Судья Попенко К.И. Дело № 33-733/2024
№ 2-3010/2023 22RS0011-02-2023-002677-18
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
31 января 2024 года г.Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Белодеденко И.Г.,
судей Ильиной Ю.В., Еремина В.А.,
при секретаре Сафронове Д.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю на решение Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 октября 2023 года по делу
по иску С.Ю.С. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю, клиентской службе на правах отдела Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периодов в стаж.
Заслушав доклад судьи Ильиной Ю.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
С.Ю.С. обратился в суд с настоящим иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю (далее – ОСФР по Алтайскому краю), клиентской службе на правах отдела Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периодов в стаж, в котором просил: обязать ответчика включить в его страховой стаж: период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера-водителя роты патрульно-постовой службы милиции; период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ; взыскать с ответчика в его пользу расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 руб.
В обоснование требований указано, что истец обратился в Управление Социального фонда России в г. Рубцовск и Рубцовском районе Алтайского края с заявлением о назначении выплаты пенсии по старости. Решением от ДД.ММ.ГГ *** истцу отказано в установлении страховой пенсии по старости. Для подтверждения страхового стажу истцом ответчику была представлена трудовая книжка. По расчетам ответчика по состоянию на ДД.ММ.ГГ страховой стаж истца на момент обращения за назначением пенсии составил 38 лет 9 дней. Согласно сообщению ответчика от ДД.ММ.ГГ *** в страховой стаж не включены периоды: период службы в органах внутренних дел с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера-водителя роты патрульно-постовой службы милиции; период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, полагает, что в связи с тем, что в этот период не назначались и не выплачивались страховые взносы в ПФР. Ссылаясь на ст.39 Конституции РФ, положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГ №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденные постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ, истец считал, что обязанность правильного заполнения и ведения трудовых книжек возложена на работодателя и невыполнение либо ненадлежащее выполнение последним своих обязанностей не может служить основанием для ущемления законных прав истца.
Решением Рубцовского городского суда Алтайского края от 13 октября 2023 года исковые требования С.Ю.С. удовлетворены частично.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю возложена обязанность включить в страховой стаж истца С.Ю.С. при назначении пенсии по старости периоды работы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера-водителя роты патрульно-постовой службы милиции; с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ период получения пособия по безработице.
В удовлетворении исковых требований к клиентской службе на правах отдела Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю отказано.
В апелляционной жалобе ответчик просит решение суда отменить в части включения в страховой стаж периода с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - периода получения пособия по безработице принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении иска.
В доводах жалобы ссылается на то, что судом неверно истолкованы нормы Закона № 400-ФЗ, подлежащие применению при назначении страховой пенсии по старости по ч.1.2 ст. 8 указанного закона. Основное условие для включения спорного периода работы в страховой стаж, необходимый для назначения страховой пенсии по старости по данному основанию, не подтверждено материалами дела.
Согласно части 1.2 статьи 8 Закона № 400-ФЗ мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 лет. Таким образом, право на страховую пенсию по старости мужчинам 1961 года рождения может быть предоставлено при наличии страхового стажа не менее 42 лет, по достижении возраста 61 лет.
На основании части 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
При этом, согласно части 9 статьи 13 Закона № 400-ФЗ, при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 (период получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи.
Таким образом, в целях определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Закона № 400-ФЗ, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом нестраховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности) в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
С.Ю.С. ДД.ММ.ГГ г.р. обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии досрочно, в соответствии с ч.1.2 статьи 8 Закона №400-ФЗ.
06.02.2023г. истцу отказано в установлении пенсии по ч.1.2 ст.8 Закона №400-ФЗ по причине отсутствия необходимого количества страхового стажа - 42 года.
По мнению ответчика, не подлежит включению в страховой стаж в соответствии с ч. 1.2 ст.8 Закона №400-ФЗ период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, поскольку частью 9 статьи 13 Закона №400-ФЗ предусмотрены иные периоды, подлежащие включению в стаж работы для определения права выхода на пенсию досрочно, статья содержит исчерпывающий перечень.
Судом сделан неверный вывод о возможности включения периода получения пособия по безработице в стаж, дающий право на назначение пенсии досрочно, основанный на сведениях формы СЗИ-ИЛС.
В возражениях истец просит апелляционную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, об отложении рассмотрения дела ходатайств не заявляли. Руководствуясь нормами части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в части, в связи с неправильным применением норм материального права (п.4 ч.1 ст. 330 ГПК РФ).
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГ С.Ю.С. обратился в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
ДД.ММ.ГГ С.Ю.С. обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю *** от ДД.ММ.ГГ С.Ю.С. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права.
ДД.ММ.ГГ С.Ю.С. обратился в ОСФР по Алтайскому краю с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю *** от ДД.ММ.ГГ С.Ю.С. отказано в назначении страховой пенсии по старости ввиду отсутствия права. Указано, что согласно п.1 ст.8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон №400-ФЗ) право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 65 лет. Изменения, внесенные Федеральным законом от 03.10.2018 №350-ФЗ в действующее пенсионное законодательство, предусматривают переходный период: постепенное увеличение пенсионного возраста с 60 лет для мужчин на 1 год ежегодно с 01.01.2019. Так, для мужчин 1961 года рождения право на страховую пенсию возникает по достижении возраста 63 лет. При этом продолжительность страхового стажа, необходимого для назначения страховой пенсии по старости в 2024 году составляет 15 лет, величина индивидуального пенсионного коэффициента не может быть менее 28,2 (п.2 и п.3 ст.35 Закона №400-ФЗ). Согласно п.1.2 ст.8 Закона №400-ФЗ мужчинам, имеющим страховой стаж не менее 42 лет, страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, но не ранее достижения возраста 60 лет. При исчислении страхового стажа лиц, указанных в п.1.2 ст.8 Закона №400-ФЗ, в целях определения их права на страховую пенсию по старости, в страховой стаж засчитываются периоды работы, которые выполнялись на территории РФ при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в ПФР, периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, периоды получения пособия по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности (п.9 ст.13 Закона №400-ФЗ). Период службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, отпуск без сохранения заработной платы ДД.ММ.ГГ, период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, не относятся к указанным выше периодам и поэтому не могут быть учтены в страховой стаж для определения права выхода на пенсию досрочно при наличии 42 лет страхового стажа. По документам, имеющимся в распоряжении Отделения, и выписке из индивидуального лицевого счета по состоянию на ДД.ММ.ГГ, страховой стаж заявителя для выхода на пенсию досрочно составляет 38 лет 9 дней, при условии подтверждения страхового стажа на дату обращения, страховой стаж составляет 39 лет 1 месяц 10 дней.
Обращаясь в суд, истец полагал, что ответчиком необоснованно отказано во включении в страховой стаж периода его службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера-водителя роты патрульно-постовой службы милиции, а также периода получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Согласно справке КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району от ДД.ММ.ГГ *** С.Ю.С. состоял на регистрационном учете в качестве безработного с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ. С ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ – период получения пособия по безработице (основание выдачи справки – личное дело получателя государственных услуг в области содействия занятости населения от ДД.ММ.ГГ ***).
Согласно справке КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району от ДД.ММ.ГГ *** С.Ю.С. был зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГ, снят с учета в качестве безработного решением от ДД.ММ.ГГ: пособие начислялось с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с указанием в таблице сумм начислений по месяцам.
Установив указанные обстоятельства и удовлетворяя частично требования истца, суд первой инстанции, руководствуясь Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***, пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в страховой стаж истца периодов: периода службы с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в должности милиционера-водителя роты патрульно-постовой службы милиции, а также периода получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ.
Поскольку решение суда обжалуется ответчиком лишь в части включения периода с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ - периода получения пособия по безработице, то с силу принципа диспозитивности решение суда в остальной части не является предметом проверки суда апелляционной инстанции.
Суд апелляционной инстанции находит выводы суда в обжалуемой части основанными на неправильном применении норм материального права.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно положениям части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
В силу части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" лицам, имеющим страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), страховая пенсия по старости может назначаться на 24 месяца ранее достижения возраста, предусмотренного частями 1 и 1.1 настоящей статьи, но не ранее достижения возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины).
В соответствии с частью 9 статьи 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" при исчислении страхового стажа лиц, указанных в части 1.2 статьи 8 настоящего Федерального закона, в целях определения их права на страховую пенсию по старости в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 настоящего Федерального закона, а также периоды, предусмотренные пунктами 1 (периоды прохождения военной службы по призыву, периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), 2 и 12 (периоды участия в специальной военной операции) части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона. При этом указанные периоды включаются (засчитываются) без применения положений части 8 настоящей статьи. Периоды участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы, в период пребывания в добровольческом формировании исчисляются с применением положений части 10 настоящей статьи.
На основании части 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Ка указал Конституционный Суд в определении от 30 июня 2020 г. N 1448-О Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Законодатель, обеспечивая конституционное право каждого на получение пенсии, вправе, как это вытекает из статьи 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации, определять механизм его реализации, включая закрепление в законе правовых оснований назначения пенсий, их размеров, правил подсчета страхового стажа, особенностей приобретения права на пенсию отдельными категориями граждан.
Реализуя указанные полномочия, законодатель в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" предусмотрел для лиц, имеющих страховой стаж не менее 42 и 37 лет (соответственно мужчины и женщины), право на назначение страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста, а также в части 9 статьи 13 данного Федерального закона закрепил особый порядок исчисления продолжительности такого страхового стажа.
Так, в целях определения права указанных лиц на страховую пенсию по старости в соответствии с указанным основанием в страховой стаж включаются (засчитываются) периоды работы и (или) иной деятельности, предусмотренные частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», которые осуществлялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. При этом не страховые периоды (за исключением периодов получения пособий по обязательному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, периодов прохождения военной службы по призыву, периодов участия в специальной военной операции в период прохождения военной службы), в продолжительность такого страхового стажа не засчитываются.
Такое правовое регулирование, принятое в рамках дискреционных полномочий законодателя, предусматривает порядок реализации прав граждан на пенсионное обеспечение на льготных условиях, в равной мере распространяется на всех лиц, застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", и не может расцениваться как нарушающее конституционные права граждан, в том числе заявителя.
Удовлетворяя требования истца, в части включения спорного периода в страховой стаж на основании ч.1.2 ст.8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, суд первой инстанции принял во внимание сведения, предоставленные КГКУ УСЗН по городу Рубцовску и Рубцовскому району о том, что С.Ю.С. был зарегистрирован в качестве безработного с ДД.ММ.ГГ, снят с учета в качестве безработного решением от ДД.ММ.ГГ: пособие начислялось с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, с указанием в таблице сумм начислений по месяцам, а также сведения пенсионного органа (форма СЗИ-ИЛС) о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица С.Ю.С. по состоянию на ДД.ММ.ГГ (далее – Сведения), в которых указана величина индивидуального пенсионного коэффициента – 108,991, стаж (учитываемый для целей назначения пенсии) 43 года 2 месяца 18 дней, сведения расчетного пенсионного капитала, сформированного из страховых взносов за 2002-2014 годы, в которые согласно таблице включен период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, продолжительность 1 год 2 месяца 8 дней.
Между тем, страховые взносы за спорный период, как верно указано и самим истцом в возражениях на апелляционную жалобу в силу закона не начислялись и не уплачивались.
При этом, ссылка суда первой инстанции на то, что период получения пособия по безработице включен в общий стаж и пенсионный расчетный капитал, является неверной, поскольку указанные обстоятельства учитываются при назначении страховой (трудовой) пенсии по старости на общих основаниях в связи с достижением общеустановленного пенсионного возраста (ч. 1 ст. 8 Закона N 400-ФЗ) или досрочной страховой пенсии (ст. ст. 30 - 32 Закона N 400-ФЗ).
Доводы стороны истца о том, что возможность учета в страховой стаж периодов получения пособия по безработице (п. 4 ч. 1 ст. 12 закона) предусмотрена положениями части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" несостоятельны, поскольку основаны на неверном толковании положений пенсионного законодательства, не учитывают предусмотренные законом различные варианты определения страхового стажа, исходя из варианта оценки прав лица, обращающегося за назначением пенсии.
В рассматриваемом случае оценка пенсионных прав истца производилась по ч. 1.2 статьи 8 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (досрочное назначение пенсии) и предполагала в силу прямого указания закона (ч. 9 статьи 13) включение в подсчет страхового стажа только периоды, поименованные в части 1 статьи 11 и в пункте 2 части 1 статьи 12 данного закона (в редакции на дату обращения истца с заявлением о назначении пенсии), в то время как период получения пособия по безработице поименован в пункте 4 части 1 статьи 12 Федерального закона N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
При исчислении стажа для назначения пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" положения части 8 статьи 13 настоящего Федерального закона не применяются.
Применение закона по аналогии в данном случае также недопустимо, поскольку для решения вопроса исчисления страхового стажа в целях определения права на пенсионное обеспечение в порядке ч. 1.2 ст. 8 Закона N 400-ФЗ законодательством предусмотрен специальный порядок, т.е. ч. 9 ст. 13 Закона N 400-ФЗ.
При этом ч. 9 ст. 13 Федерального закона "О страховых пенсиях" возможность включения в страховой стаж для определения права на страховую пенсию по старости в соответствии с ч. 1.2 ст. 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода получения пособия по безработице, не предусмотрена.
Учитывая установленный федеральным законодателем специальный состав и порядок подсчета страхового стажа лиц, претендующих на назначение досрочной страховой пенсии по старости по основаниям, указанным в части 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях", не включение в страховой стаж истца, учитываемый при назначении истцу пенсии по старости по основанию, предусмотренному пунктом 1.2 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" периода получения пособия по безработице являлся правомерным.
С учетом вышеизложенного, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в обжалуемой части у суда первой инстанции не имелось.
Решение суда в части возложения на ответчика обязанности включить в страховой стаж С.Ю.С. период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ для назначения пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» подлежит отмене с вынесением нового решения об отказе в удовлетворении названных требований.
Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Рубцовского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ в части возложения на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Алтайскому краю обязанности включить в страховой стаж С.Ю.С. период получения пособия по безработице с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ для назначения пенсии на основании части 1.2 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» отменить, принять в данной части новое решение, которым в удовлетворении указанных исковых требований С.Ю.С. отказать.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 1 февраля 2024 года.