Дело № 2-307/2013
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Стальской К.А.,
с участием представителя истца - администрации Ухманского сельского поселения Канашского района Чувашской Республики Петров А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> к Михайлову ВИ, Ивановой ЛМ, Мироновой ЗИ, Николаеву ВД о прекращении права собственности собственников невостребованных земельных долей и признании права собственности муниципального образования «<данные изъяты>» на невостребованные земельные доли,
у с т а н о в и л :
Администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> обратилась в Канашский районный суд Чувашской Республики с иском к Михайлову ВИ, Ивановой ЛМ, Мироновой ЗИ, Николаеву ВД о прекращении права собственности МИМ, НФП, НИН и ННП на невостребованные земельные доли площадью № га, в том числе № га пашни, каждого из собственников невостребованных земельных долей бывшего СХПК «<данные изъяты>» и признании за муниципальным образованием «<данные изъяты>» права собственности на указанные 4 земельные доли по № га, в том числе № га пашни, каждая в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером №, расположенный на территории <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>.
Исковые требования обоснованы тем, что во исполнение Постановления Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991 года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов», Постановления Правительства РФ № 708 от 04 сентября 1992 года «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса», Указа Президента РФ № 323 от 27 декабря 1991 года «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» администрацией <данные изъяты> района было вынесено постановление № от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации конституционных прав граждан на землю», в соответствии с которым в долевую собственность граждан на территории бывшего СХПК «<данные изъяты>» предоставлено № га земли. Указанным постановлением был утвержден список лиц, наделяемых земельными долями по реорганизуемому хозяйству, всего 510 человек, с определением размера доли каждого собственника № га, в том числе № га пашни. В соответствии со ст. 12.1 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» администрация <данные изъяты> сельского поселения составила список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными. Данный список опубликован в газете «<данные изъяты>» от ДД.ММ.ГГГГ №, размещен на официальном сайте «<данные изъяты>» в сети «Интернет», информационных щитах на территории <данные изъяты> сельского поселения Канашского <данные изъяты>. С момента публикации ДД.ММ.ГГГГ и до ДД.ММ.ГГГГ принимались в письменной форме возражения лиц, считающих, что принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей. Земельные доли, принадлежащие лицам, заявившим возражения (11 человек), были исключены из списка невостребованных долей. В соответствии с п. 7 ст. 12.1 вышеуказанного Закона постановлением главы <данные изъяты> сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении списка невостребованных земельных долей бывшего СХПК «<данные изъяты>» после истечения четырех месяцев со дня опубликования данный список был утвержден.
В порядке ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации определением Канашского районного суда ЧР от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №) в качестве третьего лица привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца - администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Петров А.А. исковые требования поддержал по изложенным выше основаниям и в дополнение пояснил, что 4 собственника земельных долей в настоящее время умерли, земельные доли никем не обрабатываются, в соответствии с их сельскохозяйственным назначением не используются. За выделом доли никто из их правопреемников не обращался, несмотря на предложение, напечатанное в газете «<данные изъяты>». Также Министерство имущественных и земельных отношений <данные изъяты> не намерено обращаться в суд с требованием о признании права республиканской собственности на спорные земельные доли.
Ответчики Михайлов ВИ, Иванова ЛМ, Миронова ЗИ, Николаев ВД, извещенные о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, возражений относительно исковых требований не подали, также ходатайств и заявлений об отложении слушания дела, документов, подтверждающих уважительность причины неявки, в суд не представили.
От ответчика Мироновой З.И. поступило телефонное сообщение, согласно которому она, не возражая против удовлетворения исковых требований администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>, просила рассмотреть дело без ее участия (л.д. №).
Третьи лица - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России <данные изъяты>, МРО № филиала ФБУ «Кадастровая палата» <данные изъяты>, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии <данные изъяты>, Министерство имущественных и земельных отношений <данные изъяты> и Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом <данные изъяты>, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку своих представителей в суд не обеспечили, каких-либо возражений по существу иска не представили.
В письменном отзыве на исковое заявление представитель Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты> помощник министра по правовым вопросам ВИВ, не возражавшая против удовлетворения исковых требований <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты>, просила рассмотреть дело без участия их представителя в судебном заседании (л.д.№).
Согласно письменному отзыву представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в <данные изъяты> РТА., оставив вопрос об удовлетворении исковых требований на усмотрение суда, просила рассмотреть дело без участия их представителя в судебном заседании (л.д№).
Суд с учетом мнения представителя истца счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчиков, представителей третьих лиц, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, в порядке ч.ч. 3, 4 ст.167 ГПК РФ.
Суд, заслушав объяснения представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В соответствии со списком собственников земельных долей, являющимся неотделимой частью Устава СХПК «<данные изъяты>» (л.д№), постановлением № и.о. главы администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ «О реализации конституционных прав граждан на землю» (л.д№) МИМ, НФП, НИН, ННП согласно утвержденному списку были распределены и закреплены в долевую собственность каждому земельные доли площадью № га, в том числе № га пашни.
Право собственности на данные земельные участки ни за умершими собственниками земельных долей, ни за ответчиками в ЕГРП не зарегистрировано (л.д. №).
Земельный участок, состоящий из невостребованных земельных долей граждан, прошел процедуру межевания и постановки на кадастровый учет. В счет невостребованных земельных долей выделен земельный участок, что подтверждается представленной кадастровой выпиской о земельном участке от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой земельный участок с кадастровым номером № площадью 8054595 кв. м расположен по адресу: <адрес>; разрешенное использование - для сельскохозяйственного производства, вид права - общая долевая собственность и граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства (л.д. №).
Конституция Российской Федерации закрепляет положение об охране частной собственности и право каждого гражданина РФ пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению (ст.35 Конституции РФ).
ДД.ММ.ГГГГ в сети Интернет (л.д№) и в выпуске газеты "<данные изъяты>" № (л.д.№) администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> разместила информацию о том, что земельные доли бывшего СХПК «<данные изъяты>» <данные изъяты> в соответствии со ст. 12 ФЗ 101 - ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» смогут быть признаны невостребованными с приведением списка собственных указанных земельных долей.
ДД.ММ.ГГГГ составлен акт, подписанный главой администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> Петровым А.А., специалистами-экспертами администрации <данные изъяты> сельского поселения ФОВ и НЕВ, о том, что ДД.ММ.ГГГГ в здании администрации <данные изъяты> сельского поселения состоялось общее собрание собственников земельных долей бывшего СХПК «<данные изъяты>» однако, в назначенное время явились только 8 собственников земельных долей (л.д. №).
ДД.ММ.ГГГГ постановлением № главы администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> района <данные изъяты> «Об утверждении списка невостребованных земельных долей бывшего СХПК «<данные изъяты>» утвержден список невостребованных земельных долей бывшего СХПК «<данные изъяты>» (л.д.№).
Из выписки из Единого государственного реестра юридических лиц следует, что СХПК «<данные изъяты>» ликвидирован вследствие банкротства (л.д. №).
Из объяснений представителя истца и материалов дела установлено, что земля, находящаяся в общей долевой собственности умерших, имеет сельскохозяйственное назначение, но по целевому назначению не использовалась более трех лет, все 4 собственника земельных долей в настоящее время умерли, в свое время выдел своей доли не произвели, земельные доли никем не обрабатываются, в соответствии с их сельскохозяйственным назначением не используются. Также за выделом доли никто из их правопреемников не обращался, несмотря на предложение, напечатанное в газете «<данные изъяты>» и в сети Интернет.
Согласно копиям записей актов о смерти отдела ЗАГС администрации <данные изъяты> района <данные изъяты> МИМ умер ДД.ММ.ГГГГ, НФП умерла ДД.ММ.ГГГГ, НИН умер ДД.ММ.ГГГГ, ННП умерла ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
По сведениям, предоставленным нотариусом <данные изъяты>, после смерти 3 собственников невостребованных долей в права наследования вступили: после МИМ. - наследник ИАМ; после НФП. - наследник Государственная налоговая инспекция по <адрес> Чувашской Республики; после НИН - наследник НИН В.И. (умер), после смерти собственника невостребованной земельной доли ННП наследственное дело на имущество указанного лица в делах нотариуса не имеется (т.№).
Как установлено судом, никто из наследников не оформлял наследственных прав в отношении спорной земельной доли, свидетельство, подтверждающее право собственности на земельную долю, не получал, не выражал какого-либо намерения распорядиться земельной долей и не использовал земельную долю по назначению более трех лет подряд, что свидетельствует о том, что названная земельная доля не была ими востребована, при этом ни сами умершие собственники земельных долей, ни их наследники не предпринимали добросовестных действий по надлежащему оформлению прав на нее и распоряжению.
К правоотношениям, связанным с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, кроме Конституции РФ, Земельного кодекса РФ, Гражданского кодекса РФ, применяется Федеральный закон № 101-ФЗ от 24.07.2002 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также Закон Чувашской Республики № 11 от 01.06.2004 года «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике».
В соответствии с п. 1 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Невостребованной земельной долей может быть признана также земельная доля, сведения о собственнике которой не содержатся в принятых до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» решениях органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, либо земельная доля, собственник которой умер и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
В силу пунктов 3, 4 и 6 статьи 21.1 указанного закона орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, составляет список лиц (при их наличии), земельные доли которых могут быть признаны невостребованными по основанию, указанному в пункте 1 настоящей статьи, и опубликовывает список невостребованных земельных долей в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации, и размещает на своем официальном сайте в сети "Интернет" (при его наличии) не менее чем за три месяца до созыва общего собрания участников долевой собственности. Указанный список размещается также на информационных щитах, расположенных на территории данного муниципального образования. Лица, считающие, что они или принадлежащие им земельные доли необоснованно включены в список невостребованных земельных долей, вправе представить в письменной форме возражения в орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, и заявить об этом на общем собрании участников долевой собственности, что является основанием для исключения указанных лиц и (или) земельных долей из списка невостребованных земельных долей.
Пунктом 8 ст. 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» орган местного самоуправления поселения по месту расположения земельного участка, находящегося в долевой собственности, вправе обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на земельные доли, признанные в установленном настоящей статьей порядке невостребованными.
Статьей 3 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» предусмотрено, что Кабинет министров Чувашской Республики определяет уполномоченный орган государственной власти Чувашской Республики по управлению и распоряжению землями сельскохозяйственного назначения, находящимися в собственности Чувашской Республики, и участию в обороте земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения.
В соответствии с Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 22.10.2004 года № 258 таким уполномоченным органом является Министерство имущественных и земельных отношений Чувашской Республики.
Согласно статье 5 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» органам местного самоуправления предоставлено право принимать решения о выделении в самостоятельный земельный участок невостребованных земельных долей, собственники которых не распорядились ими в течение трех лет и более с момента приобретения прав на земельную долю, а также право обратиться в суд с заявлением о признании права собственности муниципального образования на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, образованный в результате выделения в самостоятельный участок невостребованных земельных долей, в случае отказа Чувашской Республики от обращения в суд с заявлением о признании права собственности Чувашской Республики на данный земельный участок.
Следовательно, администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> вправе обратиться в суд с требованием о признании права собственности на указанные земельные доли.
В ходе судебного разбирательства было установлено, что все вышеуказанные требования законов были выполнены администрацией Ухманского сельского поселения.
В соответствии со статьей 8 Закона Чувашской Республики «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения в Чувашской Республике» средства массовой информации, в которых осуществляется опубликование сообщений о невостребованных земельных долях, определяются органом местного самоуправления.
ДД.ММ.ГГГГ в сети Интернет (л.д.№) и в выпуске газеты "<данные изъяты>" № (л.д.№1) администрация <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> опубликовала список земельных долей бывшего СХПК «<данные изъяты>», которые могут быть признаны невостребованными.
Суду не представлены документы, свидетельствующие о намерении Министерства имущественных и земельных отношений <данные изъяты> обратиться в суд с заявлением о признании права собственности <данные изъяты> на спорные земельные доли. Таким образом, обращение администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> с вышеуказанным иском основано на законе и вызвано объективной необходимостью в целях сохранения целевого использования земельных участков.
До обращения в суд администрацией <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> полностью была выполнена процедура, установленная статьей 12.1 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», потому суд приходит к выводу об обоснованности и законности заявленных исковых требований и необходимости признания за муниципальным образованием «<данные изъяты>» права собственности на невостребованные земельные доли.
В соответствии со статьей 15 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельная доля, полученная при приватизации сельскохозяйственных угодий до вступления в силу указанного Закона, является долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения. Свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В силу изложенного собственники земельных долей являются владельцами долей в праве общей собственности на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения (статья 244 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание права.
Признание права собственности администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> на спорные земельные доли неизменно влечет прекращение права собственности собственников земельных долей, потому суд считает необходимым указать на это в своем решении, как того просит истец.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Иск администрации <данные изъяты> сельского поселения <данные изъяты> удовлетворить.
Прекратить право общей долевой собственности МИМ, НФП, НИН, ННП каждого на земельную долю площадью № га, в том числе № га пашни, в составе невостребованных земель бывшего СХПК «<данные изъяты>» <данные изъяты>.
Признать за муниципальным образованием «<данные изъяты>» право собственности на 4 земельные доли по № га каждая, в том числе № га пашни, в праве общей долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером № площадью № кв. м, расположенный по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий Б.З. Орлов
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ.