Дело № 2а-1393/2021
УИД 21RS0006-01-2021-002289-35
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
12 октября 2021 года г. Канаш
Канашский районный суд Чувашской Республики под председательством судьи Софроновой С.В.,
с участием прокурора - Канашского межрайонного прокурора Фирсова С.А.,
при секретаре судебного заседания Шмелевой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Кореневу И.А. о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет - странице: https://moscowregister.su/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л :
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики обратился в Канашский районный суд Чувашской Республики с административным исковым заявлением, поданным в защиту интересов неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной прокуратурой проверки выявлен факт размещения в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для свободного доступа неограниченного круга лиц Интернет-страница с адресом: https://moscowregister.su/, на которой размещена информация о предложении услуг по платному оформлению временной или постоянной регистрации в Москве, Московской области, разъяснены преимущества наличия свидетельства о регистрации по месту пребывания. Услуги предложены как гражданам Российской Федерации, так и иностранным гражданам. Доступ к данному сайту свободный, не требует дополнительной регистрации. Информация о данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Поскольку распространение указанной информации противоречит целям и задачам действующего законодательства, вышеуказанная информация должна быть запрещена к распространению на территории Российской Федерации, доступ к сайту https://moscowregister.su/ в соответствии с законодательством Российской Федерации должен быть закрыт. Просил признать информацию, размещенную на вышеуказанных интернет - странице, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве административного ответчика привлечен Коренев И.А. - администратор доменного имени https://moscowregister.su/.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ в части требований административного искового заявления Канашского межрайонного прокурора, поданного в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет-странице с адресом: https://mosregister24.com/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, производство по административному делу прекращено в связи с отказом административного истца от иска.
Канашский межрайонный прокурор Чувашской Республики Фирсов С.А. в судебном заседании административный иск в части требований о признании информации, размещенной в сети «Интернет» на интернет - странице: https://moscowregister.su/, информацией, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, поддержал и просил его удовлетворить.
В адрес административного ответчика Коренева И.А. было направлено извещение о времени и месте судебного заседания, однако почтовая корреспонденция административным ответчиком получена не была, заказное письмо возвращено в суд с отметкой «истек срок хранения».
Применительно к правилам ч.2 ст. 100 КАС РФ отказ в получении почтовой корреспонденции, о чем свидетельствует ее возврат по истечении срока хранения, следует считать надлежащим извещением о слушании дела.
Представители заинтересованных лиц - Территориального отдела в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу, Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, в судебное заседание не явились, представитель Территориального отдела в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу направил в суд письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело без участия представителей заинтересованных лиц.
Участвующие по делу лица также извещались публично путем заблаговременного размещения информации о времени и месте рассмотрения административного дела на интернет-сайте Канашского районного суда Чувашской Республики в соответствии со ст. ст. 14 и 16 Федерального закона от 22 декабря 2008 года N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации».
Суд, выслушав прокурора, изучив письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 17 КАС РФ суды общей юрисдикции рассматривают и разрешают административные дела, связанные с защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В соответствии с п. 4 ст. 27 и п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.
Таким образом, административное исковое заявление подано прокурором в рамках полномочий, предоставленных ему федеральным законом, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
В силу ч. 1 и 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Статьей 9 Закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно п. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - реестр).
Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года N 1101 утверждены правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).
В силу п. «б» ч. 5 Правил, основаниями для включения в единый реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие запрещенную информацию, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной информацией.
Согласно ст. 4 Закона РФ от 27 декабря 1991 года N 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.
В соответствии со ст. 4 Закона РФ от 18 июля 2006 года N 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» миграционный учет осуществляется в целях: создания необходимых условий для реализации гражданами Российской Федерации и иностранными гражданами своих прав и свобод, а также для исполнения ими возложенных на них обязанностей; выработки и реализации государственной политики в сфере миграции; формирования полной, достоверной, оперативной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для прогнозирования последствий указанных перемещений, а также для ведения государственного статистического наблюдения в сфере миграции; планирования развития территорий Российской Федерации; управления в кризисных ситуациях; защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации и иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации, а также в целях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности путем противодействия незаконной миграции и иным противоправным проявлениям; систематизации сведений об иностранных гражданах, находящихся в Российской Федерации (в том числе их персональных данных), и о перемещениях иностранных граждан; решения других социально-экономических и общественно-политических задач.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - помещение, учреждение или организация, в которых иностранный гражданин или лицо без гражданства находится и по адресу которых иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Согласно ст. 15 ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» основанием для регистрации иностранного гражданина по месту жительства является наличие у данного иностранного гражданина права пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации. Наличие указанного права определяется в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Регистрация иностранного гражданина по месту жительства включает в себя фиксацию адреса конкретного жилого помещения в виде на жительство или в разрешении на временное проживание указанного иностранного гражданина, а также в учетных документах органа миграционного учета и в государственной информационной системе миграционного учета.
Согласно статье 3 Закона РФ от 25 июня 1993 года № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
В силу пункта 9 Правил регистрации и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года № 713, граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок свыше 90 дней, обязаны по истечении указанного срока обратиться к должностным лицам, ответственным за регистрацию, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Из пункта 6 статьи 2 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» под фиктивной регистрацией гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства понимается регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства на основании представления заведомо недостоверных сведений или документов для такой регистрации, либо его регистрация в жилом помещении без намерения пребывать (проживать) в этом помещении, либо регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства без намерения нанимателя (собственника) жилого помещения предоставить это жилое помещение для пребывания (проживания) указанного лица.
Изложенная норма в редакции Федерального закона от 21 декабря 2013 года № 376-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» принята в целях предотвращения нелегальной миграции и усиления ответственности за нарушения правил регистрационного учета, поскольку фактическое отсутствие граждан, зарегистрированных по месту жительства, делает невозможным реальное исполнение ими гражданско-правовых обязательств перед другими гражданами, юридическими лицами и государством.
Согласно статьям 5, 7 Закона РФ «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» при выявление факта фиктивной регистрации гражданина Российской Федерации по месту жительства или месту пребывания в жилом помещении производится снятие этого гражданина с регистрационного учета на основании решения органа регистрационного учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Кроме того, фиктивная регистрация гражданина Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно фиктивная регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации является преступлением, ответственность за которое предусмотрена ст. 322.2 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.
Из материалов дела следует, что Канашской межрайонной прокуратурой в ходе мониторинга сети Интернет выявлена интернет-страница с адресом: https://moscowregister.su/, которая содержит информацию об услуге - фиктивная постановка граждан на регистрационный учет, стоимость такой регистрации (л.д. №).
Вход на вышеуказанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с содержанием данных информационного сайта и скопировать материалы в электронном варианте может любой интернет-пользователь, ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.
Указанные сведения вводят в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости фиктивной регистрации, поскольку не содержат указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения. Информация данного сайта побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений и способствуют их совершению. Более того, распространение информации о получении за плату временной или постоянной регистрации противоречит требованиям миграционного законодательства, нарушает права неопределенного круга лиц.
На момент проверки, а также в настоящее время указанный интернет-ресурс в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не внесен (л.д. №).
Согласно сообщению ООО «Регистратор доменных имён РЕГ.РУ» от ДД.ММ.ГГГГ № администратором доменного имени moscowregister.suв соответствии с регистрационными данными является Коренев И.А. (л.д. №).
На основании вышеизложенного, учитывая законодательный запрет на использование средств массовой информации в целях распространения информации, нарушающей требования ФЗ «О средствах массовой информации», суд полагает, что доступ к информации, размещенной на Интернет - ресурсе - https://moscowregister.su/, следует ограничить, для чего признать содержащуюся на нем информацию запрещенной к распространению в Российской Федерации. В связи с чем, указанная Интернет-страница подлежит внесению в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
На основании изложенного административное исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению.
Определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ по настоящему делу приняты меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице:https://moscowregister.su/, до вступления в законную силу решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 КАС РФ меры предварительной защиты по административному иску могут быть отменены судом по своей инициативе либо по заявлению лиц, участвующих в деле.
В силу ч. 3 ст. 89 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска принятые меры предварительной защиты сохраняются до исполнения решения суда.
В связи с изложенным, принимая во внимание положения ст. 89 КАС РФ, суд считает необходимым отменить принятые меры предварительной защиты по вступлении в законную силу настоящего решения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
Признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице с адресом:
https://moscowregister.su/,
информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.
Решение суда подлежит немедленному исполнению.
Направить копию решения в Территориальный отдел в Чувашской Республике Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Приволжскому федеральному округу для внесения сведений в единую автоматизированную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на интернет-странице: https://moscowregister.su/, принятые определением Канашского районного суда Чувашской Республики от ДД.ММ.ГГГГ, по вступлении в законную силу настоящего решения отменить.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья С.В.Софронова