Решение по делу № 12-331/2024 (12-1996/2023;) от 21.12.2023

№ 12-331/2024

УИД 24RS0056-01-2023-009827-45

РЕШЕНИЕ

г. Красноярск                                                                                           19 марта 2024 года

Судья Центрального районного суда г. Красноярска Нарожный И.О.,

с участием представителей лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении – Нестерова Е.А., Черненко В.Э.,

Красноярского природоохранного прокурора – Демишкевича А.Е.,

рассмотрев жалобы представителей ООО «Красноярский цемент» Нестерова Е.А., Черненко В.Э. на постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Тимошенко С.М. № 02-4/10-36 от 06.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Красноярский цемент» (ОГРН 1042402506299),

УСТАНОВИЛ:

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Тимошенко С.М. № 02-4/10-36 от 06.12.2023 юридическое лицо – ООО «Красноярский цемент» (ОГРН 1042402506299) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренных ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 180 000 рублей.

Не согласившись с вынесенным постановлением, представители юридического лица обратились в суд с жалобами, в которых просят постановление отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить, мотивируя тем, что в нарушение требований ст. 25.1 КоАП РФ представитель ООО «Красноярский цемент» Черненко В.Э. о рассмотрении дела надлежащим образом извещен не был, чем было нарушено право на защиту юридического лица; юридическое лицо не производило выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, поскольку все выбросы осуществляются исключительно через систему газоочистки, в настоящее время обществом получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 03-1/37-07; ходатайство о применении положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ надлежащим образом не рассмотрено.

Представители ООО «Красноярский цемент» Нестеров Е.А., Черненко В.Э., в судебном заседании требования жалоб поддержали в полном объеме, по указанным в них основаниям.

Красноярский природоохранный прокурор полагал необходимым в удовлетворении жалоб отказать, считая их необоснованными.

Представитель Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству будучи надлежащим образом извещенным о дате, времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился, в связи с чем, суд полагает возможным рассмотреть дело без участия указанного лица.

Выслушав участников процесса, изучив представленные материалы, доводы жалобы, прихожу к следующему.

Согласно ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ выброс вредных веществ в атмосферный воздух или вредное физическое воздействие на него без специального разрешения - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста восьмидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Из постановления и.о. Красноярского природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.07.2023 в отношении юридического лица – ООО «Красноярский цемент» следует, что в порядке, установленном статьей 69.2 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон «Об охране окружающей среды») ООО «Красноярский цемент» поставлен на государственный учет объект негативного воздействия: промплощадка № 1 - производство и отгрузка цемента, код объекта 04-0124- 000100-П, 1-я категория (категория риска - высокая). Производственная деятельность осуществляется на основании проекта нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ), разработанного в 2018 году; разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух 05- 1/32-12 от 25.01.2019, выданным Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и республике Тыва, сроком действия с 25.01.2019 по 24.01.2026, выброс вредных (загрязняющих) веществ на Промплощадке №1 - Производство и отгрузка цемента составляет 5691, 285 т/год.

По данным проведенной в 2022 году инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и их источников объект включает 125 стационарных источников, суммарный валовый выброс которых составляет - 5838,755 т/год. В результате проведенной модернизации выброс вредных загрязняющих веществ от вращающихся печей №№ 3, 4, 5 осуществляется посредством новой дымовой трубы (ИЗАВ № 0120).

В соответствие с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Рассматриваемый перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» (далее - Перечень загрязняющих веществ).

Согласно с. 8 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

В рамках настоящей проверки 14.02.2023 силами лаборатории филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФЕБУ «ЦЛАТИ по СФО» осуществлен отбор проб промышленных выбросов, образованных от вращающейся печи № 5.

Согласно полученным результатам (протокол испытаний № 18г-ПВ от 27.02.2023) в рассматриваемых пробах обнаружены загрязняющие вещества, нормативы выбросов которых не установлены разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух № 05-1/32-12 от ИЗАВ № 0120 (образован взамен источников № 0004, 0005) ООО «Красноярский цемент» не охвачены, а именно: барий, кадмий, марганец, медь, свинец, хром, фтористый водород (гидрофторид), что противоречит указанным требования закона. Наличие у ООО «Красноярский цемент» разрешения на выбросы не дает оснований на выбросы (вредных) загрязняющих веществ на источнике ИЗАВ № 0120 не поименованных в нем, однако подлежащих контролю в силу закона.

Загрязняющие вещества барий, кадмий, марганец, медь, свинец, хром, фтористый водород (гидрофторид), включены в перечень загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды, утвержденный распоряжение правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды».

На основании изложенного, юридическое лицо – ООО «Красноярский цемент» было привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Статья 26.1 КоАП РФ предусматривает, что наличие события административного правонарушения и виновность лица в совершении административного правонарушения являются обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении.

В соответствии со ст. 26.2 КоАП РФ, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

В соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ судья, осуществляющий производство по делу об административном правонарушении, оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.

В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 29.10 КоАП РФ в постановлении № 02-4/10-36 от 06.12.2023 указаны обстоятельства, установленные при рассмотрении дела.

Вина юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, при обстоятельствах, изложенных в постановлении от 06.12.2023, подтверждается:

- постановлением и.о. Красноярского природоохранного прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении от 11.07.2023, в котором изложены обстоятельства совершения юридическим лицом административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ;

- справкой о результатах проверки исполнения законодательства в сфере охраны окружающей среды ООО «Красноярский цемент», из которой следует, что ООО «Красноярский цемент» нарушены требования природоохранного законодательства;

- копией экспертного заключения от 27.02.2023 № 51, согласно которому по результатам отбора проб, лабораторных исследований, измерений и испытаний, проведенных в рамках обеспечения государственного контроля (надзора) в сфере природопользования и охраны окружающей среды, в соответствии с заявкой от 07.02.2023 № 02-4/28-1737, установлено отсутствие превышений (разрешение № 05-1/32-12 на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ);

- копией решения о проведении проверки № 29 от 14.02.2023, согласно которому Красноярский природоохранный прокурор решил провести проверку в отношении ООО «Красноярский цемент», предмет – исполнение требований законодательства об охране атмосферного воздуха при осуществлении производственной деятельности, срок с 14.02.2023 по 15.03.2023;

- копией решения о продлении срока проведения проверки № 29 от 15.03.2023, согласно срок проведения проверки в отношении ООО «Красноярский цемент» продлен на 30 календарных дней с 16.03.2023;

- копией решения о приостановлении срока проведения проверки в отношении ООО «Красноярский цемент» с 17.03.2023;

- копией решения о возобновлении срока проведения проверки № 29 от 12.07.2023 в отношении ООО «Красноярский цемент»;

- копией разрешения № 05-1/32-12 на выбросы вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух (за исключением радиоактивных веществ), которое выдано ООО «Красноярский цемент» на период с 25.01.2019 по 24.01.2026, с установлением перечня и количества вредных (загрязняющих) веществ, разрешенных к выбросам в атмосферный воздух стационарными источниками, сведений о разрешении для выброса таких веществ как барий, кадмий, марганец, медь, свинец, хром, гидрофторид, не содержится.

Приведенные выше доказательства, каждое из которых обладает признаками относимости, допустимости и достоверности, соответствуют положениям ст. 26.2 КоАП РФ, в своей совокупности являются достаточными для вывода о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ.

Доводы жалобы о том, что юридическое лицо – ООО «Красноярский цемент» было лишено права на защиту, являются несостоятельными в силу следующего.

Так, согласно материалам дела, интересы юридического лица – ООО «Красноярский цемент» на основании доверенности № КЦ 18/23 были уполномочены представляли Петренев Д.В., Зайцева С.В., Черненко В.Э., Баянов В.А., Нестеров Е.А.

В соответствии с ч. 3 ст. 25.4 КоАП РФ дело об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом, рассматривается с участием его законного представителя или защитника.

Согласно определению должностного лица об отложении срока рассмотрения дела об административном правонарушении от 08.11.2023, рассмотрение дело в отношении ООО «Красноярский цемент» было отложено на 06.12.2023 на 14 часов 00 минут, копию указанного определения получили лично защитники юридического лица – представители по доверенности Бочарова М.Ю., Нестеров Е.А.

Кроме того, постановление № 02-4/10-36 от 06.12.2023 было вынесено в присутствии защитников юридического лица – представителей ООО «Красноярский цемент» Бочаровой М.Ю., Нестерова Е.А. Копия обжалуемого постановления была получена указанными лицами в день его вынесения, то есть 06.12.2023.

В силу ч. 1 ст. 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды» эксплуатация объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды, в том числе проводятся мероприятия по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду, по рекультивации земель, и с учетом соблюдения нормативов качества окружающей среды.

Статьей 30 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха» установлены обязанности для юридических лиц, и индивидуальных предпринимателей, имеющих стационарные источники и передвижные источники, в том числе: обеспечивать проведение инвентаризации выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух; планировать и осуществляв мероприятия по улавливанию, утилизации, обезвреживанию выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, сокращению или исключению таких выбросов; соблюдать правила эксплуатации установок очистки газа и предназначенного для контроля за выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух оборудования; обеспечивать соблюдение режима санитарно-защитных зон объектов хозяйственной и иной деятельности, оказывающих вредное воздействие на атмосферный воздух.

В соответствии с ч.ч. 1, 2 ст. 12 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы.

Предельно допустимые выбросы определяются в отношении загрязняющих веществ, перечень которых устанавливается Правительством РФ в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, для стационарного источника и (или) совокупности стационарных источников расчетным путем на основе нормативов качества атмосферного воздуха с учетом фонового уровня загрязнения атмосферного воздуха.

Указанный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 08.07.2015 № 1316-р «Об утверждении перечня загрязняющих веществ, в отношении которых применяются меры государственного регулирования в области охраны окружающей среды» (далее - Перечень загрязняющих веществ).

Согласно с. 8 ст. 15 Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» действия, направленные на изменение состояния атмосферного воздуха и атмосферных явлений, могут осуществляться только при отсутствии вредных последствий для жизни и здоровья человека и для окружающей среды на основании разрешений, выданных федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды.

Доводы о том, что юридическое лицо не производило выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, поскольку все выбросы осуществляются исключительно через систему газоочистки, в настоящее время обществом получено разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух № 03-1/37-07, не могут служить основанием для отмены обжалуемого постановления, поскольку ООО «Красноярский цемент» поставлено на государственный учет объект негативного воздействия: промплощадка № 1 - производство и отгрузка цемента, код объекта 04-0124- 000100-П, 1-я категория (категория риска - высокая). Производственная деятельность осуществляется на оснований проекта нормативов предельно-допустимых выбросов, разработанного в 2018 году; разрешения на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух 05-1/32-12 от 25.01.2019, выданным Управлением Росприроднадзора по Красноярскому краю и республике Тыва, сроком действия с 25.01.2019 по 24.01.2026, выброс вредных (загрязняющих) веществ на Промплощадке №1 - Производство и отгрузка цемента составляет 5691,285 т/год. В результате проведенной модернизации выброс вредных загрязняющих веществ от вращающихся печей №№ 3, 4, 5 осуществляется посредством новой дымовой трубы (ИЗАВ № 0120). В рамках проверки 14.02.2023 лабораторией филиала «ЦЛАТИ по Енисейскому региону» ФЕБУ «ЦЛАТИ по СФО» осуществлен отбор проб промышленных выбросов, образованных от вращающейся печи № 5.Согласно полученным результатам (протокол испытаний № 18г-ПВ от 27.02.2023) в отобранных пробах обнаружены загрязняющие вещества, нормативы выбросов которых не установлены, разрешением на выброс.

Вопреки доводам жалобы административное наказание ООО «Красноярский цемент» назначено с учетом обстоятельств правонарушения, данных о юридическом лице, общих правил назначения наказания, в минимальном размере наиболее мягкого вида наказания, предусмотренного санкцией ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ и, поэтому, является справедливым.

Совершенное юридическим лицом – ООО «Красноярский цемент» правонарушение связано с существенным нарушением требований законодательства в области охраны окружающего атмосферного воздуха, соблюдение которых является обязанностью каждого субъекта, осуществляющего хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду. В этой связи оснований для освобождения юридического лица от административной ответственности в силу малозначительности и для применения положений ч.ч. 3.2, 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ – не имеется.

Каких-либо неустранимых сомнений в виновности привлекаемого к ответственности лица во вменяемом ему административном правонарушении не установлено.

При таких обстоятельствах, доводы жалоб заявителей не подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,

РЕШИЛ:

Постановление государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора Тимошенко С.М. № 02-4/10-36 от 06.12.2023 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.21 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Красноярский цемент» (ОГРН 1042402506299), - оставить без изменения, а жалобы представителей ООО «Красноярский цемент» Нестерова Е.А., Черненко В.Э. - без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Центральный районный г. Красноярска в течение 10 суток со дня получения его копии.

Судья                                          И.О. Нарожный

12-331/2024 (12-1996/2023;)

Категория:
Административные
Ответчики
ООО "Красноярский цемент"
Другие
Нестеров Е.А.
Суд
Центральный районный суд г. Красноярск
Судья
Нарожный Иван Олегович
Статьи

8.21

Дело на странице суда
centr.krk.sudrf.ru
22.12.2023Материалы переданы в производство судье
19.03.2024Судебное заседание
20.03.2024Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
26.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
27.03.2024Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
19.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее