Решение по делу № 12-450/2021 от 23.07.2021

Дело № 12-449/2021

25RS0003-01-2021-004037-08

№ 12-450/2021

25RS0003-01-2021-004038-05

Р Е Ш Е Н И Е

«22» сентября 2021 года                     г. Находка Приморского края

    Судья Находкинского городского суда Н.Л. Жила, рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника по доверенности Ткаченко В.В. в интересах АО «Находкинский морской торговый порт» на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-404/2021 от 12 июля 2021 года о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2 ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей и на постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-405/2020 от 12 июля 2021 года о привлечении Общества к административной ответственности по ст. 8.2. ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей

У С Т А Н О В И Л :

12 июля 2021 года государственный инспектор Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального Управления Росприроднадзора Горожанкина Е.Е. вынесла постановление о привлечении АО «НМТП» к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.2 КоАП Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей. В этот же день этим же должностным лицом было вынесено постановление по ст. 8.2 ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначении наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей.

С данными постановлениями не согласился представитель АО «НМТП» им подана жалоба. В обоснование жалобы защитник (по доверенности) Ткаченко В.В. пояснила суду, что по результат проверки ДМУ Росприроднадзора вынес два постановления по двум объектам о назначении Обществу административного наказания по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, что незаконно, поскольку факты нарушений были обнаружены в рамках одной проверки, в одно время и в отношении одного предприятия, допущены при осуществлении одной деятельности и схожи по объекту административного правонарушения.

Вынесение нескольких постановлений о назначении административного наказания за совершение деяния, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, с указанием в качестве объективной стороны нарушение установленных требований: ст. ст. 34. 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 42 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 1, 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» противоречит ст. ст. 1.4, 2.10, 4.1, 4.4 КоАП РФ и влечет применение двойной ответственности к Обществу, что не соответствует общим правилам назначения административного наказания.

Выявленные нарушения экологических требований не охватываются специальными статьями и могут квалифицироваться по ст. 8.2 КоАП РФ. Общество признано виновным по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ по одной проверке, по одному событию правонарушения, по двум эксплуатируемым объектам – в результате Общество дважды понесло ответственность по ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ. Ответственность по данной статье наступает не за количество эксплуатируемых объектов организацией и, по сути, образует одно событие вменяемого АО «НМТП» правонарушения.

Правовых оснований для оставления в силе какого-либо из постановлений, вынесенных без учета императивных предписаний ст. 4.4 КоАП РФ и оспоренных лицом, привлеченным к административной ответственности, не иметься.

Допущенное ДМУ Росприроднадзора нарушение процессуальных требований является существенным и не позволяет полно и всесторонне рассмотреть дело.

Просила вышеуказанные постановления ДМУ Росприроднадзора в отношении АО «НМТП» отменить.

Выслушав защитника АО «НМТП», изучив доводы жалобы, и исследовав материалы дела, оценив юридически значимые обстоятельства, суд приходит к следующему выводу:

В судебном заседании было установлено, что Дальневосточным межрегиональным управлением Росприроднадзора с привлечением специалистов филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ДФО» - ЦЛАТИ по Приморскому краю и ФГБУ «ТОтехмордирекция» в отношении АО «Находкинский морской торговый порт», осуществляющего хозяйственную деятельность по двум адресам: г. Находка, ул. Астафьева, 13 (морской терминал промплощадка Грузовой район мыс Астафьева) и г. Находка, ул. Портовая. 22 (морской терминал промплощадка Основной грузовой район) была проведена внеплановая выездная проверка в период с 12.04.2021 по 11.05.2021.

Основанием проверки явилось Распоряжение руководителя Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 29.03.2021 № 61-р в рамках исполнения поручения Заместителя Председателя Правительства РФ Абрамченко В.В. от 04.09.2020 № ВА-П11-11039 о проведении внеплановых выездных проверок в отношении юридических лиц, осуществляющих деятельность по перегрузке и перевалке угля в портах Российской Федерации.

По результатам внеплановой выездной проверки был составлен акт проверки от 17.05.2021 № 0904-61Вн-А/035-0421.

В ходе проведения проверки были осуществлены мероприятия по контролю соблюдения АО «НМТП» обязательных требований законодательства при эксплуатации двух объектов, оказывающих негативного воздействие – «Морской терминал промплощадка Грузовой район мыс Астафьева» и «Морской терминал промплощадка Основной грузовой район».

При осмотре 14.04.2021 объекта – «Морской терминал промплощадка Грузовой район мыс Астафьева» было установлено захламление отходами производства и потребления территории промышленной площадки, в районе РММ 2 и перед зданием ПБК.

При осмотре 13.04.2021 объекта – «Морской терминал промплощадка Основной грузовой район» было установлено захламление отходами производства и потребления следующих территорий: промышленной площадки, участка РММ КМ № 1 в районе контейнера № 3; в районе причала № 17; в районе контейнера № 31; «Лесной площадки», используемой Обществом для хранения различного рода грунта, строительных материалов для реконструкции системы ливневой канализации.

Исследовав все доказательства в их совокупности, дав им полную и надлежащую оценку, административный орган пришел к обоснованному выводу, что АО «НМТП» при осуществлении хозяйственной деятельности не соблюдает требования в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления.

С данными выводами суд соглашается в полном объеме, так как они сделаны на полном, всестороннем исследовании.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При осуществлении указанной деятельности проводятся мероприятия по охране окружающей среды, в том числе по сохранению и восстановлению природной среды, рациональному использованию природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности, предотвращению негативного воздействия на окружающую среду и ликвидации последствий такой деятельности.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, а также выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

    В соответствии с ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами

Статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" определено, что отходы производства и потребления - вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.

    Обращение с отходами – это деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов;

    Накопление отходов – это складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.

В силу ч. 1 и ч. 2 ст. 51 ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается.

В силу ст. 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Таким образом, в действии (бездействии) юридического лица АО «НМТП» содержится состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, а именно: несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 8.2.3 настоящего Кодекса.

Доказательств невозможности выполнения вышеуказанных обязанностей в силу непреодолимых обстоятельств обществом не представлено.

Вина АО «НМТП» в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, полностью доказана и его действия по данной статье административным органом квалифицированы верно.

    Оснований для переоценки выводов должностного лица, изложенных в оспариваемых постановлениях, не имеется, и поводы к отмене постановлений отсутствуют, наказание Обществу назначено с учетом требований ст.ст. 4.1 - 4.3 КоАП Российской Федерации минимальное, в соответствии с санкцией 1 ст. 8.2 КоАП Российской Федерации, и в пределах срока давности привлечения лица к административной ответственности, установленного для данной категории дел.

Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП Российской Федерации, не позволивших всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и влекущих отмену постановления, не допущено.

Поскольку доводы жалобы в части оценки доказательств и фактических обстоятельств дела, недоказанности вины заявителя в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 8.2 КоАП Российской Федерации сводятся к оспариванию установленных административным органом фактических обстоятельств дела, переоценке доказательств и проведению повторного слушания в целях получения нового постановления, они должны быть отклонены.

Вместе с тем, суд считает, что заслуживает внимания довод о возможном снижении назначенного наказания в силу следующего:

В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП Российской Федерации при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Вместе с тем, при вынесении оспариваемого постановления административным органом не было учтено, что в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение, в соответствии с КоАП РФ (ч. 1 ст. 4.1 КоАП РФ).

Согласно части 1 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом двух и более административных правонарушений административное наказание назначается за каждое совершенное административное правонарушение.

В силу части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, при совершении лицом одного действия (бездействия), содержащего составы административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена двумя и более статьями (частями статей) названного Кодекса и рассмотрение дел о которых подведомственно одному и тому же судье, органу, должностному лицу, административное наказание назначается в пределах санкции, предусматривающей назначение лицу, совершившему указанное действие (бездействие), более строгого административного наказания.

Аналогичная правовая позиция изложена в пункте 24 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

По смыслу абзаца 9 п. 4 указанных разъяснений, высшей судебной инстанции, если из протоколов об административных правонарушениях усматривается наличие оснований для назначения административного наказания по правилам части 2 статьи 4.4 КоАП РФ, то следует вынести определение об объединении таких материалов и рассмотреть их в одном производстве с вынесением одного постановления.

Вместе с тем, как усматривается из материалов настоящего дела, при вынесении должностным лицом постановлений о привлечении юридического лица к административной ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ, требования ч. 2 ст. 4.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях учтены не были.

Учитывая, что все нарушения были допущены в результате бездействия юридического лица, выявлены в одно и то же время - в ходе проведения период времени с 12.04.2021 по 17.05.2021 плановой выездной проверки в отношении АО «НМТП», одним и тем же должностным лицом ДМУ Росприроднадзора, оформившим 17 мая 2021 года один акт по результатам проверки, рассмотрение возбужденных в отношении Общества данных дел об административных правонарушениях подведомственно одному должностному лицу, которым рассмотрены они в один и тот же день – 12 июля 2021 с вынесением постановлений, юридическое лицо подлежало привлечению к административной ответственности с назначением одного административного наказания в пределах санкции ч. 1 ст. 8.2 КоАП РФ.

    На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 30.7 КоАП Российской, суд

Р Е Ш И Л:

        Постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-404/2021 от 12 июля 2021 года о привлечении АО «Находкинский морской торговый порт» к административной ответственности по ст. 8.2 ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей и постановление государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды Дальневосточного межрегионального управления Росприроднадзора № 15-405/2020 от 12 июля 2021 года о привлечении АО «Находкинский морской торговый порт» к административной ответственности по ст. 8.2. ч. 1 КоАП Российской Федерации и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 100000 рублей - изменить в части наказания, подвергнув АО «Находкинский морской торговый порт» наказанию в виде административного штрафа в размере 50000 (пятьдесят тысяч) рублей.

В остальной части постановления оставить без изменения, а жалобы без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через суд г. Находка в течение 10 дней с момента его вынесения.

Судья                             Н.Л. Жила

12-450/2021

Категория:
Административные
Ответчики
АО "НМТП"
Суд
Находкинский городской суд Приморского края
Судья
Елистратова Ольга Борисовна
Статьи

8.2

Дело на странице суда
nahodkinsky.prm.sudrf.ru
23.07.2021Материалы переданы в производство судье
27.07.2021Истребованы материалы
01.09.2021Материалы переданы в производство судье
22.09.2021Судебное заседание
29.09.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
01.10.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2021Направленная копия решения (определения) ВРУЧЕНА
23.10.2021Вступило в законную силу
22.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее