66а-811/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 26 апреля 2022 года
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Катанаевой А.С.,
судей Колпаковой А.В., Печуриной Ю.А.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сапожниковой А.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело № 3а-126/2022 по административному исковому заявлению Овсянникова Константина Александровича об оспаривании нормативных правовых актов в части
по апелляционной жалобе Овсянникова Константина Александровича на решение Ставропольского краевого суда от 31 января 2022 г., которым административные исковые требования удовлетворены частично.
Заслушав доклад судьи Катанаевой А.С., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Екимцова М.Н., полагавшего, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, судебная коллегия
установила:
приказом Министерства имущественных отношений Ставропольского края от 27 декабря 2019 г. № 1317 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее – Перечень на 2020 г.).
Приказом министерства имущественных отношений Ставропольского края от 28 декабря 2020 г. № 1462 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2021 год (далее – Перечень на 2021 г.).
Административный истец Овсянников К.А. обратился в суд с административными исковыми требованиями о признании недействующими пунктов 5598, 6049, 8813 Перечня на 2020 г., пунктов 6100, 6151, 8840 Перечня на 2021 г., включающих помещение, расположенное по адресу: <адрес>, ссылаясь на отсутствие для этого оснований, предусмотренных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Решением Ставропольского краевого суда от 31 января 2022 г. административные исковые требования удовлетворены частично. Признаны недействующими со дня принятия пункты 5998 и 6049 Перечня на 2020 г., пункты 6100 и 6151 Перечня на 2021 г. В удовлетворении оставшейся части требований отказано.
В апелляционной жалобе Овсянников К.А. просит отменить решение суда в той части, которой в удовлетворении административного иска отказано.
Прокурором, участвовавшим в деле, представлены возражения на доводы апелляционной жалобы.
Изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе, возражениях на нее, проверив материалы дела, заслушав заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений Ставропольского края с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку принятия и введения их в действие.
Указанные обстоятельства доводами административного искового заявления не были, решение суда в данной части не обжалуется.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 названного Кодекса).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 этого же Кодекса, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования следующее имущество: жилой дом, квартира, комната, гараж, машино-место, единый недвижимый комплекс, объект незавершенного строительства, иные здание, строение, сооружение, помещение.
Пунктом 1 статьи 403 названного кодекса регламентировано, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется как их кадастровая стоимость.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных данной статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении, в том числе, административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) и помещений в них.
Из представленных в материалы административного дела возражений Министерства имущественных отношений Ставропольского края на административное исковое заявление следует, что помещение, находящееся в собственности административного истца, было включено в оспариваемые Перечни по критерию нахождения в здании с кадастровым номером <данные изъяты>, отвечающим требованиям торгового центра на основании технической документации, а также исходя из вида разрешенного земельного участка, на котором здание расположено.
Здание с кадастровым номером <данные изъяты> внесено в Перечень на 2020 г. под пунктом 1689, в Перечень на 2021 г. под пунктом 1777.
Проверяя наличие оснований для включения помещения административного истца в оспариваемые Перечни, суд правомерно исходил из необходимости проверки обоснованности включения здания, в котором находится спорный объект, в Перечни.
В соответствии с положениями статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, здание, для включения его в перечни объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 3, 4 или 4.1 указанной статьи.
Пункт 3 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации административно-деловым центром признает отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий: 1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения; 2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения.
При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
По смыслу пункта 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации торговым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания (подпункт 1);
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом: здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения или в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания (подпункт 2).
Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, делового, административного или коммерческого назначения, признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
Пунктом 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом, здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Под фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Здание с кадастровым номером <данные изъяты>, общей площадью 5011,4 кв.м, расположено на земельном участке с видом разрешенного использования: «Для проведения проектно-изыскательных работ (место размещения торгово-офисного здания)».
По сведениям филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю с момента внесения сведения в ЕГРН и по состоянию на 25 января 2022 г. изменения характеристик в отношении вида разрешенного использования земельного участка в ГЕРН не регистрировались.
Поименованный вид разрешенного использования земельного участка, имея неопределенный и неоднозначный характер, вопреки выводам суда первой инстанции, не позволяет отнести находящийся на этом земельном участке объект к административно-деловому центру и (или) торговому центру (комплексу).
С учетом предписания федерального законодателя о толковании всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах в пользу налогоплательщика (пункт 7 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), данное здание не могло быть включено в Перечни только по виду разрешенного использования земельного участка без исследования вопроса о наличии иных оснований, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Фактическое обследование здания в юридически значимый период для его включения в Перечни не проводилось, материалы дела доказательств иного не содержат.
В материалах дела имеется технический паспорт на здание, составленный по состоянию на 19 января 2007 г. Государственным унитарным предприятием Ставропольского края «Краевая техническая инвентаризация», согласно экспликации к поэтажному плану строения которого помещения здания имеют назначение: «лестничная клетка», «подсобное», «эл.щитовая», «раздевалка», «душевая», «кладовая спорт инвентаря», «кладовая белья и спецодежды», «помещение персонала», «туалет», «умывальник», «кладовая уборочного инвентаря», «зал настольного тенниса», «коридор», «тамбур», «тепловой узел», «тех. помещение», «вент.камера», «зал для бильярда», «помещение», «пом.фасовки товара», «торговый зал» (357 кв.м, 292,7 кв.м, 16,8 кв.м, 25,3 кв.м, 269,3 кв.м, 415,8 кв.м, 78,8 кв.м), «подсобное склад», «прием товара», «санузел», «лифт холл», «лифт», «лестница», «вестибюль», «загрузочная», «кабинет», «комната приема пищи», «аппаратная», «душевая», «касса», «склад», «гардероб», «радиоузел», «тех.помещение», «холл», «машинное отделение».
Технический паспорт имеет отметки о проведении проверок специалистами Ростехинвентаризации, в том числе с последней отметкой от 1 июля 2013 г.
Площадь здания по сведениям Единого государственного реестра недвижимости составляет 5 011,4 кв.м., по данным технического паспорта, при сложении указанных в разделе 5 технического паспорта площадей, 4 505,4 кв.м.
Помещения с назначением «торговый зал» составляют в любом случае более 20% от общей площади здания, как указанной в ЕГРН, так и по данным технического паспорта, что свидетельствует о правомерности отнесения здания к объекту недвижимости, в отношении которого налоговая база определяется исходя из его кадастровой стоимости, поскольку оно предназначено для торговой деятельности.
Выводы суда первой инстанции о признании здания соответствующим требованиям пункта 4.1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации как административно-деловой центр и торговый центр (комплекс) ошибочны, сделаны без соответствующего анализа технической документации. Имеющиеся в здании помещения с наименованием «кабинет» не подпадают под критерии, предусмотренные статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, как относящиеся к офисам, поскольку термин «кабинет» равным по значению «офис» не является.
По аналогичным основаниям ошибочны доводы апелляционной жалобы об отнесении здания к административно-деловому центру.
Ошибочные выводы суда об основаниях включения здания в оспариваемые Перечни к вынесению неправомерного решения не привело.
При этом судом обоснованно, с учетом полученных сведений из филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Ставропольскому краю от 25 января 2022 г., были признаны недействующим с даты принятия пункты 5998, 6049 Перечня на 2020 г., пункты 6100, 6049 Перечня на 2020 г., содержащих дублирующие данные о включении помещения административного истца по кадастровым номерам, признанным в настоящее время архивными. Решение суда в указанной части не обжалуется.
Доводы апелляционной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, в связи с чем судебная коллегия не усматривает оснований для изменения судебного акта.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Ставропольского краевого суда от 31 января 2022 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Овсянникова Константина Александровича – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства РФ в течение 6 месяцев.
Мотивированное апелляционное определение составлено 28 апреля 2022 г.
Председательствующий
Судьи