с момента вступления решения суда в законную силу обязанности разработать и утвердить проект планировки и межевания территории земельных участков, предоставленных гражданам для ИЖС и расположенных по вышеуказанному адресу, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программы комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры городского округа город Дивногорск в части территории земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, за индивидуальным поселком, кадастровый квартал мотивируя свои требования тем, что при проведении прокуратурой г.Дивногорска проверки соблюдения законодательства при выделении администрацией г.Дивногорска земельных участков многодетным семьям установлено, что органом местного самоуправления на основании распоряжений администрации г.Дивногорска в период с 2011 по 2016 годы предоставлено 193 земельных участка, расположенных по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, за индивидуальным поселком, кадастровый квартал вместе с тем, в нарушение требований п.23 ст.1, ст.ст.26,41,42, 43,45 Градостроительного кодекса РФ, п.п. 4,5,7,26 ч.1 ст.16 ФЗ от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» администрацией г.Дивногорска в установленном законом порядке проекты планировки и межевания территории земельных участков в кадастровом квартале а также программы комплексного развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры г.Дивногорска в части территории земельных участков, расположенных в кадастровом квартале не утверждены.

В отсутствие указанных документов граждане, которым предоставлены земельные участки для ИЖС, находятся в состоянии правовой и информационной неопределенности относительно возможности проживания на указанной территории, в условиях отсутствия вышеперечисленной инфраструктуры, отлаженной работы экстренных служб, получения коммунальных и других услуг.

В отсутствие утвержденных в установленном порядке проектов планировки и межевания территории, а также программ комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры в части территории указанных земельных участков невозможно обеспечение их коммунальной и транспортной инфраструктурой.

Прокурор Полищук И.А. в судебном заседании уточненное административное исковое заявление поддержал по основаниям, аналогичным изложенным в административном иске и уточнении к нему.

Представитель административного ответчика Шкоморода Н.В. в судебном заседании просил в удовлетворении административного искового заявления отказать по основаниям, изложенным в возражениях, пояснил, что в настоящее время нецелесообразно проводить работы по разработке документации по планировке территории, поскольку границы земельных участков, внесенных в ЕГРН, не соответствуют принятым на территории МО г.Дивногорск Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Дивногорского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ, и генеральному плану МО г.Дивногорск, утвержденному решением Дивногорского городского Совета депутатов от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ администрацией г.Дивногорска заключен муниципальный контракт на разработку проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки, работы по которому завершены, отделом архитектуры и градостроительства проведена проверка внесения изменений в генеральный план городского округа г.Дивногорск на соответствие требованиям технических регламентов, комплексным программам развития муниципальных образований, положениям о территориальном планировании, схемам территориального планирования и местным нормативам градостроительного проектирования с учетом границ зон охраны объектов культурного наследия и проверка подготовленного проекта внесения изменений в Правила землепользования и застройки на соответствие требованиям технических регламентов, генеральному плану городского округа, схемам территориального планирования РФ.

По результатам рассмотрения проекта внесения изменений в генеральный план администрацией г.Дивногорска получены отрицательные заключения указанного проекта от министерства экономического развития, Правительства Красноярского края.

Кроме того, распоряжением администрации г.Дивногорска от ДД.ММ.ГГГГ назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в генеральный план МО г.Дивногорск с разработкой генеральных планов п.Бахта, п.Верхняя Бирюса, п.Манский, с.Овсянка, п.Слизнево, п.Усть-Мана, п.Хмельники, которые проведены комиссией по проведению публичных слушаний по проекту внесения изменений в генеральный план, выдано заключение, на основании которого проект отклонен и направлен на доработку исполнителю работ.

Также администрацией г.Дивногорска постановлением от ДД.ММ.ГГГГ создана согласительная комиссия по урегулированию замечаний к проекту внесения изменений в генеральный план городского округа город Дивногорск, ДД.ММ.ГГГГ проведено заседание.

Также в 1У квартале 2019 года администрацией города будут назначены публичные слушания по проекту внесения изменений в Правила землепользования и застройки, принятие которых планируется в 1 квартале 2020 года при условии поступления заключений уполномоченного Правительством РФ федерального органа исполнительной власти, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, а также муниципальных образований, имеющих смежную границу с МО г.Дивногорск, о согласии с представленным проектом генерального плана городского округа город Дивногорск.

Таким образом, учитывая комплексный подход к разработке документов территориального планирования и градостроительного зонирования, а также реализации мероприятий, установленных в указанных документах, проведение работ по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории земельных участков, расположенных за индивидуальным поселком г.Дивногорска, в течение года с момента вступления решения суда в законную силу, а также разработка и утверждение программы комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры в части территории указанных земельных участков в течение года с момента вступления решения суда в законную силу невозможно.

Более того, ст.26 ГрК РФ не предусмотрен принцип реализации документов территориального планирования путем разработки и утверждения программы комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры части городского округа. Кроме того, пояснил, что межевание земельных участков, выделенным многодетным семьям за индивидуальным поселком г.Дивногорска, проведено.

Представитель административного ответчика Кудашова С.В. в предыдущих судебных заседаниях полагал административный иск не подлежащим удовлетворению по основаниям, изложенным в возражениях на иск, кроме того, полагал, что данный иск должен быть оставлен без рассмотрения, поскольку круг лиц, права которых, по мнению прокурора, нарушены, определен.

Представитель заинтересованного лица - МКУ «Архитектурно - планировочное бюро», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу п.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения административного дела, направил отзыв на административное исковое заявление, в котором просил в удовлетворении исковых требований отказать.

Представитель заинтересованного лица - МКУ «Городское хозяйство города Дивногорска», надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания, в судебное заседание не явился, однако его неявка в силу п.6 ст.226 КАС РФ не является препятствием для рассмотрения административного дела.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.

Из материалов дела усматривается, что в рамках реализации Закона Красноярского края от 04.12.2008 № 7-2542 «О регулировании земельных отношений в Красноярском крае» на основании распоряжений администрации г.Дивногорска в периоды с 2011 по 2012 годы многодетным семьям за индивидуальным поселком г.Дивногорска было выделено 193 земельных участка.

В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Частью 1 ст. 39 КАС РФ определено, что прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судом установлено, что проект планировки и межевания территории за индивидуальным поселком г.Дивногорска в настоящее время органом местного самоуправления г.Дивногорска не утвержден, не разработаны и не утверждены программы комплексного развития систем коммунальной, социальной инфраструктуры.

Обращаясь в суд, прокурор указывал на то, что бездействие органов местного самоуправления нарушает права неопределенного круга лиц, которым предоставлены земельные участки за индивидуальным поселком г.Дивногорска, поскольку они находятся в состоянии правовой и информационной неопределенности относительно возможного проживания на вышеуказанной территории, в отсутствие социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры.

При этом суд находит несостоятельными доводы представителя административного ответчика Кудашовой С.В. о том, что прокурор обращается в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц, тем не менее, в данном случае круг лиц, т.е. собственников земельных участков, может быть индивидуализирован, поскольку круг собственников земельных участков, а также членов их семей в силу миграционных процессов и совершения сделок может меняться, что не позволяет определить конкретный и окончательный круг граждан, в интересах которых предъявлено административное исковое заявление.

В условиях индивидуального жилищного строительства реализация права на жилище предполагает не только постройку дома, но и обеспечение возможности его использования по прямому назначению в условиях населенного пункта.

Оспариваемое бездействие органа местного самоуправления нарушает интересы неопределенного круга лиц, а также следующие из принципов, закрепленных в ст. 1 Земельного кодекса Российской Федерации и ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации: в пользовании земельными участками в соответствии с их правовым режимом, определенным исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, с учетом природных, социальных, экономических и иных факторов, обеспечивающих устойчивое развитие территорий на основе территориального планирования и градостроительного зонирования, осуществление строительства на основе документов территориального планирования, правил землепользования и застройки и документации по планировке территории, что обеспечивает сочетание интересов общества и законных интересов граждан.

В соответствии с п. 23 ст. 1 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа - документы, устанавливающие перечни мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции систем электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых бытовых отходов, которые предусмотрены соответственно схемами и программами развития единой национальной (общероссийской) электрической сети на долгосрочный период, генеральной схемой размещения объектов электроэнергетики, федеральной программой газификации, соответствующими межрегиональными, региональными программами газификации, схемами теплоснабжения, схемами водоснабжения и водоотведения, территориальными схемами в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселения, городского округа разрабатываются и утверждаются органами местного самоуправления поселения, городского округа на основании утвержденных в порядке, установленном настоящим Кодексом, генеральных планов таких поселения, городского округа и должны обеспечивать сбалансированное, перспективное развитие систем коммунальной инфраструктуры в соответствии с потребностями в строительстве объектов капитального строительства и соответствующие установленным требованиям надежность, энергетическую эффективность указанных систем, снижение негативного воздействия на окружающую среду и здоровье человека и повышение качества поставляемых для потребителей товаров, оказываемых услуг в сферах электро-, газо-, тепло-, водоснабжения и водоотведения, а также услуг по обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.

Постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 502 утверждены требования к программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Постановлением Правительства РФ от 01 октября 2015 года № 1050 утверждены требования к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов.

Постановлением Правительства РФ от 25 декабря 2015 года № 1440 утверждены требования к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов.

Приведенными требованиями определены органы, разрабатывающие и утверждающие программы, мероприятия, включаемые в программы, сроки, на которые разрабатываются программы; в качестве таких органов определены и органы местного самоуправления городских округов.

Деятельность по планировке территории является одним из видов градостроительной деятельности по развитию территорий (статья 1 ГрК РФ). Видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории; проект межевания территории (статья 41 ГрК РФ).

Подготовка проектов планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления границ территорий общего пользования, границ зон планируемого размещения объектов капитального строительства, определения характеристик и очередности планируемого развития территории (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 43 ГрК РФ подготовка проекта межевания территории осуществляется применительно к территории, расположенной в границах одного или нескольких смежных элементов планировочной структуры, границах определенной правилами землепользования и застройки территориальной зоны и (или) границах установленной схемой территориального планирования муниципального района, генеральным планом поселения, городского округа функциональной зоны.

Органы местного самоуправления городского округа (глава местной администрации поселения или глава местной администрации городского округа) утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ).

Проект планировки территории и проект межевания подлежат обязательному опубликованию, что предусмотрено частями 15 и 16 ст. 45 ГрК РФ.

Согласно п. 4, 5, 7, 26 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе:

организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации;

дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасности дорожного движения на них;

создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа;

утверждение генеральных планов муниципального, городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение подготовленной на основе генеральных планов муниципального, городского округа документации по планировке территории.

В соответствии с п. 5.1 ст. 26 ГрК РФ программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, программы комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов разрабатываются органами местного самоуправления поселений, городских округов и подлежат утверждению органами местного самоуправления таких поселений, городских округов в шестимесячный срок с даты утверждения генеральных планов соответствующих поселений, городских округов.

Решением Дивногорского городского Совета депутатов от 20 декабря 2012 года № 29-187 – ГС утвержден генеральный план муниципального образования г. Дивногорск с разработкой генеральных планов п. Бахта, п. Верхняя Бирюса, п. Манский, с. Овсянка, п. Слизнево, п. Усть-Мана, п. Хмельники.

В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" положения ч. 5.1 ст. 26 Градостроительного кодекса РФ применяются к правоотношениям, связанным с утверждением программ комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов и возникшим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона. При наличии генеральных планов поселений и генеральных планов городских округов, утвержденных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры соответствующих поселений, городских округов должны быть разработаны и утверждены не позднее 1 января 2014 года.

Вместе с тем, программы комплексного развития транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры городского округа город Дивногорск до настоящего времени не утверждены.

Согласно положениям ч. ч. 9, 11 ст. 226 КАС РФ соответствие принятого решения требованиям закона, в том числе соблюдение порядка принятия оспариваемого решения в случае, если такой порядок установлен, подлежит доказыванию органом, лицом, наделенным государственными или иными публичными полномочиями и принявшим оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие); обстоятельства того, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соблюдены ли сроки обращения в суд, подлежат доказыванию административным истцом.

С учетом того, что вышеприведенными нормами установлен порядок и сроки утверждения программ комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры, а также проекта планировки и межевания территории, на административном ответчике лежала процессуальная обязанность представить доказательства надлежащего исполнения приведенных требований закона. Таких доказательств административным ответчиком не представлено.

При этом прокурором как административным истцом факты наличия нарушения прав и законных интересов неопределенного круга лиц оспариваемым бездействием доказаны, так как в отсутствие названных документов граждане, которым предоставлены земельные участки для индивидуального жилищного строительства, находятся в состоянии правовой и информационной неопределенности относительно возможности проживания на территории индивидуального жилищного строительства за индивидуальным поселком г.Дивногорска.

Как указывал в административном исковом заявлении прокурор и не было оспорено ответчиком, на территории индивидуальной жилищной застройки за индивидуальным поселком г.Дивногорска не созданы условия, позволяющие полноценно эксплуатировать построенные и строящиеся дома, использовать их как постоянное место жительства, благоустроенное применительно к условиям населенного пункта, что выражается в отсутствии дорог, возможности технологического присоединения к сетям электроснабжения и водоснабжения, тогда как именно муниципальное образование осуществляет планирование и строительство дорог и инженерных сетей в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, которым предусматривается принятие документов территориального планирования в качестве условия застройки территории.

Пунктом 1 ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 07 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на органы местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях возложена обязанность по организации водоснабжения населения.

В соответствии с ч. 3 ст. 19 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

Согласно положениям ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений     в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Вместе с тем, администрацией г.Дивногорска до настоящего времени не разработан и не утвержден проект планировки и межевания территории земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства и расположенных за индивидуальным поселком г.Дивногорска.

Суд также находит правомерными требования о возложении обязанности по разработке и утверждению проекта планировки и межевания территории за индивидуальным поселком, поскольку строительство дорог, улиц и т.п. возможно только при наличии проекта межевания.

Таким образом, судом установлено, что административным ответчиком допущено противоправное бездействие в части несоблюдения сроков и порядка принятия приведенных документов.

Суд также находит правомерным установление годичного срока для исполнения судебного решения, поскольку он является разумным, кроме того, при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления, должник вправе в порядке исполнения поставить перед судом вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175 – 180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации г.Дивногорска по непринятию мер, направленных на обеспечение комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры городского округа город Дивногорск в части территории земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства и расположенных по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, за индивидуальным поселком, кадастровый квартал

Обязать администрацию г.Дивногорска в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить проект планировки и межевания территории земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства и расположенных по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, за индивидуальным поселком, кадастровый квартал

Обязать администрацию г.Дивногорска в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу разработать и утвердить программы комплексного развития социальной, коммунальной и транспортной инфраструктуры городского округа город Дивногорск в части территории земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства и расположенных по адресу: Красноярский край, г.Дивногорск, за индивидуальным поселком, кадастровый квартал

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья

СОГЛАСОВАНО

Судья _________________________Л.В. Боровкова

2а-902/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор г. Дивногорска
Ответчики
администрация г. дивногорска
Другие
МКУ "Городское хозяйство"
МКУ "Архитектурно-планировочное бюро"
Суд
Дивногорский городской суд Красноярского края
Дело на сайте суда
divnogorsk.krk.sudrf.ru
22.03.2020Регистрация административного искового заявления
22.03.2020Передача материалов судье
22.03.2020Решение вопроса о принятии к производству
22.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.03.2020Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
22.03.2020Предварительное судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Судебное заседание
22.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.01.2020Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее