Дело № 2а-1761/18
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
14 мая 2018 года
Дзержинский районный суд г.Перми
в составе:
председательствующего судьи Бейман О.Е.
при секретаре Лекомцевой С.Е
с участием представителя административного истца Катаева А.А. – Окуловой Н.В., действующей на основании доверенности, представителя заинтересованного лица ГУ МЧС России по Пермскому краю Воробьевой Ю.П., действующей на основании доверенности, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Катаева А.А. к Департаменту градостроительства и архитектуры администрации г.Перми о признании незаконным решений об отказе в выдаче разрешения на строительство, обязании выдать разрешение,
у с т а н о в и л :
Катаев А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Департаменту градостроительства и архитектуры Администрации г.Перми о незаконными решений Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата №, от Дата №, от Дата № об отказе Катаеву А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу Адрес
Обосновывает свои требования тем, что ему на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу Адрес, разрешенное использование. Административным истец обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке. Дата административным ответчиком было вынесено решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство. В качестве основания отказа была указана ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ – не соответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ (отсутствие в представленном с заявлением пакете документов заключения ГУ МЧС России по Пермскому краю о возможности проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию зданий, строений, сооружений в зоне катастрофического затопления). Ранее административный истец уже обращался к административному ответчику с заявлением о выдаче разрешений на строительство. Решениями Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата № и от Дата № Катаеву А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу Адрес было отказано. При этом указывались разнообразные причины, помимо отсутствия заключения ГУ МЧС России по Пермскому краю, то отсутствие возможности оценить процент застройки в границах земельного участка, то нахождение земельного участка в границах приаэродромной территории .... Административный истец не согласен с вынесенными решениями, считает их незаконными
В судебное заседание административный истец Катаев А.А. не явился. Его представитель Окулова Н.В., действующая на основании доверенности, настаивает на удовлетворении административного искового заявления.
Представитель административного ответчика Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явился.
Представитель привлеченного судом к участию в деле ГУ МЧС России по Пермскому краю Воробьева Ю.П., действующая на основании доверенности, согласование на выдачу разрешения на строительства объектов со стороны ГУ МЧС России по Пермскому краю в данном случае не требуется.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела суд приходит к следующему:
В силу ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В соответствии с п. 11 ст. 229 КАС РФ в данном случае бремя доказывания тех обстоятельств, что при принятии оспариваемого решения соблюдены требования п. 3 и 4 ч.9 той же статьи в данном случае лежит на административном ответчике.
Судом установлено, что Катаеву А.А. на праве собственности принадлежит земельный участок по адресу Адрес
Согласно кадастрового паспорта земельного участка с кадастровым № площадью ... кв.м разрешенное использование земельного участка –для индивидуального жилищного строительства.
Дата Катаев А.А. обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми с заявлением о выдаче разрешения на строительство объекта индивидуального жилищного строительства на указанном земельном участке.
Совместно с заявлением представил градостроительный план земельного участка, Распоряжение начальника Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата о его утверждении, схему планировочной организации застройки, согласование Минобороны РФ.
Дата административным ответчиком было вынесено решение № об отказе в выдаче разрешения на строительство. В качестве основания отказа была указана ч.13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ – не соответствие представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ (отсутствие в представленном с заявлением пакете документов заключения ГУ МЧС России по Пермскому краю о возможности проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию зданий, строений, сооружений в зоне катастрофического затопления).
Порядок выдачи разрешения на строительство, а также перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство регламентирован ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом (далее - требования к строительству, реконструкции объекта капитального строительства), или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно ч.7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления в течение семи рабочих дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство, за исключением случая, предусмотренного частью 11.1 настоящей статьи:
1) проводят проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство;
2) проводят проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также допустимости размещения объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции;
3) выдают разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
Уполномоченные на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство. В случае, предусмотренном частью 11.1 настоящей статьи, основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство является также поступившее от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, заключение о несоответствии раздела проектной документации объекта капитального строительства или описания внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства предмету охраны исторического поселения и требованиям к архитектурным решениям объектов капитального строительства, установленным градостроительным регламентом применительно к территориальной зоне, расположенной в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения.
Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть оспорен застройщиком в судебном порядке.
Согласно ч.9 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ в целях строительства, реконструкции объекта индивидуального жилищного строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка, выданный не ранее чем за три года до дня представления заявления на получение разрешения на строительство;
3) схема планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства;
4) описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в случае, если строительство или реконструкция объекта индивидуального жилищного строительства планируется в границах территории исторического поселения федерального или регионального значения, за исключением случая, предусмотренного частью 10.2 настоящей статьи. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства включает в себя его описание в текстовой форме и графическое описание. Описание внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства в текстовой форме включает в себя указание на параметры объекта индивидуального жилищного строительства, цветовое решение его внешнего облика, планируемые к использованию строительные материалы, определяющие внешний облик такого объекта, а также описание иных характеристик такого объекта, требования к которым установлены градостроительным регламентом в качестве требований к архитектурным решениям объекта капитального строительства. Графическое описание представляет собой изображение внешнего облика объекта индивидуального жилищного строительства, включая его фасады и конфигурацию объекта.
В соответствии с ч. 10 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ не допускается требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением указанных в частях 7 и 9 настоящей статьи документов.
Оснований требовать у административного истца Катаева А.А. предоставления иных документов, помимо указанных в ст. 51 Градостроительного кодекса РФ у Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми не имелось.
Из п. 2.2.1 Градостроительного плана земельного участка следует, что что земельный участок с кадастровым номером 59:01:4515016:7 площадью 1625 кв.м находится в зоне катастрофического затопления.
В разделе 7 Градостроительного плана земельного участка имеется отметка о том, что проектирование и строительство следует вести при условии получения заключения компетентных органов (ГУ МЧС России по Пермскому краю) о возможности проектирования, строительства, реконструкции, ввода в эксплуатацию строений, зданий, сооружений в зоне катастрофического затопления.
Однако градостроительный план земельного участка носит лишь информационный характер.
Из письменного отзыва ГУ МЧС следует, что в адрес ГУ МЧС по Пермскому краю информационное письмо от Катаева А.А. не поступало, соответственно заключение ГУ МЧС России по пермскому краю не выдавало. Распоряжением Правительства пермского края от 09.11.2007 № 156-р «Об использовании материалов катастрофического затопления» Главному управлению ИЧС России по Пермскому краю рекомендовано при выдаче технических условий и согласований на строительство объектов, попадающих в зону катастрофического затопления, использовать материалы научно-технического отчета по теме «Уточнение параметров территории Пермской области при возможных сценариях гидродинамической аварий на гидротехнических сооружениях ... и обоснование инженерных мероприятий для застройки территорий, находящихся в зоне возможного катастрофического затопления и входящих в состав пригородов г.Перми».
Представителем ГУ МЧС по Пермскому краю представлен научно –технический отчет по теме уточнение параметров затопления территории Пермской области при возможных сценариях гидродинамической аварии на гидротехнических сооружениях ... и обоснование инженерных мероприятий для застройки территорий, находящихся в зоне возможного катастрофического затопления и входящих в состав пригородов г.Перми», утвержденный ... ОАО «...» в п. 10.2 «Рекомендации по предварительному назначению вариантов технических решений защитных инженерных мероприятий» которого указано, что защиту от катастрофического затопления следует предусмотреть в районах новой капитальной застройки –...
Между тем, указанный научно-технический отчет носит лишь рекомендательный характер и не является основанием для предъявления заявителем дополнительных документов.
По мнению суда, административным ответчиком не представлено безусловных доказательств того, что земельный участок с кадастровым № площадью ... кв.м, расположенный по адресу Адрес находится в зоне катастрофического затопления.
Анализируя вышеизложенное суд приходит к выводу о том, что поскольку административным истцом совместно с заявлением в Департамент градостроительства и архитектуры г.Перми были представлены все необходимые для решения вопроса о выдаче разрешения на строительство документы, суд считает, что оспариваемое административным истцом решение Дата № об отказе Катаеву А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу Адрес является незаконным.
Оснований для возложении на Департамент градостроительства и архитектуры администрации г.Перми принять решение о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по Адрес не имеется, поскольку в данном случае решение суда о признании акта незаконным решения означает его недействительность с момента принятия. Последствия вынесения такого решения заключаются в том, что недействительный отказ в выдаче разрешения на строительство должен рассматриваться уполномоченными органами, должностными лицами как не имеющий юридической силы. Поэтому у принявшего его органа (должностного лица) в соответствии с их функциональными полномочиями возникает обязанность повторного рассмотрения относящегося к их компетенции вопроса и принятия по нему нового решения, если общие основания для этого сохраняются.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения требований об устранении нарушенного права заявителя путем возложения обязанности на департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Перми принять решение о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома.
Из материалов дела следует, что Катаев А.А. и ранее обращался к административному ответчику с заявлениями о выдаче разрешений на строительство.
Решением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата № Катаеву А.А. было отказано в выдаче разрешения на строительство в связи с несоответствием представленных документов к строительству объекта капитального строительства установленных на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство ГПЗУ, со ссылкой на то, что согласно ГПЗУ земельный участок с кадастровым № находится в зоне катастрофического затопления, согласно градостроительному плану земельного участка № утвержденному распоряжением начальника департамента от Дата № на земельном участке расположен существующий жилой дома с кадастровым №, информация о котором отсутствует на представленной схеме планировочной организации указанного земельного участка. Таким образом, отсутствует возможность оценить процент застройки в границах земельного участка, который в соответствии с ГПЗУ не должен превышать ...%.
Решением Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата № Катаеву А.А. было отказано. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу Адрес со ссылкой на необходимость получения заключения ГУ МЧС России по Пермскому краю, а также в связи с необходимостью согласования с войсковой частью №, поскольку земельный участок полностью расположен в границах приаэродромной территории аэродрома аэропорта ....
В соответствии с ч.1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Требования Катаева А.А. в части признания незаконным решений Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата №, от Дата № об отказе Катаеву А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу Адрес удовлетворению не подлежат в связи с пропуском трехмесячного срока для обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-175 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административное исковое заявление Катаева А.А.- удовлетворить.
Признать незаконным решение Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата № об отказе Катаеву А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу Адрес
Обязать Департамент градостроительства и архитектуры администрации города Перми повторно рассмотреть в соответствии с установленным законом порядком заявление Катаева А.А. о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дом по адресу Адрес
Административное исковое заявление в части признании незаконными решений Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Перми от Дата № от Дата № об отказе Катаеву А.А. в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома по адресу Адрес –оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
...
Судья: О.Е. Бейман