Решение по делу № 2-655/2022 от 17.01.2022

Дело № 2-655/2022

УИД 04RS0007-01-2022-000200-94

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2022 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Буянтуевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыдыповой Т.-О.В. к АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» о признании приказов и действий незаконным, обязании допустить к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за неисполнение обязательства, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Обращаясь в суд с иском к вышеуказанному ответчику, истец Цыдыпова Т-О.В. просит признать приказ от 25.11.2021 № 887 недействительным; признать действия директора по правовым вопросам АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» по введению простоя для работника незаконными; обязать допустить до исполнения обязанностей; оплатить вынужденный прогул, исходя из размера ежедневного среднего заработка 1 435, 19 руб. с 21.12.2021 до исполнения решения суда; взыскать проценты за неисполнение обязательств по оплате труда в срок из расчета 3, 56 руб. с 21.12.2021 до исполнения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере по 50000 руб.; судебные расходы в виде оплаты услуг представителя отнести на ответчика.

Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» (далее по тексту- Объединение), принята на работу приказом № 889 от 23.06.1988. На основании приказа № 887 от 25.11.2021 руководство Объединения потребовало пройти вакцинацию и ревакцинацию всем работникам предприятия от коронавирусной инфекции. Работников, в том числе истца, которые воспользовались своим правом и отказались от вакцинации, отстранили от работы, заблокировали вход на рабочее место путем отключения электронного пропуска. Работодатель издал приказ № 825К от 20.12.2021 о введении простоя для истца, сославшись на п. 7 приказа № 887 от 25.11.2021, т.е. до вакцинации работника. В п. 4 приказа указано, что работникам выплачивается заработная плата в размере 2/3 должностного оклада, истец находится на сдельной форме оплаты труда. Следовательно п. 4 приказа о простое к истцу не относится и не применим. Приказы являются незаконными, поскольку на территории РФ режим ЧС не объявлялся, в республике объявлен режим повышенной готовности и только для подсистемы РСЧС, не зафиксированы также и эпидемии чумы, холеры, натуральной оспы и пр. Выполняемая истца работа и должности не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требующих обязательной вакцинации. Кроме того, истец имеет право не участвовать в эксперименте по испытанию вакцины против коронавирусной инфекции. Просит учесть, что является отстраненной от работы с 21.12.2021Ю ежедневный заработок составляет 1435, 19 руб.

В судебном заседании истец Цыдыпова Т-О.В., ее представитель по устному заявлению Вороная А.В. исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика по доверенности Симухина А.А., Кузнецова Г.Ю. исковые требования не признали, возражали против доводов стороны истца. Мотивировали тем, что на предприятии проводилась разъяснительная работа о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, работникам была предоставлена возможность предпринять различные варианты действий, однако, истец не воспользовалась своим правом. Поэтому, был введен простой, в том числе и в отношении истца. Оплата за время простоя осуществлялась, исходя из тарифной ставки в размере 79, 49 руб. в соответствии с утвержденным штатным расписанием. В настоящее время оспариваемый приказ отменен. Ответчик является участником отраслевого соглашения авиационной промышленности, однако, его условия к настоящим правоотношениям не применимы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из материалов дела следует, что истец Цыдыпова Т-О.В. состоит в трудовых отношениях с АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», принята на работу приказом № 889 от 23.06.1988. В настоящее время работает <данные изъяты>

На основании приказа АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» № 887 от 25.11.2021 всех работников объединения обязали пройти вакцинацию/ревакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) до 20.12.2021, исключение составляют работники, имеющие медицинский документ (справку) или сведения, полученные с портала Госуслуг о перенесенном не более чем 6 мес. назад заболевании новой коронавирусной инфекции либо имеющие заключение медицинской организации о медицинском отводе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, выданного в установленном порядке (п. 1).

Всем руководителям рассмотреть возможность временного перевода с 21.12.2021 на дистанционный режим работы работников, не прошедших вакцинацию/ревакцинацию от коронавирусной инфекции и не подпадающие под указанные п. 1 исключения (п. 2).

В случае если специфика работы не позволяет осуществить временный перевод на дистанционную работу, либо у работодателя не будет возможности обеспечить работника необходимым для выполнения трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, ввести в отношении таких работников простой по причинам, независящим от работодателя и работника с 21.12.2021 и до отмены действия указанного приказа или издания иных нормативных актов. ОК и РП оформить приказы о введении простоя на каждого работника (группу работников одного подразделения) (п. 3).

Работники, в отношении которых введен режим простоя, не должны присутствовать на рабочих местах в период простоя (п. 5).

Бухгалтерии объединения производить оплату времени простоя в размере 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (п. 6).

Приказы о переводе на дистанционную работу или о простое прекращают свое действия в отношении работников, после устранения причин, их послужившими, в соответствии с п. 1 Приказа (п. 7).

Приказом № 823К от 20.12.2021 в отношении Цыдыповой Т-О.В. с 21.12.2021 введен простой по независящим от работника и работодателя причинам на срок, указанный в п. 7 приказа № 887 от 25.12.2021.

Оспаривая действия работодателя, истец указывает на нарушение ее конституционного права на добровольную вакцинацию.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства. В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (п.п. 2 и 3 ст. 12).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абз. 3).

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 названного Федерального закона (пункт 3).

Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999, п. 53 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому «коронавирусная инфекция» (2019-№CoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага; максимальное ограничение контактов (при распространении инфекции); проведение мероприятий в эпидемических очагах; дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях и организациях социального обслуживания; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19, в том числе находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. ст. 8 и 10 которого определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3).

Приказом Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.

С учетом изменения в Календарь профилактических прививок, внесенных Приказом Минздрава России от 03.02.2021 № 47н приоритет 1 - 3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 установлен для следующих лиц:

К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более.

К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации № 825 не определяет категории лиц, в отношении которых обеспечивается вакцинация по эпидемическим показаниям.

Тогда как в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено право главных санитарных врачей субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

В соответствии с изложенным, Главным санитарным врачом Республики Бурятия принято Постановление № 8 от 19.11.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям». Согласно которому, постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) определенным категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе работников промышленных предприятий (производств).

При этом указано, что руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Бурятия, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, в срок до 01.11.2021 организовать проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции вакциной, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников (сотрудников).

Срок проведения профилактических прививок против COVID-19 работников промышленных предприятий (производств), предприятий агропромышленного комплекса - до 20.12.2021.

Таким образом, предусмотренные Постановлением Главного санитарного врача Республики Бурятия сферы деятельности организаций и предпринимателей, работающим гражданам в которых требуется обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не противоречат установленному приоритету согласно Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям и Постановлению Правительства № 825.

Как установлено судом, АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» является промышленным предприятием.

В связи с изложенным руководителем АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» издан приказ от № 887 от 25.11.2021 об обязательной вакцинации его работников, которая должна была быть осуществлена в срок до 20.12.2021.

Полагать, что данные действия работодателя являются незаконными, у суда оснований не имеется. С указанным приказом работники объединения, в том числе истец, надлежаще ознакомлены, о чем представлены листки ознакомления.

Согласно указанному выше постановлению Главного санитарного врача республики «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», указанная мера являлась вынужденной, осуществлена исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации по данной инфекции в Республике Бурятия расценивающей на период его издания, как неблагополучная. Темп прироста возрос с 22 мая, когда прирост за сутки составлял 16%, а в последующие дни (до 19 ноября) увеличился до 59%. Ситуация по новой коронавирусной инфекции в республике ухудшалась, при анализе заболеваемости было установлено, что чаще болеют люди трудоспособного возраста от 18 до 60 лет, удельный вес которых в структуре общей заболеваемости составляет 69%. Отмечался рост числа заболевших лиц, которые активно посещают общественные места (торговые центры, развлекательные площадки, спортивные мероприятия, предприятия общественного питания) и пользуются общественным транспортом. По социальному статусу из числа заболевших: работающее население - 65%, дети - 12%, пенсионеры - 23%.

Таким образом, именно исходя из сложившейся эпидемиологической обстановки в Республике Бурятия, интересов своих работников, руководством АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» было принято обоснованное решение о вакцинации своих работников.

Следует отметить, что при принятии соответствующего решения работодателем были учтены все условия для возврата работников на работу, а именно они должны: уведомить о прохождении вакцинации или ревакцинации от COVID-19; уведомить о перенесенном, не менее, чем 6 мес. назад COVID-19; уведомить о медицинском отводе от вакцинации от COVID-19; согласовать возможность исполнения трудовых обязанностей дистанционно; воспользоваться правом в соответствии со ст. 312.9 Трудового кодекса РФ по независящим от работодателя и работника находится в простое, не присутствуя на работе, с выплатой денежных средств в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ пр.

При этом учитывая специфику работы работников в объединении и невозможность осуществления ими работы дистанционно, в отношении работников, не осуществивших вакцинацию/ревакцинацию против коронавирусной инфекции, объявлен простой по независящим от работника и работодателя причинам, а не отстранение от работы до осуществления ими указанных действий. В связи с веденным простоем работодатель определил размер заработка, который работник должен получать до выхода на работу после устранения причин простоя.

Указанные действия работодателя согласуются с положениями ст. 157 ТК РФ, предусматривающей, что случае простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Кроме того, специальной нормы закона (ст. 312.9 ТК РФ) предусмотрен порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях и определяющей оплату труда в указанном режиме. Так, согласно ч. 9 ст. 312.9 ТК РФ если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя либо работодатель не может обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, время, в течение которого указанный работник не выполняет свою трудовую функцию, считается временем простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, с оплатой этого времени простоя в соответствии с частью второй статьи 157 этого же Кодекса, если больший размер оплаты не предусмотрен коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

С учетом изложенных норм, а также исходя их материалов дела, суд приходит к выводу, что заработок истцу за период с 21.12. 2021 до момента выхода на работу, выплачен в соответствии с указанными требованиями закона, учтены тарифная ставка по должности истца и количество дней простоя. Расчет полученного заработка стороной ответчика суду представлен, не согласиться с ним у суда оснований не имеется.

Расчет оплаты времени простоя истца произведен ответчиком, исходя из установленной часовой тарифной ставки в размере 79, 49 руб. Оснований не согласиться с указанным расчетом у суда не имеется, поскольку расчет произведен в соответствии с требованиями ТК РФ и условиями трудового договора.

Доводы стороны истца относительно установленного отраслевым соглашением по авиационной промышленности РФ 2020-2022 г. более большего заработка работников объединения, основанием к иному разрешения спора не являются.

Согласно Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).

Исходя из приведенных выше положений ТК РФ, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении.

Таким образом, в случае присоединения организации к отраслевому тарифному соглашению и наступления необходимых условий, предусмотренных соглашением, работодатель выплачивает суммы, определенные в отраслевом тарифном соглашении.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Ч. ч. 5 и 6 ст. 135 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как установлено судом, на федеральном уровне заключено Отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2020-2022 годы между Общественной организацией «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности» и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Отраслевое соглашение).

Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (20.03.2020 № 6/20-22), размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ ы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmi№trud.ru)

Согласно п. 1 Отраслевого соглашения, Соглашение направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций авиационной промышленности.

Факт присоединения АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» к указанному Отраслевому соглашению, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Согласно положениям ст. 157 ТК РФ, а также специальной норме имеющейся в законе (ст. 312.9 ТК РФ), за время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника заработок оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, если больший размер оплаты не предусмотрен коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

П. 4.16 Коллективного договора АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное соглашение» установлено, что время простоя не по вине работника (в том числе в связи с отсутствием сырья, материалов, комплектующих изделий, если работник письменно не предупредил работодателя – бригадира, мастера, других должностных лиц о начале простоя) оплачиваются согласно ст. 157 ТК РФ.

П. 45.15 Отраслевого соглашения предусматривает, что время простоя по вине работодателя (временная приостановка работы по причине экономического, технологического, технического или организационного характера, если работник в письменной или иной форме сообщил своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателя о начале простоя; при этом работодатель фиксирует время простоя в установленных в организации документах) оплачивается в размере не менее средней заработной платы работника.

Однако, таковых в рассматриваемом случае не установлено, в спорных правоотношениях говорить о том, что режим простоя в отношении истца введен по вине работодателя не приходится, поэтому оснований для оплаты времени простоя, исходя из положений Отраслевого соглашения не имеется.

Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствует о том, что иной размер оплаты за время простоя, чем тот который определен положениями ст. ст. 157 и 312.9 ТК РФ, в спорных правоотношения применен быть не может.

Следует также отметить, что к моменту рассмотрения дела приказом № 183 от 05.03.2022 оспариваемый истцом приказ № 887 от 25.11.2021 отменен, с данным приказом Цыдыпова Т-О.В. надлежаще ознакомлена. Более того, на основании предоставленной медицинской справки о перенесенном заболевании (COVID-19) истец допущена к работе, приказом № 145К от 17.02.2022 действие приказа № 823К от 20.12.2021 в отношении Цыдыповой Т-О.В. отменено.

При изложенных обстоятельствах,оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется. Нарушений трудовых прав истца ответчиком не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Цыдыповой Т.-О.В. к АО «Улан-Удэнское Приборостроительное производственное объединение» о признании приказов и действий незаконными, обязании допустить к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за неисполнение обязательства, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: С.Л.Доржиева

В окончательной форме решение суда изготовлено 23.03.2022.

Дело № 2-655/2022

УИД 04RS0007-01-2022-000200-94

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

16 марта 2022 г. г. Улан-Удэ

Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ в составе судьи Доржиевой С.Л., при секретаре Буянтуевой И.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Цыдыповой Т.-О.В. к АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» о признании приказов и действий незаконным, обязании допустить к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за неисполнение обязательства, компенсации морального вреда,

у с т а н о в и л:

Обращаясь в суд с иском к вышеуказанному ответчику, истец Цыдыпова Т-О.В. просит признать приказ от 25.11.2021 № 887 недействительным; признать действия директора по правовым вопросам АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» по введению простоя для работника незаконными; обязать допустить до исполнения обязанностей; оплатить вынужденный прогул, исходя из размера ежедневного среднего заработка 1 435, 19 руб. с 21.12.2021 до исполнения решения суда; взыскать проценты за неисполнение обязательств по оплате труда в срок из расчета 3, 56 руб. с 21.12.2021 до исполнения решения суда; взыскать компенсацию морального вреда в размере по 50000 руб.; судебные расходы в виде оплаты услуг представителя отнести на ответчика.

Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» (далее по тексту- Объединение), принята на работу приказом № 889 от 23.06.1988. На основании приказа № 887 от 25.11.2021 руководство Объединения потребовало пройти вакцинацию и ревакцинацию всем работникам предприятия от коронавирусной инфекции. Работников, в том числе истца, которые воспользовались своим правом и отказались от вакцинации, отстранили от работы, заблокировали вход на рабочее место путем отключения электронного пропуска. Работодатель издал приказ № 825К от 20.12.2021 о введении простоя для истца, сославшись на п. 7 приказа № 887 от 25.11.2021, т.е. до вакцинации работника. В п. 4 приказа указано, что работникам выплачивается заработная плата в размере 2/3 должностного оклада, истец находится на сдельной форме оплаты труда. Следовательно п. 4 приказа о простое к истцу не относится и не применим. Приказы являются незаконными, поскольку на территории РФ режим ЧС не объявлялся, в республике объявлен режим повышенной готовности и только для подсистемы РСЧС, не зафиксированы также и эпидемии чумы, холеры, натуральной оспы и пр. Выполняемая истца работа и должности не входит в перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требующих обязательной вакцинации. Кроме того, истец имеет право не участвовать в эксперименте по испытанию вакцины против коронавирусной инфекции. Просит учесть, что является отстраненной от работы с 21.12.2021Ю ежедневный заработок составляет 1435, 19 руб.

В судебном заседании истец Цыдыпова Т-О.В., ее представитель по устному заявлению Вороная А.В. исковые требования поддержали, дали пояснения аналогичные доводам, изложенным в исковом заявлении.

Представители ответчика по доверенности Симухина А.А., Кузнецова Г.Ю. исковые требования не признали, возражали против доводов стороны истца. Мотивировали тем, что на предприятии проводилась разъяснительная работа о необходимости вакцинации от новой коронавирусной инфекции COVID-19, работникам была предоставлена возможность предпринять различные варианты действий, однако, истец не воспользовалась своим правом. Поэтому, был введен простой, в том числе и в отношении истца. Оплата за время простоя осуществлялась, исходя из тарифной ставки в размере 79, 49 руб. в соответствии с утвержденным штатным расписанием. В настоящее время оспариваемый приказ отменен. Ответчик является участником отраслевого соглашения авиационной промышленности, однако, его условия к настоящим правоотношениям не применимы.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

Из материалов дела следует, что истец Цыдыпова Т-О.В. состоит в трудовых отношениях с АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение», принята на работу приказом № 889 от 23.06.1988. В настоящее время работает <данные изъяты>

На основании приказа АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» № 887 от 25.11.2021 всех работников объединения обязали пройти вакцинацию/ревакцинацию от новой коронавирусной инфекции (COVID-19) до 20.12.2021, исключение составляют работники, имеющие медицинский документ (справку) или сведения, полученные с портала Госуслуг о перенесенном не более чем 6 мес. назад заболевании новой коронавирусной инфекции либо имеющие заключение медицинской организации о медицинском отводе от вакцинации против новой коронавирусной инфекции, выданного в установленном порядке (п. 1).

Всем руководителям рассмотреть возможность временного перевода с 21.12.2021 на дистанционный режим работы работников, не прошедших вакцинацию/ревакцинацию от коронавирусной инфекции и не подпадающие под указанные п. 1 исключения (п. 2).

В случае если специфика работы не позволяет осуществить временный перевод на дистанционную работу, либо у работодателя не будет возможности обеспечить работника необходимым для выполнения трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, ввести в отношении таких работников простой по причинам, независящим от работодателя и работника с 21.12.2021 и до отмены действия указанного приказа или издания иных нормативных актов. ОК и РП оформить приказы о введении простоя на каждого работника (группу работников одного подразделения) (п. 3).

Работники, в отношении которых введен режим простоя, не должны присутствовать на рабочих местах в период простоя (п. 5).

Бухгалтерии объединения производить оплату времени простоя в размере 2/3 тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя (п. 6).

Приказы о переводе на дистанционную работу или о простое прекращают свое действия в отношении работников, после устранения причин, их послужившими, в соответствии с п. 1 Приказа (п. 7).

Приказом № 823К от 20.12.2021 в отношении Цыдыповой Т-О.В. с 21.12.2021 введен простой по независящим от работника и работодателя причинам на срок, указанный в п. 7 приказа № 887 от 25.12.2021.

Оспаривая действия работодателя, истец указывает на нарушение ее конституционного права на добровольную вакцинацию.

Разрешая возникший между сторонами спор, суд исходит из следующего.

Конституция Российской Федерации (статьи 2, 7 и 41) исходит из того, что жизнь и здоровье человека - высшее благо, без которого утрачивают свое значение многие другие блага и ценности, а потому забота об их сохранении и укреплении образует одну из основополагающих конституционных обязанностей государства. В связи с этим Российская Федерация возлагает на себя ответственность за обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе путем принятия и исполнения законов, направленных на предотвращение и устранение рисков для жизни и здоровья граждан, возникающих в связи с эпидемическими заболеваниями.

Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что приоритет профилактики в сфере охраны здоровья как один из основных принципов охраны здоровья обеспечивается путем осуществления санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий, осуществления мероприятий по предупреждению и раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ним (п.п. 2 и 3 ст. 12).

Согласно ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее по тексту – Федеральный закон № 52-ФЗ от 30.03.1999), индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц (абз. 2); разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия (абз. 3).

В соответствии с пунктами 1, 3 ст. 29 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должны своевременно и в полном объеме проводиться предусмотренные санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия, в том числе мероприятия по осуществлению санитарной охраны территории Российской Федерации, введению ограничительных мероприятий (карантина), осуществлению производственного контроля, мер в отношении больных инфекционными заболеваниями, проведению медицинских осмотров, профилактических прививок, гигиенического воспитания и обучения граждан (пункт 1).

Санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия проводятся в обязательном порядке гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, а также в случаях, предусмотренных п. 2 ст. 50 названного Федерального закона (пункт 3).

Соблюдение санитарных правил, санитарно-эпидемиологических (профилактических) мероприятий является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (ч. 3 ст. 39 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999, п. 53 санитарных правил и норм СанПиН 3.3686-21 «Санитарно-эпидемиологические требования по профилактике инфекционных болезней».

Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.01.2020 № 66 внесено изменение в постановление Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 года № 715 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих опасность для окружающих», согласно которому «коронавирусная инфекция» (2019-№CoV) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.

Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.05.2020 № 15 утверждены санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», которые устанавливают требования к комплексу организационных, профилактических, санитарно-противоэпидемических мероприятий, проведение которых обеспечивает предупреждение возникновения и распространения случаев заболевания новой коронавирусной инфекцией (COVID-19) на территории Российской Федерации.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 СП 3.1.3597-20 «Профилактика новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», противоэпидемические мероприятия в отношении COVID-19 включают комплекс мер, направленных на предотвращение завоза и распространение инфекции, и организуются территориальными органами Роспотребнадзора с участием уполномоченных органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Эпидемиологическая тактика при COVID-19 включает: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: принятие мер по всем звеньям эпидемического процесса: источник, пути передачи и восприимчивый организм (изоляция больных, прерывание путей передачи возбудителя, защита лиц, контактировавших с больным COVID-19, и лиц из групп риска); выявление больных, их своевременную изоляцию и госпитализацию; установление границ очага; максимальное ограничение контактов (при распространении инфекции); проведение мероприятий в эпидемических очагах; дезинфекцию; экстренную профилактику (профилактическое лечение) для лиц, контактировавших с больными COVID-19, и лиц из групп риска, проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям; профилактику внутрибольничного инфицирования и недопущение формирования очагов в медицинских организациях и организациях социального обслуживания; соблюдение больными, лицами с подозрением на COVID-19, в том числе находившимися в контакте с больными COVID-19, обязательного режима изоляции.

Правовые основы государственной политики в области иммунопрофилактики инфекционных болезней, осуществляемой в целях охраны здоровья и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения Российской Федерации, установлены Федеральным законом от 17.09.1998 № 157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», ст. ст. 8 и 10 которого определены случаи обязательности проведения профилактических прививок.

Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям, сроки проведения профилактических прививок и категории граждан, подлежащих обязательной вакцинации, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения (ч. 3).

Приказом Минздрава России от 09.12.2020 № 1307н в Календарь профилактических прививок по эпидемическим показаниям внесены изменения, он дополнен прививкой против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2, установлены уровни приоритета для лиц, подлежащих вакцинации.

С учетом изменения в Календарь профилактических прививок, внесенных Приказом Минздрава России от 03.02.2021 № 47н приоритет 1 - 3 уровней для вакцинации против коронавирусной инфекции, вызываемой вирусом SARS-CoV-2 установлен для следующих лиц:

К приоритету 1-го уровня относятся: лица в возрасте 60 лет и старше; взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники медицинских, образовательных организаций, организаций социального обслуживания и многофункциональных центров; лица, проживающие в организациях социального обслуживания; лица с хроническими заболеваниями, в том числе с заболеваниями бронхолегочной системы, сердечно-сосудистыми заболеваниями, сахарным диабетом и ожирением; граждане, проживающие в городах с численностью населения 1 млн и более.

К приоритету 2-го уровня относятся: взрослые, работающие по отдельным профессиям и должностям: работники организаций транспорта и энергетики, сотрудники правоохранительных органов, государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу; лица, работающие вахтовым методом; волонтеры; военнослужащие; работники организаций сферы предоставления услуг.

К приоритету 3-го уровня относятся: государственные гражданские и муниципальные служащие; обучающиеся в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования старше 18 лет; лица, подлежащие призыву на военную службу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.1999 № 825 утвержден перечень работ, выполнение которых связано с высоким риском заболевания инфекционными болезнями и требует обязательного проведения профилактических прививок.

Между тем, Постановление Правительства Российской Федерации № 825 не определяет категории лиц, в отношении которых обеспечивается вакцинация по эпидемическим показаниям.

Тогда как в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ установлено право главных санитарных врачей субъектов РФ при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих, выносить мотивированные постановления о госпитализации для обследования или об изоляции больных инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и лиц с подозрением на такие заболевания; проведении обязательного медицинского осмотра, госпитализации или об изоляции граждан, находившихся в контакте с больными инфекционными заболеваниями, представляющими опасность для окружающих; временном отстранении от работы лиц, которые являются носителями возбудителей инфекционных заболеваний и могут являться источниками распространения инфекционных заболеваний в связи с особенностями выполняемых ими работ или производства; проведении профилактических прививок гражданам или отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям; введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах.

В соответствии с изложенным, Главным санитарным врачом Республики Бурятия принято Постановление № 8 от 19.11.2021 «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям». Согласно которому, постановлено обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19) определенным категориям граждан, подлежащих обязательной вакцинации, в том числе работников промышленных предприятий (производств).

При этом указано, что руководителям организаций, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим деятельность на территории Республики Бурятия, в сферах, установленных пунктом 1 настоящего постановления, в срок до 01.11.2021 организовать проведение профилактических прививок от новой коронавирусной инфекции вакциной, прошедшей государственную регистрацию в Российской Федерации, не менее 80% от общей численности работников (сотрудников).

Срок проведения профилактических прививок против COVID-19 работников промышленных предприятий (производств), предприятий агропромышленного комплекса - до 20.12.2021.

Таким образом, предусмотренные Постановлением Главного санитарного врача Республики Бурятия сферы деятельности организаций и предпринимателей, работающим гражданам в которых требуется обеспечить проведение профилактических прививок по эпидемическим показаниям против новой коронавирусной инфекции (COVID-19), не противоречат установленному приоритету согласно Календарю профилактических прививок по эпидемическим показаниям и Постановлению Правительства № 825.

Как установлено судом, АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» является промышленным предприятием.

В связи с изложенным руководителем АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» издан приказ от № 887 от 25.11.2021 об обязательной вакцинации его работников, которая должна была быть осуществлена в срок до 20.12.2021.

Полагать, что данные действия работодателя являются незаконными, у суда оснований не имеется. С указанным приказом работники объединения, в том числе истец, надлежаще ознакомлены, о чем представлены листки ознакомления.

Согласно указанному выше постановлению Главного санитарного врача республики «О проведении профилактических прививок отдельным группам граждан по эпидемическим показаниям», указанная мера являлась вынужденной, осуществлена исходя из сложившейся эпидемиологической ситуации по данной инфекции в Республике Бурятия расценивающей на период его издания, как неблагополучная. Темп прироста возрос с 22 мая, когда прирост за сутки составлял 16%, а в последующие дни (до 19 ноября) увеличился до 59%. Ситуация по новой коронавирусной инфекции в республике ухудшалась, при анализе заболеваемости было установлено, что чаще болеют люди трудоспособного возраста от 18 до 60 лет, удельный вес которых в структуре общей заболеваемости составляет 69%. Отмечался рост числа заболевших лиц, которые активно посещают общественные места (торговые центры, развлекательные площадки, спортивные мероприятия, предприятия общественного питания) и пользуются общественным транспортом. По социальному статусу из числа заболевших: работающее население - 65%, дети - 12%, пенсионеры - 23%.

Таким образом, именно исходя из сложившейся эпидемиологической обстановки в Республике Бурятия, интересов своих работников, руководством АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» было принято обоснованное решение о вакцинации своих работников.

Следует отметить, что при принятии соответствующего решения работодателем были учтены все условия для возврата работников на работу, а именно они должны: уведомить о прохождении вакцинации или ревакцинации от COVID-19; уведомить о перенесенном, не менее, чем 6 мес. назад COVID-19; уведомить о медицинском отводе от вакцинации от COVID-19; согласовать возможность исполнения трудовых обязанностей дистанционно; воспользоваться правом в соответствии со ст. 312.9 Трудового кодекса РФ по независящим от работодателя и работника находится в простое, не присутствуя на работе, с выплатой денежных средств в соответствии с требованиями Трудового кодекса РФ пр.

При этом учитывая специфику работы работников в объединении и невозможность осуществления ими работы дистанционно, в отношении работников, не осуществивших вакцинацию/ревакцинацию против коронавирусной инфекции, объявлен простой по независящим от работника и работодателя причинам, а не отстранение от работы до осуществления ими указанных действий. В связи с веденным простоем работодатель определил размер заработка, который работник должен получать до выхода на работу после устранения причин простоя.

Указанные действия работодателя согласуются с положениями ст. 157 ТК РФ, предусматривающей, что случае простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Кроме того, специальной нормы закона (ст. 312.9 ТК РФ) предусмотрен порядок временного перевода работника на дистанционную работу по инициативе работодателя в исключительных случаях и определяющей оплату труда в указанном режиме. Так, согласно ч. 9 ст. 312.9 ТК РФ если специфика работы, выполняемой работником на стационарном рабочем месте, не позволяет осуществить его временный перевод на дистанционную работу по инициативе работодателя либо работодатель не может обеспечить работника необходимыми для выполнения им трудовой функции дистанционно оборудованием, программно-техническими средствами, средствами защиты информации и иными средствами, время, в течение которого указанный работник не выполняет свою трудовую функцию, считается временем простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, с оплатой этого времени простоя в соответствии с частью второй статьи 157 этого же Кодекса, если больший размер оплаты не предусмотрен коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

С учетом изложенных норм, а также исходя их материалов дела, суд приходит к выводу, что заработок истцу за период с 21.12. 2021 до момента выхода на работу, выплачен в соответствии с указанными требованиями закона, учтены тарифная ставка по должности истца и количество дней простоя. Расчет полученного заработка стороной ответчика суду представлен, не согласиться с ним у суда оснований не имеется.

Расчет оплаты времени простоя истца произведен ответчиком, исходя из установленной часовой тарифной ставки в размере 79, 49 руб. Оснований не согласиться с указанным расчетом у суда не имеется, поскольку расчет произведен в соответствии с требованиями ТК РФ и условиями трудового договора.

Доводы стороны истца относительно установленного отраслевым соглашением по авиационной промышленности РФ 2020-2022 г. более большего заработка работников объединения, основанием к иному разрешения спора не являются.

Согласно Конституции Российской Федерации в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда (часть 2 статьи 7); каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда (часть 3 статьи 37).

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ТК РФ соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства (ч. 8 ст. 45 ТК РФ).

В соответствии с ч. ч. 1 и 2 ст. 48 ТК РФ соглашение вступает в силу со дня его подписания сторонами либо со дня, установленного соглашением. Срок действия соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.

Соглашение действует в отношении: всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения (часть 3 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в ч. 3 и 4 ст. 48 ТК РФ (ч. 5 ст. 48 ТК РФ).

Исходя из приведенных выше положений ТК РФ, подлежащих применению к спорным отношениям сторон, в отраслевых соглашениях могут устанавливаться условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам конкретной отрасли (промышленности), подлежащие применению работодателями при возникновении обстоятельств, оговоренных в отраслевом соглашении.

Таким образом, в случае присоединения организации к отраслевому тарифному соглашению и наступления необходимых условий, предусмотренных соглашением, работодатель выплачивает суммы, определенные в отраслевом тарифном соглашении.

Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 ТК РФ).

Ч. ч. 5 и 6 ст. 135 ТК РФ установлено, что условия оплаты труда, определенные трудовым договором, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, не могут быть ухудшены по сравнению с установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Как установлено судом, на федеральном уровне заключено Отраслевое соглашение по авиационной промышленности Российской Федерации на 2020-2022 годы между Общественной организацией «Российский профессиональный союз трудящихся авиационной промышленности» и Общероссийским отраслевым объединением работодателей «Союз машиностроителей России», Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Отраслевое соглашение).

Отраслевое соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости (20.03.2020 № 6/20-22), размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ ы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (www.rosmi№trud.ru)

Согласно п. 1 Отраслевого соглашения, Соглашение направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций авиационной промышленности.

Факт присоединения АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение» к указанному Отраслевому соглашению, ответчиком в ходе рассмотрения дела не оспаривался.

Согласно положениям ст. 157 ТК РФ, а также специальной норме имеющейся в законе (ст. 312.9 ТК РФ), за время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника заработок оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя, если больший размер оплаты не предусмотрен коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

П. 4.16 Коллективного договора АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное соглашение» установлено, что время простоя не по вине работника (в том числе в связи с отсутствием сырья, материалов, комплектующих изделий, если работник письменно не предупредил работодателя – бригадира, мастера, других должностных лиц о начале простоя) оплачиваются согласно ст. 157 ТК РФ.

П. 45.15 Отраслевого соглашения предусматривает, что время простоя по вине работодателя (временная приостановка работы по причине экономического, технологического, технического или организационного характера, если работник в письменной или иной форме сообщил своему непосредственному руководителю или иному представителю работодателя о начале простоя; при этом работодатель фиксирует время простоя в установленных в организации документах) оплачивается в размере не менее средней заработной платы работника.

Однако, таковых в рассматриваемом случае не установлено, в спорных правоотношениях говорить о том, что режим простоя в отношении истца введен по вине работодателя не приходится, поэтому оснований для оплаты времени простоя, исходя из положений Отраслевого соглашения не имеется.

Таким образом, установленные по делу фактические обстоятельства свидетельствует о том, что иной размер оплаты за время простоя, чем тот который определен положениями ст. ст. 157 и 312.9 ТК РФ, в спорных правоотношения применен быть не может.

Следует также отметить, что к моменту рассмотрения дела приказом № 183 от 05.03.2022 оспариваемый истцом приказ № 887 от 25.11.2021 отменен, с данным приказом Цыдыпова Т-О.В. надлежаще ознакомлена. Более того, на основании предоставленной медицинской справки о перенесенном заболевании (COVID-19) истец допущена к работе, приказом № 145К от 17.02.2022 действие приказа № 823К от 20.12.2021 в отношении Цыдыповой Т-О.В. отменено.

При изложенных обстоятельствах,оснований для удовлетворения заявленных истцом требований не имеется. Нарушений трудовых прав истца ответчиком не допущено.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Исковые требования Цыдыповой Т.-О.В. к АО «Улан-Удэнское Приборостроительное производственное объединение» о признании приказов и действий незаконными, обязании допустить к работе, взыскании заработной платы за время вынужденного прогула, процентов за неисполнение обязательства, компенсации морального вреда оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Бурятия в течение одного месяца со дня составления решения в окончательной форме.

Судья: С.Л.Доржиева

В окончательной форме решение суда изготовлено 23.03.2022.

2-655/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
Цыдыпова Туя-Оширханда Владиславовна
Ответчики
АО "Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение"
Суд
Железнодорожный районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Доржиева С.Л.
Дело на странице суда
zheleznodorozhniy.bur.sudrf.ru
17.01.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.01.2022Передача материалов судье
21.01.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.01.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.02.2022Подготовка дела (собеседование)
01.02.2022Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
15.02.2022Предварительное судебное заседание
28.02.2022Судебное заседание
16.03.2022Судебное заседание
23.03.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
31.05.2022Дело оформлено
16.03.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее