Решение по делу № 2-891/2023 от 27.06.2023

Дело № 2-891/2023

УИД-05RS0047-01-2023-001088-54

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

3 августа 2023г. г. Хасавюрт

Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан в составе: председательствующего судьи Дибирасулаева А.Ж., при секретаре судебного заседания Имамирзаевой Д.М., с участием представителя истца - помощника прокурора <адрес> РД Турабова Т.З., представителя ответчика по доверенности Гасайниева Д.З.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства,

установил:

    Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» «<адрес> о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства.

Требования мотивированы тем, что в ходе рейдового обследования территории <адрес>, проводимого сотрудником Махачкалинской межрайонной природоохранной прокуратуры с участием специалиста Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан, выявлены следующие места несанкционированного размещения отходов производства и потребления: на территории <адрес> (координаты: N ), площадью складирования отходов более 1000 кв.м; на территории <адрес> (координаты: N ), площадью складирования отходов более 7 000 кв.м; на территории <адрес> (координаты: N ), площадью складирования отходов более 4 000 кв.м. Имеющие место быть несанкционированные свалки отходов имеют стихийный характер, образованы неопределенным кругом лиц. Согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес> обозначенные земельные участки не выделены, на государственный кадастровый учет не поставлены.

В судебном заседании помощник прокурор <адрес> РД Турабов Т.З. исковые требования поддержал в полном объеме и настаивал на их удовлетворении.

Представитель ответчика - администрации МО «<адрес>» Республики Дагестан по доверенности Гасайниев Д.З. в судебном заседании иск не признал, пояснив, что принимаются меры по устранению выявленных нарушений.

Суд, выслушав сторон, исследовав материалы дела, оценив доказательства в их совокупности, приходит к следующим выводам.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на благоприятную окружающую среду (статья 42).

В силу статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", пункта 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", отходы потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии со статьей 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 поименованного кодекса на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность по проведению мероприятий по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.

Нормами ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» одним из основных принципов государственной политики в области обращения с отходами является принцип охраны здоровья человека, поддержания или восстановления благоприятного состояния окружающей среды и сохранение биологического разнообразия.

В соответствии с ч. 1 ст. 13 названного Федерального закона территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Имеющие место быть несанкционированные свалки отходов имеют стихийный характер, образованы неопределенным кругом лиц.

Согласно сведениям Управления Росреестра по <адрес> обозначенные земельные участки не выделены, на государственный кадастровый учет не поставлены.

В силу п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЭ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.Согласно ст. 32 Устава Администрация является исполнительнораспорядительным органом местного самоуправления муниципального района, наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Республики Дагестан.

В соответствии со статьей 12 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель.

Положениями ст. 13 ЗК РФ предусмотрено, что охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия, в том числе, по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.

Как следует из положений примечания к п. 7.8 ГОСТа 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» (введен в действие Постановлением Госстандарта РФ от 28.12.2001 № 607-ст) в случае, если собственник отходов не установлен (несанкционированная свалка), то собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся.

Анализ приведенного выше законодательства позволяет сделать вывод о том, что Администрация, в целях соблюдения требований федерального законодательства по использованию и охране земель, расположенных на территории сел Костек, Ботаюрт и Османюрт Хасавюртовского муниципального района, государственная собственность на которые не разграничена, обязана принимать меры, направленные на недопущение образования мест несанкционированного размещения отходов, а в случаях их образования, администрация, как собственник отходов, обязана принимать меры по их ликвидации.

По указанным фактам межрайпрокуратурой ДД.ММ.ГГГГ в адрес Администрации внесено представление об устранении нарушений законодательства и ликвидации свалки.

Согласно поступившему ответу от ДД.ММ.ГГГГ на представление ответчиком нарушения не устранены.

По информации Министерства природных ресурсов и экологии Республики Дагестан несанкционированные свалки отходов не ликвидированы по настоящее время.

Таким образом, своими действиями Администрация нарушает право лиц, постоянно или временно пребывающих на территории поселения (неопределенного круга лиц), на благоприятную окружающую среду, гарантированное Конституцией Российской Федерации.

В соответствии со ст.ст. 1, 2, 11 ГК РФ неотчуждаемые права и свободы человека защищаются гражданским законодательством, которое основывается на необходимости обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты.

В силу ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст.57 ГПК РФ доказательства представляются сторонами самостоятельно.

В силу ст.67 ГПК РФ, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» подлежат удовлетворению.

На основании ст.206 ГПК РФ, при принятии решения, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Суд полагает необходимым установить срок для устранения недостатков в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

На основании п. 19 ч.1 ст.333.36 НК РФ, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, в связи с чем, государственную пошлину с ответчика суд не взыскивает.

    На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации МО «<адрес>» о понуждении устранить нарушения природоохранного законодательства, удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района «<адрес>» Республики Дагестан ликвидировать несанкционированные свалки отходов производства и потребления, расположенные:

на территории <адрес> (координаты: N 43,), площадью складирования отходов более 1000 кв.м;

на территории <адрес> (координаты: N ), площадью складирования отходов более 7 000 кв.м;

на территории <адрес> (координаты: N ), площадью складирования отходов более 4 000 кв.м.

Указанные мероприятия провести в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Хасавюртовский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 04.08.2023 года.

Председательствующий          /подпись/ А.Ж. Дибирасулаев

2-891/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Администрация МО Хас района
Суд
Хасавюртовский районный суд Республики Дагестан
Судья
Дибирасулаев Ахмеднаби Жалалудинович
Дело на странице суда
hasavjurt-rs.dag.sudrf.ru
27.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.06.2023Передача материалов судье
27.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2023Подготовка дела (собеседование)
10.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Судебное заседание
04.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
29.08.2023Дело оформлено
29.08.2023Дело передано в архив
03.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее