54RS0010-01-2021-002055-88
Дело № 2а-2305/2021 |
||||
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации | ||||
21 апреля 2021 года
Центральный районный суд г. Новосибирска в составе
председательствующего судьи С.Л. Малахова,
при помощнике судьи А.В. Рудковой
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной налоговой службы России по г. Кемерово к Вороновой хх о взыскании задолженности по уплате обязательных платежей, пени,
у с т а н о в и л:
ИФНС России по г. Кемерово обратилась в суд с административным иском к Вороновой О.В., просит взыскать с административного ответчика задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в общей сумме 8507 рублей 58 копеек, из которых недоимка в размере 8453 рубля 54 копейки, пени в размере 54 рубля 04 копейки, в связи с тем, что административный ответчик является налогоплательщиком, однако вопреки требованиям законодательства, в установленный срок не осуществила уплату налогов.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства.
Административный ответчик Воронова О.В. в судебное заседание не явилась, извещена, направила письменные возражения, в которых заявленные исковые требования не признала, по изложенным в возражениях основаниям, ходатайствовала о проведении судебного заседания посредством ВКС, в связи с нахождением в Краснодарском крае.
Руководствуясь положением части 2 статьи 289 Кодекса административного судопроизводства РФ, неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Отказывая административному ответчику в удовлетворении ходатайства о рассмотрении спора посредством ВКС, суд исходит из следующего.
Как указал Конституционный Суд РФ в своем Определении от 23.11.2017 N 2533-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Пичужкина Е.Н. на нарушение его конституционных прав частями 1 - 3 статьи 142 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации допускает участие в судебном заседании лица (по соответствующему ходатайству или по собственной инициативе суда) путем использования систем видеоконференц-связи, которое по объективным причинам не может присутствовать лично в судебном заседании, в случае, если его участие необходимо для правильного рассмотрения и разрешения административного дела и при наличии технической возможности для этого (часть 1 статьи 142), а также отдельно уточняет, что системы видеоконференц-связи судов могут использоваться в суде по месту пребывания или месту нахождения лица, присутствие которого необходимо в судебном заседании, но которое не имеет возможности прибыть в судебное заседание суда, рассматривающего административное дело (часть 2 статьи 142).
Данные нормы предусматривают дополнительный способ участия в судебном заседании и не препятствуют лицам, участвующим в деле, иным способом довести до суда свою позицию.
Между тем, участие административного ответчика в данном судебном заседании посредством ВКС не признано судом обязательным и необходимым, с учетом поступивших письменных возражений, сокращенных сроков судопроизводства по данной категории дел и отсутствии в суде на дату рассмотрения спора технической возможности для проведения судебного заседания посредством ВКС, поскольку такое ходатайство было подано административным ответчиком лишь 19.04.2021.
Кроме того, согласно сведений из УВМ ГУ МВД России по Новосибирской области, местом жительства и регистрации административного ответчика является Центральный район г. Новосибирска, что так же подтверждается, указанным административным ответчиком в ходатайстве и возражениях адресом – г. Новосибирск, Орджоникидзе, хх.
Доказательств проживания административного ответчика на территории Краснодарского края, в материалах дела не имеется.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ, органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (часть 4 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ).
При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства РФ).
В соответствии со статьей 57 Конституции РФ, пункта 1 статьи 3, пункта 1 статьи 23 налогового кодекса РФ налогоплательщики обязаны в установленные законом сроки уплачивать законно установленные налоги и сборы.
Собственники жилого помещения или доли в нем являются плательщиками налога на имущество физических лиц (статьи 400, 401 Налогового кодекса РФ).
Пунктом 2 статьи 408 Налогового кодекса установлено, что сумма налога на имущество физических лиц исчисляется на основании сведений, представленных в налоговые органы в соответствии со статьей 85 названного Кодекса.
Порядок определения налоговой базы закреплен в статье 402 Налогового кодекса РФ.
Пунктом 2 статьи 409 Налогового кодекса РФ установлено, что налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом.
Согласно пункту 2 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления (пункт 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом РФ.
В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 Налогового кодекса РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога в порядке, предусмотренном статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
На территории Кемеровской области в соответствии со статьей 1 Закона Кемеровской области от 23 ноября 2015 года N 102-ОЗ "Об установлении единой даты начала применения на территории Кемеровской области порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" налог на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения установлен с 1 января 2016 года.
Налоговые ставки определены Решением Кемеровского городского Совета народных депутатов от 27.11.2015 №438 «Об установлении и введении в действие на территории г. Кемерово налога на имущество физических лиц».
Судебным разбирательством установлено, что административный ответчик является налогоплательщиком – физическим лицом и поставлен на налоговый учет в ИФНС по г. Кемерово.
Согласно сведениям ИФНС, за административным ответчиком в 2018 году числились зарегистрированными следующие объекты недвижимости:
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: г. Кемерово, пр. советский, д. хх, кадастровый номер 42:24:0101001:хх, доля в праве 1, налоговая ставка 2%, количество месяцев владения 12/12, сумма исчисленного налога 1482 рубля;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: г. Кемерово, пр. советский, д. хх, кадастровый номер 42:24:0101001:хх, доля в праве 1, налоговая ставка 2%, количество месяцев владения 12/12, сумма исчисленного налога 7764 рубля;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: г. Кемерово, пр. советский, д. хх, кадастровый номер 42:24:0101001:хх, доля в праве 1, налоговая ставка 2%, количество месяцев владения 12/12, сумма исчисленного налога 5010 рублей;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: г. Кемерово, пр. советский, д. хх, кадастровый номер 42:24:0101001:хх, доля в праве 1, налоговая ставка 2%, количество месяцев владения 12/12, сумма исчисленного налога 7764 рубля;
- иные строения, помещения и сооружения, адрес: г. Кемерово, пр. советский, д. хх кадастровый номер 42:24:0101001:хх, доля в праве 1, налоговая ставка 0,50%, количество месяцев владения 12/12, коэффициент к налоговому уведомлению 0,6, сумма исчисленного налога 550 рублей.
В силу вышеприведенных норм права административный ответчик является плательщиком вышеуказанных налогов.
Задолженность по уплате налога на имущество за 2018 год составила 14 806 рублей, с учетом проведения зачета в сумме 6 352 рубля 46 копеек, сумма задолженности составила 8 453 рубля 54 копейки.
ИФНС России по г. Кемерово в установленные Налоговым кодексом сроки направило в адрес административного ответчика налоговое уведомление № 49864602 от 25.07.2019 по уплате налога на указанное имущество за 2018 год в размере 14806 рублей, сроком уплаты не позднее 02.12.2019.
Налогоплательщик в силу пункта 6 статьи 58 Налогового кодекса Российской Федерации обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налогом уведомлении.
Согласно пункту 6 статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки (пункт 2); требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи; в случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
В установленные в уведомлениях сроки налогоплательщик не оплатил указанные в них налоги, в связи с чем, ИФНС России по г. Кемерово направило в адрес административного ответчика налоговое требование об уплате налогов и пени №144751, по состоянию на 20.12.2019 об уплате задолженности по налогу на имущество за 2018 в размере недоимки – 14806 рублей, пени в размере 54 рубля 04 копейки, сроком уплаты до 21.01.2020.
Согласно пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем, в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, драгоценных металлов на счетах (во вкладах) в банке, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии с абзацем 2 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса РФ если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей (в редакции, действовавшей на момент правоотношений).
В соответствии с абзацем 3 пункта 1 статьи 48 Налогового кодекса РФ заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
В установленный вышеуказанной нормой права шестимесячный срок, на основании заявления ИФНС, 20.07.2020 мировым судьей второго судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска и.о. мирового судьи пятого судебного участка, вынесен судебный приказ №2-4203/2020-5 о взыскании с Вороновой О.В. задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 года в общей сумме 14903 рубля 84 копейки, из которых 14806 рублей – недоимка, пеня за период с 03.12.2019 по 10.12.2019 в размере 97 рублей 84 копейки.
Определением от 03.09.2020 мирового судьи четвертого судебного участка Центрального судебного района г. Новосибирска по делу №2-4203/2020-5 судебный приказ от 20.07.2020 отменен, в связи с поступлением возражений от Вороновой О.В.
В суд с данным иском инспекция обратилась 03.03.2021, согласно почтовому штемпелю на конверте.
Таким образом, по представленным требованиям шестимесячный срок обращения в суд ИФНС не пропущен.
Ссылка административного истца на изменения, внесенные Федеральным законом №374-ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ» в Налоговом кодексе, и вступившие в силу с 01.01.2021, об установлении права налоговому органу на обращение в суд, если сумма долга составляет не менее 10000 рублей, на выводы суда не влияют.
Как следует из пункта 1 статьи 4 Гражданского кодекса РФ, акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом.
Между тем, спорная задолженность Вороновой О.В. по обязательным платежам образовалась до принятия Федерального закона №374-ФЗ «О внесении изменений в части 1 и 2 Налогового кодекса РФ».
Кроме того, общая сумма задолженности составляла 14903 рубля 84 копейки, что более 10000 рублей, при этом к взысканию ИФНС обращает 8507 рублей 58 копеек в связи с зачетом из суммы долга 6352 рубля 46 копеек.
Таким образом, нарушений требований статьи 48 Налогового кодекса РФ в рассматриваемом случае не усматривается.
Согласно части 1 статьи 59 Кодекса административного судопроизводства РФ доказательствами по административному делу являются полученные в предусмотренном настоящим Кодексом и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. В качестве доказательств допускаются объяснения лиц, участвующих в деле, и показания свидетелей, полученные, в том числе, путем использования систем видеоконференц-связи, а также письменные и вещественные доказательства, аудио- и видеозаписи, заключения экспертов, электронные документы (часть 2).
Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Между тем, доказательств отсутствия задолженности по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в общей сумме 8 507 рублей 58 копеек, административным ответчиком суду не представлено.
Требование по уплате транспортного налога, вопреки доводам административного ответчика, в рассматриваемом споре отсутствует.
До настоящего времени требования об уплате пени административным ответчиком не исполнены, доказательства иного в материалах дела отсутствуют, контррасчет суммы иска, административный ответчик суду не представил, в связи с чем, суд полагает заявленные требования подлежащими удовлетворению в полном объеме.
В соответствии с частью 1 статьи 114 Кодекса административного судопроизводства РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов в доход бюджета.
Таким образом, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в размере 400 рублей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь положениями статей 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Кемерово – удовлетворить.
Взыскать с Вороновой ххг.р., задолженность по уплате налога на имущество физических лиц за 2018 год в общей сумме 8 507 рублей 58 копеек, из которых недоимка в размере 8 453 рубля 54 копейки, пени в размере 54 рубля 04 копейки.
Взыскать с Вороновой хх г.р. в доход бюджета государственную пошлину в размере 400 рублей.
Решение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд через районный суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение изготовлено 30 апреля 2021 года
Судья С.Л. Малахов