88-9807/2024 (2-101/2024)
49RS0001-01-2023-005065-34
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
7 ноября 2024 года г. Владивосток
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Власенко И.Г.,
судей Бузьской Е.В., Аноприенко К.В.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Стратан Ивана Михайловича к Отделению фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Магаданской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, пересчитать страховую пенсию по старости,
по кассационной жалобе Стратан Ивана Михайловича на решение Магаданского городского суда Магаданской области от 8 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 18 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Бузьской Е.В., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
у с т а н о в и л а:
Стратан И.М. обратился в суд с иском к ОСФР по Магаданской области о признании решения незаконным, возложении обязанности включить периоды работы в страховой стаж, пересчитать страховую пенсию по старости.
В обоснование требований указано, что 1 сентября 2011 года ему назначена пенсия по старости. С учетом записи в трудовой книжке об увольнении 25 августа 2011 года ответчику надлежало определить трудовой стаж до указанной даты, а не до 31 декабря 2001 года. ОСФР по Магаданской области при назначении пенсии необоснованно исключил из страхового стажа период работы преподавателем математики в Государственном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Тираспольский техникум информатики и права» с 1 января 2002 года по 25 августа 2011 года (9 лет 7 месяцев 24 дня). Решением ОСФР по Магаданской области от 22 мая 2023 года № 72/2 ответчик отказал в перерасчете пенсии, поскольку периоды работы до 31 декабря 2001 года были учтены, а оснований для зачета стажа за период с 1 января 2002 года до 18 октября 2021 года отсутствуют в связи с неуплатой взносов в Пенсионный фонд России.
Просил суд признать незаконным решение ОСФР по Магаданской области от 22 мая 2023 года № 72/2 об отказе в перерасчете размера страховой пенсии по старости; обязать ответчика включить в его страховой стаж период работы преподавателем математики в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Тираспольский техникум информатики и права» с 1 января 2002 года по 18 октября 2021 года; обязать ОСФР по Магаданской области произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом периода работы преподавателем математики в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Тираспольский техникум информатики и права» с 1 января 2002 года по 18 октября 2021 года, а также с учетом среднемесячного заработка за период работы с июля 1990 года по сентябрь 1995 года.
Решением Магаданского городского суда Магаданской области от 8 февраля 2024 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 18 июня 2024 года, в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе Стратан И.М. просит решение суда и апелляционное определение отменить как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
В письменных возражениях ОСФР по Магаданской области просит оставить кассационную жалобу без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Учитывая надлежащее извещение, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие в соответствии с частью 5 статьи 379.5 ГПК Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения по настоящему делу судами не допущены.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Стратан И.М. прибыл в Магаданскую область с территории Приднестровской Молдавской Республики, где ему муниципальным учреждением «Управлением социальной защиты города Тирасполя» была назначена пенсия по старости с 25 ноября 2005 года, которая выплачивалась по 31 августа 2011 года.
К заявлению о назначении пенсии от 26 июля 2011 года Стратан И.М. представлены следующие документы: заграничный паспорт гражданина Российской Федерации, выданный посольством России в Молдове 25 января 2008 года, срок действия до 25 января 2013 года; свидетельство № 1493 о регистрации по месту пребывания в городе Магадане с 20 июля 2011 года по 20 июля 2014 года; трудовая книжка от 4 июля 1964 года и вкладыш к трудовой книжке ЛT-I № 0012800, заполненный 1 сентября 1997 года, в котором имелась отметка об увольнении 25 августа 2011 года; диплом № 422010, выданный 29 июня 1971 года; военный билет НО № 1807918, выданный 30 октября 1964 года.
С 1 сентября 2011 года на основании имеющихся документов Стратан И.М. установлена трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» без учета применения норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года, поскольку у истца отсутствовала постоянная регистрация по месту жительства на территории Российской Федерации.
С заявлением о перерасчете размера пенсии с формулировкой «увеличение величины индивидуального коэффициента за периоды до 1 января 2015 года» Стратан И.М. обратился к ответчику 12 мая 2023 года и предоставил трудовую книжку, в которой содержится запись о периоде работы с 1 сентября 2011 года по 18 октября 2021 года в Тираспольском техникуме информатики и права (Республика Молдова). Также истцом предоставлено свидетельство № 1822 о регистрации по месту пребывания в городе Магадане с 5 августа 2013 года по 5 августа 2023 года.
Также судом установлено, что Стратан И.М. приобрел гражданство Российской Федерации 14 ноября 2007 года в Посольстве Российской Федерации в Республике Молдова в соответствии с подпунктом «б» части 1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации». По вопросу выхода из гражданства Российской Федерации он не обращался.
На момент обращения с заявлением в пенсионный орган истец зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес>, с 5 августа 2013 года по 5 августа 2023 года.
Трудовой книжкой истца, а также архивной справкой ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права» от 4 декабря 2023 года подтверждается, что Стратан И.М. работал в ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права»: принят переводом из Приднестровского института повышения квалификации на должность куратора с 9 ноября 1994 года (приказ № 52 от 9 ноября 1994 года); переведен с должности куратора на должность преподавателя математики с 1 сентября 1997 года (приказ № 39-к от 1 сентября 1997 года); уволен с должности преподавателя математики по собственному желанию с 25 августа 2011 года (приказ № 58-к от 5 июля 2011 года); принят на должность преподавателя математики с 1 сентября 2011 года (приказ № 11-к от 1 сентября 2011 года); уволен с должности преподавателя по собственному желанию с 18 октября 2021 года (приказ № 86-к от 16 октября 2021 года).
Тираспольский лицей-колледж легкой промышленности был переименован в Тираспольский колледж легкой промышленности с 15 июля 1997 года (приказ MHO № 224 от 14 июля 1997 года), а с 1 июля 1999 года в ГОУ «Тираспольский техникум информатики и права» (приказ MHO № 24 от 30 июня 1999 года).
ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права» представлены справки о фактическом заработке, а также об обязательных страховых взносах в пенсионный фонд за период с 2005 года по 2021 год.
В ходе рассмотрения дела истцом не оспаривался факт того, что после получения гражданства Российской Федерации он фактически продолжал жить и работать на территории Республики Молдова.
Разрешая требования истца о признании незаконным решения ОСФР по Магаданской области от 22 мая 2023 года № 72/2, возложении на ответчика обязанности включить в его страховой стаж период работы преподавателем математики в Государственном образовательном учреждении среднего профессионально образования «Тираспольский техникум информатики и права» с 1 января 2002 года по 18 октября 2021 года, произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом этого периода работы, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства по правилам статьи 67 ГПК Российской Федерации, установив, что истец с 2007 года является гражданином Российской Федерации, на дату 1 сентября 2011 имел регистрацию в городе Магадане по месту пребывания, суд первой инстанции пришел к выводу, что реализация пенсионных прав Стратан И.М. осуществляется в общем порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», без учета применения норм Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова от 10 февраля 1995 года.
Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 3, частей 1 и 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», части 2 статьи 10 Федерального закона № 173-Ф3 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», подпункта 1 пункта 1 статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, принимая во внимание отсутствие доказательств, свидетельствующих об уплате истцом как гражданином Российской Федерации, работающим на территории иностранного государства, страховых взносов в пенсионный орган Российской Федерации, а также отсутствие сведений из компетентного органа Республики Молдова об уплате таких взносов в пенсионный орган Республики Молдова, доказательств, подтверждающих уплату с 1 января 2002 года страховых взносов работодателем на государственное пенсионное обеспечение (страхование) Стратана И.М. в Национальную кассу социального страхования Республики Молдова, сведений индивидуального (персонифицированного) учета за отчетный период с 1 января 2002 года по 18 октября 2021 года, суд пришел к выводу, что не имеется правовых оснований для удовлетворения исковых требований Стратан И.М. о признании незаконным решения ОСФР по Магаданской области от 22 мая 2023 года № 72/2 и возложении на ответчика обязанности произвести перерасчет размера страховой части трудовой пенсии по старости с учетом периода работы преподавателем математики в ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права» с 1 января 2002 года по 18 октября 2021 года, как с момента назначения истцу пенсии 1 сентября 2011 года, так и с момента обращения с заявлением о перерасчете пенсии 12 мая 2023 года.
Суд апелляционной инстанции признал вышеизложенные выводы суда первой инстанции правильными.
Суд кассационной инстанции приходит к выводу, что судами нижестоящих инстанций правильно определены правоотношения, возникшие между сторонами по настоящему делу, а также закон, подлежащий применению, в полном объеме определены и установлены юридически значимые обстоятельства. Исходя из установленных судами фактических обстоятельств дела, нормы материального и процессуального права применены правильно.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
Основополагающими законодательными актами, устанавливающими с 1 января 2002 года условия и нормы пенсионного обеспечения, являются Федеральные законы от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».
С 1 января 2015 года основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ «О страховых пенсиях», вступившим в силу с 1 января 2015 года.
В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»). Аналогичные положения содержались в пункте 2 статьи 1 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ и пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ.
К числу международных договоров относятся: Соглашение о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года (названным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года (вступило в силу 4 декабря 1995 года); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Грузии о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 16 мая 1997 года (вступило в силу 28 июня 2002 года); Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики о пенсионном обеспечении от 29 июня 1999 года (вступило в силу 29 мая 2001 года).
В соответствии с нормами названных Соглашений при переселении пенсионера в пределах государств - участников соответствующего Соглашения выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается, если пенсия того же вида предусмотрена законодательством государства по новому месту жительства пенсионера.
Пенсии гражданам указанных государств назначаются по законодательству и за счет государства, на территории которого они постоянно проживают. Взаимные расчеты между государствами не производятся.
Пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Российскую Федерацию, из государств, не заключивших соответствующие соглашения с Российской Федерацией, осуществляется на основании пенсионного законодательства Российской Федерации (Распоряжение Правления ПФ РФ от 22 июня 2004 года N 99р (ред. от 28.01.2005) «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР»).
В соответствии с Соглашением, заключенным между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о гарантиях прав граждан в области пенсионного обеспечения от 10 февраля 1995 года, пенсионное обеспечение граждан, проживающих в Российской Федерации, при наличии у них страхового (трудового) стажа, приобретенного на территории Молдова, осуществляется в соответствии с указанным Соглашением, в соответствии со статьей 1 которого трудовым (страховым) стажем является продолжительность трудовой или иной общественно полезной деятельности, которая признается в качестве таковой законодательством Сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение; пенсионное обеспечение граждан Российской Федерации и Республики Молдова осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают; согласно пункту 2 статьи 6 Соглашения для определения права на пенсию, включая пенсию на льготных основаниях и за выслугу лет, учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный по законодательству обоих государств, в том числе и до вступления в силу настоящего Соглашения, а также на территории государств, входивших в состав СССР по 31 декабря 1991 года.
В соответствии с пунктом 6 Распоряжения Правления ПФР от 22 июня 2004 г. N 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 10 февраля 1995 года (с Республикой Молдова), учитывается трудовой (страховой) стаж, приобретенный в соответствии с законодательством Российской Федерации или Республики Молдова (в том числе до вступления в силу указанных Соглашений), а также на территории бывшего СССР по 31 декабря 1991 года (абзац 1 пункта 6 Распоряжения).
Трудовой (страховой) стаж определяется как продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности, признаваемой в качестве таковой законодательством Сторон, в течение которой уплачиваются страховые взносы на пенсионное обеспечение (пункт 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 года).
Исходя из определения трудового (страхового) стажа, данного в пункте 4 статьи 1 Соглашения от 10 февраля 1995 года, периоды работы после 1 января 1991 года (даты начала уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд РСФСР согласно Временной инструкции «О порядке уплаты страховых взносов организациями, предприятиями и гражданами в Пенсионный фонд РСФСР» от 31 мая 1991 г. N 102) могут быть включены в трудовой (страховой) стаж при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение (абзац 2 пункта 6 Распоряжения). Указанные периоды работы на территории Республики Молдова подтверждаются справкой компетентных органов названных государств об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование Социальным фондом Республики Молдова (абзац 3 пункта 6 Распоряжения).
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись или уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации (часть 1).
Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (часть 2).
Аналогичные положения содержались в части 2 статьи 10 Федерального закона № 173-Ф3, согласно которой, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 3 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
При вынесении решения о назначении пенсии (об отказе в назначении пенсии) территориальные органы Фонда пенсионного и социального страхования РФ руководствуются законодательством, действующим на день принятия решения.
Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 28 апреля 2023 № 138-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» гражданин Российской Федерации, имеющий двойное гражданство или множественное гражданство, рассматривается Российской Федерацией только как гражданин Российской Федерации вне зависимости от места его проживания, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Согласно пункту 5 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 года № 1015, периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись за пределами Российской Федерации, подтверждаются документом территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.
При назначении пенсии, в том числе при ее перерасчете, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Молдова) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в общий страховой стаж работы), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Основанием для включения в стаж периода работы, выполняемой за пределами территории Российской Федерации, выступает самостоятельная уплата истцом страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке статьи 29 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 29 Федерального закона № 167-ФЗ граждане, работающие за пределами Российской Федерации, вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты за себя страховых взносов Пенсионный фонд Российской Федерации. Производить уплату страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации необходимо в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Для прибывших на территорию Российской Федерации из государств - участников СНГ граждан Российской Федерации или граждан, приобретших российское гражданство на территории Российской Федерации в упрощенном порядке, пенсия может быть назначена на основании их заявления по месту пребывания или по месту фактического проживания на территории Российской Федерации при условии снятия с регистрационного учета по прежнему месту жительства в другом государстве.
Конвертация пенсионных прав застрахованных лиц и пенсионеров в расчетный пенсионный капитал осуществлялась из стажа и заработка, которые были учтены по состоянию на 31 декабря 2001 года. Оценка пенсионных прав по состоянию на 1 января 2002 года производилась в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 173-Ф3.
В этом случае пенсия гражданам Российской Федерации назначается по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и работа за границей не учитывается, то есть при определении права на трудовую пенсию в Российской Федерации может быть принят во внимание только страховой стаж - суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Однако при проведении конвертации пенсионных прав указанных граждан в расчетный пенсионный капитал в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при подсчете общего трудового стажа с учетом норм пп.1 п.4 указанной статьи периоды работы по найму на территории Республики Молдова после 1 декабря 1991 года подлежали учету по состоянию на 1 января 2002 года.
После 1 января 2002 года в расчете размера трудовой пенсии по старости учитываются только страховые взносы, уплачиваемые работодателем в Социальный фонд России за каждого работающего и зачисляемые на индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
Сумма расчетного пенсионного каптала формируется с учетом страховых взносов с 1 января 2002 года по 31 декабря 2014 года в том объеме, которые поступают в Социальный фонд России от работодателя за каждое застрахованное лицо, и участвуют в расчете размера пенсии.
Согласно статье 2 Федерального закона № 173-ФЗ расчетный пенсионный капитал - это учитываемая в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, общая сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионные права в денежном выражении, приобретенные до вступления в силу настоящего Федерального закона, которая является базой для определения размера страховой части трудовой пенсии.
Сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, с учетом которой исчисляется размер трудовой пенсии (страховой части трудовой пенсии по старости), определяется по формуле: ПК = ПК1 + СВ + ПК2, где ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица; ПК1 - часть расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, исчисленного в соответствии со статьей 30 данного Федерального закона; СВ - сумма валоризации (статья 30.1 данного Федерального закона); ПК2 - сумма страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо начиная с 1 января 2002 года (статья 29.1 Федерального закона № 173-Ф3).
В ходе судебного разбирательства, судами установлено, что Стратан И.М. на территории Российской Федерации зарегистрирован по месту пребывания, постоянное место жительства имеет в Республике Молдова, приобрел гражданство Российской Федерации 14 ноября 2007 года в Посольстве Российской Федерации в Республике Молдова в соответствии с подпунктом «б» части 1 статьи 14 Федерального закона от 31 мая 2002 года № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации», по его заявлению о назначении пенсии № 17446 от 26 июля 2011 года, 1 сентября 2011 года истцу назначена пенсия по старости согласно статье 7 Федерального закона № 173-Ф3, общий трудовой стаж истца составил 33 года 2 месяца 26 дней, при назначении пенсии в страховой и общий трудовой стаж также включены периоды работы в г. Тирасполе Приднестровской Молдавской Республики с 1 сентября 1964 года по 31 декабря 2001 года, на дату назначения пенсии страховые взносы отсутствуют. С 1 января 2015 года пенсия пересчитана по нормам Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», и с 1 января 2015 года продолжает индексироваться на соответствующие коэффициенты, определяемые постановлениями Правительства Российской Федерации.
Учитывая, что к компетенции суда относится проверка законности принятого пенсионным органом решения, а не принятие данного решения вместо уполномоченного органа, а также учитывая, что применению подлежит законодательство, действующее на дату обращения истца за установлением (перерасчетом) пенсии, исходя из установленных обстоятельств, суды двух инстанций пришли к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении требований Стратан И.М. о перерасчете размера страховой пенсии по старости за периоды до 1 января 2015 года, включить период работы преподавателем математики в ГОУ СПО «Тираспольский техникум информатики и права» с 1 января 2002 года по 18 октября 2021 года на территории Республики Молдова, поскольку на индивидуальном лицевом счете Стратан И.М. отсутствуют сведения о поступивших страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, отсутствуют доказательства достоверно свидетельствующие о самостоятельной уплате истцом, как гражданином Российской Федерации, работающим на территории иностранного государства, страховых взносов в пенсионный орган Российской Федерации.
В целом доводы кассационной жалобы о наличии оснований для включения спорных периодов трудовой деятельности истца в трудовой стаж, как и его права на перерасчет страховой пенсии по старости, выражают несогласие с выводами судов и фактически сводятся к правовой аргументации позиции истца, изложенной в судах первой и апелляционной инстанций, надлежащая правовая оценка которой нашла свое отражение в оспариваемых судебных постановлениях.
Мотивы принятия оспариваемых судебных постановлений в полной мере отражены в судебных актах в соответствии с требованиями, предъявляемыми к ним процессуальным законом, оснований для несогласия с ними у суда кассационной инстанции отсутствуют.
Несогласие истца с судебными постановлениями само по себе, при отсутствии со стороны судов нарушений норм материального и процессуального права, не может служить основанием к отмене этих постановлений в кассационном порядке.
Исходя из изложенного, принимая во внимание, что предусмотренные частью 1 статьи 379.7 ГПК Российской Федерации основания для отмены обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не установлены, суд кассационной инстанции полагает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Руководствуясь статьей 390 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
решение Магаданского городского суда Магаданской области от 8 февраля 2024 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Магаданского областного суда от 18 июня 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Стратан Ивана Михайловича – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 15 ноября 2024 года.