Решение по делу № 8Г-16027/2024 [88-19158/2024] от 21.05.2024

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД № 91RS0003-01-2023-001882-85

Дело № 88-19158/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-2423/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Краснодар                                11 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Фрид Е.К.,

судей Парамоновой Т.И., Щетининой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8 к администрации г. Симферополя Республики Крым о признании постановления незаконным, признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок

по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности Абдуллаевой Э.С. на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., судебная коллегия

установила:

ФИО9 обратилась в суд с иском к администрации г. Симферополя Республики Крым о признании незаконным постановления № 2359 от 3 апреля 2020 года «Об отказе в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым ФИО10.», признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, в районе Новониколаевка (поз. по ГП-39), на основании решения 54-й Сессии V созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым № 870 от 26 ноября 2009 года «О разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам - предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в г. Симферополе».

В обоснование требований указала, что решением Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым № 870 от 26 ноября 2009 года ФИО11. разрешена разработка проектов землеустройства по отводу земельных участков. Истец обратилась с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность, площадью 598 кв. м, по <адрес>, но постановлением администрации г. Симферополя Республики Крым от 3 апреля 2020 года № 2359 ей было отказано в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, в качестве основания указано на наличие обстоятельств, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации. С данным отказом истец не согласна.

Решением Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 октября 2023 года исковые требования удовлетворены. Признано незаконным постановление администрации г. Симферополя Республики Крым от 3 апреля 2020 года № 2359 «Об отказе в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав в муниципальном образовании городской округ Симферополь Республики Крым ФИО12.». За ФИО13 признано право на завершение оформления права собственности на земельный участок, расположенный в <адрес>, на основании решения 54-й сессии V созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым № 870 от 26 ноября 2009 года «О разрешении разработки проектов землеустройства по отводу земельных участков, передаче гражданам Украины, юридическим и физическим лицам - предпринимателям земельных участков в собственность, постоянное пользование, аренду в г. Симферополе» в отношении ФИО14

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30 января 2024 года решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 октября 2023 года отменено в части удовлетворения исковых требований о признании за ФИО15 права на завершение оформления права собственности на земельный участок. В отмененной части по делу принято новое решение об отказе в удовлетворении иска. В остальной части решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе представитель ответчика ФИО16 просит отменить судебные постановления, направить дело на новое рассмотрение в связи с ошибками в применении и толковании норм права. В обоснование жалобы указано, что суды не проверили в достаточной мере доводы ответчика, не дали надлежащей правовой оценки предоставленным доказательствам и материалам дела. На момент вступления в законную силу Федерального закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ у ФИО17. отсутствовало право на оформление в собственность земельного участка на основании распоряжения, в связи с чем, у нее отсутствует право, предусмотренное частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым».

Лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (4kas.sudrf.ru), в судебное заседание не явились, об уважительности причин неявки суду не сообщили, в связи с чем, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции рассматривает дело в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении.

Согласно части 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения ввиду следующего.

Как установлено судами и усматривается из материалов дела, 26 ноября 2009 года решением 54-й сессий V созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым № 870 ФИО18 было разрешено выполнить проекты землеустройства по отводу земельных участков в собственность, аренду для строительства и обслуживания жилого дома по <адрес> (поз. по ГП 39), площадью 0,0598 га.

17 февраля 2020 года ФИО19 обратилась в администрацию г. Симферополя Республики Крым с заявлением о предоставлении земельного участка в частную собственность для индивидуального жилищного строительства по <адрес> на основании статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» в порядке завершения оформления прав на земельный участок, начатое до вступления Республики Крым в состав Российской Федерации.

С заявлением, в том числе, представлен межевой план, подготовленный в связи с образованием земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности по <адрес>, площадью 598 кв. м. Указано, что границы земельного участка существуют на местности более 15 лет, закреплены с помощью объектов искусственного происхождения, их местоположение не менялось.

Постановлением администрации г. Симферополя № 2359 от 3 апреля 2020 года было отказано в предоставлении ФИО20 в порядке завершения оформления прав земельного участка, площадью 598 кв. м, по <адрес> по причине того, что обратившееся лицо не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов, поскольку решение № 3870 от 26 ноября 2009 года утратило силу.

Из уведомления от 14 августа 2023 года следует, что в ЕГРН земельный участок по <адрес> на кадастровый учет не поставлен.

Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции, с которым в части согласился Верховный суд Республики Крым, оценив представленные сторонами доказательства по правилам статей 56, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, руководствуясь положениями статьи 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, нормами Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», исходил из того, что положения статьи 51 Земельного кодекса Украины (в редакции от 16 сентября 2008 года), устанавливающей срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка, были отменены с 10 декабря 2009 года Законом Украины от 5 ноября 2009 года № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю», таким образом, суд пришел к выводу, что решение 54-й сессии V созыва Симферопольского городского совета Автономной Республики Крым № 870 от 26 ноября 2009 года является тем документом, на основании которого осуществляется завершение оформления прав на земельный участок бессрочно.

При этом суд апелляционной инстанции отменил решение районного суда в части удовлетворения требований о признании за ФИО21. права на завершение оформления прав на спорный земельный участок.

Решение суда и апелляционное определение обжалуются в части удовлетворения иска ФИО22 следовательно, оснований для его проверки в полном объеме в силу ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не имеется.

Кассационный суд соглашается с данными выводами судов первой и апелляционной инстанций как основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.

Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2025 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, отношений в области градостроительной деятельности (с учетом особенностей, предусмотренных частью 1.4 настоящей статьи) могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

На основании статьи 2 Закона Республики Крым от 15 января 2015 года № 66-ЗРК/2015 «О предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и некоторых вопросах земельных отношений» заявления о предоставлении земельных участков, об утверждении схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории, об установлении сервитута, о заключении соглашения о перераспределении земельных участков и иные заявления, связанные с возникновением, изменением, прекращением прав на земельные участки, рассматривает Совет министров Республики Крым или уполномоченный Советом министров Республики Крым исполнительный орган государственной власти Республики Крым в случаях, установленных Советом министров Республики Крым, - в отношении земельных участков, находящихся в государственной собственности, в порядке, установленном Советом министров Республики Крым.

Частью 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года (далее - решение о разрешении на разработку документации), в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Постановлением Совета министров Республики Крым от 2 сентября 2014 года № 313 утвержден Порядок переоформления прав или завершения оформления прав на земельные участки на территории Республики Крым (далее - Порядок), согласно пункту 4 которого завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления, органа исполнительной власти о даче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка, технической документации по землеустройству относительно установления (восстановления) границ земельного участка в натуре (на местности), принятых с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

Для завершения оформления или переоформления прав на земельные участки заинтересованное лицо подает заявление о предоставлении земельного участка в соответствующий уполномоченный орган: в Министерство имущественных и земельных отношений Республики Крым в отношении земельных участков, находящихся в собственности Республики Крым; в соответствующие органы местного самоуправления муниципальных образований - в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (пункт 5).

Требования к такому заявлению и перечень прилагаемых к нему документов установлены пунктами 6, 7 Порядка.

В соответствии с пунктом 12 Порядка основаниями для отказа в предоставлении земельного участка в порядке завершения оформления прав, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона, являются основания, указанные в части 6 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-3PK «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым», к которым относятся наличие оснований, предусмотренных статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, за исключением подпунктов 20 и 21 указанной статьи; несоответствие месторасположения объекта недвижимого имущества документации, связанной с осуществлением градостроительной деятельности на территории Республики Крым, утвержденной до 21 марта 2014 года, в случае отсутствия утвержденных документов территориального планирования либо градостроительного зонирования, либо документации по планировке территории; наличие заключения органа местного самоуправления или исполнительного органа государственной власти Республики Крым в сфере регистрации и кадастрового учета, подтверждающего принятие решения об утверждении документации по землеустройству в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено решением о разрешении на разработку документации, о предоставлении земельного участка на соответствующем праве, выдачу государственного акта на право собственности на земельный участок или заключение договора аренды земельного участка, а также регистрацию права на земельный участок за физическим или юридическим лицом в Государственной регистрационной службе или в Едином государственном реестре недвижимости.

Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов установлены статьей 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с пунктом 1 которого уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.

Судами принято во внимание, что согласно пункту 14 приложенной истцом выписки из решения 54-ой сессии V созыва Симферопольского городского совета от 26 ноября 2009 года юридическим и физическим лицам - предпринимателям, гражданам, которым в пунктах 1, 6 решения разрешено выполнение проекта землеустройства: в течение 1 года с момента принятия данного решения разработать и согласовать проект землеустройства по отводу земельного участка и предоставить в городской совет на утверждение.

16 сентября 2008 года принят Закон Украины № 509 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины в отношении содействия строительству», согласно которому изложена в новой редакции статья 151 Земельного кодекса Украины, устанавливающая срок действия разрешения на составление проекта отвода земельного участка. Указанный закон вступил в силу 14 октября 2008 года.

10 декабря 2009 года вступил в силу Закон Украины от 5 ноября 2009 года № 1702-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно упрощения порядка приобретения прав на землю», которым статья 151 Земельного кодекса Украины изложена в новой редакции, отменены нормы, регулирующие срок действия разрешения на разработку проекта отвода земельного участка.

Таким образом, права лиц, которым аналогичные разрешения на составление проектов землеустройства по отводу земельных участков были выданы после 10 декабря 2009 года, сроком действия соответствующих актов не ограничивались.

Судом апелляционной инстанции была учтена правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации, согласно которой конституционный принцип равенства всех перед законом гарантирует одинаковые права и обязанности для субъектов, относящихся к одной категории, и не исключает установление различных условий для различных категорий субъектов права; такие различия, однако, не могут носить произвольный характер, они должны основываться на объективных характеристиках соответствующих субъектов.

Граждане, которым выданы разрешения на составление проектов землеустройства до 10 декабря 2009 года, фактически лишены возможности завершить оформление права собственности на земельные участки в порядке части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК, поскольку на момент вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ срок действия указанных разрешений истек.

В то же время граждане, которым аналогичные разрешения выданы после 10 декабря 2009 года, имеют право на завершение процесса оформления земельных участков в собственность, так как срок действия упомянутых разрешений органами власти установлен не был.

Вопреки доводам кассатора, судами правильно установлены фактические обстоятельства дела, верно истолкованы и применены нормы материального права и сделан обоснованный вывод о нарушении принципа равенства, установленного Конституцией Российской Федерации, вследствие того, что право граждан на получение земельных участков в собственность поставлено в зависимость от даты получения разрешений на составление проектов землеустройства по отводу этих участков.

Согласно части 1 статьи 13 Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории Республики Крым» завершение оформления права на земельные участки, начатого до вступления в силу Федерального конституционного закона 21 марта 2014 года № 6-ФКЗ, осуществляется на основании неисполненных решений органа местного самоуправления о разрешении на разработку документации, принятых с 11 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, в соответствии с которыми не утверждена документация по землеустройству.

При этом положения Закона Республики Крым от 31 июля 2014 года № 38-ЗРК не ставят возможность завершения оформления прав на земельный участок в зависимость от наличия либо отсутствия сроков действия решения органа местного самоуправления о выдаче разрешения на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка.

Четвертый кассационный суд общей юрисдикции признает обоснованный вывод судов о том, что, поскольку решение 54-ой сессии V созыва Симферопольского городского совета принято в период с 14 октября 2008 года по 21 марта 2014 года, подготовленная на основании этого решения документация по землеустройству не утверждена, а само решение не исполнено, у ответчика отсутствовали основания для отказа в предоставлении ФИО23 в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка со ссылкой на истечение срока его действия.

Доводы кассационной жалобы в своей совокупности не содержат оснований к отмене оспариваемых судебных постановлений, поскольку не опровергают выводов судов и не свидетельствуют о допущенной судебной ошибке с позиции правильного применения норм процессуального и материального права.

Суды нижестоящих инстанций верно определили предмет доказывания и закон, подлежащий применению при разрешении настоящего дела, нормы материального и процессуального права применены правильно, а выводы основаны на доказательствах, исследованных в процессе судебного разбирательства, которым дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Производство в суде кассационной инстанции предназначено для проверки законности вступивших в законную силу судебных постановлений, установления правильности применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судебными инстанциями в ходе предшествующего рассмотрения дела (статьи 379.6, 390.13 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации). Правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права определяется кассационным судом общей юрисдикции исходя из оснований для отмены или изменения судебных постановлений, установленных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 1, 34 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 № 17 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регулирующих производство в суде кассационной инстанции»).

Таких нарушений норм права, дающих основания для удовлетворения кассационной жалобы и отмены обжалуемых судебных постановлений, не имеется.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 октября 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                        Е.К. Фрид

Судьи                                    Т.И. Парамонова

                                        Е.В. Щетинина

ЧЕТВЕРТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

УИД № 91RS0003-01-2023-001882-85

Дело № 88-19158/2024

№ дела суда 1-й инстанции 2-2423/2023

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(Резолютивная часть)

г. Краснодар                                11 июня 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Четвертого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Фрид Е.К.,

судей Парамоновой Т.И., Щетининой Е.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО24 к администрации г. Симферополя Республики Крым о признании постановления незаконным, признании права на завершение оформления права собственности на земельный участок

по кассационной жалобе представителя ответчика администрации г. Симферополя Республики Крым по доверенности ФИО25 на решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 октября 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30 января 2024 года.

Заслушав доклад судьи Фрид Е.К., руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Симферополя Республики Крым от 18 октября 2023 года в неотмененной части и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Республики Крым от 30 января 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий                        Е.К. Фрид

Судьи                                    Т.И. Парамонова

                                        Е.В. Щетинина

8Г-16027/2024 [88-19158/2024]

Категория:
Гражданские
Истцы
Эннанова Назифе Аппазовна
Ответчики
Администрация г. Симферополя
Другие
Пискарев Денис Анатольевич
Государственный комитет по государственной регистрации и кадастра Республики Крым
МКУ Департамент развития муниципальной собственности
Суд
Четвертый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
4kas.sudrf.ru
11.06.2024Судебное заседание
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее