дело № 2а-2544/2020
УИД 56RS0030-01-2020-003349-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Оренбург 20 октября 2020 года
Промышленный районный суд г.Оренбурга в составе
председательствующего судьи Бахтияровой Т.С.
при секретаре Студеновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области к УФССП России по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация МО Беляевский район Оренбургской области обратилась в суд с административным исковым заявлением к УФССП России по Оренбургской области об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора.
В обоснование заявленных административных исковых требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А было возбуждено исполнительное производство №-ИП в рамках исполнения решения Беляевского районного суда Оренбургской области, вступившего в законную силу ДД.ММ.ГГГГ, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования Дубенский поссовет Беляевского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Беляевский район Оренбургской области, Министерство строительного, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства по Оренбургской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в 2,5 км юго-западнее п.Дубенский Дубенского поссовета Беляевского района Оренбургской области площадью 4 га в срок до 31 декабря 2019 года.
В виду того, что решение суда не исполнено в срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Фаттаховой А.А. вынесено постановление о взыскании с администрации исполнительского сбора в размере 50 000 рублей.
Определением Беляевского районного суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ администрации МО Беляевский район Оренбургской области предоставлена отсрочка исполнения решения суда до ДД.ММ.ГГГГ.
Истец считает, что вина администрации в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения решения суда отсутствует, так как были проявлены должная степень заботливости и осмотрительности для исполнения судебного решения. Имеются объективные причины, препятствующие своевременному исполнению решения суда в установленный судебным приставом-исполнителем срок, в связи с чем возможно освободить от взыскания исполнительского сбора.
Просит постановление судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ признать незаконным и отменить.
На основании определения суда о подготовке дела к судебному заседанию от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного соответчика было привлечено УФССП России по Оренбургской области, в качестве заинтересованного лица Прокурор Беляевского района Оренбургской области.
Представитель административного истца, исполняющий обязанности главы района А.А. Федотов в судебное заседание не явился, о дне и месте заседания был извещен надлежащим образом.
Административные ответчики представитель УФССП России по Оренбургской области и судебный пристав-исполнитель МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттахова А.А., Прокурор Беляевского района Оренбургской области в судебное заседание не явились, о дне и месте заседания были извещены надлежащим образом, ходатайств об отложении судебного заседания не заявили.
Неявка административного истца, административных ответчиков и заинтересованных лиц является их волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в судебном разбирательстве дела и иных процессуальных правах, что не противоречит положениям ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, статья 7, 8, 10 Всеобщей декларации прав человека.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом и просивших рассмотреть дело в свое отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд находит поданное административное исковое заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.
В силу ч. 2 ст. 227 КАС РФ суд удовлетворяет полностью или в части заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Таким образом, для удовлетворения требований административного истца требуется наличие совокупности двух условий, а именно, незаконность принятого постановления, допущение незаконного бездействия и нарушение прав административного истца этим бездействием и постановлением.
В судебном заседании установлено, что на основании исполнительного листа серии ФС № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Беляевским районным судом Оренбургской области судебным приставом-исполнителем МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А ДД.ММ.ГГГГ было возбуждено исполнительное производство №-ИП, предмет исполнения: обязать администрацию муниципального образования Дубенский поссовет Беляевского района Оренбургской области, администрацию муниципального образования Беляевский район Оренбургской области, Министерство строительного, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства по Оренбургской области ликвидировать свалку твердых бытовых отходов, расположенную на земельном участке в 2,5 км юго-западнее п.Дубенский Дубенского поссовета Беляевского района Оренбургской области площадью 4 га в срок до 31 декабря 2019 года.
Согласно ст. 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя.
Исполнительный лист, предъявленный на исполнение в МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области соответствует требованиям, предъявляемым ст. 13 ФЗ «Об исполнительном производстве», а именно: в нём указаны наименование и адрес органа, выдавшего документ, наименование материалов, на основании которых выдан исполнительный документ, и его номер, указана дата принятия акта, дата вступления в законную силу акта, сведения о должнике и взыскателе.
К исполнительному листу приложено заявление взыскателя о возбуждении исполнительного производства. Оснований для отказа в возбуждении исполнительного производства, предусмотренных ст. 31 ФЗ «Об исполнительном производстве», не имелось.
По общему правилу, установленному ст. 36 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства, за исключением требований, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи.
В соответствии со ст.12 Федерального закона от 21.07.1997N 118-ФЗ «О судебных приставах» в процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов.
В силу п. 11, 12, 30 ФЗ «Об исполнительном производстве» должнику устанавливается срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе – 5 дней.
В постановлении о возбуждении исполнительного производства от 07.08.2020 года установлен 5-дневный срок для добровольного исполнения требований исполнительного документа. Должник был предупрежден о том, что в случае неисполнения в этот срок требований исполнительного документа и при отсутствии доказательств невозможности его исполнения вследствие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, подлежит взысканию исполнительский сбор. Факт получения истцом копии постановления о возбуждении исполнительного производства им не оспаривается.
Согласно ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Постановление о возбуждении исполнительного производства административный истец получил ДД.ММ.ГГГГ.
Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Постановлением судебного пристава-исполнителя МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А. от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству с администрации был взыскан исполнительский сбор в размере 50 000 руб.
В обоснование заявленных требований об оспаривании данного постановления административным истцом указано на отсутствие вины заявителя в неисполнении решения суда, поскольку им принимались все меры для надлежащего его исполнения.
Отсрочка исполнения решения Беляевского районного суда Оренбургской области предоставлена администрации МО Беляевский район Оренбургской области до 31.12.2020 года на основании определения от ДД.ММ.ГГГГ.
На момент вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора судебному приставу-исполнителю не было известно о предоставленной должнику отсрочке исполнения решения Беляевского районного суда Оренбургской области.
Согласно ст. 10 Федерального закона "О судебных приставах" старший судебный пристав имеет право отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение должностного лица подразделения судебных приставов.
В соответствии с ч. 5 ст. 14 Федерального закона "Об исполнительном производстве" вышестоящее должностное лицо службы судебных приставов вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации решение судебного пристава-исполнителя или иного должностного лица службы судебных приставов.
В ч. 9 ст. 47 данного Федерального закона указано, что в течение срока предъявления исполнительного документа к исполнению постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства может быть отменено старшим судебным приставом или его заместителем по собственной инициативе или по заявлению взыскателя в случае необходимости повторного совершения исполнительных действий и применения, в том числе повторного, мер принудительного исполнения.
ДД.ММ.ГГГГ начальником отдела старшим судебным приставом МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Серебряковой В.Н. постановление о взыскании исполнительского сбора № от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное в рамках исполнительного производства №-ИП от ДД.ММ.ГГГГ отменено.
Решение о признании действий незаконными своей целью преследует именно восстановление прав административного истца, о чем свидетельствует императивное предписание процессуального закона о том, что признавая решение, действие (бездействие) незаконным, судом принимается решение о возложении обязанности на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, установлено, что на дату рассмотрения административного иска Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области оспариваемое постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора отменено, при этом права должника Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области восстановлены.
В нарушение требований ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административным истцом не представлены доказательства нарушения прав, свобод и законных интересов, как стороны исполнительного производства.
Законодатель предусмотрел, что удовлетворение требований, в рассматриваемых в порядке главы 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, возможно лишь при наличии одновременно двух обстоятельств: незаконности действий (бездействия) должностного лица (незаконности принятого им или органом постановления) и реального нарушения при этом прав заявителя.
Из положений ст. 46 Конституции Российской Федерации и требований Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что предъявление любого заявления об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти и должностных лиц должно иметь своей целью восстановление реально нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов обратившегося в суд лица, а способ защиты права должен соответствовать по содержанию нарушенному праву и характеру нарушения.
Наличие совокупности двух условий, а именно, незаконность оспариваемого решения и нарушение прав административного истца не установлены.
При таких обстоятельствах, заявленные требования Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области не могут быть удовлетворены в силу того, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора к моменту судебного разбирательства перестало затрагивать права и интересы административного истца, таким образом, отсутствует совокупность условий, при которых исковые требования подлежат удовлетворению.
После отмены оспариваемого постановления нарушенное право должника восстановлено, что, по смыслу ч.1 ст.218, п.1 ч.2 ст.227 КАС РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-178 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении административных исковых требований Администрации муниципального образования Беляевский район Оренбургской области к УФССП России по Оренбургской области и судебному приставу-исполнителю МОСП по ИОИП УФССП России по Оренбургской области Фаттаховой А.А об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора о признании незаконным и отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ отказать.
Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Промышленный районный суд г.Оренбурга в течение одного месяца со дня его составления в окончательной форме.
Мотивированный текст решения суда составлен 03 ноября 2020 года, последний день подачи апелляционной жалобы 03 декабря 2020 года.
Судья Т.С. Бахтиярова