ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 13 октября 2021 года № 3а-412/2021
г. Вологда
Вологодский областной суд в составе:
председательствующего судьи Соколовой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Поликиной Т.Б.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью «ПромСнаб» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,
установил:
обществу с ограниченной ответственностью «ПромСнаб» (далее - ООО «ПромСнаб», административный истец) на праве собственности принадлежат объекты недвижимости:
- земельный участок с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - многоэтажные жилые дома, местоположение: <адрес>;
- земельный участок с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - многоэтажные жилые дома, местоположение: <адрес> (... доли в общей долевой собственности принадлежит ООО «ПромСнаб»; ... доли в общей долевой собственности принадлежит ООО «Облтехавто»);
- земельный участок с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - многоэтажные жилые дома, местоположение: <адрес>; 16 июля 2021 года указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учёта в связи с разделом, имеет статус «архивный»;
- земельный участок с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - многоэтажные жилые дома, автостоянки наземные открытого типа, местоположение: <адрес>; 08 июля 2021 года указанный земельный участок снят с государственного кадастрового учёта в связи с разделом, имеет статус «архивный».
Кадастровая стоимость объектов недвижимости по состоянию на 01 января 2019 года определена:
- с кадастровым номером №... в размере 26 498 499 руб. 72 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.24);
- с кадастровым номером №... в размере 7 376 825 руб. 58 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.25).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 31 декабря 2019 года определена в размере 64 175 563 руб. 97 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.26).
Кадастровая стоимость объекта недвижимости с кадастровым номером №... по состоянию на 29 января 2020 года определена в размере 22 339 207 руб. 51 коп., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д.27).
Административный истец полагая, что результатами кадастровой оценки нарушены его права и законные интересы как собственника недвижимого имущества и налогоплательщика, обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости указанных объектов недвижимости.
В обоснование административных исковых требований ООО «ПромСнаб» представлены отчёты об оценке рыночной стоимости земельных участков от <ДАТА> № №... и от <ДАТА> № №..., выполненные оценщиком ООО «Бюро независимой оценки» Р.А.К., являющимся членом Некоммерческого партнерства СРО «Деловой Союз Оценщиков».
Согласно отчётам рыночная стоимость объектов недвижимости составила:
- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года в размере 17 587 900 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года в размере 5 924 600 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 31 декабря 2019 года в размере 35 940 900 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 29 января 2020 года в размере 15 191 300 руб.
С учётом уточнения исковых требований административный истец просил суд пересмотреть архивную кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., актуальную кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., установив её в размере их рыночной стоимости, определённой на основании вышеприведённых отчётов оценщика.
В ходе судебного разбирательства по делу административным истцом представлены откорректированные отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> № №... и от <ДАТА> № №..., выполненные оценщиком ООО «Бюро независимой оценки» Р.А.К.
Согласно откорректированным отчётам рыночная стоимость объектов недвижимости составила:
- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года - 18 037 500 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года - 5 924 600 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 31 декабря 2019 года - 38 363 200 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 29 января 2020 года - 15 582 800 руб.
С учётом уточнения исковых требований административный истец просил суд пересмотреть архивную кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., актуальную кадастровую стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., установив ее в размере их рыночной стоимости на основании откорректированных отчётов об оценке объектов недвижимости.
Заявление об уточнении исковых требований подписано представителем ООО «ПромСнаб» по доверенности Ушаковой Е.С., полномочия на изменение исковых требований прописаны в доверенности от <ДАТА>.
Представители административного истца ООО «ПромСнаб», административных ответчиков Департамента имущественных отношений Вологодской области, Бюджетного учреждения в сфере государственной кадастровой оценки Вологодской области «Бюро кадастровой оценки и технической инвентаризации», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Вологодской области, заинтересованного лица ООО «Облтехавто» в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом. Представлены ходатайства о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Суд, исследовав материалы дела, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения уточнённых административных исковых требований.
В соответствии с положениями статьи 22 Федерального закона от 03 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее - Закон о кадастровой оценке) результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде.
Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или в суде на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, определенной на дату, по состоянию на которую определена его кадастровая стоимость.
Согласно статье 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог (часть 1 статьи 389 Налогового кодекса Российской Федерации).
Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьёй 389 Налогового кодекса Российской Федерации, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом (пункт 1 статьи 388 Налогового кодекса Российской Федерации).
В соответствии с частью 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Учитывая вышеизложенное, результаты определения кадастровой стоимости объектов недвижимости затрагивают права и обязанности административного истца как налогоплательщика, что в силу пункта 1 статьи 22 Закона о кадастровой оценке даёт ему право на обращение в суд с заявлением об оспаривании этих результатов.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
Как усматривается из материалов дела, в отношении объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №... сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 09 января 2020 года, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... сведения о кадастровой стоимости внесены в реестр объектов недвижимости 16 марта 2020 года, в отношении объекта недвижимости с кадастровым номером №... - 10 февраля 2020 года.
Административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости подано ООО «ПромСнаб» в суд 14 июля 2021 года, следовательно, срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости не пропущен.
В силу статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с положениями статьи 70 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при разрешении дел об оспаривании результатов кадастровой оценки по основанию установления в отношении объекта оценки его рыночной стоимости одним из допустимых письменных доказательств является отчёт независимого оценщика.
Исходя из разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащихся в пункте 20 постановления от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», исследуя отчёт об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (статьи 1, 20 Закона об оценочной деятельности).
В качестве доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости административным истцом представлены откорректированные отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> № №... и от <ДАТА> № №..., выполненные оценщиком ООО «Бюро независимой оценки» Р.А.К., согласно которым рыночная стоимость объектов недвижимости составила:
- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года - 18 037 500 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 01 января 2019 года - 5 924 600 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 31 декабря 2019 года - 38 363 200 руб.,
- с кадастровым номером №... по состоянию на 29 января 2020 года - 15 582 800 руб.
Проверяя представленные административным истцом откорректированные отчёты на соответствие законодательству об оценочной деятельности, суд исходит из того, что согласно требованиям ФСО № 1, 2, 3, 7 отчёт не должен допускать неоднозначное толкование или вводить в заблуждение. В отчёте в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи оценки, последовательность определения стоимости объекта оценки и её итоговая величина, ограничения и пределы применения полученного результата; перечень документов, используемых оценщиком и устанавливающих количественные и качественные характеристики объекта оценки, а также иные сведения, необходимые для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчёте.
Суд, исследовав и проанализировав откорректированные отчёты об определении рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> № №... и от <ДАТА> № №..., приходит к выводу о том, что итоговая рыночная стоимость объектов оценки не является произвольной, при оценке объектов оценщик придерживался принципов, предусмотренных федеральными стандартами оценки; отчёты базируются на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в отчётах приведены все необходимые сведения об использовании источников получения информации.
Оценив доказательства по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд приходит к выводу о том, что представленные административным истцом откорректированные отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости с точки зрения их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, а также с точки зрения содержащейся в них информации и статистического анализа данных о рыночной стоимости объектов недвижимости, отвечают предъявляемым к ним законодательным требованиям, а потому признаёт их допустимыми и достоверными доказательствами действительной рыночной стоимости указанных объектов недвижимости.
Представители административных ответчиков, заинтересованного лица откорректированные отчёты об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости не оспаривали, доказательств, свидетельствующих об иной, нежели в отчётах оценщика, величине рыночной стоимости объектов недвижимости не представили, ходатайств о назначении по делу судебной экспертизы не заявляли.
При указанных обстоятельствах кадастровая стоимость объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... может быть пересмотрена и установлена в размере их рыночной стоимости на основании откорректированных отчётов об оценке рыночной стоимости объектов недвижимости от <ДАТА> № №... и от <ДАТА> № №..., выполненных оценщиком ООО «Бюро независимой оценки» Р.А.К.
Учитывая вышеизложенное, уточнённые требования административного искового заявления подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьёй 17 Закона о кадастровой оценке, орган регистрации прав осуществляет внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости, определенной в порядке, предусмотренном статьёй 22 настоящего Федерального закона, в том числе о дате подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.
Датой обращения ООО «ПромСнаб» с заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... следует считать дату подачи в суд административного искового заявления - 14 июля 2021 года.
Руководствуясь статьями 175, 180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
уточнённые требования административного искового заявления общества с ограниченной ответственностью «ПромСнаб» об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - многоэтажные жилые дома, местоположение: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 38 363 200 рублей по состоянию на дату оценки 31 декабря 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - многоэтажные жилые дома, местоположение: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 15 582 800 рублей по состоянию на дату оценки 29 января 2020 года.
Пересмотреть архивную кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - многоэтажные жилые дома, местоположение: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 18 037 500 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Пересмотреть кадастровую стоимость объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером №..., площадь ... кв.м, категория земель - земли населённых пунктов, вид разрешённого использования - многоэтажные жилые дома, автостоянки наземные открытого типа, местоположение: <адрес>, установив её в размере его рыночной стоимости равной 5 924 600 рублей по состоянию на дату оценки 01 января 2019 года.
Датой обращения общества с ограниченной ответственностью «ПромСнаб» с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объектов недвижимости с кадастровыми номерами №..., №..., №..., №... считать 14 июля 2021 года.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба во Второй апелляционный суд общей юрисдикции через Вологодский областной суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья М.В. Соколова
Мотивированное решение изготовлено 20 октября 2021 года