Решение по делу № 33а-6191/2021 от 09.09.2021

Кайтагский районный суд РД № дела суда первой инстанции 2а-363/2021

судья Алиханов Р.А. УИД 05RS0027-01-2021-001583-82

ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 14 октября 2021 года, по делу № 33а-6191/2021, г. Махачкала

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:

председательствующего судьи Джарулаева А-Н.К.,

судей Гончарова И.А. и Хавчаева Х.А.,

при секретаре Шахбанове М. М.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО11 к Собранию депутатов МО «<адрес>» <адрес> о признании решения собрания депутатов от <дата> об избрании главы муниципального образования «села Меусиша» <адрес> ФИО1 незаконным по апелляционной жалобе административного истца ФИО11 на решение Кайтагского районного суда РД от <дата>.

Заслушав доклад судьи Гончарова И.А., судебная коллегия

установила:

ФИО11 обратился в суд с административным исковым заявлением к Собранию депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД о признании решения собрания депутатов от <дата> об избрании главы муниципального образования с. «Меусиша» <адрес> РД ФИО1 незаконным.

Свой иск истец мотивировал тем, что <дата> данным собранием депутатов принято решение об избрании главой муниципального образования данного села ФИО1 сроком на пять лет.

Считает данное решение незаконным, поскольку срок полномочий главы муниципального образования ограничен сроком полномочий представительного органа муниципального образования (но не менее чем два года), которые истекли со дня избрания нового состава собрания депутатов села - <дата>. Следовательно, срок полномочий главы муниципального образования не должен превышать два года, соответственно, не должен составлять пять лет, как об этом указано в решении собрания депутатов.

Просил признать решение собрания депутатов <адрес> РД от <дата> об избрании главой муниципального образования (главой администрации) ФИО1 незаконным.

Решением Кайтагского районного суда РД от <дата> в удовлетворении административного иска отказано.

С этим решением не согласился административный истец ФИО11, подал апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска.

Административный ответчик ФИО1 и прокурор в своих возражениях просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

На заседании судебной коллегии административный истец ФИО11 поддержал свою апелляционную жалобу.

Представитель административного ответчика председатель Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО5 поддержал апелляционную жалобу.

Административный ответчик ФИО1 просит судебную коллегию отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Прокурор ФИО6 в своем заключении также просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Заинтересованные лица на заседание судебной коллегии не явились, надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, в связи с чем судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав административного истца ФИО11, представителя административного ответчика - председателя Собрания депутатов МО «<адрес>» <адрес> РД ФИО5, административного ответчика ФИО1, заключение прокурора ФИО6, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно п.4 ч.2 ст. 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены решения суда в апелляционном порядке является нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судом первой инстанции при рассмотрении дела нарушений норм материального или процессуального права не допущено.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.

Следовательно, для признания судом незаконным решения органов местного самоуправления необходимо наличие следующих условий: незаконность решения, а также нарушение прав и свобод гражданина, либо создание препятствий к осуществлению гражданином его прав и свобод, при этом, удовлетворение требований заявителя возможно только при доказанности всей совокупности юридически значимых обстоятельств, имеющих значение для разрешения дела.

Судом первой инстанции установлено, что <дата> глава села <адрес> ФИО7 обратился с заявлением о своей отставке, решением Собрания депутатов села от <дата> такая отставка была принята.

В тот же день объявлен конкурс по отбору кандидатов на должности сельского поселения, о чем объявлено в газете «Сельская жизнь» <адрес> РД.

Положение о порядке проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы села утверждено собранием депутатов решением Собрания депутатов от <дата>.

Распоряжением главы МО «<адрес>» от <дата> образована и утверждена конкурная комиссия, протоколом от <дата> отобраны два кандидата на искомую должность.

<дата> прошли выборы главы «села Меусиша» <адрес> РД.

По результатам выборов главой села единогласным решением избран ФИО1, что следует из протокола от <дата>.

В соответствии со ст.2 Федерального закона от 06 октября 2003 голь № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выборное должностное лицо местного самоуправления, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образованы из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссии по результатам конкурса, либо на сходе граждан, осуществляющем полномочия! представительного органа муниципального образования, и наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

В соответствии с ч.1 ст.43 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в систему муниципальных правовых актов входят: устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

Иные муниципальные правовые акты не должны противоречить уставу муниципального образования и правовым актам, принятым на местном референдуме (сходе граждан).

В силу части 3 данной статьи, представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования. Решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом. В случае, если глава муниципального образования исполняет полномочия председателя представительного органа муниципального образования, голос главы муниципального образования учитывается при принятии решений представительного органа муниципального образования как голос депутата представительного органа муниципального образования.

Из части 1 ст.48 данного закона следует, что муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт, в случае упразднения таких органов или соответствующих должностей либо изменения перечня полномочий указанных органов или должностных лиц - органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления. к полномочиям которых на момент отмены или приостановления действия муниципального правового акта отнесено принятие соответствующего муниципального правового акта, а также судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

Согласно ч.1 ст.8 Закона Республики Дагестан от 06 июля 2009 года № 50 «О муниципальных выборах в Республике Дагестан», срок полномочий представительного органа муниципального образования, а также срок, на который избирается глава муниципального образования, устанавливается уставом муниципального образования и не может составлять менее двух лет и более пяти лет. Срок полномочий депутатов представительного органа муниципального образования соответствует сроку полномочий представительного органа муниципального образования. В случае досрочного прекращения полномочий депутата представительного органа муниципального образования срок полномочий депутата, избранного вместо выбывшего депутата, заканчивается вместе с окончанием срока полномочий действующего представительного органа муниципального образования.

Из положений ст.36 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» следует, что Глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с настоящей статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования в соответствии с законом субъекта Российской Федерации и уставом муниципального образования:

-избирается на муниципальных выборах, либо представительным органом муниципального образования из своего состава, либо представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса. В поселении, в котором полномочия представительного органа муниципального образования осуществляются сходом граждан, глава муниципального образования избирается на сходе граждан и исполняет полномочия главы местной администрации;

-в случае избрания представительным органом муниципального образования из своего состава исполняет полномочия его председателя либо возглавляет местную администрацию. Полномочия депутата представительного органа муниципального образования, избранного главой данного муниципального образования, возглавляющим местную администрацию, прекращаются;

-не может одновременно исполнять полномочия председателя представительного органа муниципального образования и полномочия главы местной администрации;

-в случае избрания представительным органом муниципального образования из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией результатам конкурса, возглавляет местную администрацию.

Порядок проведения конкурса по отбору кандидатур на должность главы муниципального образования устанавливается представительным органом муниципального образования. Порядок проведения конкурса должен предусматривать опубликование условий конкурса, сведений о дате, времени и месте его проведения не позднее чем за 20 дней до дня проведения конкурса.

Названные процедуры проведены 27 и 28 февраля 2020 года.

Статьей 37 названного закона предусмотрено, что главой местной администрации является глава муниципального образования либо лицо, назначаемое на должность главы местной администрации по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом муниципального образования.

Таким образом, по смыслу названных взаимосвязанных положений законов, до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва, то есть до 29 сентября 2020 года, главой местной администрации является лицо на срок полномочий представительного органа муниципального образования, но не менее чем на два года.

Согласно правовой позиции, изложенной, в Определении Конституционного Суда РФ от 22 января 2014 года № 68-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО2 на нарушение его конституционных прав частями 2 и г статьи 37 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», если же в уставе муниципального образования срок полномочий главы местной администрации муниципального образования не определен, закон предписывает заключить такой контракт на срок полномочий представительного органа муниципального образования (до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва); в случае, когда до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования осталось менее двух лет, контракт заключается на срок не. менее чем на два года (абзац второй части 2 статьи 37 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации").

Решение об избрании главой муниципального образования принято<дата>, до есть до дня начала работы представительного органа муниципального образования нового созыва, полномочия которого истекли <дата>.

Уставом села предусмотрено, что глава сельского поселения избирается собранием депутатов сельского поселения из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса сроком на пять лет.

Исходя из положений ст. 30 Устава МО «село Meусиша» <адрес> РД, действующего в настоящее время, а также времени принятия оспариваемого решения, учитывая, что до окончания срока полномочий представительного органа муниципального образования оставалось менее двух лет (с 31 марта по <дата> год) собрание депутатов имело право принимать решение о сроках полномочия главы муниципального образования, которое не может превышать пяти лет и не может быть менее двух лет.

В соответствии со ст.219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и интересов.

Суд сделал вывод, что уважительных причин пропуска срока обращения суд в июне 2021 года об оспаривании решения от <дата> не имеется.

Указанные выводы суда судебная коллегия признает обоснованными, они сделаны на основе действующего федерального и республиканского законодательства, Устава муниципального образования.

Доводы апелляционной жалобы о том, что решение принято в противоречие Федеральному закону от <дата> № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» основаны на ошибочном толковании норм закона, а также корреспондирующим им иным нормативным актам.

Эти доводы были проверены судом первой инстанции и обоснованно отвергнуты..

Руководствуясь ст. ст. 308, 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Кайтагского районного суда РД от <дата> оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца ФИО11 – без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Кайтагский районный суд РД.

Председательствующий А-Н.К. Джарулаев

Судьи И.А. Гончаров

Х.А. Хавчаев

Апелляционное определение в окончательной форме вынесено 22 октября 2021 года.

33а-6191/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокуратура РД.
Прокурор Дахадаевского района РД Абакаров П.Х.
Магомедов Мурад Габибович
Ответчики
Рабаданов Р.Р.
Сулейманов М.М.
Глава администрации МО "с.Меусиша"
Собрание депутатов МО "С.Меусиша"
Другие
Мусабеков М.З.
Азизов С.М.
Зайнутдинов А.И.
Омаров Р.О.
Депутаты Собрания депутатов МО "с.Меусиша"
Джалилов Х.М.
Ризванов С.Г.
Рабаданов Х.Р.
Багомедов С.Г.
Абдулаев М.Р.
Суд
Верховный Суд Республики Дагестан
Дело на странице суда
vs.dag.sudrf.ru
10.09.2021Передача дела судье
14.10.2021Судебное заседание
25.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.10.2021Передано в экспедицию
14.10.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее