Дело № 2а-142/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 мая 2020 года село Нижняя Омка
Нижнеомский районный суд Омской области в составе судьи Шаульского А.А., при секретаре Малородовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия по не установке металлических контейнеров на площадках для накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по установке металлических контейнеров, ограждений и бордюров,
Суд, -
Установил:
Прокурор Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц обратился с административным иском к администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия по не установке металлических контейнеров на площадках для накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по установке металлических контейнеров, ограждений и бордюров, указывая в обоснование, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что на установленных на территории Нижнеомского района площадках отсутствуют ограждение и бетонные бортовые камни (бордюр).
В ходе подготовки дела к судебному разбирательству прокурор района уточнил исковые требования, указав местонахождения соответствующих контейнерных площадок, просил суд обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 01.09.2020 в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.3550-19, СанПин 2.1.2.2645-10 установить металлические контейнеры (бункеры) на площадках для накопления твердых коммунальных отходов, на площадки для накопления твердых коммунальных отходов по указанным адресам установить ограждения и бетонные бортовые камни по следующим адресам: <адрес>, ; <адрес>, <адрес> на двух площадках; <адрес>, <адрес>.
Так же прокурор района просил обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 01.09.2020 по адресу: <адрес>, обустроить площадку для накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.3550-19, СанПин 2.1.2.2645-10 с установлением на нее контейнеров (бункера).
В обоснование иска указал, что непринятие мер по надлежащему обустройству на территории Нижнеомского муниципального района мест (площадок) накопления ТКО препятствует организации на территории района накопления ТКО в соответствии с требованиями законодательства, а также приводит к образованию стихийных несанкционированных свалок, что нарушает права граждан (неопределенного круга лиц) на благоприятную окружающую среду.
В ходе судебного заседания прокурор Нижнеомского района Омской области Кирилин С.В. поддержал заявленные требования в полном объеме, суду пояснил, что схемы размещения свалок относятся к предмету компетенции органов местного самоуправления. Суду пояснил, что в Нижнеомском районе Омской области утверждено 98 мест накопления твердых бытовых отходов, 53 из которых не оборудованы площадками, в отношении данных объектов прокурорская проверка продолжается, их обследование ограничено чрезвычайной ситуацией, связанной с короновирусом.
В отношении других, обследованных 47 мест складирования, в 1 (одном) случае, в <адрес>, отсутствует площадка, в других местах площадка имеется, однако отсутствуют контейнеры для сбора мусора (бункеры), площадки не ограждены и не имеют бордюров.
Представитель ответчика, администрации Нижнеомского муниципального района Омской области Саляева Н.А. признала заявленные требования в полном объеме.
Суд, выслушав представителей административного истца, ответчика, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
Пунктом 1 статьи 13.4 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Накопление отходов может осуществляться путем их раздельного складирования по видам отходов, группам отходов, группам однородных отходов (раздельное накопление) (пункт 2).
Согласно пункту 14 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относятся участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.
В соответствии с пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; организация экологического воспитания и формирования экологической культуры в области обращения с твердыми коммунальными отходами. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территориях сельских поселений. (пункт 3 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ). В соответствии с пунктом 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ к вопросам местного значения муниципального района относится участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.
Пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления ТКО и ведения их реестра, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2018 года N 1039, предусмотрено, что места (площадки) накопления ТКО создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Согласно правовым позициям, изложенным Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 26 апреля 2016 года N 13-П, органы местного самоуправления должны участвовать в реализации экологической функции, поскольку обеспечение благоприятных экологических условий жизнедеятельности населения по месту жительства согласуется с основной целью местного самоуправления, заключающейся в удовлетворении основных жизненных потребностей населения муниципальных образований. Это предполагает, что на органы местного самоуправления могут быть возложены обязанности как по созданию условий для надлежащего исполнения субъектами природопользования своих обязанностей по устранению причиненного природным объектам вреда, так и по обеспечению проведения за счет собственных сил и средств мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения, если выявленный факт не является следствием невыполнения или ненадлежащего выполнения конкретным лицом своих обязанностей, связанных с использованием того или иного земельного участка на территории данного муниципального образования. Содержание данной компетенции также предполагает возложение на органы местного самоуправления обязанности осуществления организационных мер, включая оказание регулирующего, распорядительного, контрольного и иного организационно-властного воздействия, направленного на создание необходимых условий для эффективной очистки территории муниципального образования от бытовых и промышленных отходов.
Таким образом, органы местного самоуправления муниципальных районов несут обязанность по проведению за счет муниципального образования мероприятий по ликвидации загрязнения территории муниципального образования отходами, образовавшимися в результате жизнедеятельности населения в соответствии с требованиями санитарно- эпидемиологического законодательства, отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. (ст.22 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".
В соответствии с п.п. 2.1, 2.8 СанПиН 2.1.7.3550-19, п 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта, также контейнерные площадки - места накопления ТКО должны иметь водонепроницаемое покрытие с уклоном для отведения талых и дождевых сточных вод, а также ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Требования безопасности эксплуатации отходов предусматривают, что на территории домовладений должны быть выделены специальные площадки для размещения контейнеров с удобными подъездами для транспорта. Площадка должна быть открытой, с водонепроницаемым покрытием и желательно огражденной зелеными насаждениями (п. 2.1.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест").
Согласно п. 2.2.3 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территории населенных мест" площадки для установки контейнеров должны быть удалены от жилых домов, детских учреждений, спортивных площадок и от мест отдыха населения на расстояние не менее 20 м, но не более 100 м. Размер площадок должен быть рассчитан на установку необходимого числа контейнеров, но не более 5.
Пунктом 2.2.2 СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест" предусмотрено, что для сбора твердых бытовых отходов следует применять в благоустроенном жилищном фонде стандартные металлические контейнеры. В домовладениях, не имеющих канализации, допускается применять деревянные или металлические сборники.
Согласно п. 8.2.5 СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" для установки контейнеров должна быть оборудована специальная площадка с бетонным или асфальтовым покрытием, ограниченная бордюром и зелеными насаждениями (кустарниками) по периметру и имеющая подъездной путь для автотранспорта.
В пункте 8.2.4. СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях" указано, что контейнеры и другие емкости, предназначенные для сбора бытовых отходов и мусора, должны вывозиться или опорожняться ежедневно.
В соответствии с пунктами 3.7.1, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170 "Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда" организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать: установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, а в неканализированных зданиях иметь, кроме того, сборники (выгребы) для жидких отходов; своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием; организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов; свободный подъезд и освещение около площадок под установку контейнеров и мусоросборников; содержание в исправном состоянии контейнеров и мусоросборников для отходов (кроме контейнеров и бункеров, находящихся на балансе других организаций) без переполнения и загрязнения территории. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений.
Постановлением администрации Нижнеомского района Омской области N 596-П от 21.12.2018 г. "Об упорядочивании обустройства мест (площадок) накопления ТБО и ведения их реестра на территории сельских поселений Нижнеомского муниципального района Омской области» утверждены места накопления ТБО на территории муниципального района.
Однако, истцом были представлены доказательства, что часть имеющихся площадок л.д. (44-61) не отвечает предъявляемым требованиям, в то же время, представитель ответчика признал, что все площадки не отвечают предъявляемым требованиям, не имеют ограждений и бордюров.
Согласно п.2.11.5 Правил благоустройства территории <адрес> утв. Решением Совета Нижнеомского сельского совета Нижнеомского муниципального района Омской области от ДД.ММ.ГГГГ, обязательный элемент благоустройства на площадке для установки мусоросборника, включает, твердое покрытие, контейнеры для сбора твердых бытовых отходов, осветительное оборудование, ограждении с трех сторон высотой не менее 1.5 м.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика обязанность устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно п. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что контейнерные площадки для накопления твердых коммунальных отходов не соответствуют требованиям СанПиН 42-128-4690-88 "Санитарные правила содержания территорий населенных мест, на территории домовладении" и СанПиН 2.1.2.2645-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы", металлические контейнеры установлены на необорудованных площадках, не ограничены бордюром, не имеют ограждения, по адресу: <адрес> отсутствует сама площадка.
Суд соглашается с доводами прокурора, что непринятие ответчиком должных мер по обустройству соответствующих площадок в соответствии с требованиями действующего санитарно-эпидемиологического, природоохранного законодательства приводит к образованию стихийных, несанкционированных свалок, нарушает конституционные права граждан на благоприятную окружающую среду.
При указанных обстоятельствах, заявленные требования подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, ст.273 КАС РФ, суд:
р е ш и л :
Заявленные требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по не установке металлических контейнеров на площадках для накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать Администрацию Нижнеомского мунициплаьного района Омской области в срок до 01.09.2020 оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.3550-19, СанПин 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88j,jheljdfnm металлическими контейнерами, ограждениями и бетонными бортовыми камнями (бордюрами).
Обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 01.09.2020 по адресу: <адрес>, обустроить площадку для накопления твердых коммунальных отходов соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.3550-19, СанПин 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, оборудовать металлическими контейнерами, ограждением бетонными бортовыми камнями (бордюрами).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение 1 месяца со дня ознакомления с мотивированным решением в окончательной форме через Нижнеомский районный суд Омской области.
Председательствующий А.А.Шаульский
Решение суда в окончательной форме изготовлено 27. 05.2020 года
дело № 2а-143/2020 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть
30 апреля 2020 года село Нижняя Омка
Нижнеомский районный суд Омской области в составе судьи Шаульского А.А., при секретаре Малородовой Н.В., рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Нижнеомского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Нижнеомского муниципального района Омской области, о признании незаконным бездействия по не установке металлических контейнеров на площадках для накопления твердых коммунальных отходов, возложении обязанности по установке металлических контейнеров, ограждений и бордюров,
Суд, -
Решил:
Заявленные требования прокурора Нижнеомского района Омской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нижнеомского муниципального района Омской области по не установке металлических контейнеров на площадках для накопления твердых коммунальных отходов.
Обязать Администрацию Нижнеомского мунициплаьного района Омской области в срок до 01.09.2020 оборудовать контейнерные площадки, расположенные по адресам:
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
<адрес>
в соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.3550-19, СанПин 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88 металлическими контейнерами, ограждениями и бетонными бортовыми камнями (бордюрами).
Обязать администрацию Нижнеомского муниципального района Омской области в срок до 01.09.2020 по адресу: <адрес>, обустроить площадку для накопления твердых коммунальных отходов соответствии с требованиями СанПин 2.1.7.3550-19, СанПин 2.1.2.2645-10, СанПиН 42-128-4690-88, оборудовать металлическими контейнерами, ограждением бетонными бортовыми камнями (бордюрами).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд в течение 1 месяца со дня ознакомления с мотивированным решением в окончательной форме через Нижнеомский районный суд Омской области.
Председательствующий А.А.Шаульский