Дело № 2-495/2018
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Пос. Переяславка 30 октября 2018 года
Суд района имени Лазо Хабаровского края в составе председательствующего судьи Рудого И.Г. при секретаре Шандыба Е.А.
с участием помощника Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры Страшко Д.А., представителей соответчиков, действующих на основании доверенностей, администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края Сысоевой Н.А., Муниципального унитарного предприятия « Лазовская пассажирская автоколонна» Мироновой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хабаровской межрайонной природоохранной прокуратуры об обязании общества с ограниченной ответственностью « Святогорский коммунальщик» устранить нарушения требований природоохранного законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Хабаровский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с иском (в порядке ст. 45 ГПК РФ) в защиту нарушенных прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Обществу с ограниченной ответственностью «Святогорский коммунальщик» (далее ООО «Святогорский коммунальщик») об обязании устранить нарушения требований природоохранного законодательства.
В обоснование исковых требований указал, чтоХабаровской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка по информации поступившей из прокуратуры района имени Лазо Хабаровского края о нарушении требований природоохранного законодательства ООО «Святогорский коммунальщик», в ходе которой выявлены нарушения законодательства об охране атмосферного воздуха.
В ходе проверки установлено, что предприятие ООО «Святогорский коммунальщик» имеет два источника выбросов: трубу центральной котельной, расположенную на ул. Пионерской, д.8А, с. Святогорье района имени Лазо Хабаровского края, а также трубу школьной котельной, расположенную на ул. Юбилейной, д.7 с. Святогорье района имени Лазо Хабаровского края. При этом, в нарушение ст. 14, ст.30, ч.1 ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (далее - Федеральный закон от 04.05.1999 № 96-ФЗ) ООО «Святогорский коммунальщик» осуществляет деятельность по эксплуатации источников выбросов без разрешительных документов. Кроме того, предприятием не проведена инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух. Документы о проведении инвентаризации источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферу на предприятии отсутствует. Выявленные нарушения подтверждаются объяснением директора ООО «Святогорский коммунальщик» Царегородцевым В.А. от 07.05.2018.
Поскольку загрязнение, отравление или заражение окружающей среды означают существенное ухудшение окружающей природной среды в связи с внесением в нее радиоактивных или химических веществ, значительно превышающих установленные предельно допустимые концентрации, или бактериологических веществ (паразитарных, инфекционных возбудителей заболеваний и пр.), устранение или нейтрализация воздействия которых требует затраты значительных материальных средств или невозможна в обозримый период, просит обязать ООО «Святогорский коммунальщик» в течении 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу: разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов; произвести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по состоянию на 2018 год; получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником.
Определениями суда от 12 июля 2018 года, по ходатайству истца, заменен ненадлежащий ответчик по иску ООО «Святогорский коммунальщик» на надлежащего ответчика ООО «Святогорский теплотехник», затем, в связи с передачей имущества указанного в иске, ООО «Святогорский теплотехник» на надлежащего ответчика администрацию муниципального района имени Лазо Хабаровского края. ООО «Святогорский теплотехник» привлечён к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора на стороне ответчика.
Определением от 07 сентября 2018 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено МУП «Лазовская пассажирская автоколонна».
В судебном заседании прокурор исковые требования поддержала по основаниям указанным в иске, суду дополнительно пояснила, что хотя проверка и проводилась в отношении ООО « Святогорский теплотехник», однако в связи с расторжением концессионного соглашения заключённого между ООО « Святогорский теплотехник» и администрацией района имени Лазо Хабаровского края в отношении объектов теплоснабжения указанных в иске и передачей источников загрязнения в администрацию района имени Лазо Хабаровского края, а затем в хозяйственное ведение МУП « Лазовская пассажирская автоколонна» для дальнейшей эксплуатации, требования иска подлежат удовлетворению соответчиками в связи с отсутствием у указанных юридических лиц разрешения на выброс вредных веществ в атмосферу и иных документов необходимых и указанных в иске, для законной эксплуатации котельных.
Представитель администрации муниципального района им. Лазо Хабаровского края Сысоева Н.А. в судебном заседании исковые требования не признала, в суде пояснила, что администрация муниципального района имени Лазо не является надлежащим ответчиком, так как с 27 июля 2018 года котельные переданы в эксплуатацию МУП «Лазовская пассажирская автоколонна». Исковые требования истца, ответчиком не выполнимы, так как инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, возможно сделать только по состоянию на 2019 год, после эксплуатации котельной в отопительном сезоне 2018/2019 года и проведения в этот период необходимых замеров выбросов. Проект ПДВ разрабатывается в соответствии с «Рекомендациями по оформлению и содержанию проекта нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферу», утв. Госкомгидрометом СССР 28.08.1987 года. Объем и содержание проекта обоснования выбросов в каждом отдельном случае определяется деятельностью предприятия и характеристикой источников выбросов. Фактически на выполнение работ требуется срок до 01 июля 2019 года.
В соответствии с критериями, утверждёнными Постановлением Правительства РФ от 28.09.2015 года №1029, котельные, указанные в иске относятся к объектам 3-ей категории. С 01.01.2019 года п.6 ст.5 ФЗ от 21.07.2014 года № 219-ФЗ « О внесении изменений в Федеральный Закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты РФ для объектов 3-ей категории предусмотрен уведомительный порядок предоставления отчётности о выбросах в воздух вредных веществ.
Представитель соответчика Муниципального унитарного предприятия «Лазовская пассажирская автоколонна» Мироновой Е.В. в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что согласно распоряжении администрации муниципального района имени Лазо от 27.07. 2018 года № 256-ра «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Лазовская пассажирская автоколонна», администрацией муниципального района имени Лазо переданы в хозяйственное ведение МУП «Лазовская ПА» по акту приема-передачи от 09.08.2018 года котельные указанные в иске. С момента передачи в хозяйственное ведение указанного имущества и до настоящего времени указанные котельные МУП «Лазовская ПА» не эксплуатировались, в связи с чем предприятием не осуществлялась деятельность по эксплуатации источников выбросов без разрешительных документов. Следовательно, МУП «Лазовская ПА» не нарушало требований природоохранного законодательства. Кроме того, в связи с принятием Федерального закона от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также в соответствии с Приказом Министерства природных ресурсов Правительства Хабаровского края от 15.12.2014 № 44-П «О признании утратившими силу приказа министерства природных ресурсов Хабаровского края от 12.07.2012 года № 42-П «Об утверждении Административного регламента предоставления министерством природных ресурсов Хабаровского края государственной услуги по выдаче разрешений на выбросы вредных (загрязняющих) веществ (за исключением радиоактивных веществ) в атмосферный воздух от стационарных источников, находящихся на объектах хозяйственной и иной деятельности не подлежащих федерального государственному экологическому надзору» и пункта 1 приказа «О внесении изменений в отдельные административные регламенты министерства природных ресурсов Хабаровского края», с 01.01.2019 года выдача разрешений на выбросы исполнительными органами государственной власти субъектов российской Федерации не предусматривается. Кроме того, в связи с тем, что выдача разрешений на выбросы осуществляется на основании утвержденного проекта нормативов предельно допустимых выбросов (далее- норматив ПДВ), то проведение работы по разработке указанного проекта норматива ПДВ считает нецелесообразным. Работа по проведению инвентаризации стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух МУП «Лазовская ПА» будет проведена в соответствии с требованиями ст. 22 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха», в установленные законодательством Российской Федерации сроки. Проверка наличия разрешения проводилась в отношении иного предприятия. Просит в удовлетворении иска отказать.
На вопрос суда пояснила, что разрешения на эксплуатацию котельных указанных в иске, а также иных документов указанных в просительной части иска у общества не имеется, на момент проведения судебного заседания отопительный сезон уже начался, общество приступило к эксплуатации котельных, параллельно занимается деятельностью направленной на получение разрешения на выброс вредных веществ и иных документов, указанных в иске.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований в отношении предмета спора на стороне ответчика ООО
« Святогорский теплотехник», извещённый надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания, в суд не явился, заявлений, ходатайств об отложении судебного заседания не представлял.
В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело без участия представителя третьего лица.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, судом установлено, что 07 мая 2018 года расторгнуто концессионное соглашение заключённое между Администрацией муниципального района имени Лазо Хабаровского края и ООО « Святогорский теплотехник» в отношении объектов указанных в иске ( копия соглашения в деле), и находившиеся в эксплуатации ООО «Святогорский теплотехник» котельные принадлежащие на праве собственности администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края, для дальнейшей эксплуатации, распоряжением Главы администрации муниципального района имени Лазо от 27.07.2018 года № 256-ра «О закреплении муниципального имущества на праве хозяйственного ведения за МУП «Лазовская пассажирская автоколонна», переданы МУП «Лазовская ПА» по акту приема-передачи от 09.08.2018 года ( копии в деле).
МУП «Лазовская пассажирская автоколонна» приступила к эксплуатации указанных котельных в отопительный сезон 2018 -2019 года не имея разрешения на выброс вредных ( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, что ответчиками не оспаривается.
В соответствии со статьей 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; каждый имеет права на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и возмещении ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с абзацами третьим, четвертым статьи 1 Федерального закона от 04 мая 1999 года N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее по тексту - Федеральный закон N 96-ФЗ) вредное (загрязняющее) вещество - химическое или биологическое вещество либо смесь таких веществ, которые содержатся в атмосферном воздухе и которые в определенных концентрациях оказывают вредное воздействие на здоровье человека и окружающую природную среду; загрязнение атмосферного воздуха - поступление в атмосферный воздух или образование в нем вредных (загрязняющих) веществ в концентрациях, превышающих установленные государством гигиенические и экологические нормативы качества атмосферного воздуха.
Согласно пункту 1 статьи 14 указанного федерального закона выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарным источником допускается на основании разрешения, выданного территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды, в порядке, определенном Правительством Российской Федерации (абзац первый).
Разрешением на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, которые обеспечивают охрану атмосферного воздуха (абзац второй).
Пунктом 3 этой же статьи предусмотрено, что вредные физические воздействия на атмосферный воздух допускаются на основании разрешений, выданных в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Согласно п.1 ст. 22 Законаюридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность с использованием стационарных источников, при осуществлении производственного экологического контроля в соответствии с установленными требованиями проводят инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, документируют и хранят полученные в результате проведения инвентаризации и корректировки этой инвентаризации сведения.
Согласно п.1 ст.30 Федерального ЗаконуN 96-ФЗюридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие стационарные источники, обязаны обеспечивать проведение инвентаризации выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух;
Пункт 4 статьи 23 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" устанавливает, что выбросы и сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в окружающую среду в пределах установленных нормативов допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов, лимитов на выбросы и сбросы допускаются на основании разрешений, выданных органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Абзац девятый статьи 3 поименованного федерального закона предусматривает презумпцию экологической опасности хозяйственной деятельности юридических лиц.
Таким образом, из приведенных выше норм действующего законодательства следует, что обязательным условием при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной или сопровождающейся выбросом вредных (загрязняющих) веществ, независимо от вида выброса, его объема, концентрации, загрязняющей способности и других свойств, вредным физическим воздействием на окружающую среду, в том числе на атмосферный воздух, является наличие разрешения на выброс вредных (загрязняющих) веществ, которым устанавливаются предельно допустимые выбросы и другие условия, обеспечивающие охрану атмосферного воздуха, инвентаризация выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработка предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, инвентаризация стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух.
Поскольку, являясь участником отношений, связанных с охраной атмосферного воздуха, урегулированных Федеральным законом N 96-ФЗ, соответчик по иску МУП « Лазовская пассажирская автоколонна» используя в своей хозяйственной деятельности источники воздействия на окружающую среду, находящиеся в их владении на праве хозяйственного ведения, а именно котельные указанные в иске, в нарушение требований закона, не получило разрешение на выброс загрязняющих веществ в атмосферный воздух, не провело инвентаризацию выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и разработку предельно допустимых выбросов и предельно допустимых нормативов вредного физического воздействия на атмосферный воздух, инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух суд приходит к выводу о законности требований природоохранного прокурора и необходимости их удовлетворения соответчиком по иску МУП
«Лазовская пассажирская автоколонна» - как организацией непосредственно эксплуатирующей указанные в иске котельные и владеющей ими на праве хозяйственного ведения.
Доводы представителя МУП « Лазовская пассажирская автоколонна» о том, что они самостоятельно занимаются получением разрешения, о возможном изменении законодательства влекущим отмену требования о получении разрешения на выброс вредных ( загрязняющих ) веществ, о том что прокуратурой проводилась проверка другого общества, на принятое судом решение не влияют, поскольку иск заявлен в защиту нарушенных прав и законных и интересов неопределённого круга лиц, фактически к любому владельцу осуществляющему эксплуатацию котельных указанных в иске без разрешения на выброс в атмосферу вредных веществ, эксплуатация данных котельных без наличия разрешения противоречит действующему законодательству, а решение суда принимается на основании тех нормативно правовых актов которые действуют на момент его вынесения.
Вместе с тем исходя из объёма работ необходимых совершить для получения разрешения на выброс в атмосферный воздух вредных веществ, необходимости участия в данном процессе других организаций, а также с учётом того, что на момент вступления решения суда в законную силу отопительный период 2018 года уже фактически закончится, суд считает необходимым увеличить сроки, указанные в иске для исполнения решения суда.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ с МУП «Лазовская пассажирская автоколонна» в доход местного бюджета района имени Лазо Хабаровского края подлежит взысканию государственная пошлина в размере 3000 рублей 00 копеек.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд,
Р Е Ш И Л :
Требования иска удовлетворить частично. Обязать муниципальное унитарное предприятие « Лазовская пассажирская автоколонна», в течении 8 месяцев со дня вступления решения в законную силу, разработать проект нормативов предельно допустимых выбросов, произвести инвентаризацию стационарных источников и выбросов вредных
( загрязняющих) веществ в атмосферный воздух по состоянию на 2019 год, получить разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух стационарными источниками, в порядке предусмотренном законодательством на момент исполнения решения суда, в отношении центральной котельной расположенной по ул. Пионерской, д.8А с. Святогорье района им. Лазо Хабаровского края и школьной котельной расположенной на ул. Юбилейной, д.7, с. Святогорье района имени Лазо Хабаровского края.
В части требований иска заявленного к администрации муниципального района имени Лазо Хабаровского края отказать.
Взыскать с Муниципального унитарного предприятия « Лазовская пассажирская автоколонна» в доход местного бюджета района имени Лазо Хабаровского края государственную пошлину в размере 3000 рублей 00 копеек,
Мотивированное решение изготовлено 04 ноября 2018 года.
Решение может быть обжаловано сторонами в Хабаровский краевой суд, через суд района имени Лазо Хабаровского края в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Рудой И.Г.