Дело № 2-154/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 апреля 2019 года р.п. Мокшан
Мокшанский районный суд Пензенской области в составе: председательствующего судьи Уткиной Е.В.,
при секретаре Моисеевой Л.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в р.п. Мокшан гражданское дело по исковому заявлению Кузьминой Елены Геннадьевны к государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда РФ в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонному) о назначении досрочной пенсии,
установил:
Кузьмина Е.Г. обратилась в суд с иском к ГУ УПФР в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонному), в котором просит засчитать в трудовой стаж ее работы, дающей право на назначение досрочной пенсии: отпуск по уходу за ребёнком с 21.10.2009 по 24.01.2011; курсы повышения квалификации с 09.12.1991 по 21.12.1991, с 06.10.1997 по 15.10.1997, с 15.10.2001 по 24.10.2001, с 17.09.2007 по 29.09.2007, с 23.10.2017 по 11.11.2017; назначить ей пенсию с момента подачи заявления. Иск мотивирован тем, что в соответствии с протоколом №103 от 21.12.2018 комиссия по назначению пенсии при ГУ УПФ по Мокшанскому району Пензенской области, рассмотрев ее заявление о назначении пенсии, отказала ей назначить пенсию по причине отсутствия требуемого педагогического стажа. При этом комиссия не засчитала в специальный стаж отпуск по уходу за ребёнком с 21.10.2009 по 24.01.2011; курсы повышения квалификации с 09.12.1991 по 21.12.1991, с 06.10.1997 по 15.10.1997, с 15.10.2001 по 24.10.2001, с 17.09.2007 по 29.09.2007, с 23.10.2017 по 11.11.2017. С выводами комиссии не согласна, т.к. они противоречат нормам закона о трудовых пенсиях и Трудового кодекса РФ.
В судебном заседании Кузьмина Е.Г. исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Туленова С.С., действующая на основании доверенности от 25.07.2018 № 07/1939, исковые требования Кузьминой Е.Г. считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Суду пояснила, что решением ГУ УПФ РФ в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонного) № 103 от 21.12.2018 Кузьминой Е.Г. отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости по причине отсутствия требуемого специального стажа 25 лет. На момент обращения у нее имелся специальный стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии, 24 года 06 месяцев 15 дней. В специальный стаж Кузьминой Е.Г. не засчитаны периоды нахождения на курсах повышения квалификации и отпуска по уходу за ребенком, поскольку действующее законодательство не предусматривает включения в стаж на соответствующих видах работ времени нахождения на курсах повышения квалификации и нахождения в отпуске по уходу за ребенком после 06.10.1992 года.
Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения сторон, суд приходит к следующему.
Согласно статье 39 (часть 1) Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
В соответствии со статьей 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации.
Судом установлено, что 12.12.2018 Кузьмина Е.Г. обратилась в ГУ УПФ РФ в Мокшанском районе Пензенской области (межрайонное) с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости.
Решением № 103 от 21.12.2018 Кузьминой Е.Г. отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого специального стажа. Кузьминой Е.Г. в специальный стаж не включены периоды: нахождения на курсах повышения квалификации: с 09 декабря 1991 года по 21 декабря 1991 года, с 06 октября 1997 года по 15 октября 1997 года, с 15 октября 2001 года по 24 октября 2001 года, с 17 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года, с 23 октября 2017 года по 11 ноября 2017 года и нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21 октября 2009 года по 24 января 2011 года. Специальный стаж работы, дающей Кузьминой Е.Г. право на досрочное назначении страховой пенсии по старости, по решению ответчика составил 24 года 06 месяцев 15 дней при требуемом 25 лет.
Отказ в части невключения в специальный стаж работы, дающей Кузьминой Е.Г. право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, периодов нахождения на курсах повышения квалификации, суд считает необоснованным по следующим основаниям.
Согласно записям трудовой книжки Кузьмина Е.Г. 16.08.1991 принята на работу воспитателем в группу продленного дня Нечаевской средней школы, 01.09.1993 переведена учителем начальных классов, работает по настоящее время.
Согласно справке МБОУ СОШ с. Нечаевка № 3 от 07.12.2018 Кузьмина Е.Г. в период с 21.10.2009 по 24.01.2011 находилась в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком 1,5 лет. В периоды: с 09 декабря 1991 года по 21 декабря 1991 года, с 06 октября 1997 года по 15 октября 1997 года, с 15 октября 2001 года по 24 октября 2001 года, с 17 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года, с 23 октября 2017 года по 11 ноября 2017 года находилась на курсах повышения квалификации.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.
Аналогичные требования к специальному стажу для указанных лиц содержались в Федеральном законе Российской Федерации от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", не применяемого в соответствующей части с 01 января 2015 года в связи со вступлением в законную силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.
Приложением 7 предусмотрены сроки назначения страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в отношении лиц, имеющих право на страховую пенсию по старости независимо от возраста), если возникает право на страховую пенсию по старости в 2019 году, то страховая пенсия назначается не ранее чем через 12 месяцев со дня возникновения права на страховую пенсию по старости.
Пунктом 3 статьи 10 Закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" предусмотрено, что гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона Российской Федерации от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, Правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В части 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).
Положениями подпункта "м" пункта 1 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение", принятого в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются: список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно; Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно; Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.
Учителя школ всех наименований поименованы в указанных списках.
Согласно п. 3 Постановления Правительства РФ от 16.07.2014 № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется, в том числе, с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. № 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"; Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
В силу пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено Правилами или иными нормативными актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд РФ.
Статья 91 ТК РФ определяет время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего распорядка организации и условиями трудового договора, должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами относятся к рабочему времени.
В соответствии со статьей 187 ТК РФ при направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.
Аналогичная норма содержалась и в ст. 112 КЗоТ РФ, действовавшего с 1972 года.
Таким образом, трудовой договор с работником на время нахождения работника на курсах повышения квалификации не прекращается, и это время относится к рабочему времени.
Необходимость обучения на курсах повышения квалификации обусловлена должностным положением истца. На время обучения истца на курсах повышения квалификации за ним сохранялось рабочее место, начислялась средняя заработная плата и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд, что является основанием для включения указанных периодов в специальный трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
При таких обстоятельствах периоды нахождения истицы на курсах повышения квалификации: с 09 декабря 1991 года по 21 декабря 1991 года, с 06 октября 1997 года по 15 октября 1997 года, с 15 октября 2001 года по 24 октября 2001 года, с 17 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года, с 23 октября 2017 года по 11 ноября 2017 года подлежат зачету в ее специальный стаж.
До введения в действие Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком в стаж работы по специальности для назначения пенсии по выслуге лет.
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 22 января 1981 года "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей" были установлены частично оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста одного года и дополнительный отпуск без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
В соответствии с пунктом 2 Постановления Совета Министров СССР и ВЦСПС от 22 августа 1989 г. № 677 "Об увеличении продолжительности отпусков женщинам, имеющим малолетних детей" с 1 декабря 1989 г. повсеместно продолжительность дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком была увеличена до достижения им возраста трех лет. Указанный дополнительный отпуск подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в стаж работы по специальности.
Впоследствии право женщин, имеющих малолетних детей оформить отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, было предусмотрено Законом СССР от 22 мая 1990 г. № 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства", которым были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, утвержденные Законом СССР от 15 июля 1970 г.; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. № 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 г.) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях. Данным Законом статья 167 КЗоТ РФ была изложена в новой редакции.
Таким образом, исходя из смысла приведенных выше законодательных актов, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности в соответствии со статьей 167 КЗоТ РФ до внесения изменений в данную норму Закона, то есть до 6 октября 1992 г.
На основании изложенного, требования Кузьминой Е.Г. о включении в ее специальный стаж периода нахождения в отпуске по уходу за ребенком с 21.10.2009 по 24.01.2011 суд считает необоснованными и не подлежащими удовлетворению.
Таким образом, принимая в расчет стаж работы Кузьминой Е.Г. в периоды, которые засчитаны ответчиком при расчете ее специального стажа - 24 года 06 месяцев 15 дней, с учетом периодов нахождения Кузьминой Е.Г. на курсах повышения квалификации: с 09 декабря 1991 года по 21 декабря 1991 года, с 06 октября 1997 года по 15 октября 1997 года, с 15 октября 2001 года по 24 октября 2001 года, с 17 сентября 2007 года по 29 сентября 2007 года, с 23 октября 2017 года по 11 ноября 2017 года (в общей сложности 02 месяца 05 дней), 25 лет педагогического стажа у Кузьминой Е.Г. выработано по состоянию на 23.03.2019.
Согласно ст. 22 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Таким образом, несмотря на то, что на день рассмотрения дела судом у истицы выработан педагогический стаж 25 лет, с учетом изменения пенсионного законодательства оснований для назначения досрочной страховой пенсии на день рассмотрения дела судом не имеется и в иске в этой части следует отказать.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░░░) ░░ 21 ░░░░░░░ 2018 № 103 ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ (░░░░░░░░░░░) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░: ░ 09 ░░░░░░░ 1991 ░░░░ ░░ 21 ░░░░░░░ 1991 ░░░░, ░ 06 ░░░░░░░ 1997 ░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 1997 ░░░░, ░ 15 ░░░░░░░ 2001 ░░░░ ░░ 24 ░░░░░░░ 2001 ░░░░, ░ 17 ░░░░░░░░ 2007 ░░░░ ░░ 29 ░░░░░░░░ 2007 ░░░░, ░ 23 ░░░░░░░ 2017 ░░░░ ░░ 11 ░░░░░░ 2017 ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.