Дело №2-959/19
64RS0044-01-2019-000612-05
Решение
Именем Российской Федерации
04 апреля 2019 года город Саратов
Заводской районный суд города Саратова в составе:
председательствующего судьи Галицкой Е.Ю.,
при секретаре Головченко Ю.Н.,
с участием представителя АО «Управления отходами» по доверенности Колотухиной Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Степаненко О. О. к АО «Управление отходами» об обязании отозвать необоснованно выставленные платежные документы,
установил:
Степаненко О.О. обратилась в суд с иском к Региональному оператору Саратовской области филиал АО «Управление отходами» об обязании ответчика отозвать необоснованно выставленные платежные документы за неоказанные истцу услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с сентября 2018 года по февраль 2019 год.
В ходе рассмотрения дела, учитывая, что Региональный оператор Саратовской области филиал АО «Управление отходами» не является самостоятельным юридическим лицом, произведена замена на надлежащего ответчика АО «Управление отходами».
В обоснование заявленных требований истец указала, что надлежащим образом оформленный договор с истцом по обращению с твердыми коммунальными отходами отсутствует, контейнерная площадка по адресу г. Саратов, <адрес> создана задолго до появления ответчика и не может свидетельствовать об исполнении обязанности по надлежащей организации работы по вывозу твердых бытовых отходов, более того указанной площадкой по сбору твердых бытовых отходов истец не пользуется, ввиду дальнего расположения и постоянного нахождения в захламленном состоянии. Условия публичного договора не соответствующие п.п. 2,4 ст. 426 ГК РФ ничтожны. Кроме того, несмотря на отсутствие обязательной письменной формы договора, ответчик не вправе отказывать в заключении договора по выводу твердых бытовых отходов с собственником и в силу п. 3 ст. 16 Закона «О защите прав потребителей» не вправе без согласия потребителя выполнять работу за плату. Истец Степаненко О.О. считает, что ответчик не проделал никакой работы, предусмотренной нормативными документами, в том числе не привел территорию в состояние, соответствующее экологическим требованиям, не создал условия надлежащего приема и учета не использованных истцом отходов, размер платы не соответствует количеству и качеству оказанной услуги.
В судебное заседание истец Степаненко О.О. не явилась, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом, о причинах неявки не известила, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовала. В предыдущем судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, в обоснование привела доводы, аналогичные, изложенным в иске, указала, что твердые коммунальные отходы образуются у нее в размере менее установленном нормативом, утилизируются и вывозятся самостоятельно, в связи с чем в оказываемой услуге АО «Управление отходами» не нуждается, в связи с чем заявила требование об обязании ответчика отозвать необоснованно выставленные платежные документы за неоказанные истцу услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с сентября 2018 года по февраль 2019 год.
Представитель АО «Управление отходами» по доверенности Колотухина Ю.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления и исходя из норм действующего законодательства, не предусмотрена возможность освобождения от несения расходов по оплате услуг по вывозу твердых коммунальных отходов в связи с не организацией органами местного самоуправления на предусмотренном соответствующими требованиями расстояния от жилого помещения контейнерных площадок. При этом истец не лишена возможности обращения по вопросу об организации мест накопления в ином установленном законом порядке к надлежащему лицу. Кроме того, в отношении твердых коммунальных отходов потребитель не наделен возможностью утилизировать отходы самостоятельно, с 12 августа 2018 года Региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории саратовской области. Доказательств захоронения, утилизации твердых коммунальных отходов другим законным способом Степаненко О.О. не представлено. Договор со Степаненко О.О. не направлявшей заявления о заключении договора в письменной форме, заключен путем конклюдентных действий. Расчет размера платы за услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами по адресу: г. Саратов, <адрес>, произведен в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354, в соответствии с тарифом на услугу Регионального оператора Саратовской области, установленный на период постановлением комитета Государственного регулирования тарифов Саратовской области от 20.12.2018 № 56/82) = 140,66 руб. и нормативом потребления. Общий размер задолженности по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами Степаненко О.О. перед Региональным оператором составляет 961 рубль 93 копейки. В связи с чем просила в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 18 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения городского, сельского поселения.
Организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов согласно пункту 14 части 1 статьи 15 указанного Федерального закона относится к вопросам местного значения муниципального района.
Аналогичные нормы содержатся в пунктах 1 и 2 статьи 7 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в пунктах 1 и 2 статьи 8 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
В целях решения вопросов местного значения, в том числе, для организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, его утилизации, органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов создают муниципальные предприятия и учреждения, заключают договоры с предприятиями иных форм собственности, устанавливают тарифы на предоставляемые ими услуги, если иное не предусмотрено федеральными законами (ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).
Отношения между потребителями и исполнителями в сфере оказания услуг по вывозу бытовых отходов регулируются Правилами предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, разработанными в соответствии с Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155. При этом под потребителем понимается гражданин, использующий, заказывающий или имеющий намерение заказать исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, услуги по вывозу бытовых отходов. Под исполнителем - организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителю услуги по вывозу бытовых отходов по возмездному договору. Под твердыми и жидкими бытовыми отходами - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт помещений и др.).
Согласно пункту 6 Правил исполнитель - коммерческая организация не вправе отказаться от заключения договора на оказание услуг по вывозу бытовых отходов при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие услуги. Исполнитель не вправе оказывать предпочтение одному потребителю перед другим в отношении заключения договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Если исполнитель уклоняется от заключения договора, потребитель вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор. Потребитель в случаях нарушения исполнителем условий договора вправе по своему выбору поручить оказание услуг третьим лицам или выполнить их своими силами, потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов, потребовать уменьшения цены за оказание услуг, расторгнуть договор об оказании услуг.
В соответствии с пунктом 7 Правил заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.
Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг. Форма документа устанавливается исполнителем.
Из анализа пункта 6 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, иных положений Правил во взаимосвязи с положениями ст. 426 Гражданского кодекса РФ следует, что договор на вывоз бытовых отходов является публичным договором.
В судебном заседании установлено, что Степаненко О.О, является собственником домовладения, расположенного по адресу г. Саратов, <адрес>.
С августа 2018 года АО «Управление отходами» оказывает услуги по вывозу твердых коммунальных отходов и в адрес Степаненко О.О. направляет платежные документы по оплате услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами исходя из объема оказанной услуг 0,25 куб.м. и тарифа (586,07 за куб.м. до 01 января 2019 года и по 562,62 руб. с 01 января 2019 года) по 146 руб.52 коп. ежемесячно.
В соответствии с актуализированным перечнем мест накопления бытовых отходов по территории Заводского района города Саратова ближайшее место накопления относительно места проживания истца расположено по адресу г. Саратов, <адрес>, на которой установлено два контейнера по 0,75 куб.м.
Пункт 4 статьи 13.4. Федерального закона РФ от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» закрепляет, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 3 постановления Правительства РФ от 31.08.2018 года №1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра» места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.
Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно- эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.
Таким образом в силу норм действующего законодательства обязанность организовать места накопления возложена на органы местного самоуправления.
Территориальная схема обращения с отходами в Саратовской области, в том числе твердыми коммунальными отходами, утверждена Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Саратовской области от 22 сентября 2016 года № 707.
Министерством природных ресурсов и экологии Саратовской области на основании протокола о результатах проведения конкурсного отбора регионального оператора от 25 декабря 2017 года заключено соглашение с АО «Управление отходами» об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области, получившим статус Регионального оператора.
Единый тариф установлен и введен в действие постановлением Комитета государственного регулирования тарифов Саратовской области от 31.07.2018года № 28/1 с 12 августа 2018 года по 31 декабря 2020 года, опубликованном на сайте официального источника «Новости Саратовской губернии» 01.08.2018 года.
Таким образом, с 12 августа 2018 года Региональный оператор является единственной организацией, уполномоченной оказывать услуги в области обращения с твердыми коммунальными отходами на территории Саратовской области.
Оказание Региональным оператором Саратовской области услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами всем без исключения жителям территории, куда входит территория Заводского района города Саратова, свидетельствует, пока не доказано обратное, что указанной услугой пользуются все население указанных территорий.
27 июня 2018 года между АО «Управление отходами» и МУП «Дорожник Заводского района» заключен договор РО 6тф/2018 на осуществление транспортирования твердых коммунальных отходов на территории муниципального образования «Город Саратов» (Заводской район) Саратовской области.
МУП «Дорожник Заводского района» осуществляет вывоз ТКО с контейнерных площадок в <адрес>), согласно действующего договора, своевременно и в соответствии с СанПин 42-128-4690-88 Санитерные правила содержания территорий населенных мест с 07.00 час. до 23.00 час.по местному времени.
Статьей 22 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» установлено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Статьей 18 Федерального закона от 04.05.1999 года № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» установлено, что хранение, захоронение и обезвреживание на населенных пунктов загрязняющих атмосферный воздух отходов производства и потребления, а также сжигание таких отходов без специальных установок, предусмотренных правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды, запрещается.
В соответствии со статьей 51 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Запрещаются сброс отходов производства и потребления в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Согласно пункту 10.1.13. Правил благоустройства территории муниципального образования «Город Саратов», утвержденных решением Саратовской городской Думы от 25.12.2018 года №45-326, на территории города запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления в несанкционированных местах.
Частью 20 статьи 12 Федерального закона от 29.06.2015 года № 176-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установлено, что обязанность по внесению платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами наступает со дня утверждения единого тарифа на услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и заключения соглашения между органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации и региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не позднее 1 января 2019 года.
Доводы истца о том, что договор на вывоз ТКО с ней не заключался, в связи с чем начисление платы за вывоз ТКО является незаконным, суд не может принять во внимание по следующим основаниям.
В силу положений статьи 426 Гражданского кодекса РФ, Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 февраля 1997 года № 155, оказываемая Региональным оператором Саратовской области филиал АО «Управление отходами» услуга по вывозу твердых бытовых отходов вытекает из публичного договора.
Согласно частям 2 и 3 статьи 426 Гражданского кодекса РФ коммерческая организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения публичного договора, кроме случаев, предусмотренных законом и иными правовыми актами. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 года № 155 утверждены Правила предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, согласно которым под твердыми и жидкими бытовыми отходами понимаются - отходы, образующиеся в результате жизнедеятельности населения (приготовление пищи, упаковка товаров, уборка и текущий ремонт жилых помещений, крупногабаритные предметы домашнего обихода, фекальные отходы нецентрализованной канализации и др.).
В силу статьи 10 Федерального закона от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
Данные положения закона тесно связаны с конституционной нормой, предусмотренной частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации, возлагающей на граждан обязанность соблюдения законодательных положений, согласно которой органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отходы производства и потребления подлежат удалению. Для размещения отходов предусматриваются специальные объекты, которые вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов.
Из изложенных норм следует, что обязанность по вывозу твердых бытовых отходов должна выполняться гражданами любым предусмотренным законом способом.
Заключение гражданином, являющимся собственником помещения и (или) земельного участка, договора на сбор и вывоз бытовых отходов с организацией, имеющей договорные отношения со специализированными предприятиями, производящими утилизацию отходов, или заключение договора непосредственно со специализированной организацией, является одним из возможных выбираемых им способов обеспечения соблюдения на принадлежащей ему на вещном праве территории (в помещении, доме, строении) природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, правовых норм в сфере благоустройства.
Между тем, истцом не представлены доказательства того, что она утилизирует твердые бытовые отходы самостоятельно в установленном законом порядке. Сведений о заключении Степаненко О.О. договоров утилизации бытовых отходов с иной специализированной организацией материалы дела не содержат, как не содержат и сведений о том, что она обращалась к ответчику с заявлениями об отказе от исполнения договора об оказании услуг по вывозу бытовых отходов, о перерасчете указанных в квитанциях сумм задолженностей в связи с фактической оплатой таких услуг другому исполнителю.
Учитывая, что факт осуществления Региональным оператором Саратовской области филиал АО «Управление отходами» вывоза твердых бытовых отходов от частных домовладений, в том числе и <адрес> по ул. <адрес> г. Саратова в спорный период с сентября 208 года по февраль 2019 год нашел свое подтверждение, вывоз твердых бытовых отходов производится в соответствии с вышеприведенными правовыми нормами, направленными на сохранение благоприятной окружающей среды, принимая во внимание отсутствие достоверных доказательств того, что истец не принимала услуги ответчика по вывозу мусора, суд приходит к выводу, что сложившиеся между ними отношения признаются договорными, доказательств обратному суду не представлено.
Доводы истца о том, что она не может пользоваться контейнерами, установленными на расстоянии более чем 100 м. от ее домовладения, куда ей ходить от своего дома затруднительно, суд также отклоняет, поскольку ответчик не несет обязанности по расстановке контейнеров для сбора ТКО на территории города.
Ссылка истца на некачественно оказанную услугу по вывозу ТКО несостоятельна, поскольку доказательств, подтверждающих данные доводы истцом не представлено, как не представлено и доказательств обращения к региональному оператору по данному вопросу.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Степаненко О.О. об обязании отозвать необоснованно выставленные платежные документы за неоказание истцу услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194- 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Степаненко О. О. к АО «Управление отходами» об обязании отозвать необоснованно выставленные платежные документы за неоказанные истцу услуги по обращению с твердыми бытовыми отходами за период с сентября 2018 года по февраль 2019 год отказать.
Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд через Заводской районный суд г. Саратова в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья: Е.Ю. Галицкая