УИД 32RS0007-01-2024-000644-34
Дело №2-538/2024
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
31 октября 2024 года пос. Дубровка
Дубровский районный суд Брянской области в составе
председательствующего Шелакова М.М.,
при секретаре Антошиной Л.В.,
с участием помощника прокурора Дубровского района Брянской области Сероштан А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Сещинской сельской администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий, направленных на постановку на кадастровый учет бесхозяйного колодца, расположенного по адресу: <адрес>
У С Т А Н О В И Л:
<адрес>, действуя в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с настоящим иском, ссылаясь в обоснование требований на то, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении в Сещинской сельской администрации Дубровского района Брянской области, в ходе которой установлено, что на территории Сещинского сельского поселения в п.Сеща, ул.№ расположен шахтный колодец, который является бесхозяйным. В связи с отсутствием владельца (собственника) колодца доступ к объекту нецентрализованного водоснабжения посторонних лиц не ограничен, что может привести к возникновению чрезвычайных ситуаций, ввиду того, что указанный колодец может служить потенциальным объектом терроризма, поскольку посягательство на него может привести к загрязнению воды.
В связи с изложенным, прокурор Дубровского района Брянской области просит суд обязать Сещинскую сельскую администрацию Дубровского района Брянской области обратиться с заявлением в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Брянской области о постановке на учет бесхозяйного колодца, расположенного по адресу: <адрес>
В судебном заседании помощник прокурора Дубровского района Брянской области Сероштан А.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме.
Ответчик – глава Сещинской сельской администрации Дубровского района Брянской области Родченкова К.И. в суд не явилась, представила заявление, в котором не возражала против удовлетворения исковых требований, просила удовлетворить их в полном объеме.
Третьи лица по делу Межрегиональное территориальное управление федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калужской, Брянской и Смоленской областях, территориальное управление Росимущества в Брянской области, Управление имущественных отношений Брянской области, Управление Росреестра по Брянской области, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в суд своего представителя не направили, ходатайств, заявлений не представили.
В силу ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотрение дела в отсутствие надлежаще извещенных не явившихся участников процесса.
Выслушав помощника прокурора Дубровского района Брянской области Сероштан А.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно п.3 ст.35 Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства.
В соответствии с ч.1 ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Требованиями ст.2 Конституции РФ предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14, п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст.51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с ч.1 ст.43 Водного кодекса Российской Федерации (ВК РФ), для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения должны использоваться защищенные от загрязнения и засорения поверхностные водные объекты и подземные водные объекты.
В силу ст.ст.18, 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», водные объекты, используемые в целях питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также в лечебных, оздоровительных и рекреационных целях, в том числе водные объекты, расположенные в границах городских и сельских населенных пунктов (далее - водные объекты), не должны являться источниками биологических, химических и физических факторов вредного воздействия на человека. Питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.
На основании ч.1 ст.27 Водного кодекса РФ, к полномочиям органов местного самоуправления в отношении водных объектов, находящихся в собственности муниципальных образований, относятся владение, пользование, распоряжение такими водными объектами, осуществление мер по охране таких водных объектов.
В соответствии с п.1 ч.1 ст.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в том числе организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств; определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации.
Согласно ч.9 ст.7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае отсутствия на территории (части территории) поселения, муниципального округа, городского округа централизованной системы холодного водоснабжения органы местного самоуправления организуют нецентрализованное холодное водоснабжение на соответствующей территории с использованием нецентрализованной системы холодного водоснабжения и (или) подвоз питьевой воды в соответствии с правилами холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.7 ч.3 ст.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится, в том числе, принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей установлен Приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно положениям которого на учет принимаются здания, сооружения, помещения, которые не имеют собственников, или собственники которых неизвестны, или от права собственности на которые собственники отказались. В случае, если сведения об объекте недвижимости имущества отсутствуют в ЕГРН, принятие на учет такого объекта в качестве бесхозяйного осуществляется одновременно с его постановкой на государственный кадастровый учет в порядке, установленном Законом. Принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления органа местного самоуправления муниципального района в отношении недвижимых вещей, находящихся на территории этого муниципального образования, о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
Согласно п.3 ст.225 ГК РФ, бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу ст.125 ГК РФ от имени муниципальных образований своими действиями могут приобретать и осуществлять права и обязанности органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
По смыслу данной нормы распоряжение бесхозяйными вещами до определения их судьбы в имущественном обороте осуществляет орган местного самоуправления, на территории которого они находятся. Иные участники гражданского оборота, имеющие право на подачу заявления о постановке на учет бесхозного объекта недвижимого имущества, в законе не указаны.
Как следует из материалов дела прокуратурой Дубровского района Брянской области проведена проверка соблюдения законодательства о водоснабжении и водоотведении в Сещинской сельской администрации Дубровского района Брянской области, в ходе которой установлено, что на территории Сещинского сельского поселения в <адрес> расположен шахтный колодец, который является бесхозяйным.
С заявлением в ФКУ «ФКП «Россреестр» по Брянской области о принятии на учет бесхозяйного колодца, расположенного по адресу: <адрес>, администрация Сещинского сельского поселения Дубровского района Брянской области не обращалась, доказательств обратного суду не представлено.
Указанный колодец в муниципальную собственность не принимался, на баланс и обслуживание коммунального комплекса не передавался, в реестре муниципальной собственности не числится, сведений о зарегистрированных правах на спорный объект недвижимого имущества отсутствуют, собственник указанного объекта не определен.
Таким образом, спорный колодец является бесхозяйным, не имеет собственника (балансодержателя), на обслуживание не передан и соответственно надлежащая его эксплуатация не осуществляется, находится на территории администрации Сещинского сельского поселения Дубровского района Брянской области, которая в нарушение вышеизложенных норм законодательства не принимает практических мер, направленных на обращение в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного колодца, при этом ответчик, как административный орган, обязан действовать в защиту прав и законных интересов граждан, проживающих на территории данного сельского поселения.
В силу ст.210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания, принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с п.3 ст.218 ГК РФ, в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии со ст. 2 п.п. 5, 7, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №35-ФЗ «О противодействии терроризму», противодействие терроризму в Российской Федерации основывается на принципах системности и комплексного использования политических, информационно- пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму, приоритета мер предупреждения терроризма, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Оценив собранные и исследованные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования обоснованы и подлежат удовлетворению.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Дубровского района Брянской области (в порядке ст.45 ГПК РФ) в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Сещинской сельской администрации Дубровского района Брянской области о понуждении к совершению действий, направленных на постановку на кадастровый учет бесхозяйного колодца, расположенного по адресу: <адрес> - удовлетворить.
Возложить на Сещинскую сельскую администрацию Дубровского района Брянской области обязанность обратиться в регистрирующий орган с заявлением о постановке на учет бесхозяйного колодца, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд в течение месяца через Дубровский районный суд Брянской области со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 6 ноября 2024 года.
Председательствующий по делу М.М. Шелаков