61RS0008-01-2019-004766-02 Дело №2а-2850/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
18 октября 2019 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Рощиной В.С.
при секретаре Жаворонкине В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Дьякова Е.А. к административному ответчику администрации Советского района г. Ростова-на-Дону, заинтересованное лицо: дачный потребительский кооператив «Стимул», о признании незаконным отказа, об обязании утвердить схему,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Дьяков Е.А. обратился в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим административным исковым заявлением, сославшись на то, что ему был выделен земельный участок №, расположенный по адресу: <адрес> м, на основании Решения исполнительного комитета от 27.09.1989 №. Протоколом от 15.10.1989 № общего собрания садоводов Дьяков Е.А. был принят в члены товарищества, и 05.12.1989 ему была выдана членская книжка садовода. Указанным выше земельным участком истец владеет непрерывно и пользуется с 1989 года по настоящее время, несет бремя содержания, оплачивает членские взносы. Кадастровым инженером была подготовлена схема расположения земельного участка, расположенного по адресу: г. Ростов№. Дьяков Е.А. обратился в администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: <адрес> участок №, с приложением схемы на электронном носителе (CD диске). Однако получил отказ от 16.07.2019 №. Основанием для отказа послужило отсутствие проекта планировки территории и проекта межевания рассматриваемой территории СНТ «Стимул». Данный отказ является незаконным и необоснованным. Дьяков Е.А. обратился к кадастровому инженеру для изготовления схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала №. Согласно схеме расположения участка № площадь его составила 327 кв. м. Отсутствие проекта межевания территории садового товарищества и застройки ДПК (СТ) Стимул в перечне п. 16 ст. 39.2 ЗК РФ для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не содержится. Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю, в связи с чем отказ в ее утверждении нарушает право заявителя на приобретение участка в собственность. Дьякову Е.А. земельный участок выделен еще до принятия и вступления в силу ЗК РФ и ФЗ от 15.04.1998 «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». На основании изложенного Дьяков Е.А. просил суд признать незаконным отказ администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 16.07.2019 № в согласовании схемы расположения участка № на кадастровом плане территории, обязать администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону утвердить схему расположения земельного участка № площадью 327 кв. м на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес>, уч. №.
Административный истец Дьяков Е.А. в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие с участием его представителя по доверенности, явку которого обеспечил, в котором также указал, что заявленные требования поддерживает в полном объеме, просит их удовлетворить.
Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося лица на основании ч. 6 ст. 226 КАС РФ.
Явившийся в судебное заседание представитель административного истца Дьякова Е.А. – Егиазарова Н.А., действующая на основании доверенности поддержала заявленные требования по доводам, изложенным в административном исковом заявлении, просила суд их удовлетворить.
В судебное заседание явилась представитель административного ответчика администрации Советского района г. Ростова-на-Дону Андриенко М.В., действующая на основании доверенности, которая возражала против удовлетворения иска по доводам письменных возражений на административный иск, приобщенных с приложенными к нему документами к материалам настоящего дела. Пояснила, что из представленных в материалы дела документов следует, что образование земельного участка предполагается из земель: территории, ранее предоставленной ДПК «Стимул». Данные об утверждении проекта межевания территории ДНТ «Стимул» в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности отсутствуют. Таким образом, в указанном случае образование земельного участка на основании схемы расположения земельного участка не допускается, поскольку это противоречит п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ. Считает, что отказ администрации Советского района г. Ростова-на-Дону в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с адресным ориентиром: <адрес> участок №, принят в соответствии с действующим законодательством и не нарушает законные права и интересы заявителя, поскольку не лишает заявителя возможности реализации права на образование земельного участка в установленном законом порядке. На основании изложенного просила суд в удовлетворении заявленных административных исковых требований отказать.
Также в судебное заседание явился законный представитель заинтересованного лица – председатель дачного потребительского кооператива «Стимул» Политаев Д.В., который считал административный иск подлежащим удовлетворению. Пояснил, что неоднократно ДПК «Стимул» обращались в администрацию с заявлениями об утверждении схемы межевания, но администрация по неизвестным им причинам отказывала ее утверждать, в связи с чем люди не могут оформить землю в собственность, что нарушает их права и вынуждены обращаться в суд. Также указал, что уже имеется сложившаяся судебная практика по аналогичным земельным участкам ДПК «Стимул».
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы представителя административного истца, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, суд пришел к следующему.
Судом установлено, что 16.07.2019 администрация Советского района г. Ростова-на-Дону на обращение Дьякова Е.А. по вопросу утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 61:44:0072362, расположенного по адресному ориентиру: <адрес> участок №, дала ответ №. Согласно ответу в нарушение ст. 11.3 ЗК РФ по информации Департамента архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону от 04.07.2019 № проект планировки и межевания рассматриваемой территории до настоящего времени в установленном законом порядке не утвержден. Учитывая изложенное, утверждение схемы не представляется возможным.
Административный истец, посчитав, что отказ администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 16.07.2019 № в согласовании схемы расположения участка № на кадастровом плане территории является незаконным, нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, обратился в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с настоящим административным исковым заявлением.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе соблюдены ли сроки обращения в суд.
Согласно п. 11 ст. 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 ч. 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 219 КАС РФ если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Как следует из материалов дела, административный истец обратился с административным исковым заявлением в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с соблюдением установленного трехмесячного срока, а потому суд рассматривает дело по существу.
В силу части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. п. 1, 3, 8 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории.
Подготовка схемы расположения земельного участка обеспечивается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, предусмотренными статьей 39.2 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
В случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков.
Согласно п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является:
1) несоответствие схемы расположения земельного участка ее форме, формату или требованиям к ее подготовке, которые установлены в соответствии с пунктом 12 настоящей статьи;
2) полное или частичное совпадение местоположения земельного участка, образование которого предусмотрено схемой его расположения, с местоположением земельного участка, образуемого в соответствии с ранее принятым решением об утверждении схемы расположения земельного участка, срок действия которого не истек;
3) разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам;
4) несоответствие схемы расположения земельного участка утвержденному проекту планировки территории, землеустроительной документации, положению об особо охраняемой природной территории;
5) расположение земельного участка, образование которого предусмотрено схемой расположения земельного участка, в границах территории, для которой утвержден проект межевания территории.
Данный перечень является исчерпывающим.
Исходя из положений ч. 2 ст. 227 КАС Российской Федерации, суд удовлетворяет заявленные требования об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействия) нарушает права и свободы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Предусмотренная законом совокупность условий, необходимая для удовлетворения требования, по делу имеется, поскольку отсутствие проекта межевания территории садового товарищества либо проекта организации и застройки территории ДПК (СТ) «Стимул» в данном перечне для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка не содержится.
Утверждение и выдача схемы расположения земельного участка является первоначальным и необходимым этапом предоставления земельного участка заявителю, в связи с чем отказ в ее утверждении нарушает право заявителя на приобретение участка в собственность.
Кроме того, в силу п. 9 ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2020 года в случае, если в соответствии с Федеральным законом от 15 апреля 1998 года N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) утвержден проект организации и застройки территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан, раздел земельного участка, предоставленного указанному объединению или в совместную собственность членов указанного объединения, осуществляется в соответствии с проектом организации и застройки данной территории. При этом утверждение проекта планировки данной территории и проекта межевания данной территории не требуется.
Вместе с тем, согласно п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2022 года члены некоммерческих организаций, созданных до 1 января 2019 года для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, и члены садоводческих или огороднических некоммерческих товариществ, созданных путем реорганизации таких некоммерческих организаций, имеют право независимо от даты вступления в члены указанных некоммерческих организаций приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям: земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация; по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации; земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
1) проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
2) проектная документация лесных участков;
3) утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.
Согласно пп. 2 п. 3 ст. 11.3 ЗК РФ исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории осуществляется образование земельных участков: из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу.
На основании п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" В случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются: схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости.
Из смысла вышеприведенных норм права следует, что для оформления прав на земельный участок, образованный путем раздела земельного участка, предоставленного садоводческому некоммерческому объединению граждан, необходимо использовать, в том числе проект межевания территории или, учитывая положения ст. 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", проект организации и застройки территории садоводческого некоммерческого объединения граждан, а при отсутствии названных документов до 31 декабря 2020 года с учетом условий п. 2.7 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" может быть использована также указанная в п. 2.8 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" и п. 4 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином и утвержденная уполномоченным органом.
Как следует из материалов дела, решением исполнительного комитета Советского районного Совета народных депутатов г. Ростова-на-Дону от 27.09.1989 организовано садоводческое товарищество «Стимул» на выделенных землях совхоза «Нива» в количестве 380 садовых участков и утвержден список членов садоводческого товарищества. В списке садоводческого товарищества «Стимул» под номером № значится Дьяков Е.А., номер сада №
Протоколом общего собрания от 15.10.1989 № Дьякову Е.А. был выделен в пользование земельный участок №.
Дьяков Е.А. является членом ДПК (СТ) «Стимул» с правом владения и пользования земельным участком, находящимся в кадастровом квартале №, площадью 327 кв. м, расположенным по адресу: <адрес> участок №
Как следует из материалов дела, земельный участок № границы смежных земельных участков не пересекает, изломанность линий отсутствует.
Таким образом, Дьякову Е.А. спорный земельный участок выделен еще до принятия и вступления в силу ЗК РФ и Федерального закона от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан".
Каких-либо доказательств того, что земельный участок является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении данного земельного участка принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, административный ответчик суду не представил.
С учетом изложенного, отсутствие проекта организации и застройки территории дачного потребительского кооператива, а также проекта межевания территории дачного потребительского кооператива не является препятствием для утверждения схемы расположения земельного участка административного истца.
Учитывая изложенное, отказ администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 16.07.2019 № в согласовании схемы расположения участка № на кадастровом плане территории является незаконным.
В соответствии с пунктом 1 части 9 статьи 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, в том числе нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Согласно пункту 11 статьи 226 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд.
Учитывая изложенное, оспариваемым незаконным отказом администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 16.07.2019 № в согласовании схемы расположения участка № на кадастровом плане территории нарушено право административного истца на приобретение участка в собственность.
В соответствии с частью 1 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается одно из следующих решений:
1) об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление;
2) об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными.
На основании изложенного суд пришел к выводу о принятии решения об удовлетворении заявленного требования о признании незаконным отказа администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 16.07.2019 № в согласовании схемы расположения участка № на кадастровом плане территории.
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости принятия административным ответчиком каких-либо решений, совершения каких-либо действий в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца либо препятствий к их осуществлению суд указывает на необходимость принятия решения по конкретному вопросу, совершения определенного действия либо на необходимость устранения иным способом допущенных нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца и на срок устранения таких нарушений, а также на необходимость сообщения об исполнении решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд и лицу, которое являлось административным истцом по этому административному делу, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу, если иной срок не установлен судом.
Суд, руководствуясь указанными нормами права и установив фактические обстоятельства по административному делу, пришел к выводу о том, что в целях устранения нарушений права Дьякова Е.А. на приобретение участка в собственность, администрация Советского района г. Ростова-на-Дону обязана в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу утвердить схему расположения земельного участка № площадью 327 кв. м на кадастровом плане территории в пределах кадастрового квартала №, расположенного по адресу: <адрес>, уч. №. Об исполнении решения по административному делу администрация Советского района г. Ростова-на-Дону обязана сообщить в суд и Дьякову Е.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные административные исковые требования Дьякова Е.А. – удовлетворить.
Признать отказ администрации Советского района г. Ростова-на-Дону от 16.07.2019 № в утверждении схемы расположения земельного участка № площадью 327 кв. м на кадастровом плане территории в кадастровом квартале 61:44:0072362, с адресным ориентиром: <адрес> принадлежащего Дьякову Е.А. - незаконным.
Обязать администрацию Советского района г. Ростова-на-Дону утвердить схему расположения земельного участка № площадью 327 кв. м на кадастровом плане территории в кадастровом квартале №, с адресным ориентиром: <адрес> принадлежащего Дьякову Е.А..
Об исполнении решения по административному делу сообщить в суд и Дьякову Е.А. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 23.10.2019.
Судья В.С.Рощина