Решение по делу № 2-53/2018 от 01.12.2017

Дело №2-53/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 января 2018 РіРѕРґР°                      Рі.Р–СѓРєРѕРІРєР° Брянской области

    

Жуковский районный суд Брянской области в составе председательствующего - Горелова В.Г.,

при секретаре Дорониной Е.М.,

с участием

представителя истца Новиковой Н.М. - Рожкова А.Н.,

представителя ответчика Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) (далее - УПФР) - Дергачева А.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Новиковой Наталии Михайловны к УПФР о признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов работы в <данные изъяты> районном Центре социально-психологической помощи и Центре психолого-медико-социального сопровождения, возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости,

                

УСТАНОВИЛ:

Новикова Н.М. обратилась в суд с иском к УПФР о признании права на получение досрочной страховой пенсии по старости, включении в специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периодов работы в <данные изъяты> Центре социально-психологической помощи и Центре психолого-медико-социального сопровождения, а также возложении на ответчика обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости, ссылаясь на то, что 14 августа 2017 года истец обратилась к ответчику по вопросу назначения страховой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, однако ответчик необоснованно не засчитал в специальный трудовой стаж периоды работы в <данные изъяты> Центре социально-психологической помощи и Центре психолого-медико-социального сопровождения - с 17 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года. Новикова Н.М. просит признать за ней право на получение досрочной страховой пенсии по старости, включить в специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости, периоды работы в <данные изъяты> Центре социально-психологической помощи и Центре психолого-медико-социального сопровождения - с 17 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года, а также возложить на ответчика обязанность назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» с момента обращения к ответчику, то есть с 14 августа 2017 года.

В судебном заседании представитель истца Новиковой Н.М. - Рожков А.Н., действующий на основании доверенности от 2 октября 2017 года (срок действия доверенности - 2 года), иск поддержал, просил удовлетворить.

В судебном заседании представитель ответчика УПФР - Дергачев А.Н., действующий на основании доверенности № от 9 января 2018 года (срок действия доверенности - до 31 декабря 2018 года), возражал против удовлетворения иска.

Истец Новикова Н.М. в судебное заседание не явилась, хотя была надлежаще извещена о времени и месте рассмотрения дела, при этом ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

В соответствии с ч.5 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено без участия истца.

Выслушав представителя истца - Рожкова А.Н., представителя ответчика - Дергачева А.Н., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Положениями ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа. Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В действующей системе пенсионного обеспечения установление для лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости (с 1 января 2015 года - страховую пенсию по старости) направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение указанной пенсии связывается не с любой работой в образовательных учреждениях, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях. По этому признаку законодатель выделяет педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

В силу ч.ч.1, 2 ст.22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений части 7 статьи 21 настоящего Федерального закона.

Как следует из п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с ч.1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (ч. 2 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях»).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях», согласно ч.3 ст.30 данного федерального закона засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого же федерального закона, как это предусмотрено в ч.4 названной статьи, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года №665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение» (далее - Постановление №665).

В соответствии с подп.«м» п.1 Постановления №665 при определении стажа при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, применяются:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Список №1);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года №1067 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно (далее - Список №2);

- Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст.80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года №463 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет», - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно (далее - Список №3).

П.5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подп.19 п.1 ст.27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года №781, определено, что периоды работы в образовательных учреждениях для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, указанных в пункте 1.11 раздела «Наименование учреждений» Списка №1 засчитываются в стаж работы при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки), установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), независимо от времени, когда выполнялась эта работа.

Из трудовой книжки Новиковой Н.М. видно следующее: в период с 1 июня 1988 года по 29 августа 1988 года, а также в период с 1 июля 1989 года по 6 апреля 1993 года истец работала воспитателем в детском саде <данные изъяты> РОНО; в период с 6 апреля 1993 года по 16 августа 1998 года - воспитателем в детском саде «<данные изъяты>»; 17 августа 1998 года истец принята на должность учителя-дефектолога в <данные изъяты> Центр социально-психологической помощи; 23 января 2001 года <данные изъяты> Центр социально-психологической помощи переименован в Центр психолого-медико-социального сопровождения; 11 января 2011 года истец переведена на должность учителя-логопеда; 1 сентября 2014 года истец уволена по собственному желанию; 2 сентября 2014 года истец принята на должность воспитателя в МБДОУ детский сад «<данные изъяты>»; 22 сентября 2014 года истец переведена на должность старшего воспитателя; 31 августа 2015 года истец уволена по собственному желанию; в период с 1 сентября 2015 года по настоящее время истец работает в должности директора в МБУ ДО «<данные изъяты> школа искусств» (л.д.7-15).

Как следует из решения УПФР от 25 августа 2017 года, 14 августа 2017 года истец обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью. В назначении досрочной страховой пенсии Новиковой Н.М. было отказано в связи с отсутствием требуемого специального стажа. В специальный стаж не был включен период работы Новиковой Н.М. в должности учителя-дефектолога в Центре социально-психологической помощи - с 17 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года, поскольку наименование данного вида образовательного учреждения не указано в Списке №3. С учетом включенных ответчиком периодов, специальный стаж истца составил 22 года 4 месяца 6 дней (л.д.5-6).

Как следует из Списка №1, работа в должности учителя-дефектолога в Центре психолого-медико-социального сопровождения (пункт 1.11 раздела «Наименование учреждений») дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Аналогичное право лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, предусмотрено и Списком №2, то есть период работы истца в должности учителя-дефектолога в Центре психолого-медико-социального сопровождения - с 23 января 2001 года по 31 декабря 2001 года должен быть включен в специальный трудовой стаж, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждении для детей.

Как видно из Списка №3, работа в должности учителя-дефектолога во внешкольных образовательных учреждениях также дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

На основании ч.ч.1, 4 Закона РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 «Об образовании» образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников. К образовательным относятся учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

Постановлением Правительства РФ №867 от 31 июля 1998 года было утверждено Типовое положение об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

Согласно данному положению основными задачами учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, являлись: оказание помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ; осуществление индивидуально ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям; оказание помощи другим общеобразовательным учреждениям по вопросам обучения и воспитания детей с проблемами школьной и социальной адаптации. Основными направлениями деятельности таких учреждения являлись: организация образовательной деятельности по общеобразовательным программам (основным, дополнительным) и начального профессионального образования в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей, состоянием их соматического и психического здоровья; диагностика уровня психического, физического развития и отклонений в поведении детей; организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения; психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми; проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий; оказание помощи обучающимся в профориентации, получении профессии, трудоустройстве и трудовой адаптации; анонимное консультирование детей с целью снятия стресса.

При этом постановлением администрации <данные изъяты> района Брянской области от 18 августа 1994 года № был создан районный центр социально-психологической и педагогической помощи детям (л.д.16).

Как видно из положения о <данные изъяты> районном центре социально-психологической и педагогической помощи детям и утвержденного впоследствии устава этого образовательного учреждения, его задачи и направления деятельности полностью соответствовали основным задачам и направлениям деятельности образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, утвержденных Постановлением Правительства РФ №867 от 31 июля 1998 года (л.д.17-28).

Таким образом, <данные изъяты> районный Центр социально-психологической помощи фактически является внешкольным образовательным учреждением, работа в котором в должности учителя-дефектолога наделяет истца правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждении для детей.

При таких обстоятельствах в специальный трудовой стаж истца, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждении для детей, должны быть включены периоды работы в <данные изъяты> районном Центре социально-психологической помощи и Центре психолого-медико-социального сопровождения - с 17 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года.

Исходя из того, что специальный стаж истца, с учетом спорного периода, на дату обращения за назначением досрочной страховой пенсии составлял более требуемых 25 лет, на ответчика должна быть возложена обязанность по назначению Новиковой Н.М. досрочной пенсии по старости со дня ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, то есть с 14 августа 2017 года.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    

Иск удовлетворить.

Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) включить в специальный трудовой стаж Новиковой Наталии Михайловны, необходимый для досрочного назначения страховой пенсии по старости в связи с педагогической деятельностью в учреждениях для детей, периоды работы Новиковой Н.М. в <данные изъяты> районном Центре социально-психологической помощи и Центре психолого-медико-социального сопровождения - с 17 августа 1998 года по 31 декабря 2001 года.

Признать за Новиковой Н.М. право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, то есть с 14 августа 2017 года.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное) назначить Новиковой Н.М. досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п.19 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» со дня ее обращения в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии, то есть с 14 августа 2017 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Брянский областной суд через Жуковский районный суд Брянской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий                          Р’.Р“. Горелов

.

2-53/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Новикова Н. М.
Ответчики
ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Жуковском муниципальном районе Брянской области (межрайонное)
Суд
Жуковский районный суд Брянской области
Судья
Горелов Вячеслав Геннадьевич
Дело на странице суда
zhukovsky.brj.sudrf.ru
01.12.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2017Передача материалов судье
04.12.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.12.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.12.2017Подготовка дела (собеседование)
19.12.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.01.2018Судебное заседание
15.01.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.01.2018Дело оформлено
16.02.2018Дело передано в архив
10.01.2018
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее