УИД 11RS0005-01-2021-008467-40
г. Сыктывкар Дело № 2-373/2022 (33-2426/2022)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
СУДЕБНАЯ КОЛЛЕГИЯ ПО ГРАЖДАНСКИМ ДЕЛАМ
ВЕРХОВНОГО СУДА РЕСПУБЛИКИ КОМИ
в составе председательствующего Сироткиной Е.М.,
судей Агранович Ю.Н., Жуковской С.В.
при секретаре Сметаниной Е.Ф.,
рассмотрев в судебном заседании 12 мая 2022 года дело по апелляционной жалобе Святкина Виктора Владимировича на решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 14 января 2022 года, которым
в удовлетворении исковых требований Святкина Виктора Владимировича к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта», выраженного в уведомлении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, в принятии на учет граждан, имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья, по категории «молодая семья», Святкина Виктора Владимировича с ... Святкиной Оксаной Григорьевной, ФИО3, обязании администрации МОГО «Ухта» принять Святкина Виктора Владимировича с ... Святкиной Оксаной Григорьевной, ФИО3 на такой учет, отказано.
Заслушав доклад судьи Сироткиной Е.М., судебная коллегия
у с т а н о в и л а :
Святкин В.В. обратился в суд с иском к администрации МОГО «Ухта», Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» о признании незаконным отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии семьи Святкиных в составе трех человек: Святкина В.В., ... Святкиной О.Г. и ... ФИО3, <Дата обезличена>, на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», выраженного в уведомлении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, возложении на администрацию МОГО «Ухта» обязанности принять семью истца на соответствующий учет с даты подачи Святкиной О.Г. запроса о постановке на учет - с <Дата обезличена>.
Определением суда от <Дата обезличена> к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена Святкина О.Г.
Суд принял приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Святкин В.В. ставит вопрос об отмене решения суда, указывая на то, что суд не учел все значимые для дела обстоятельства.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу администрация МОГО «Ухта» и Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» просят решение суда оставить без изменения, отклонив доводы жалобы.
В соответствии со статьями 167, 327 ГПК РФ дело в суде апелляционной инстанции рассмотрено в отсутствие участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом.
Проверив материалы дела в пределах доводов жалобы на основании пункта 1 статьи 327.1 ГПК РФ, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Постановлением Правительства РФ от 30.12.2017 № 1710 утверждена государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жилье и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», которая предусматривает возможность предоставления молодым семьям социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
На территории Республики Коми отношения, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан социальных выплат на строительство или приобретение жилья, регулируются Законом Республики Коми от 05.04.2005 № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» (далее – Закон Республики Коми № 30-РЗ). В статье 1 указанного Закона перечислены категории граждан, имеющих право на получение таких социальных выплат, в том числе указаны молодые семьи.
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила № 1050) включены в Федеральную целевую программу «Жилище» на 2015 - 2020 годы, утвержденную постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 № 1050.
Порядок получения социальных выплат на строительство или приобретение жилья на территории Республики Коми определен Законом Республики Коми № 30-РЗ.
Согласно пунктам 4, 7 Правил № 1050 и пункту 1 статьи 1 Закона Республики Коми № 30-РЗ социальная выплата на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий по категории «молодая семья» предоставляется на территории Республики Коми гражданам, зарегистрированным в установленном порядке по месту жительства на территории Республики Коми и состоящим на учете на получение данной социальной выплаты в уполномоченном органе по месту жительства на территории соответствующего муниципального образования городского округа или муниципального района в Республике Коми.
В соответствии со статьей 1 Закона Республики Коми от 01.12.2015 № 115-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Коми отдельными государственными полномочиями Республики Коми» и пунктами 13,14,21,38 Устава МОГО «Ухта» государственными полномочиями в области государственной поддержки граждан Российской Федерации, имеющих право на получение социальных выплат на приобретение или строительство жилья, на территории МОГО «Ухта» наделена администрация МОГО «Ухта».
Отраслевым (функциональным) органом администрации МОГО «Ухта», осуществляющим функции администрации по ведению учета малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, и иных определенных федеральным законом, указом Президента РФ или законом Республики Коми категорий граждан, признанных по установленным Жилищным кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента РФ или законом Республики Коми основаниям, нуждающимися в жилых помещениях, является Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта».
Согласно части 1 статьей 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ на учет на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий принимаются граждане, признанные по установленным настоящим Законом основаниям имеющими право на улучшение жилищных условий и имеющие возможность по оплате разницы между стоимостью строящегося или приобретаемого жилья и размером социальной выплаты за счет собственных и (или) заемных средств.
В соответствии с частью 3 статьи 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ имеющими право на улучшение жилищных условий с использованием социальных выплат на строительство или приобретение жилья признаются, в том числе граждане: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения (пункт 1); являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы (пункт 2).
Решением Совета МОГО «Ухта» от 01.03.2006 № 23 «Об утверждении учетной нормы предоставления жилого помещения жилого помещения по договору социального найма» установлена учетная норма общей площади жилого помещения для признания граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий - 11 квадратных метров на каждого члена семьи.
Согласно части 4 статьи 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ принятие на учет граждан в качестве имеющих право на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий осуществляется на основании запросов граждан, поданных в уполномоченный орган по форме согласно приложению 1 к настоящему Закону, с приложением необходимых документов.
Датой принятия на учет граждан, ранее не состоявших на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления в Республике Коми, считается дата подачи запроса о принятии на учет на получение субсидий (социальных выплат) на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий с приложением документов, указанных в части 4 настоящей статьи (пункт 1 части 11 статьи 2 Закона Республики Коми № 30-РЗ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 13 Закона Республики Коми от № 30-РЗ уполномоченный орган принимает решение об отказе в принятии граждан на учет в случае, если представлены документы, которые не подтверждают право граждан на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья.
...
Семья Святкиных проживает и зарегистрирована в квартире по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью ... кв.м. Иные лица в жилом помещении не проживают и не зарегистрированы.
Квартира находится в общедолевой собственности Святкина В.В. и Святкиной О.Г.
Святкина О.Г., кроме того, с <Дата обезличена> является собственником ... доли жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> общая площадь которого составляет ... кв.м.
Ранее, в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> Святкин В.В. имел право пользования на условиях договора социального найма и был зарегистрирован в квартире по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м, нанимателем которой является его ... ФИО15 В указанную квартиру также были вселены и продолжают числиться в ней зарегистрированными другие члены семьи нанимателя: ФИО16 (...), ФИО17 (...), ФИО18 (...).
По сведениям Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, ОУТД г. Ухты ГБУ Республики Коми «Республиканское учреждение технической инвентаризации и кадастровой оценки», иных жилых помещений в собственности, а также в пользовании на условиях социального найма у истца и ... не имелось и не имеется. Права на жилые помещения за ... ФИО3 также не зарегистрированы.
Святкин В.В. и Святкина О.Г. трудоустроены в г.Ухте, несовершеннолетний ФИО3 посещает образовательное учреждение в г.Ухте и наблюдается в ГБУЗ Республика Коми «...».
<Дата обезличена> Святкина О.Г. обратилась в Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» с запросом о принятии ее на учет с составом семьи ... человека (она, ... Святкин В.В. и ... ФИО3) на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья».
В ходе рассмотрения запроса Святкиной О.Г. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» установил из сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, что: в общей долевой собственности ... находится жилое помещение по адресу: <Адрес обезличен>, общей площадью ... кв.м; кроме того, Святкина О.Г. является собственником ... доли (... кв.м) жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>, общая площадь которого составляет ... кв.м; Святкин В.В. в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена> имел право пользования на условиях договора социального найма квартирой по адресу: <Адрес обезличен> общей площадью ... кв.м, в которой числились зарегистрированными ... человек.
Проверяя с учетом данных сведений уровень обеспеченности жилым помещением членов семьи Святкиных Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» исходил из общей площади находящихся у семьи Святкиных в собственности и в пользовании на условиях социального найма жилых помещений и состава их семьи ... человека ((... и сделал вывод о том, что каждый член семьи Святкиных обеспечен жилым помещением общей площадью ... кв.м, что выше учетной нормы, установленной решением Совета МОГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
В связи с этим Комитет отказал в принятии семьи Святкиных на учет по категории «молодая семья» на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, указав в качестве основания отказа представление документов, которые не подтверждают право семьи на получение данной социальной выплаты.
Письмом <Номер обезличен> от <Дата обезличена> Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» уведомил Святкину О.Г. о принятом решении.
Разрешая заявленные требования, суд при определении уровня обеспеченности каждого члена семьи Святкиных общей площадью жилого помещения с учетом правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 19.04.2007 № 258-О-О, и обстоятельств выезда истца из ... на постоянное место жительства в г.Ухту Республики Коми, исключил из расчета размер приходящейся на истца общей площади квартиры по адресу: <Адрес обезличен> (... кв.м), в которой он имел право пользования на условиях социального найма в период с <Дата обезличена> по <Дата обезличена>.
Вместе с тем, проанализировав положения Правил №1050, Закона Республики Коми от № 30-РЗ и постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», суд отклонил доводы истца о необходимости исключения из расчета уровня нуждаемости членов семьи Святкиных площади ... доли жилого дома, расположенного по адресу: <Адрес обезличен> (... кв.м), находящейся в собственности Святкиной О.Г.
И поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения каждого члена семьи Святкиных составила ... кв.м, что превышает учетную норму, установленную решением Совета МОГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен>, суд признал отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии семьи истца на учет законным, в связи с чем в иске отказал.
Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о законности отказа Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в постановке семьи истца на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья», находя заслуживающими внимание доводы апелляционной жалобы истца.
Так, из пункта 6 Правил № 1050 следует, что одним из требований, по которому молодая семья вправе претендовать на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья, является признание молодой семьи нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 указанных Правил.
Согласно пункту 7 Правил № 1050 под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01.03.2005, а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятии ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 01.03.2005 по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 ЖК РФ для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Суд, включая в расчет уровня обеспеченности жильем членов семьи Святкиных площадь жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> (... кв.м), ... доля в праве на который принадлежит Святкиной О.Г., не учел положений статьи 15 ЖК РФ.
В силу положений статьи 15 ЖК РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан (отвечает установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства).
Порядок признания помещения жилым помещением и требования, которым должно отвечать жилое помещение, а также порядок признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в соответствии с ЖК РФ, другими федеральными законами (части 3, 4 статьи 15 ЖК РФ).
В настоящее время действует Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (далее – Положение).
Установленные Положением требования к уровню благоустроенности жилого помещения носят обязательный характер.
В соответствии с пунктом 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях и на территории ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных
С целью проверки доводов апелляционной жалобы судебная коллегия посчитала необходимым в соответствии с пунктом 43 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» и статьей 327.1 ГПК РФ запросить сведения о степени благоустройства жилого дома по адресу: <Адрес обезличен> а также о лицах, зарегистрированных в этом доме и лицах, фактически в нем проживающих.
Согласно сведениям администрации муниципального район «...» в жилом доме <Адрес обезличен> зарегистрирована и фактически проживает ФИО19, <Дата обезличена> года рождения, дом является неблагоустроенным (электроснабжение, отопление печное, холодное водоснабжение - отсутствует).
Из материалов дела, кроме того, следует, что в ..., в которой расположен указанный жилой дом, отсутствуют школа и детский сад, ближайшие образовательные учреждения находятся в селе <Адрес обезличен> на расстоянии ... км от .... Автобус, который бы доставлял детей дошкольного возраста из д. ... в детский сад ..., отсутствует, имеется только школьный автобус, который доставляет детей школьного возраста из ... в МОУ «СОШ» <Адрес обезличен>. Автобусная остановка общественного транспорта находится на трассе ... на расстоянии ... метров от ... что не позволяет надлежащим образом обеспечить ... в случае проживания семьи в ... реализацию его права на получение образования в образовательном учреждении, находящимся в доступной близости от места его проживания.
Таким образом, площадь дома по адресу: <Адрес обезличен>, не отвечающего требованию благоустроенности, не может быть учтена при проверке нуждаемости семьи истца в жилом помещении.
Без учета общей площади ... доли жилого дома по адресу: <Адрес обезличен>, обеспеченность каждого члена семьи Святкиных составит ... кв.м, что менее учтенной нормы, установленной решением Совета МОГО «Ухта» от <Дата обезличена> <Номер обезличен> (11 кв.м).
Следовательно, отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в постановке семьи Святкиных на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья по категории «молодая семья» по тому основанию, что были представлены документы, которые не подтверждают право семьи на получение данной социальной выплаты, и вывод суда о законности отказа Комитета в постановке семьи Святкиных на учет не могут быть признаны законными.
С учетом изложенного, решение суда подлежит отмене с принятием по делу нового решения об удовлетворении требований Святкина В.В.
Руководствуясь статьями 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
о п р е д е л и л а :
решение Ухтинского городского суда Республики Коми от 1 января 2022 года – отменить.
Принять по делу новое решение, которым исковые требования Святкина Виктора Владимировича удовлетворить.
Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации МОГО «Ухта» в принятии на учет по категории «молодая семья» на получение социальных выплат на строительство или приобретение жилья семьи Святкиных в составе трех человек: Святкиной Оксаны Григорьевны, Святкина Виктора Владимировича, ... ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, выраженный в уведомлении от <Дата обезличена> <Номер обезличен>.
Обязать администрацию МОГО «Ухта» принять на учет на получение социальной выплаты на строительство или приобретение жилья для улучшения жилищных условий в рамках Закона Республики Коми от 5 апреля 2005 года № 30-РЗ «О социальных выплатах на строительство или приобретение жилья» по категории «молодая семья» семью Святкиных с составом семьи три человека, включая Святкину Оксану Григорьевну, Святкина Виктора Владимировича, ... ФИО3, <Дата обезличена> года рождения, с датой постановки на учет <Дата обезличена>
Председательствующий-
Судьи:
Мотивированное определение составлено 19.05.2022