Дело № 2-4013/2022
54RS0003-01-2022-003428-42
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 ноября 2022 года г.Новосибирск
Заельцовский районный суд г.Новосибирска в составе судьи Адаменко А.В.,
при секретаре Беловой Е.С.,
с участием представителя истца Л.С.В.,
представителя ответчика ГАУСО НСО НОГЦ К.Ю.В., Н.Ю.Н,
представителя ответчика Министерства труда и социального развития Новосибирской области С.Е,А.,
представителя Правительства Новосибирской области М.Н.В.,
представителя третьего лица Б.В.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Заельцовского района города Новосибирска в интересах неопределенного круга лиц к государственному автономному учреждению социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр», Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области о понуждению к устранению нарушений законодательства при содержании защитного сооружения гражданской обороны,
у с т а н о в и л:
Прокурор Заельцовского района г. Новосибирска, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГАУСО НСО НОГЦ, Департаменту имущества и земельных отношений Новосибирской области, Правительству Новосибирской области, Министерству труда и социального развития Новосибирской области о понуждению к устранению нарушений законодательства при содержании защитного сооружения гражданской обороны __ (г. Новосибирск, ...).
В обоснование исковых требований указано, что ГАУСО НСО НОГЦ на праве оперативного управления принадлежит защитное сооружение гражданской обороны, расположенной по адресу: г.Новосибирск, ... имеющее статус укрытие. 22.06.2022 прокуратурой совместно с ОПДиПР по г. Новосибирску УНДиПР ГУ МЧС России по Новосибирской области проведена проверка указанного защитного сооружения. В результате осмотра выявлены следующие нарушения: отсутствует устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления, не проведена окраска и текущий ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами, отделка помещений выполнена из горючих материалов (потолок «Армстронг»), в помещениях отсутствует система канализации, не имеется емкости для канализации, не выполнены требования по обеспечению постоянной готовности помещений к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружений и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых. Непринятие мер по надлежащему содержанию и эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.
На основании изложенного истец просил суд обязать ГАУСО НСО НОГЦ, Департамент имущества и земельных отношений Новосибирской области, Правительство Новосибирской области, Министерство труда и социального развития Новосибирской области в течение 6 месяцев с даты вступления в законную силу настоящего решения устранить выявленные нарушения при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны __ (г.Новосибирск, ...): установить устройство автоматических установок пожаротушения к использование вытяжной вентиляции для дымоудаления, вытяжную вентиляцию, систему канализации, емкость для канализации, произвести окраску, текущий ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения, отделку помещений, материалом соответствующим правилам эксплуатации защитных сооружений, заменить уплотнители дверей, выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружении и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении.
Представитель истца Л.С.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчика ГАУСО НСО НОГЦ К.Ю.В., Н.Ю.Н в судебном заседании иск признали.
В судебном заседании представитель ответчика Министерства труда и социального развития Новосибирской области С.Е,А. иск признала.
Представитель ответчика Правительства Новосибирской области М.Н.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска по мотивам, изложенным в отзыве на исковое заявление (л.д.43-45).
В судебное заседание представитель ответчика Департамента имущества и земельных отношений Новосибирской области не явился, уведомлен надлежащим образом
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Новосибирской области Б.В.Д. не возражал против удовлетворения иска.
На основании части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд приходит к выводу о возможности рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, удовлетворяет исковые требования частично.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» под гражданской обороной понимается система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В силу статьи 3 указанного Федерального закона правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны.
В ходе судебного разбирательства установлено, что Новосибирской области на праве собственности принадлежит защитное сооружение гражданской обороны __ расположенное по адресу: г.Новосибирск, ... отнесенное к категории укрытие (л.д.6, 8-11, 64-66)
Указанное защитное сооружение находится на праве оперативного управления у ГАУСО НСО НОГЦ (л.д.7).
22.06.2022 прокуратурой Заельцовского района г.Новосибирска и отделом надзорной деятельности и профилактической работы по г.Новосибирску управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по Новосибирской области проведена проверка защитного сооружения гражданской обороны __
В ходе проверки выявлены следующие нарушения Правил эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденных Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583:
1. отсутствует устройство автоматических установок пожаротушения ииспользование вытяжной вентиляции для дымоудаления (пункт 3.5.5 Правил);
2. не проведена окраска и текущий ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения в соответствии с установленными правилами (пункты 5.2, 5.3 Правил);
3. отделка помещений выполнена из горючих материалов (потолок «Армстронг») (пункт 3.5.3 Правил);
4. в помещениях отсутствует система канализации, не имеется емкости для канализации (пункты 10.1.1, 10.1.3 СП 88.13330.2014);
5. уплотнители дверей окрашены (пункт 3.2.10 Правил).
Приказом МЧС России от 15.12.2002 №583 утверждены Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны (далее – Правила №583).
Согласно пункту 1.2 указанных Правил они должны выполняться при эксплуатации в режиме повседневной деятельности, в военное время, при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера защитных сооружений гражданской обороны - убежищ, ПРУ и укрытий, которые являются объектами гражданской обороны.
Пункт 3.2.10 Правил №583 устанавливает требования дверей защитных сооружений гражданской обороны.
Запрещается применение горючих строительных материалов для внутренней отделки помещений (пункт 3.5.3 Правил №583).
В соответствии с пунктом 3.5.5 Правил №583 при приспособлении помещений защитных сооружений гражданской обороны для размещения производственных и складских помещений категорий В1-В3, стоянок автомобилей должно предусматриваться устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления.
Раздел 5.2 Правил №583 регулирует планово-предупредительный ремонт строительных конструкций. В частности пункт 5.2.3 устанавливает, что окраска помещений и конструктивных элементов защитного сооружения должна производиться с периодичностью: при клеевой окраске - не более 3 лет; при масляной окраске - не более 5 лет; при известковой окраске - не более 3 лет. Окраска помещений общего пользования производится 1 раз в год. Окраска помещений, подвергшихся воздействию влаги и агрессивной среды, - не менее 2 раз в год.
Кроме того, требования к защитным сооружения гражданской обороны устанавливает СП 88.13330.2014 «Свод правил. Защитные сооружения гражданской обороны. Актуализированная редакция СНиП II-11-77», утвержденный приказом Минстроя России от 18.02.2014 №59/пр.
Из пунктов 10.1.1, 10.1.3 СП 88.13330.2014 следует, что в помещениях, приспосабливаемых под убежища и ПРУ, следует предусматривать системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых в течение 48 часов, в том числе в режиме фильтровентиляции - 12 часов, в режиме полной изоляции (регенерации воздуха) - 6 часов. В помещениях, приспосабливаемых под укрытия, разрешается предусматривать естественную вентиляцию, отопление, места или отдельные помещения для размещения емкостей с запасом питьевой воды и канализации, в виде выносной герметичной тары, из расчета 2 литра в сутки на одного человека, обеспечивающие необходимые условия пребывания в них укрываемых до 12 часов.
В судебном заседании представители ответчика ГАУСО НСО НОГЦ К.Ю.В., Н.Ю.Н признали исковые требования. Соответственно, в силу части 4.1 статьи 198 Гражданского процессуального кодекса РФ суд считает установленным факт ненадлежащего содержания защитного сооружения гражданской обороны __ наличие недостатков, указанных в исковом заявлении, а также обязанность ГАУСО НСО НОГЦ устранить установленные нарушения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» предусмотрены основные задачи в области гражданской обороны, в число которых входит предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты; разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.
В силу части 1 статьи 9 Федерального закона от 12.02.1998 №28-ФЗ организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Таким образом, материалами дела подтвержден факт нахождения защитного сооружения гражданской обороны в состоянии, несоответствующем установленным требованиям, что нарушает права неопределенного круга лиц на обеспечение возможности укрытия в военное время или в условиях чрезвычайных ситуаций.
Учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества (пункт 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации).
ГАУСО НСО НГОЦ является государственным учреждением, организованным в форме автономного учреждения и подведомственно Министерству труда и социального развития Новосибирской области (абзац четвертый пункта 6 Устава ГАУСО НСО НГОЦ).
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» автономным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг - в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти, полномочий органов публичной власти федеральной территории, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, средств массовой информации, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах в случаях, установленных федеральными законами (в том числе при проведении мероприятий по работе с детьми и молодежью в указанных сферах).
Федеральным законом от 12.02.1998 №28-ФЗ «О гражданской обороне» установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий создают и поддерживают в состоянии готовности силы и средства гражданской обороны (абзац третий части 1 статьи 8).
Согласно части 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса РФ финансовое обеспечение выполнения автономными учреждениями государственного (муниципального) задания, рассчитывается с учетом нормативных затрат на содержание государственного (муниципального) имущества и осуществляется по средствам предоставления субсидий. Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно подпункту 2 пункта 9 Порядка определения объема и условиях предоставления из областного бюджета Новосибирской области субсидий государственным бюджетным учреждениям Новосибирской области и государственным автономным учреждениям Новосибирской области, подведомственным Министерству труда и социального развития Новосибирской области, на иные цели, утвержденного постановлением Правительства Новосибирской области от 28.12.2020 № 557-п, размер субсидии, планируемой к предоставлению в текущем, очередном финансовом году и плановом периоде определяется учредителем на основании документов, представленных государственным учреждением.
Соответственно, субсидия для проведения ремонта защитного сооружения гражданской обороны, находящегося в оперативном управлении ГАУСО НСО НОГЦ, предоставляется из бюджета Новосибирской области.
Статья 6 Бюджетного кодекса РФ под главным распорядителем бюджетных средств определяет орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим кодексом.
Главным распорядителем бюджетных средств, выделяемых ГАУСО НСО НОГЦ, является Министерство труда и социального развития Новосибирской области, которое наделено всему правами и обязанностями, установленными статьей 158 Бюджетного кодекса РФ, в том числе по распределению бюджетных средств.
Таким образом, именно на Министерство труда и социального развития Новосибирской области должна быть возложена обязанность по выделению ГАУСО НСО НОГЦ денежных средств для устранения выявленных нарушений в содержании защитного сооружения гражданской обороны №__.
На основании изложенного, исковые требования прокурора Заельцовского района г.Новосибирска в защиту неопределенного круга лиц обоснованы и подлежат частичному удовлетворению.
При этом оснований для удовлетворения требований о возложении отдельной обязанности выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения к переводу их в установленные сроки на режим защитных сооружении и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых в защитном сооружении не имеется.
Так, Правила №583 не содержат отдельного пункта, возлагающего на ответственное лицо обязанности выполнить требования по обеспечению постоянной готовности помещений защитного сооружения к переводу на режим защитных сооружении и необходимые условия для безопасного пребывания укрываемых. Из смысла Правил №583 следует, что все его пункты направлены на исполнение данной обязанности. В судебном заседании представитель третьего лица пояснил, что при выполнении иных исковых требований и исправлении других имеющихся недостатков данное исковое требование будет считаться исполненным автоматически.
__, не являющихся предметом рассмотрения настоящего спора, не является обоснованной, поскольку судом не устанавливалась незаконность действий ответчиков в части, не затронутой в рамках настоящего дела.Согласно частям 1 и 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В связи с изложенным суд приходит к выводу о возложении обязанности на Министерство труда и социального развития Новосибирской области выделить ГАУСО НСО НОГЦ денежные средства для приведения защитного сооружения гражданской обороны с инвентаризационным __ в соответствие с нормами законодательства в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу, а также возложении обязанности на ГАУСО НСО НОГЦ устранить выявленные нарушения при эксплуатации указанного защитного сооружения гражданской обороны в течение трех месяцев со дня выделения ему Министерством труда и социального развития Новосибирской области соответствующих денежных средств.
Руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ,
р е ш и л:
Исковые требования прокурора Заельцовского района города Новосибирска, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить частично.
Обязать Министерство труда и социального развития Новосибирской области в течение шесть месяцев со дня вступления в силу настоящего решения выделить государственному автономному учреждению социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр» денежные средства для приведения защитного сооружения гражданской обороны с инвентаризационным __ в соответствие с нормами законодательства.
Обязать государственное автономное учреждение социального обслуживания Новосибирской области «Новосибирский областной геронтологический центр» в течение трех месяцев со дня выделения ему Министерством труда и социального развития Новосибирской области соответствующих денежных средств устранить выявленные нарушения при эксплуатации защитного сооружения гражданской обороны с инвентаризационным __ установить устройство автоматических установок пожаротушения и использование вытяжной вентиляции для дымоудаления, вытяжную вентиляцию, систему канализации, емкость для канализации; произвести окраску, текущий ремонт помещений и оборудования систем жизнеобеспечения, отделку помещений, материалом, соответствующим правилам эксплуатации защитных сооружений, заменить уплотнители дверей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Заельцовский районный суд г. Новосибирска.
В окончательной форме решение составлено 30.11.2022.
Судья А.В. Адаменко