Дело № 2-1400/2020
91RS0024-01-2020-000781-93
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Ялта 10 июня 2020 г.
Ялтинский городской суд Республики Крым в составе председательствующего судьи Корпачевой Л.В. при секретаре Мясниковой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Кирилловой Марины Георгиевны, Кирилловой Кристины Юрьевны, действующей также в интересах <данные изъяты>, Валишевской Виолетты Юрьевны, действующей также в интересах <данные изъяты>, Бек-Назаровой Татьяны Юрьевны, действующей также в интересах <данные изъяты>, действующей также в интересах <данные изъяты> действующей также в интересах <данные изъяты>, к Администрации г. Ялта Республики Крым о возложении обязательства предоставить жилое помещение, третьи лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта Республики Крым, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта Республики Крым, Муниципальное унитарное предприятие «Ремонтно-эксплуатационная организация-2 города Ялта» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым,
у с т а н о в и л :
Кириллова М.Г., Кириллова К.Ю., действуя также в интересах <данные изъяты>., Валишевская В.Ю., действуя также в интересах <данные изъяты>., Бек-Назарова Т.Ю., действуя также в интересах <данные изъяты>., Ауджи Д.Ю., действуя также в интересах <данные изъяты> Долинская А.Ю., действуя также в интересах несовершеннолетней <данные изъяты>., обратились в суд с иском к Администрации г. Ялта Республики Крым (далее – Администрация г. Ялта) об обязании предоставить вне очереди благоустроенное жилое помещение из расчета не менее 14 кв. м. общей площадью на каждого по договору социального найма на территории г. Ялта Республики Крым.
Исковые требования мотивированы тем, что истцы на основании лицевого счета № 8255, выданного «РЕО-2» г. Ялты являются нанимателями квартиры общей площадью 20,3 кв. м., расположенной по адресу: <адрес> Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым от 15 мая 2007 г. № 804 данный дом отнесен к 4 категории состояния – аварийное и признан непригодным для проживания, вместе с тем до настоящего времени истцы жильем не обеспечены, при этом с 1993 г. их семья состоит на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Истцы Кириллова К.Ю., Кириллова М.Г., Валишевская В.Ю., Бек-Назарова Т.Ю., Ауджи Д.Ю., Долинская А.Ю., надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания в суд не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствие.
Ответчик Администрация г. Ялта, третьи лица Департамент имущественных и земельных отношений Администрации г. Ялта, Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта, Муниципальное унитарное предприятие «Ремонтно-эксплуатационная организация-2 города Ялта» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым (далее – МУП «РЭО-2 г. Ялта»), надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд представителей не направили, о причинах их неявки не сообщили.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие истцов, представителей сторон и третьих лиц.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с заключением Государственного главного территориального Научно-исследовательского проектного института КрымНИИпроект Академии строительства Министерства строительства Украины от 4 мая 2007 г. о техническом состоянии жилого дома по адресу: <адрес> он построен в начале двадцатого века, имеет ленточный бутовый фундамент, каменные и деревянные стены, деревянные перекрытия, подтапливается водами неизвестной природы, наблюдаются перекосы и выход из рабочей плоскости деревянных конструкций веранд. В связи с систематическим подтоплением территории домовладения существует опасность обрушения стен здания. Техническое состояние здания можно квалифицировать как аварийное, оно не отвечает современным нормам сейсмостойкого строительства (л.д. 119-120).
Решением исполнительного комитета Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым от 15 мая 2007 г. №<номер> указанный жилой дом отнесен к 4 категории состояния конструкций – аварийное, признан непригодным для проживания.
25 декабря 2015 г. муниципальным унитарным предприятием «Бюро технической инвентаризации» муниципального образования городской округ Ялта Республики Крым составлен технический паспорт однокомнатной квартиры <адрес> этаже данного дома, имеющей общую площадь 39,8 кв. м., жилую площадь 20,4 кв. м. (л.д. 11-15).
Согласно лицевому счету №<номер>, открытому Ремонтно-эксплуатационной организацией № 2 г. Ялты Автономной Республики Крым Кириллова М.Г. является квартиросъемщиком (нанимателем) жилого помещения площадью 39,7 кв. м., жилой площадью 20,3 кв. м. (одна комната) по адресу: <адрес> (л.д. 9-10).
По сведениям МУП «РЭО-2 г. Ялта» от 18 ноября 2019 г. в жилом помещении по адресу: <адрес> (лицевой счет №<номер>) по месту жительства зарегистрированы наниматель Кириллова М.Г., ее дочери Кириллова К.Ю., Валишевская В.Ю., Бек-Назарова Т.Ю., Ауджи Д.Ю. с 5 декабря 1995 г. и Долинская А.Ю. с 6 декабря 1998 г., а также <данные изъяты> (л.д. 16).
Факт родственных отношений и регистрации указанных лиц в данном жилом помещении подтвержден также паспортами граждан Российской Федерации, свидетельствами о рождении, заключении, расторжении брака, решением Ялтинского городского суда Автономной Республики Крым от 5 марта 2009 г., свидетельствами о регистрации по месту жительства (л.д. 17, 21-53).
6 мая 2015 г. истцом Кириловой К.Ю. в Департамент по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта подано заявление с просьбой принять меры по внесению на рассмотрение компетентного органа Республики Крым вопроса по включению жилого дома по адресу: <адрес> перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в рамках Региональной программы «Переселения граждан из аварийного жилищного фонда на 2014-2015 годы на территории Республики Крым» (л.д. 59-60).
25 мая 2015 г. Департаментом по вопросам жилищно-коммунального хозяйства Администрации г. Ялта дан ответ, что указанный дом будет обследован для актуализации ранее принятого решения и включения в очередной этап программы по отселению жильцов из аварийного жилья (л.д. 61).
Согласно ст. 1 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя» (далее – Федеральный конституционный закон № 6-ФКЗ) Республика Крым считается принятой в Российскую Федерацию с даты подписания Договора между Российской Федерацией и Республикой Крым о принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – 18 марта 2014 г.
В соответствии со ст. 12 указанного закона на территории Республики Крым действуют документы, выданные государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, без ограничения срока их действия и какого-либо подтверждения со стороны государственных органов Российской Федерации, государственных органов Республики Крым, если иное не предусмотрено ст. 12.2 настоящего Федерального конституционного закона, а также если иное не вытекает из самих документов или существа отношения.
Поскольку решение исполнительного комитета Ялтинского городского совета Автономной Республики Крым от 15 мая 2007 г. № 804 о признании жилого дома по адресу: <адрес> аварийным, непригодным для проживания не противоречит ст. 12 Федерального конституционного закона № 6-ФКЗ, оно является действующим, не нуждается в дополнительном подтверждении со стороны государственных и муниципальных органов Российской Федерации.
В силу ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Ст. 85 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания, граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма.
Ст. 87 ЖК РФ предусмотрено, что если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Согласно ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных ч. 2 данной статьи случаев.
В силу п. 1 ч. 2 с. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
В п. 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. ст. 86-88 названного Кодекса, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма должно быть равнозначным по общей площади ранее занимаемому.
Из указанного следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Согласно правовой позиции, изложенной в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. N 551-О-О, в соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет (ч. 1). Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (ч. 2 ст. 27 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении, что согласуется с ч. 3 ст. 40 Конституции Российской Федерации (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 5 марта 2009 г. N 376-О-П, от 3 ноября 2009 г. N 1367-О-О и N 1368-О-О, от 1 декабря 2009 г. N 1548-О-О, от 23 марта 2010 г. N 330-О-О и N 331-О-О, от 19 октября 2010 г. N 1328-О-О).
По смыслу данной нормы, предоставление таким гражданам жилых помещений по договорам социального найма вне очереди не предполагает включения их в какую-либо очередь, однако и не исключает возможность их предварительного принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, поскольку сам по себе факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных ЖК РФ и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, - реализации его права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.
В соответствии с требованиями ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилья не ставится в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников), тем более - от времени включения в список внеочередников. Нет в ней и указаний на предоставление жилья в порядке очередности лиц равной категории.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников).
Иное толкование приведенных выше положений ст. 57 ЖК РФ противоречит прямо установленному данной нормой исключению из общего порядка очередности предоставления жилых помещений для лиц, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и не подлежащими ремонту или реконструкции.
В соответствии со ст. 12 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 56 ГПК РФ).
Судом установлено, что жилой дом, в котором истцы на условиях договора социального найма занимают жилое помещение, признан непригодным для проживания, в связи с чем орган местного самоуправления обязан предоставить им другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма. Вместе с тем доказательства исполнения указанной обязанности ответчиком суду не представлены.
Истцы просят предоставить им жилое помещение из расчета не менее 14 кв. м. общей площадью на каждого с указанием, что данная норма установлена постановлением Администрации г. Ялта Республики Крым от 3 августа 2015 г. № 1497, при этом указывают, что их семья состоит на учете граждан, нуждающихся в получении жилых помещений по договорам социального найма при Администрации г. Ялта, в списке общей очереди под № 913.
Согласно ч. ч. 1, 2 ст. 50 ЖК РФ нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма. Норма предоставления устанавливается органом местного самоуправления в зависимости от достигнутого в соответствующем муниципальном образовании уровня обеспеченности жилыми помещениями, предоставляемыми по договорам социального найма, и других факторов.
В соответствии с ч. 5 ст. 57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.
Вместе с тем, как было указано выше, в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания предоставление гражданам другого жилого помещения носит компенсационный характер.
В п. 37 вышеуказанного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации разъяснено, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч. 5 ст. 57, ст. 58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются. При этом граждане, которым в связи с выселением предоставлено другое равнозначное жилое помещение, сохраняют право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, если для них не отпали основания состоять на таком учете (ст. 55 ЖК РФ).
Таким образом, исковые требования подлежат частичному удовлетворению с возложением на Администрацию г. Ялта обязанности предоставить истцам благоустроенное жилое помещение в г. Ялта Республики Крым по договору социального найма площадью не менее 39,7 кв. м.
В связи с частичным удовлетворением в иска в соответствии с ч. 1 ст. 98 ГПК РФ ответчиком подлежат возмещению понесенные истцами судебные расходы по уплате государственной пошлине в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
иск Кирилловой Марины Георгиевны, Кирилловой Кристины Юрьевны, действующей также в интересах <данные изъяты>, Валишевской Виолетты Юрьевны, действующей также в интересах <данные изъяты>, Бек-Назаровой Татьяны Юрьевны, действующей также в интересах <данные изъяты>, Ауджи Дианы Юрьевны, действующей также в интересах <данные изъяты>, Долинской Адолинарии Юрьевны, действующей также в интересах <данные изъяты>, к Администрации г. Ялта Республики Крым о возложении обязательства предоставить жилое помещение удовлетворить частично.
Обязать Администрацию г. Ялта Республики Крым предоставить Кирилловой Марине Георгиевне, Кирилловой Кристине Юрьевне, <данные изъяты>, <данные изъяты>, Валишевской Виолетте Юрьевне, <данные изъяты>, Бек-Назаровой Татьяне Юрьевне, <данные изъяты>, Ауджи Диане Юрьевне, <данные изъяты>, Долинской Адолинарии Юрьевне, <данные изъяты> по договору социального найма благоустроенное применительно к муниципальному образованию городской округ Ялта Республики Крым жилое помещение площадью не менее 39,7 кв. м. в г. Ялта Республики Крым.
Взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Кирилловой Марины Георгиевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 рублей.
Взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Кирилловой Кристины Юрьевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 рублей.
Взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Валишевской Виолетты Юрьевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 рублей.
Взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Бек-Назаровой Татьяны Юрьевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 рублей.
Взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Ауджи Дианы Юрьевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 рублей.
Взыскать с Администрации г. Ялта Республики Крым в пользу Долинской Адолинарии Юрьевны судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 50 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ялтинский городской суд Республики Крым.
Судья Л.В. Корпачева