Дело № 2-4000/18
Изготовлено 13.08.2018.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
31 июля 2018 года Октябрьский районный суд г. Мурманска
в составе председательствующего судьи Быриной Д.В.,
при секретаре Бубен А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Леонова С.В., третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, Леонов А.В., ФИО2, Игумновой Игумнова (Леонва) Е.А. к администрации города Мурманска, комитету имущественных отношений города Мурманска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания,
установил:
Леонова С.В. обратилась в суд с иском к КИО г. Мурманска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания.
В обоснование иска указала, что является собственником комнаты, площадью 18 кв.м, в четырехкомнатной <адрес> в г. Мурманске, а кроме того собственником ? доли в праве собственности на жилое помещение, состоящем из трех комнат, общей площадью 62,5 кв.м в той же четырехкомнатной <адрес> в г. Мурманске. Она зарегистрирована и фактически проживает в указанной квартире.
Постановлением администрации города Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> в г. Мурманске признан аварийным и подлежим сносу. Данным актом также постановлено внести соответствующие изменения в подпрограмму «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все благоустройства» на 2014-2018 года, в установленные Подпрограммой сроки организовать отселение физических и юридических лиц из многоквартирного дома.
До настоящего времени ответчиком мер по отселению на принято, чем нарушается ее право на безопасность жилища.
Проживание в данном жилом помещении создает угрозу жизни и здоровью.
Ссылаясь на положения статей 32,51, 57, 86, 89 Жилищного кодекса Российской Федерации просит суд обязать ответчиков предоставить ей благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемого, находящееся в черте г.Мурманска.
В порядке статьи 42 ГПК РФ в качестве третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, вступили Леонов А.В., ФИО2, Игумнова Е.А., которые по аналогичным основаниям просили обязать ответчиков предоставить им благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее ранее занимаемого, находящееся в черте г.Мурманска.
В судебное заседание стороны не явились, обратились к суду с заявлением о рассмотрении дела без их участия в судебном заседании.
Представитель истца Леонова С.В. ФИО8 исковые требования поддержала. Суду пояснила, что фактически в аварийной квартире по указанному адресу проживают Леонова С.В. и Леонов А.В. Третьи лица ФИО2 и Игумнова Е.А. имеют в пользовании другое жилье. Жилое помещение, признанное аварийным, не пригодно для проживания, создает угрозу жизни и здоровью жильцов, что подтверждается заключением эксперта и представленными в деле фотографиями. Большинство квартир пустует, что создает дополнительную угрозу пожара и использования помещений посторонними лицами. Иное жилье у истца отсутствует. Отказ от маневренного жилья вызван опасением того, что это повлияет на срок предоставления жилья по договору соцнайма в рамках переселения.
Согласно представленным в деле письменным возражениям ответчиков, исковые требования ими не признаются по тем основаниям, что положения жилищного законодательства, на которые ссылаются истцы, регулируют правоотношения с участием граждан, занимающих жилые помещения по договорам социального найма, в то время как истцы владеют жилыми помещениями, признанными аварийными, на праве собственности.
В настоящее время жилой <адрес> включен в подпрограмму «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы, в которую входит подпрограмма «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы.
Срок окончания переселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, запланирован на декабрь 2024 года.
При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования.
Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в рамках Программы каким-либо иным образом не допускается.
Истцы от предложенных жилых помещений маневренного фонда на основании заявления от ДД.ММ.ГГГГ отказались, впоследствии за таким жильем не обращались.
Полагают, что оснований для удовлетворения заявленного иска не имеется.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законе порядке непригодным для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.
Согласно ст. 85 Жилищного кодекса РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
Согласно статье 12 Жилищного кодекса Российской Федерации, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся, в том числе, и полномочия по определению оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
В соответствии со статьей 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.
Согласно статье 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда.
Статьей 15 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что порядок и основания признания жилого помещения непригодным для проживания устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно части 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Порядок и основания, по которым жилое помещение признается непригодным для проживания, и в частности, многоквартирный дом признается аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, предусмотрены Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 47.
Согласно пункту 7 указанного Положения, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
На основании полученного заключения межведомственной комиссии соответствующий орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (п. 49).
В соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Частью 8 данной статьи предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
В силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп. Региональная программа переселения должна содержать сроки расселения. При этом в первоочередном порядке подлежат переселению граждане из многоквартирных домов, которые расположены на территории муниципального образования и год признания которых аварийными и подлежащими сносу или реконструкции предшествует годам признания аварийными и подлежащими сносу или реконструкции других многоквартирных домов, расположенных на территории этого муниципального образования, а также из многоквартирных домов при наличии угрозы их обрушения или при переселении граждан на основании вступившего в законную силу решения суда.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, собственник жилого помещения в признанном аварийным и подлежащим сносу многоквартирном доме, если такой дом включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, вправе требовать либо выплаты выкупной цены за изымаемое жилое помещение, либо предоставления другого благоустроенного жилого помещения на праве собственности.
Согласно приведенным выше положениям действующего законодательства в случае включения дома в региональную адресную программу собственники жилых помещений имеют право выбора способа реализации жилищных прав.
В соответствии с правовой позицией, изложенной в разделе третьем Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке.
Для правильного разрешения возникшего спора имеет значение выяснение того, имело ли место задержка в реализации программы расселения граждан, имеется ли опасность для жизни и здоровья истцов в связи с угрозой обрушения здания, которая требует незамедлительного решения вопроса об их переселении в другое жилое помещение, принимались ли ответчиком меры о выселении жильцов спорного дома, в том числе истцов в другие жилые помещения. В материалах дела таких данных не имеется.
Из материалов дела следует, что Леонова С.В. является собственником комнаты в четырехкомнатной квартире, расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, площадь комнаты 18 кв.м, в квартире общей площадью 87,2 кв.м, в том числе жилой площадью 63,6 кв.м.
Также истец является собственником 1/4 доли в трех комнатах в четырехкомнатной квартире, расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, площадь комнат 45,6 кв.м, в квартире общей площадью 87,2 кв.м, в том числе жилой площадью 63,6 кв.м.
Леонов А.В., Игумнова Е.А. и ФИО2 являются долевыми собственниками, каждый в отношении 1/4 доли в трех комнатах в четырехкомнатной квартире, расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, площадь комнат 45,6 кв.м, в квартире общей площадью 87,2 кв.м, в том числе жилой площадью 63,6 кв.м.
Как следует из представленных материалов, техническим заключением ММКУ «УКС» № в соответствии с положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, МКД № по <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации города Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № <адрес> в городе Мурманске признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ПП утверждена долгосрочная целевая программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в <адрес>» на 2013 - 2017 годы».
Согласно паспорту указанной региональной программы, программа принята в целях реализации Закона № 185-ФЗ. Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства осуществляется в соответствии с жилищным законодательством и ч. 3 ст. 16 Закона № 185-ФЗ путем предоставления органами местного самоуправления жилых помещений гражданам в малоэтажных жилых домах.
В Программу на 2013 - 2017 годы включены 8 муниципальных образований, в том числе и муниципальное образование город Мурманск.
Спорный дом в региональную программу не включен.
Жилой <адрес> был включен в подпрограмму «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2014-2019 годы муниципальной программы города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2014-2019 годы, утвержденную постановлением администрации города Мурманска № от ДД.ММ.ГГГГ. (приложение № пункт 75)
В настоящее время действует утвержденная постановлением администрации г. Мурманска от ДД.ММ.ГГГГ № муниципальная программа города Мурманска «Управление имуществом и жилищная политика» на 2018-2024 годы, в которую входит подпрограмма «Обеспечение благоустроенным жильем жителей города Мурманска, проживающих в многоквартирных домах пониженной капитальности, имеющих не все виды благоустройства» на 2018-2024 годы.
Согласно приложению 2 (пункт 21) к вышеуказанной Подпрограмме, планируемый срок окончания переселения многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Мурманск, <адрес>, запланирован на декабрь 2024 года.
Таким образом, доводы истца, третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования, о наличии бездействия со стороны органов местного самоуправления не нашли подтверждения в ходе судебного разбирательства, на момент рассмотрения дела срок окончания муниципальной программы не истек. В предоставлении жилого помещения истца не отказано.
Вместе с тем, сам по себе факт признания указанных лиц нуждающимся в жилом помещении по указанному выше основанию не влечет за собой возникновения обязанности у ответчиков по предоставлению им жилого помещения во внеочередном порядке.
Помимо того, материалы дела не содержат доказательства того, что жилое помещение является опасным для проживания. Ни упомянутое техническое заключение ММКУ «УКС» (шифр 07-09-2015-82), ни предъявленное истцом заключение специалиста ООО «СТРОЙЭКСПЕРТ» ФИО7 от ДД.ММ.ГГГГ таких выводов не содержат.
Иных доказательств возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения истцом, третьими лицами не представлено.
Также судом учитывается следующее.
Обеспечение прав на безопасное жилище, предусмотренное частью 1 ст. 1 ЖК РФ на период выполнения мероприятий указанных выше программ реализуется через предоставление им во временное пользование помещения маневренного фонда (часть 3 ст. 95 ЖК РФ).
Как следует из материалов дела, от предложенных жилых помещений маневренного фонда Леонова С.В. и Леонов А.В., фактически проживающие в аварийном доме, отказались, что подтверждается их заявлениями от ДД.ММ.ГГГГ.
Как установлено судом, Игумнова Е.А. и ФИО2 по адресу: г.Мурманск, <адрес> не проживают, с заявлением о переселении из указанного жилого помещения в помещение маневренного фонда не обращались.
Учитывая установленные обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора по существу, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для вывода о наличии у истцов права на предоставление во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения по договору социального найма взамен непригодного для проживания.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░.░., ░░░2, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ (░░░░░░) ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░_________________