РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Полесск 4 октября 2021 года
Полесский районный суд Калининградской области в составе: председательствующего судьи Полиловой Л.А.,
при секретаре Пичулист А.В.,
с участием административного истца Мамедова А.Т.о.,
представителя административного ответчика Евлах О.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Мамедова А.Т.о. к областному государственному казенному учреждению Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» о признании незаконным отказа в установлении ежемесячной денежной выплаты, возложении обязанности по назначению данной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Мамедов А.Т.о. обратился в суд с административным иском к ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения», в котором, с учётом уточнений, просит признать незаконным решение от 09.07.2021 № 480 об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно и возложить обязанность по назначению указанной выплаты.
В обоснование административного иска Мамедов А.Т. указал, что он является опекуном ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р. ДД.ММ.ГГГГ он обратился к административному ответчику с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребёнка в возрасте от трёх до семи лет включительно. Решением от 09.07.2021 № 480 в назначении указанной выплаты было отказано в связи с отсутствием у проживающей совместно с ним супруги доходов за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Административный истец, ссылаясь на наличие у супруги заболевания, которое препятствует осуществлению ею трудовой деятельности, просит признать незаконным решение об отказе в назначении ежемесячной денежной выплаты на ФИО1, и обязать ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» принять решение о назначении и выплате ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно.
В ходе судебного разбирательства к участию в административном деле в качестве заинтересованного лица привлечено Министерство социальной политики Калининградской области.
Административный истец Мамедов А.Т.о. в судебном заседании административные исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении.
Представитель административного ответчика Евлах О.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения административных исковых требований. Пояснила, что отсутствие доходов у супруги Мамедова является основанием для отказа в назначении ежемесячного пособия на ребенка в возрасте от трёх до семи лет.
Представитель заинтересованного лица Министерства социальной политики Калининградской области в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени его проведения извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие, возражал против удовлетворения административного иска.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу пунктов 1 и 4 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление и соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения, а также соблюден ли срок обращения в суд.
Действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушения такими действиями (бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца (пункт 1 части 2 статьи 227 КАС РФ).
Статья 39 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1).
Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №199 (ред. от 10.03.2021) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» в целях повышения доходов семей, имеющих детей, с 1 января 2020 года установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно, предоставляемая в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации.
Пунктом 3 данного Указа установлено, что ежемесячная выплата предоставляется, в случае если размере среднедушевого дохода семьи не превышает величину прожиточного минимума на душу населения, установленную в субъекте Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» на дату обращения за назначением выплаты (подпункт «а»).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 (ред. от 31.03.2021) "Об утверждении основных требований к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, примерного перечня документов (сведений), необходимых для назначения указанной ежемесячной выплаты, и типовой формы заявления о ее назначении" утверждены основные требования к порядку назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно; примерный перечень документов (сведений), необходимых для назначения ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно.
Судом установлено, что Мамедов А.Т.о. на основании постановления администрации МО «Полесский городской округ» Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № «Об установлении опеки», является опекуном несовершеннолетнего ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ Мамедов А.Т. обратился ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно.
Решением от 14.05.2021 № 258 административному истцу отказано в назначении пособия на основании подп. 7 п. 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет, в связи с отсутствием у супруги дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Мамедов А.Т.о. повторно обратился в ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» с заявлением о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка, представив справку о <данные изъяты>
В своем заявлении Мамедов А.Т.о. указал состав семьи из трёх человек: он, его супруга – ФИО2 и несовершеннолетний ФИО1
С ДД.ММ.ГГГГ административный истец является получателем страховой пенсии по инвалидности, что подтвердил справкой № от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением № 480 от 9 июля 2021 года Мамедову А.Т.о. отказано в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно на основании пп. 7 п. 22 Порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, утвержденного постановлением Правительства Калининградской области от 13 апреля 2020 года № 194 (в ред. от 23.04.2021), в связи с отсутствием у заявителя или трудоспособных членов его семьи (супруги) (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных пп. 1, 2 (в части пенсий), 3, 6, 10, 12-14, 16 п. 31, за период, предусмотренный п. 32 Порядка и условий, а именно в связи с отсутствием у супруги заявителя дохода за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Правительства Калининградской области от 13 апреля 2020 г. № 194 «Об установлении порядка и условий предоставления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно» в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года № 199 и Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2020 № 384 установлена ежемесячная денежная выплата на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно в Калининградской области.
Данным постановлением установлен перечень сведений, необходимых для принятия решения о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от трех до семи лет включительно, перечень оснований для принятия решений об отказе в назначении выплаты или прекращении её осуществления, а также порядок принятия указанных решений.
Право на получение ежемесячной выплаты возникает в случае, если ребёнок является гражданином Российской Федерации (п. 6 Постановления).
Право на получение ежемесячной выплаты имеет один из родителей или иной законный представитель ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации и проживающий на территории Калининградской области (п. 7 Постановления).Ежемесячная выплата осуществляется со дня достижения ребенком возраста 3 лет, но не ранее 1 января 2020 г., до достижения ребенком возраста 8 лет (п. 8 Постановления).
Ежемесячная выплата предоставляется в 2020 году за прошедший период, начиная со дня достижения ребенком возраста 3 лет, если обращение за ней последовало не позднее 31 декабря 2020 г. (п. 9 Постановления).
Заявление о назначении ежемесячной выплаты подается в областное государственное казенное учреждение Калининградской области «Центр социальной поддержки населения» (п. 12).
Согласно пункту 31 Порядка при расчете среднедушевого дохода семьи учитываются следующие виды доходов семьи, полученные в денежной форме:
- вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, включая выплаты стимулирующего характера, вознаграждение за выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в рамках гражданско-правового договора; при этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которого является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
- пенсии, пособия и иные аналогичные выплаты, в том числе выплаты по обязательному социальному страхованию и выплаты компенсационного характера, полученные в соответствии с законодательством Российской Федерации и (или) законодательством субъекта Российской Федерации, актами (решениями) органов местного самоуправления;
- стипендии, выплачиваемые лицам, обучающимся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, аспирантам, обучающимся по очной форме по программам подготовки научно-педагогических кадров, докторантам образовательных организаций высшего образования и научных организаций и лицам, обучающимся в духовных образовательных организациях, а также компенсационные выплаты указанным категориям граждан в период их нахождения в академическом отпуске по медицинским показаниям;
- денежное довольствие (денежное содержание) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, таможенных органов Российской Федерации и других органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрено прохождение государственной службы, связанной с правоохранительной деятельностью, а также дополнительные выплаты, имеющие постоянный характер, и продовольственное обеспечение (денежная компенсация взамен продовольственного пайка), установленные законодательством Российской Федерации (при наличии);
- доходы от осуществления предпринимательской деятельности, включая доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, в том числе созданного без образования юридического лица, и доходы от осуществления частной практики;
- доходы по договорам авторского заказа, об отчуждении исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности;
- доходы, полученные в рамках применения специального налогового режима "Налог на профессиональный доход";
- ежемесячное пожизненное содержание судей, вышедших в отставку;
- доход, полученный заявителем или членами его семьи за пределами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 22 Порядка основаниями для принятия решения об отказе в назначении выплаты являются кроме прочих отсутствие у заявителя или трудоспособных членов его семьи (за исключением детей в возрасте до 18 лет) доходов, предусмотренных подпунктами 1, 2 (в части пенсий), 3, 6, 10, 12-14, 16 пункта 31 настоящих порядка и условий, за период, предусмотренный пунктом 32 настоящих порядка и условий для назначения ежемесячной выплаты, за исключением следующих случаев (их совокупности), приходящихся на указанный период:
- заявитель или члены его семьи не более 6 месяцев имели статус безработного, ищущего работу;
- заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком до достижения им возраста трех лет;
- заявитель или члены его семьи младше 23 лет обучались в образовательном учреждении либо образовательном учреждении среднего профессионального или высшего образования по очной форме обучения и не получали стипендию;
- заявитель или члены его семьи осуществляли уход за ребенком-инвалидом в возрасте до 18 лет, или инвалидом с детства I группы, или инвалидом I группы, или престарелым, нуждающимся по заключению лечебного учреждения в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
- заявитель или члены его семьи проходили лечение длительностью свыше 3 месяцев, вследствие чего временно не могли осуществлять трудовую деятельность;
- заявитель или члены его семьи проходили военную службу (включая период не более 3 месяцев со дня демобилизации);
- заявитель или члены его семьи были лишены свободы (включая период не более 3 месяцев со дня освобождения);
- заявитель являлся (является) единственным родителем (законным представителем), имеющим несовершеннолетних детей;
- заявитель или один из членов его многодетной семьи не получает доходы;
периоды отсутствия доходов по основаниям, указанным в настоящем подпункте, оцениваются в совокупности; в случае если период, в течение которого отсутствовали доходы по указанным основаниям, составляет в совокупности 10 и более месяцев расчетного периода, предусмотренного пунктом 32 настоящих порядка и условий для назначения ежемесячной выплаты, решение об отказе в назначении выплаты не принимается.
Аналогичные положения содержатся и в Порядке назначения и осуществления ежемесячной денежной выплаты на ребенка в возрасте от 3 до 7 лет включительно, утвержденного Постановлением правительства РФ от 31.03.20202 № 384 (пункт 16).
Как усматривается из материалов дела, супруга административного истца ФИО2 с ДД.ММ.ГГГГ состоит под диспансерным наблюдением врача <данные изъяты>
Как пояснила опрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля врач <данные изъяты> в силу своего заболевания ФИО2 нетрудоспособна. Она нуждается в длительном постоянном лечении.
Поскольку заболевание супруги административного истца, в силу которого она нуждается в длительном и постоянном лечении, препятствует осуществлению ею трудовой деятельности, то у ФИО2 отсутствуют доходы по уважительной причине. Учитывая конкретную жизненную ситуацию семьи Мамедова, суд полагает, что эта семья имеет право на назначение ежемесячной выплаты в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 20 марта 2020 года №1 99 и Постановлением Правительства Калининградской области от 13 апреля 2020 г. № 194.
Административный иск надлежит удовлетворить.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 КАС РФ,
РЕШИЛ:
административные исковые требования Мамедова А.Т.о. удовлетворить.
Признать незаконным решение ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» № 480 от 9 июля 2021 года об отказе в назначении ежемесячной выплаты на ребенка в возрасте от трёх до семи лет включительно в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Обязать ОГКУ КО «Центр социальной поддержки населения» рассмотреть заявление Мамедова А.Т.о. повторно и принять решение о назначении ежемесячной денежной выплаты на ребенка включительно в отношении ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Калининградский областной суд через Полесский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 8 октября 2021 г.
Судья подпись Л.А. Полилова