№ 12-1142/2023 |
|
РЕШЕНИЕ |
|
04 сентября 2023 года |
город Архангельск |
Судья Октябрьского районного суда г. Архангельска Ярмолюк С.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Булыгина А.Н. на постановление заместителя начальника УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Мардановой Т.В. № от 19.04.2023 о назначении административного наказания,
установил:
постановлением заместителя начальника УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Мардановой Т.В. № от 19.04.2023 о назначении административного наказания Булыгин А.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), с назначением наказания в виде штрафа в размере 1000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, Булыгин А.Н. подал жалобу о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения.
Булыгин А.Н., считающийся надлежащим образом извещенным о рассмотрении дела, в суд не явился.
Исследовав доводы жалобы, материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и обжалуемого постановления, Булыгину А.Н. вменяется в вину, что в нарушение части 2 статьи 12 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ) он не предоставил в установленный срок до 20.05.2022 по форме, утвержденной приказом ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-14/272@, уведомление об открытии 20.04.2022 счета №, открытого в банке <данные изъяты> расположенном за пределами Российской Федерации, <данные изъяты>.
Частью 2 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за представление резидентом в налоговый орган с нарушением установленного срока и (или) не по установленной форме уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) или об изменении реквизитов счета (вклада) в банке и иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации.
Частью 2 статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ установлено, за исключением случаев, установленных частью 8 данной статьи, резиденты обязаны уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счетов (вкладов), указанных в части 1 данной статьи, не позднее одного месяца со дня соответственно открытия (закрытия) или изменения реквизитов таких счетов (вкладов) в банках и иных организациях финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма уведомления об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке или иной организации финансового рынка, расположенных за пределами территории Российской Федерации, утверждена в качестве приложения № 1 к приказу ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-14/272@ (Форма по КНД 1120107).
Тот факт, что Булыгин А.Н. является гражданином и резидентом Российской Федерации в значении данного понятия, используемого для целей Федерального закона № 173-ФЗ, а также владельцем указанного счета, не оспаривается подателем жалобы. Следовательно, на Булыгина А.Н. распространяются указанные требования закона.
Как следует из материалов, на основании сведений, предоставленных Булыгиным А.Н. в налоговый орган, в марте 2023 года проведена документарная проверка соблюдения валютного законодательства, по итогам которой составлен акт проверки № от 17.03.2023. В акте сделан вывод о совершении Булыгиным А.Н. нарушений, в том числе нарушения срока предоставления сведений о закрытии указанного счета по указанной форме.
Из материалов следует и не оспаривается подателем жалобы, что сведения об открытии указанного счета были поданы по установленной приказом ФНС России от 24.04.2020 № ЕД-7-14/272@ форме (КНД 1120107) только 03.10.2022.
В то же время подателем жалобы указывается, что сами сведения об открытии счета были предоставлены в налоговый орган в установленный срок по форме КНД 1112520 (Отчет о движении денежных средств по счету).
Из обжалуемого постановления следует, что административным органом также подтверждается, что 25.04.2022, т.е. еще до истечения установленного месячного срока, от Булыгина А.Н. в налоговый орган поступил Отчет о движении денежных средств по счету (форма 1112520) по указанному счету, в том числе с указанием сведений об открытии данного счета 20.04.2022.
Однако диспозицией нормы части 2 статьи 15.25 КоАП РФ предусмотрено, что ответственность влечет не только само по себе нарушение срока уведомления, но и нарушение формы уведомления.
Поскольку в рассматриваемом случае в установленный месячный срок не была соблюдена форма уведомления, с учетом диспозиции нормы части 2 статьи 15.25 КоАП РФ должностным лицом сделан обоснованный вывод о том, что формально в бездействии Булыгина А.Н. в рассматриваемом случае имеются признаки состава правонарушения.
Подача сведений в иной форме, равно как и последующая (по истечении установленного срока) подача сведений по установленной форме, не являются обстоятельствами, исключающими наличие состава правонарушения, в связи с чем отклоняются доводы жалобы об отсутствии состава правонарушения.
Законом или подзаконными актами не предусмотрено право резидента подавать рассматриваемые сведения в любой форме. В этом случае само по себе наличие множества форм предоставления сведений не освобождает резидента от обязанности правильного определения надлежащей формы, что также не исключает право обратиться за разъяснениями в уполномоченный орган, если, по мнению заявителя, имеется неопределенность в части подлежащей использованию формы.
В связи с этим наличие формы Отчета о движении денежных средств по счету (форма 1112520), утвержденной постановлением Правительства РФ от 12.12.2015 № 1365, не освобождает от подачи уведомления (КНД 1120107), о чем прямо указано в пункте 9 Правил, утвержденных тем же постановлением Правительства РФ.
Наличие в действиях Булыгина А.Н. состава правонарушения подтверждается материалами дела, в том числе уведомлением и отчетом, предоставленными Булыгиным А.Н. в налоговый орган, актом документарной проверки.
Вина Булыгина А.Н. в рассматриваемом случае выразилась в том, что он имел возможность и был обязан соблюдать валютное законодательство и обеспечивать направление уведомлений по установленной форме, однако не сделал этого. При этом с учетом установленных обстоятельств и положений статьи 2.2 КоАП РФ не имеется оснований не согласиться с установлением неосторожной формы вины.
Каких-либо неустранимых препятствий для исполнения указанной обязанности в ходе рассмотрения дела не установлено.
В целом, порядок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный главой 29 КоАП РФ, существенных нарушений процессуальных требований не выявлено.
В то же время с учетом характера правонарушения и его последствий имеются основания для признания его малозначительным.
Согласно статье 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Как разъяснено в пункте 21 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Тот факт, что состав правонарушения является формальным и не требует наступления каких-либо последствий нарушения, не исключает применение статьи 2.9 КоАП РФ.
При этом необходимо также учитывать, что все сведения, на основании которых Булыгин А.Н. привлекается к ответственности, предоставлены им самим, в том числе сведения о банке, номере счета, дате открытия счета. Из пояснений налогового органа следует, что в соответствующем банке или официальных органах государства, на территории которого находится банк, подтверждение открытия (закрытия) счета не запрашивалось и сообщенные подателем жалобы данные о счете не были опровергнуты.
Обстоятельств, отягчающих ответственность, равно как и наступление каких-либо неблагоприятных последствий нарушения требования к форме уведомления, не выявлено. Все необходимые сведения были предоставлены налоговому органу в установленный срок, хотя и в иной форме. Неполнота или недостоверность сведений не выявлена и не вменяется в вину.
Исходя из буквального содержания и смысла нормы статьи 12 Федерального закона № 173-ФЗ и иных его положений в рассматриваемом случае для публичных интересов (контроля) наиболее существенное значение имеет прежде всего сам факт декларирования соответствующих сведений, поскольку с учетом вовлечения в данные отношения иностранных банков и иных организаций на территории иностранного государства осуществление прямого контроля в отношении данных организаций невозможно.
С учетом указанных обстоятельств и поведения Булыгина А.Н. в целом, отсутствуют основания для вывода о том, что нарушение носило злостный или систематический характер, а также способствовало оттоку капитала, развитию теневой экономики или коррупции, посягнуло на безопасность государства или иные ценности, для защиты которых установлен валютный контроль.
Таким образом, имеются исключительные основания для признания нарушения носящим формальный характер и не представляющим существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений. В этом случае производство по делу подлежит прекращению с объявлением лицу устного замечания.
Отсутствуют основания полагать, что освобождение от ответственности по указанному основанию будет способствовать повторению нарушений Федерального закона № 173-ФЗ. Выявление нарушения и рассмотрение всех обстоятельств его совершения обеспечивает достижение такой цели, как предупреждение последующих нарушений и исключение пренебрежительного отношения к требованиям закона. С учетом поведения Булыгина А.Н., самостоятельно предоставившего необходимые сведения, устное замечание соразмерно характеру нарушения и его последствиям.
Судья, руководствуясь статьями 24.5, 30.7, 30.8 КоАП РФ,
решил:
жалобу Булыгина А.Н. удовлетворить частично.
Постановление заместителя начальника УФНС России по Архангельской области и Ненецкому автономному округу Мардановой Т.В. № от 19.04.2023 о назначении административного наказания отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании статьи 2.9 КоАП РФ за малозначительностью административного правонарушения, ограничившись вынесением Булыгину А.Н. устного замечания.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд непосредственно или через Октябрьский районный суд г. Архангельска в течение 10 суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья |
С.Р. Ярмолюк |