Решение по делу № 2а-1232/2021 от 25.10.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

23 ноября 2021 года                                                                     г. Губкин

Губкинский городской суд Белгородской области в составе:

председательствующего судьи                                   С.В. Спесивцевой,

при секретаре                                                                Д.А. Проскуриной,

с участием представителя административного истца Баранова Я.В. представителя административного ответчика, Агаркова А.И., заинтересованного лица Пищальченко В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Замошникова Данила Витальевича к Призывной комиссии Губкинского городского округа, Военному комиссариату Белгородской области об оспаривании решения призывной комиссии,

установил:

Замошников Д.В. обратился в суд с административном иском, в котором с учетом уточнений просил о признании незаконным решения Призывной комиссии от 11 октября 2021 года, а также возложении на Призывную комиссию обязанности направить его на медицинское обследование для определения категории годности к военной службе.

В обоснование своей позиции административный истец ссылался на следующие обстоятельства.

Замошников Д.В. состоит на воинском учёте в военном комиссариате города Губкина и Губкинского района Белгородской области (далее – Губкинский военкомат).

Повесткой Замошников Д.В. был вызван в Губкинский военкомат для прохождения обязательного медицинского освидетельствования, а также на заседание Призывной комиссии Губкинского городского округа Белгородской области (далее – Призывная комиссия).

С учётом результатов медицинского освидетельствования решением Призывной комиссии от 11 октября 2021 года Замошникову Д.В. была определена категория годности к военной службе <данные изъяты> годен к военной службе, принято решение о его призыве на военную службу.

На заседании Призывной комиссии Замошников Д.В. не присутствовал, поскольку полагал, что медицинское освидетельствование проведено с нарушением требований действующего законодательства, врачами специалистами не учтены жалобы Замошникова Д.В. на состояние его здоровья, а именно на заболевание ног.

В судебном заседании представитель административного истца Баранов Я.В. заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представитель Призывной комиссии Губкинксого городского округа извещен своевременно и надлежащим образом, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Представитель административного ответчика Военного комиссариата Белгородской области Агарков А.И. с заявленными требованиями не согласился, представил письменные возражения на иск, приобщенные к материалам дела.

Представитель заинтересованного лица Губкинского военкомата военный комиссар Пищальченко В.М. полагал, что административный иск удовлетворению не подлежит.

В силу ст. 150 КАС РФ явка представителей ответчика не признана обязательной в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть административное дело в отсутствие представителя Призывной комиссии Губкинского городского округа.

Выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, изучив доводы административного искового заявления и возражений на него, суд приходит к следующему выводу.

Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несёт военную службу в соответствии с федеральным законом (части 1 и 2 статьи 59 Конституции Российской Федерации).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 28 марта 1998 года №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности и военной службе) воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее – граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В части 3 этой статьи указано, что граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.

Статьёй 5.1 Закона о воинской обязанности и военной службе установлено, что граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Медицинское освидетельствование граждан, поступающих на военную службу по контракту, поступающих в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, включает в себя проведение химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов (часть 1).

Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:

А – годен к военной службе; Б – годен к военной службе с незначительными ограничениями; В – ограниченно годен к военной службе; Г – временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе (часть 2).

Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (часть 3).

В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (часть 4 в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года №317-ФЗ, действовавшей на день принятия оспариваемого решения).

В случае необходимости гражданин при постановке на воинский учет может быть направлен в медицинскую организацию для проведения лечебно-оздоровительных мероприятий в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья (часть 5 в редакции Федерального закона от 25 ноября 2013 года №317-ФЗ, действовавшей на день принятия оспариваемого решения).

В соответствии со статьёй 26 Закона о воинской обязанности и военной службе призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;

явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата.

Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Пунктом 3 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года №663 (далее – Положение о призыве на военную службу) определено, что призыв на военную службу осуществляет призывная комиссия, создаваемая в каждом муниципальном образовании, имеющем статус муниципального района, городского округа или внутригородской территории города федерального значения, решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.

Согласно пункту 13 Положения о призыве на военную службу призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований) направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учётом предполагаемого срока завершения указанного обследования.

В пункте 20 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 04 июля 2013 года №565 (далее – Положение о военно-врачебной экспертизе) также указано, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учёт, призывной комиссии или военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При возможности завершения обследования гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учёт или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в обследовании с указанием срока явки на повторное освидетельствование.

По завершении обследования составляется медицинское заключение о состоянии здоровья гражданина.

В случае если обследование гражданина не может быть завершено до окончания работы призывной комиссии, освидетельствование указанного гражданина проводится в период следующего призыва граждан на военную службу с вынесением заключения о категории годности к военной службе.

Помимо того, согласно пункту 22 Положения о военно-врачебной экспертизе граждане, не пребывающие в запасе, призванные на военную службу, непосредственно перед направлением к месту военной службы проходят медицинский осмотр в целях исключения призыва на военную службу граждан, не подлежащих призыву по состоянию здоровья.

Призывная комиссия субъекта Российской Федерации организует медицинский осмотр граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам освидетельствования.

Медицинский осмотр и контрольное освидетельствование осуществляются врачами-специалистами, включёнными в состав призывной комиссии субъекта Российской Федерации: врачом-хирургом, врачом-терапевтом, врачом-неврологом, врачом-психиатром, врачом-офтальмологом, врачом-оториноларингологом, врачом-стоматологом, врачом-дерматовенерологом и при необходимости – врачами других специальностей.

В случае выявления у гражданина при медицинском осмотре перед направлением к месту прохождения военной службы или при контрольном освидетельствовании отклонений в состоянии здоровья, изменяющих его категорию годности к военной службе, призывная комиссия субъекта Российской Федерации отменяет решение призывной комиссии, о чём сообщает гражданину и в соответствующую призывную комиссию. При этом одновременно с отменой решения призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает решение в соответствии с Законом о воинской обязанности и военной службе.

Таким образом, призывной комиссией муниципального образования решение о призыве гражданина на военную службу принимается только после определения категории годности его к военной службе в порядке, определённом Положением о военно-врачебной экспертизе, комиссией врачей, включая врача-хирурга.

Если же невозможно вынесение медицинского заключения о годности гражданина к военной службе в ходе освидетельствования, то гражданин подлежит направлению в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

При этом согласно пункту 9 Инструкции о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья, утверждённой приказом Министра обороны Российской Федерации №240, Минздрава Российской Федерации №168 от 23 мая 2001 года «Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе» врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, выносит заключение о категории его годности к военной службе, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья.

Как установлено судом, Замошников Д.В. ДД.ММ.ГГГГ года прошёл медицинское освидетельствование комиссией врачей-специалистов.

По результатам медицинского освидетельствования в отношении Замошникова Д.В. принято решение: здоров, категория годности <данные изъяты> – годен к военной службе. Данная категория годности установлена в виду выявленной врачом-окулистом у Замошникова Д.В. миопии слабой степени. Остальными врачами, включая врача-хирурга, Замошников Д.В. признавался годным к военной службе, категория <данные изъяты>

Результаты медицинской комиссии занесены в форме итогового заключения в разделе II учётной карточки призывника, на основе чего в этот же день Призывной комиссией принято решение (протокол №1) о призыве Замошникова Д.В. на военную службу, предназначении <данные изъяты> (остальные части сухопутных войск)

Согласно части 1 статьи 62 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.

Вместе с тем административный истец Замошников Д.В. не представил суду доказательств, которые бы свидетельствовали о наличии у него заболевания, при котором административным ответчиком в отношении него не могла быть установлена категория годности, а сам административный истец подлежал направлению на медицинское обследование.

Так Замошников Д.В. сослался на то, что им в распоряжение врача-хирурга были представлены документы, подтверждающие наличие у него «заболевание ног», а также устно изложены соответствующие жалобы на состояние здоровья.

При этом в подтверждение своих доводов административным истцом в дело представлена копия листов амбулаторной карты из которых следует, что у Замошникова Д.В. ранее было растяжение связок левого голеностопного сустава, перелом наружной лодыжки без смещения, плоскостопие <данные изъяты>.

Вместе с тем судом установлено, что Замошников Д.В. неоднократно проходил медицинское освидетельствование. Ранее при прохождении медицинского освидетельствования Замошников Д.В. не высказывал жалобы на болезнь ног. В каждом случае результатом освидетельствования было признание Замошникова Д.В. годным к военной службе с определением категории годности <данные изъяты> Врачом-хирургом во всех случаях определялась категория годности к военной службе <данные изъяты>

Какие –либо «заболевания ног» также отсутствуют в листе изучения призывника, а также в анкете, заполненной матерью Замошникова она не ссылалась, на наличие болезней ног у сына.

Самостоятельно Замошников Д.В. какие-либо обследования, включая рентгенографию стоп не проходил.

Таким образом в ходе медицинского освидетельствования врачом-хирургом не были установлены обстоятельства, требующие направление на дополнительное обследование, Замошникову Д.В. категория годности к военной службе была установлена без необходимости его медицинского обследования в медицинской организации государственной или муниципальной систем здравоохранения.

Соответственно и оспариваемое Замошниковым Д.В. решение Призывной комиссии от 11 октября 2021 года является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам административного иска у суда нет

Доводы представителя административного истца о том, что заседание Призывной комиссии было проведено в отсутствие Замошникова Д.В., что исключает ее законность и обоснованность отклоняются судом.

Как следует из материалов дела Замошников 11.10.2021 года самостоятельно покинул Призывную комиссию, без наличия к тому уважительных причин. При этом медицинское освидетельствование им было пройдено в полном объеме, категория годности определена.

Таким образом Замошников Д.В. самостоятельно отказался от участия в заседании Призывной комиссии, что само по себе не влечет недействительность решения Призывной комиссии.

Следует отметить, что при несогласии гражданина с результатом медицинского освидетельствования, проведенного в рамках работы призывной комиссии, порядок его оспаривания предусмотрен путем заявления о несогласии с заключением о годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в призывную комиссию субъекта Российской Федерации, которая организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, заявивших о несогласии с заключением об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования (пункт 2 статьи 29 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ) и путем производства независимой военно-врачебной экспертизы в порядке, установленном Положением о независимой военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.07.2008 г. N 574.

Таким образом, требования административного истца о возложении обязанности на призывную комиссию Губкинского городского округа о направлении его на медицинское обследование Военно-врачебной комиссией при Белгородским областном военкомате не основаны на законе, в связи с чем, удовлетворению не подлежат.

Также в судебном заседании не нашли свое подтверждение доводы Замошникова Д.В. о прохождении 12.10.2021 года дополнительного обследования у врача кардиолога, какие –либо заключения врача суду не представлены. Более того 11.10.2021 года врач кардиолог признал Замошникова Д.В. годным к военной службе, определив категорию годности <данные изъяты> сведения о направлении на дополнительное обследование в карте призывника отсутствуют.

На основании вышеизложенного суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения

Руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ,

решил:

в удовлетворении административного иска Замошникова Данила Витальевича, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебной коллегии по административным делам Белгородского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Губкинский городской суд Белгородской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья:                                                                                 С.В. Спесивцева

2а-1232/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Замошников Данил Витальевич
Ответчики
Призывная комиссия Губкинского городского округа
Военный комиссариат Белгородской области
Другие
Военкомат Губкинского района Белгородской области
Баранов Ярослав Викторович
Суд
Губкинский городской суд Белгородской области
Дело на сайте суда
gubkinskygor.blg.sudrf.ru
25.10.2021Регистрация административного искового заявления
25.10.2021Передача материалов судье
25.10.2021Решение вопроса о принятии к производству
25.10.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.11.2021Подготовка дела (собеседование)
11.11.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.11.2021Судебное заседание
06.12.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
16.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.11.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее