Председательствующий: Мотрохова А.А. Дело № 33-3175/2023
№ 2-437/2023
55RS0007-01-2022-007130-48
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Омск |
24 мая 2023 г. |
Судебная коллегия по гражданским делам О. областного суда в составе:
председательствующего Щукина А.Г.,
судей Лозовой Ж.А., Павловой Е.В.,
при секретаре Скоревой В.В.
рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Телегиной Ю.Г. на решение Центрального районного суда г. Омска от 10 января 2023 года с учетом определения Центрального районного суда г. Омска от 06 апреля 2023 года об исправлении описки по исковому заявлению Телегиной Ю. Г. к Министерству строительства О. области о взыскании неосновательного обогащения.
Заслушав доклад судьи Лозовой Ж.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Телегина Ю.Г. обратилась с иском к Министерству строительства Омской области о взыскании неосновательного обогащения, указав, что в связи с рождением в 2017 году третьего ребенка семья истца получила статус многодетной. В целях улучшения жилищных условий истец обратилась в уполномоченный орган для целей постановки на учёт для получения социальной выплаты для строительства индивидуального жилого дома в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168 «О предоставлении многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов» (далее – Указ Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168). 27.12.2017 уполномоченным органом принято решение о включении семьи истца в сводный список на получение социальной выплаты. С 01.06.2022 в связи с окончанием старшим ребенком истца образовательного учреждения статус многодетной семьи снят. Вместе с тем, социальную выплату семья истца не получила. В связи с изложенным полагала, что на стороне Министерства строительства Омской области возникло неосновательное обогащение в размере невыплаченной семье истца социальной выплаты. Просила взыскать с ответчика сумму неосновательного обогащения в размере 1531530 руб., проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 01.01.2018 по дату фактического исполнения решения суда.
В судебном заседании истец Телегина Ю.Г. поддержала заявленные исковые требования.
Представитель ответчика Министерства строительства Омской области Бойченко О.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении исковых требований отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях.
Представитель третьего лица БУОО «Омскоблстройзаказчик» в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежаще, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Судом постановлено обжалуемое решение, которым исковые требования Телегиной Ю.Г. к Министерству строительства О. области о взыскании неосновательного обогащения оставлены без удовлетворения.
В апелляционной жалобе Телегина Ю.Г. просит отменить или полностью изменить решение суда, вынести по делу новое решение об удовлетворении требований. Полагает, что решение вынесено с нарушением норм материального и процессуального права. Предоставленные ответчиком письма с предложениями по внесению расходов в областной бюджет значения для рассмотрения и разрешения дела не имеют. Фактически Министерством строительства Омской области никаких мер к реализации Указа Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168 и Указа Губернатора Омской области от 08.12.2021 № 195 «О предоставлении многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов» (далее – Указ Губернатора Омской области от 08.12.2021 № 195) для поддержки семьи истца не предпринималось. По мнению подателя жалобы, наличие Указа Губернатора Омской области от 08.12.2021 № 195 без его реализации не отвечает принципам добросовестности и справедливости. Её семья вправе рассчитывать на получение социальной выплаты, а отсутствие бюджетных средств не может являться препятствием к реализации данного права и не освобождает субъект Российской Федерации (Омскую область) от обязанности предпринимать соответствующие меры с целью максимального смягчения негативных последствий отсутствия бюджетных средств на данные цели.
В отзыве на апелляционную жалобу представитель Министерства строительства Омской области по доверенности Бойченко О.В. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения. Указывает, что истцом не предоставлено доказательств наличия со стороны ответчика злоупотребления правом, в результате которого он неосновательно обогатился, а именно: недобросовестно сберег денежные средства в связи с невыплатой истцу меры социальной поддержки в виде предоставления многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов. С момента включения семьи Телегиной Ю.Г. в сводный список, сформированный в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168, с 2018 по 2022 года Законом Омской области от 20.12.2018 № 2121-ОЗ «Об областном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» предусмотрено финансирование мероприятия по предоставлению гражданам социальных выплат в 2019 году. В 2018, 2020, 2021, 2022 годах средства областного бюджета на финансирование мероприятия по предоставлению многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов не были предусмотрены. Финансовое обеспечение полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предоставляющих право устанавливать за счет средств бюджета субъекта дополнительные меры социальной поддержки отдельным категориям граждан, не является обязанностью, а осуществляется при наличии возможности.
Лица, участвующие в деле, о рассмотрении дела судом апелляционной инстанции извещены надлежаще.
Проверив материалы настоящего гражданского дела, заслушав истца Телегину Ю.Г., поддержавшую доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему:
Согласно ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проанализировав доводы апелляционной жалобы и собранные по делу доказательства, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.
Гражданские права и обязанности возникают, в частности, вследствие неосновательного обогащения.
Правовые последствия на случай неосновательного получения денежных средств определены главой 60 ГК РФ.
Согласно ст. 1102 ГК РФ лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счёт другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст. 1109 Кодекса. Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.
В силу п. 2 ст. 1105 ГК РФ лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
Из изложенного следует, что неосновательное обогащение имеет место в случае приобретения или сбережения имущества в отсутствие на то правовых оснований, то есть неосновательным обогащением является чужое имущество, включая денежные средства, которые лицо приобрело (сберегло) за счёт другого лица (потерпевшего) без оснований, предусмотренных законом, иным правовым актом или сделкой. Неосновательное обогащение возникает при наличии одновременно следующих условий: имело место приобретение или сбережение имущества; приобретение или сбережение имущества одним лицом за счёт другого лица произведено в отсутствие правовых оснований, то есть не основано ни на законе, ни на иных правовых актах, ни на сделке.
В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии с особенностью предмета доказывания по делам о взыскании неосновательного обогащения на истце лежит обязанность доказать, что на стороне ответчика имеется неосновательное обогащение, обогащение произошло за счет истца и правовые основания для такого обогащения отсутствуют. В свою очередь, ответчик должен доказать отсутствие на его стороне неосновательного обогащения за счет истца, наличие правовых оснований для такого обогащения либо наличие обстоятельств, исключающих взыскание неосновательного обогащения, предусмотренных ст. 1109 ГК РФ.
В целях улучшения жилищных условий многодетных семей, проживающих на территории Омской области, Указом Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168 (в редакции, действовавшей на дату формирования сводного списка граждан на получение социальной выплаты) утверждено Положение о порядке предоставления многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов.
В соответствии с п. 3 Положения о порядке предоставления многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов, утв. Указом Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168 (далее – Положение № 1), установлено, что предоставление социальных выплат осуществляется в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Министерству строительства, транспорта и дорожного хозяйства Омской области на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.
Согласно п. 4 Положения № 1 право на получение социальных выплат имеют многодетные семьи из числа:
1) семей, в которых один из супругов является работником организации бюджетной сферы, финансируемой за счет средств областного или местного бюджетов, работником органа государственной власти Омской области, органа местного самоуправления Омской области;
2) молодых семей, в которых каждый из супругов на день подачи предусмотренных настоящим Положением заявления и документов не достиг 35-летнего возраста;
3) семей, в которых один из супругов является ветераном боевых действий.
В соответствии с абз. 3 п. 20.1 Положения № 1 Многодетные семьи, не подтвердившие свое право на получение социальной выплаты, исключаются из сводного списка, о чем письменно уведомляются в течение десяти календарных дней с даты принятия уполномоченной организацией соответствующего решения.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 22.04.2017 семья Телегиной Ю.Г. (она, супруг <...>, дети: <...> г.р.) зарегистрирована в качестве многодетной.
Истец работает главным специалистом-юристом в Государственной жилищной инспекции Омской области с 06.05.2014, соответственно, является работником организации бюджетной сферы.
Телегина Ю.Г. 01.12.2017 обратилась в КУОО «Омскоблстройзаказчик» с заявлением о предоставлении социальной выплаты многодетной семье для строительства индивидуального жилого дома.
Решением КУОО «Омскоблстройзаказчик» от 27.12.2017 Телегина Ю.Г. включена в сводный список граждан на получение социальной выплаты в размере 1531530 руб. для строительства индивидуального жилого дома в рамках Указа Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168.
Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области письмом от 27.08.2018 уведомило Телегину Ю.Г., что Законом Омской области «Об областном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов» средства областного бюджета на реализацию Указа Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168 не предусмотрены, её семья - 33 в очереди.
В связи с изданием Указа Губернатора Омской области от 08.12.2021 № 195, действующего на сегодняшний день, Указ Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168 признан утратившим силу.
В соответствии с Указом Губернатора Омской области от 08.12.2021 № 195 реализация полномочий по ведению сводного списка граждан на получение социальной выплаты для строительства индивидуальных жилых домов возложена на Министерство строительства Омской области.
Аналогичное положение о предоставлении социальных выплат в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Министерству строительства Омской области на указанные цели законом об областном бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, содержится в п. 3 Положения о порядке предоставления многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов, утв. Указом Губернатора Омской области от 08.12.2021 № 195 (далее- Положение № 2).
На основании п. 19 Положения № 2 многодетные семьи, включенные в сводный список граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168, включаются в начало сводного списка автоматически в целях последующего предоставления социальной выплаты в определенном настоящим Положением порядке. При этом право на получение социальной выплаты сохраняется у многодетных семей, которые приобрели его в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168.
В силу п. 20 Положения № 2 Министерство строительства Омской области на основании сводного списка формирует и утверждает список получателей в пределах средств областного бюджета, предусмотренных Министерству строительства Омской области в текущем году на предоставление многодетным семьям социальных выплат.
Для включения в список получателей Министерство строительства Омской области в течение 20 рабочих дней со дня принятия закона Омской области, предусматривающего определение (изменение) объёма средств областного бюджета на предоставление многодетным семьям социальных выплат, исходя из объёма выделенных средств областного бюджета и очередности в Сводном списке уведомляет многодетные семьи, состоящие в нем, о необходимости представления документов, подтверждающих право на получение социальной выплаты, указанных в п.п. 2 - 12 п. 14 (с учетом положений п. 15) настоящего Положения.
Гражданин представляет в Министерство строительства Омской области, указанные в абз. 2 настоящего пункта документы в течение 30 календарных дней с даты получения соответствующего уведомления. Гражданин из числа многодетных семей, включенных в Сводный список в соответствии с абз. 2 п. 19 настоящего Положения, представляет указанные в абзаце втором настоящего пункта документы, за исключением документов, указанных в п.п. 7, 10 п. 14 настоящего Положения.
Министерство строительства Омской области проверяет представленные документы, предусмотренные абз. 2 настоящего пункта, на предмет соблюдения требований, предусмотренных п.п. 2, 4, 5 настоящего Положения, и принимает решение о включении либо об отказе во включении гражданина в список получателей и исключении его из Сводного списка (в случае неподтверждения права на получение социальной выплаты в соответствии с настоящим пунктом):
1) в срок не позднее 15 рабочих дней со дня подачи гражданином документов, предусмотренных абз. 2 настоящего пункта, в случае, если представлены все документы и межведомственное взаимодействие не требуется;
2) в течение 15 рабочих дней с момента поступления в Министерство строительства Омской области сведений, запрашиваемых путём межведомственного взаимодействия в соответствии с п. 15 настоящего Положения.
Гражданин уведомляется о принятом Министерством строительства Омской области решении в срок не позднее 10 рабочих дней со дня его принятия.
При наличии остатка средств областного бюджета Министерства строительства Омской области уведомляет следующую по очереди в Сводном списке многодетную семью в течение 10 рабочих дней.
БУОО «Омскоблстройзаказчик» в Министерство строительства Омской области 22.12.2021 переданы сведения о гражданах, состоящих в сводном списке, имеющих право на получение социальной выплаты, сформированном КУОО «Омскоблстройзаказчик» в соответствии с Указом Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168, где семья Телегиной Ю.Г. значится под номером 12.
Из материалов дела следует, что в 2019 году в список получателей социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов, предоставленных в качестве мер социальной поддержки семьям, имеющим трех и более детей, вошли девять семей, которые подали заявления о включении в сводный список в 2015 году, то есть раньше истца.
В 2018, 2020, 2021, 2022 годах средства областного бюджета на финансирование мероприятия по предоставлению многодетным семьям социальных выплат для строительств индивидуальных жилых домов предусмотрены не были.
В целях реализации Указа Губернатора Омской области от 08.12.2021 № 195 Министерством строительства Омской области в Министерство финансов Омской области направлялись предложения по внесению изменений в Закон Омской области об областном бюджете в соответствующие периоды времени.
Сыном истца <...> 24.06.2022 получен диплом о среднем профессиональном образовании. В указанной связи распоряжением Филиала БУОО «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг» «Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг Кировского административного округа г. Омска» от 30.12.2022 Телегиной Ю.Г. отказано в регистрации её семьи как многодетной.
В обоснование возражений ответчик ссылался на п.п. 3, 4 ст. 48 Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», в силу которых органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан, в том числе исходя из установленных законами и иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации критериев нуждаемости, вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право. Финансовое обеспечение полномочий, предусмотренное настоящей статьёй, не является обязанностью субъекта Российской Федерации, осуществляется при наличии возможности и не является основанием для выделения дополнительных средств из федерального бюджета.
Суд апелляционной инстанции принимает во внимание, что статья 48 включена в главу 7, как следствие, в соответствии с ч. 3 ст. 65 вышеуказанного закона, её положения вступают в силу с 01.01.2023.
Длительное непредоставление ответчиком меры социальной поддержки в виде социальной выплаты для строительства индивидуального жилого дома, в результате чего семья Телегиной Ю.Г. утратила право на её получение, послужили поводом для обращения Телегиной Ю.Г. в суд с настоящими требованиями о взыскании суммы неосновательного обогащения.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объёме, при этом исходил из того, что материалами дела подтверждается принятие Министерством строительства Омской области (а ранее КУОО «Омскоблстройзаказчик») надлежащих мер в рамках Указа Губернатора Омской области от 08.12.2021 № 195 и Указа Губернатора Омской области от 13.12.2013 № 168, а многодетные семьи, не подтвердившие своё право на получение социальной выплаты, исключаются из сводного списка.
Судебная коллегия соглашается с решением суда первой инстанции об отсутствии оснований для удовлетворения требований Телегиной Ю.Г. о взыскании неосновательного обогащения.
Обращение истца Телегиной Ю.Г. 22.04.2017 с заявлением о предоставлении социальной выплаты является юридическим фактом, обусловливающим начало правоприменительной процедуры, в рамках которой социальные выплаты должны предоставляться в последовательности, определяемой датой регистрации их заявлений.
Установление очередности, при условии соблюдения указанной последовательности, согласуется с конституционными принципами справедливости и равенства, а также с требованиями ч. 3 ст. 17 Конституции РФ, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Доказательств нарушения очередности в материалы дела не представлено.
При этом из материалов дела следует, что в 2018, 2020, 2021, 2022 годах средства областного бюджета на финансирование мероприятия по предоставлению многодетным семьям социальных выплат для строительства индивидуальных жилых домов не были предусмотрены. Указанные социальные выплаты осуществляются при наличии в областном бюджете ассигнований.
По общему правилу суд рассматривает дело в пределах заявленных требований, выйти за которые он может только в случаях, предусмотренных законом (ч. 3 ст. 196 ГПК РФ).
Истец Телегина Ю.Г. пояснила суду апелляционной инстанции, что с 2017 года бездействие Министерства строительства Омской области в установленном законом порядке не обжаловала; тот факт, что с 2017 по 2022 годы ответчик не получил из областного бюджета денежные средства, подлежащие перечислению её семье в качестве социальной выплаты для строительства индивидуального жилого дома, не оспаривала.
Исходя из норм Положения № 2, в функции Министерства строительства Омской области не входит самостоятельное формирование бюджета на указанные цели, ответчик является лишь получателем таких ассигнований в пределах средств областного бюджета.
В отсутствие необходимого объёма финансирования у Министерства строительства Омской области отсутствовала возможность предоставить социальные выплаты всем находящимся в сводном списке многодетным семьям для строительства индивидуальных жилых домов в указанные выше периоды.
Вопреки доводам апелляционной жалобы, в рассматриваемом случае неосновательное обогащение в виде получения или сбережения денежных средств в связи с невыплатой истцу меры социальной поддержки со стороны Министерства строительства Омской области отсутствуют, денежные средства в областной бюджет в необходимом объёме не закладывались и не поступали. Соответственно, никакой имущественной выгоды в результате непредоставления истцу социальной выплаты в размере 1531530 руб. Министерство строительства Омской области не получило.
В связи с отказом в удовлетворении основных требований у районного суда отсутствовали основания для взыскания с ответчика процентов за пользование чужими денежными средствами в соответствии со ст. 395 ГК РФ.
В целом приведённые доводы апелляционной жалобы повторяют процессуальную позицию истца, являлись предметом рассмотрения в ходе судебного разбирательства.
Нарушений норм материального и процессуального права судом при принятии решения не допущено, при таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены или изменения решения суда по доводам апелляционной жалобы, не имеется, в связи с этим она подлежит оставлению без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Центрального районного суда г. Омска от 10 января 2023 года с учетом определения Центрального районного суда г. Омска от 06 апреля 2023 года об исправлении описки оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи:
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 30.05.2023.