Судья Волкова Е.В. № 2-959/2024 (1-я инст.)
№ 33-14851/2024 (2-я инст.)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 сентября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего судьи Корниловой Т.Г.,
судей Гросс И.Н., Котельниковой Л.П.,
при секретаре Сагакян С.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дробяскина Николая Васильевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете размера страховой пенсии, по апелляционной жалобе Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области на решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Корниловой Т.Г., судебная коллегия,
установила:
Дробяскин Н.В. обратился с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете размера страховой пенсии, указав, что ему назначена страховая пенсия по старости на основании ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Размер пенсии определен, исходя из заработной платы за период работы с 2000 по 2001.
Истец указывает, что из-за того, что Новочеркасский завод РТТА при прекращении своей деятельности не сдал документы в архив, он не смог представить справку о размере заработной платы, для определения размера пенсии.
Считает, что при расчете страховой пенсии по старости необходимо принять размер заработной платы на основании данных комсомольского и партийного билетов.
Содержащиеся в комсомольском и партийном билетах сведения доказывают факт получения заработка, имеются сведения о ежемесячном заработке. Комсомольский билет косвенно подтверждает размер заработка истца за период с 1975 по 1986, партийный билет подтверждает размер заработка за период с 1987 по 1990.
С учетом уточненных исковых требований, истец просил обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области произвести перерасчет пенсии с учетом размера заработной платы за период с 1975 по 1986 на основании данных комсомольского билета, за период с 1987 по 1990 на основании данных партийного билета, взыскать компенсацию морального вред в размере 5000 руб.
Ответчик возражал против удовлетворения требований.
Решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07.05.2024 исковые требования удовлетворены частично.
Суд обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области принять к расчету размера пенсии Дробяскина Н.В. комсомольский билет от 20.05.1975 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и партийный билет от 08.04.1987 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Обязал Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области произвести перерасчет пенсии Дробяскина Н.В.с 22.06.2023г. с учетом принятых к расчету комсомольского билета от 20.05.1975 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и партийного билета от 08.04.1987 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области с решением суда не согласилось, подав апелляционную жалобу, в которой просило его отменить и отказать истцу в иске. Апеллянт указывает, что представленные к зачету комсомольский и партийные билеты Дробяскина Н.В. никак не могут повлиять на перерасчет его пенсии, в подтверждение чего, представлен расчет, который судом первой инстанции во внимание принят не был, что нарушило право ответчика на оценку доказательств по делу.
Дробяскиным Н.В. поданы возражения на апелляционную жалобу, в которых он просит оставить решение суда без изменения.
Ознакомившись с материалами дела, доводами апелляционной жалобы, возражениями, выслушав представителя Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области –Цымаенко Н.А., поддержавшую доводы жалобы, Дробяскина Н.В., просившего оставить решение суда без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Федеральный закон от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ), вступившим в силу с 01.01.2015.
До 01.01.2015 основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии были установлены Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ).
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ законодательство Российской Федерации о страховых пенсиях состоит из названного федерального закона, Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», других федеральных законов.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
Исходя из части 1 статьи 8 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного Закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Дробякин Н.В. с 22.06.2023 является получателем страховой пенсии по старости на основании ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В соответствии с частью 4 статьи 14 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Во исполнение приведенной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила).
Пунктом 11 Правил установлено, что документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Согласно пункту 59 Правил документы, выдаваемые в целях подтверждения периодов работы, периодов иной деятельности и иных периодов, предусмотренных пунктом 2 настоящих Правил, должны содержать номер и дату выдачи, фамилию, имя, отчество застрахованного лица, которому выдается документ, число, месяц и год его рождения, место работы, период работы, профессию (должность), основания их выдачи (приказы, лицевые счета и другие документы). Документы, выданные работодателями застрахованному лицу при увольнении с работы, могут приниматься в подтверждение страхового стажа и в том случае, если не содержат основания для их выдачи.
Исходя из статьи 18 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, размер страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) определяется на основании соответствующих данных, имеющихся в распоряжении органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, по состоянию на день, в который этим органом выносится решение об установлении страховой пенсии, установлении и о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с нормативными правовыми актами, действующими на этот день.
Перерасчет размера страховой пенсии производится в случае:
1) увеличения величины индивидуального пенсионного коэффициента за периоды до 1 января 2015 года;
2) увеличения суммы коэффициентов, определяемых за каждый календарный год иных засчитываемых в страховой стаж периодов, указанных в части 12 статьи 15 настоящего Федерального закона, имевших место после 1 января 2015 года до даты назначения страховой пенсии;
3) увеличения по данным индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования величины индивидуального пенсионного коэффициента, определяемой в порядке, предусмотренном частью 18 статьи 15 настоящего Федерального закона, исходя из суммы страховых взносов на страховую пенсию, не учтенных при определении величины индивидуального пенсионного коэффициента для исчисления размера страховой пенсии по старости или страховой пенсии по инвалидности, при их назначении, переводе с одного вида страховой пенсии на страховую пенсию по старости или страховую пенсию по инвалидности, предыдущем перерасчете, предусмотренном настоящим пунктом, а также при назначении страховой пенсии по случаю потери кормильца. Такой перерасчет производится без заявления пенсионера (за исключением лиц, имеющих право на установление доли страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона) с 1 августа каждого года, а в случае перерасчета размера страховой пенсии по случаю потери кормильца - с 1 августа года, следующего за годом, в котором была назначена указанная страховая пенсия.
Размер страховых пенсий по старости урегулирован статьей 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 10 статьи 15 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до 01.01.2015, устанавливается по определенной в данной правовой норме формуле, в том числе, с учетом размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца (без учета фиксированного базового размера страховой части трудовой пенсии по старости, трудовой пенсии по инвалидности или трудовой пенсии по случаю потери кормильца и накопительной части трудовой пенсии), исчисленного по состоянию на 31.12.2014 по нормам Федерального закона от 17.12.2001 № 173-Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».
Исходя из пунктов 6, 7 Приказа Минтруда России от 28.11.2014 № 958н, для назначения страховой пенсии по старости необходимы документы: а) подтверждающие периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, включаемые (засчитываемые) в страховой стаж, правила подсчета и подтверждения которого утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий»; б) об индивидуальном пенсионном коэффициенте.
Для подтверждения дополнительных условий назначения страховой пенсии по старости и обстоятельств, учитываемых при определении ее размера, предусмотренных Федеральным законом «О страховых пенсиях», необходимы документы, в том числе, об обстоятельствах, предусмотренных Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», с учетом которых исчисляется размер страховой части трудовой пенсии по старости (без учета фиксированного базового размера указанной части трудовой пенсии по старости и накопительной части трудовой пенсии по старости) по состоянию на 31.12.2014 г. (часть 10 статьи 15 Федерального закона «О страховых пенсиях»).
В соответствии с положениями пункта 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
Согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 № 16/19па, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27.11.2001 № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» в случае невозможности определения причинителя вреда в утере первичных бухгалтерских документов органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Таким образом, данным письмом допускается возможность исчисления размеров пенсии не только исходя из первичных бухгалтерских документов, но и из документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника. При этом перечень указанных документов не носит ограниченный и исчерпывающий характер.
В соответствии со статьей 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрена судебная защита гражданских прав и согласно пункту 3 статьи 10 ГК РФ в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Согласно Письму Минтруда Российской Федерации № 8389-ЮЛ, ПФ РФ № ЛЧ-06-27/9704 от 27.11.2001 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников», в случае невозможности определения причинителя вреда, в частности в случаях наводнений, землетрясений, ураганов, органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном конкретном предприятии.
К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Данный перечень документов не является исчерпывающим, но в любом случае к этим документам установлено обязательное требование - подтверждение индивидуального характера заработка работника.
Согласно пункту 59 Устава Всесоюзного Ленинского коммунистического союза молодежи (ВЛКСМ) члены ВЛКСМ были обязаны ежемесячно уплачивать членские взносы. Ежемесячные членские взносы для членов ВЛКСМ устанавливаются в следующем размере: имеющие заработок в месяц - до 50 рублей вносят 10 копеек; от 51 до 60 рублей - 30 копеек; от 61 до 70 рублей - 35 копеек - от 71 до 80 рублей - 40 копеек - от 81 до 90 рублей - 45 копеек; - от 91 до 100 рублей - 50 копеек - от 101 до 150 рублей - 1,0 процент; - свыше 151 рубля - 1,5 процента.
Член КПСС обязан был ежемесячно лично вносить членские взносы в партийную организацию, на учете в которой он состоял (п. 6 Инструкции о членских взносах членов и кандидатов в члены КПСС, утв. Секретариатом ЦК КПСС 18.09.1967).
При приеме членских взносов принятая сумма указывалась в партийном билете (п. 7 Инструкции).
В свою очередь, ежемесячные членские взносы, как правило, были установлены в процентах от месячного заработка: от 51 до 100 руб. - 0,5%; от 101 до 150 руб. - 1,0%; от 151 до 200 руб. - 1,5%; от 201 до 250 руб. - 2,0%; от 251 до 300 руб. - 2,5%; свыше 300 руб. - 3,0%. Если заработок составлял до 50 руб., взносы уплачивались в размере 10 коп. При этом учитывались как основная зарплата, так и все виды дополнительных заработков, в частности доплата за совместительство, сверхурочную и аккордную работу, надбавки к зарплате, все получаемые премии и другие денежные вознаграждения в совокупности (п. п. 1, 2 Инструкции).
Факт принадлежности комсомольского и партийного билетов истцу, в котором указан его заработок, ответчиком не оспаривался.
В комсомольском билете, представленном суду, содержатся сведения о месячном заработке истца за периоды с июня 1975 по декабрь 1985, в партийном билете содержатся сведения о месячном заработке истца за периоды с июня 1987 по ноябрь 1989.
Комсомольский и партийные билеты оформлены в соответствии с установленными требованиями, записи о заработке и суммах взносов заверены подписью секретаря комсомольской и партийной организации и соответствующим штампом, поэтому из данных, содержащихся в комсомольском и партийном билетах, можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Согласно пункту 2 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расчетный размер трудовой пенсии при оценке пенсионных прав застрахованного лица может определяться по выбору застрахованного лица либо в порядке, установленном пунктом 3 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, либо в порядке, установленном пунктом 6 настоящей статьи.
В случае отсутствия данных о волеизъявлении пенсионера оценка пенсионных прав производится пенсионным органом по более выгодному для застрахованного лица варианту.
Принимая во внимание, что истец ввиду отсутствия первичных документов о заработной плате не может реализовать свое право на перерасчет размера пенсии из наиболее выгодного для него варианта среднемесячной заработной платы, а представленные им комсомольский и партийный билет подтверждает его фактический заработок, суд признал возможным обязать ответчика произвести перерасчет назначенной истцу пенсии с учетом сведений о заработке, указанных в комсомольском билете от 20.05.1975 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН и в партийном билете от 08.04.1987 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН.
Суд также указал, что поскольку ответчик на основании представленных истцом документов, достаточных для установления размера заработной платы истца, имел возможность произвести перерасчет его пенсии, суд пришел к выводу, что перерасчет размера пенсии с учетом требований пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ, необходимо произвести с 22.06.2023.
Разрешая требования о компенсации морального вреда, руководствуясь положениями ст.ст.150, 1099 ГК РФ, п. 31 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", суд не нашел оснований для удовлетворения указанных требований, поскольку обстоятельства, на которые истец ссылается в обоснование своих требований о компенсации морального вреда, с учетом требований закона не доказывают факт причинения ему вреда, выразившегося в нарушении личных неимущественных прав в том понимании, как это трактуется законодателем, а оснований, предусмотренных для компенсации морального вреда, независимо от вины причинителя, предусмотренных статьей 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации не представлено, то оснований для удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда не усматривается.
Судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части удовлетворенных исковых требований в силу следующего.
Согласно абзацу 7 пункта 3 статьи 30 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» при определении расчетного размера трудовой пенсии во внимание принимается среднемесячный заработок застрахованного лица за 2000 - 2001 по сведениям индивидуального (персонифицированного) учета в системе государственного пенсионного страхования, либо за любые 60 месяцев подряд на основании документов, выдаваемых в установленном порядке соответствующими работодателями либо государственными (муниципальными) органами. Свидетельскими показаниями среднемесячный заработок не подтверждается.
Пунктом 26 Перечня документов, необходимых для установления трудовой пенсии и пенсии по государственному пенсионному обеспечению в соответствии с федеральными законами «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», утвержденного Постановлением Минтруда России и Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.02.2002 НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕНпа, определено, что среднемесячный заработок застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования за 2000-2001 годы подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета.
Среднемесячный заработок за любые 60 месяцев подряд до 1 января 2002 года в течение трудовой деятельности после регистрации застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования подтверждается выпиской из индивидуального лицевого счета. В том случае, если этот заработок приходится на период до регистрации в качестве застрахованного лица в системе государственного пенсионного страхования, то соответствующий период подтверждается справками, выданными работодателями либо государственными (муниципальными) органами на основании первичных бухгалтерских документов.
В соответствии с письмом Министерства труда и социального развития Российской Федерации и Пенсионного Фонда Российской Федерации от 27.11.2001 № 8389-ЮЛ/ЛЧ-06-27/9704 «О некоторых вопросах определения среднемесячного заработка для установления пенсий в случаях утраты работодателями первичных документов о заработке работников» в случае невозможности определения причинителя вреда в утере первичных бухгалтерских документов органами, осуществляющими пенсионное обеспечение, могут быть приняты к производству документы, косвенно подтверждающие фактический заработок работника на данном предприятии. К таким документам могут быть отнесены учетные карточки членов партии и партийные билеты, учетные карточки членов профсоюза и профсоюзные билеты, учетные карточки членов комсомола и комсомольские билеты, расчетные книжки (расчетные листы), которые оформлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к оформлению первичных учетных документов по оплате труда, приказы и другие документы, из которых можно сделать вывод об индивидуальном характере заработка работника.
Таким образом, данным письмом допускается возможность исчисления размеров пенсии не только исходя из первичных бухгалтерских документов, но и из документов, косвенно подтверждающих фактический заработок работника. При этом перечень указанных документов не носит ограниченный и исчерпывающий характер.
С учетом приведенных нормативных документов суд при принятии решения должен был установить, имеются ли согласно представленных истцом комсомольского и партийного билета сведения о его заработной плате за любые 60 месяцев подряд, а также повлияют ли сведения, отраженные в указанных документах, на перерасчет пенсии. Однако, указанные юридически значимые обстоятельства судом проверены не были.
Из материалов дела следует, что решением Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 22.03.2023 суд обязал Государственное учреждение-Отделением Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области включить в страховой стаж Дробяскина Н.В. период работы с 24.07.1984 по 18.08.1992 на Новочеркасском заводе по ремонту радиотелеаппаратуры (НЗРРТА). В удовлетворении остальной части иска было отказано.
28.06.2023 ответчиком принято решение о назначении Дробяскину Н.В. пенсии по старости ст. 8 Закона № 400-ФЗ с 25.07.2022 бессрочно в размере 11502 руб. 69 коп., исходя из заработной платы за 2000-2001 года(л.д.55). На 22.06.2023 размер пенсии составил 12097 руб. 44 коп. (л.д.105). Сведений о заработной плате Дробязкина Н.В. при работе на Новочеркасском заводе по ремонту радиотелеаппаратуры (НЗРРТА) отсутствовали, поскольку предприятие за период 24.07.1984-18.08.1992 на хранения в ГКУ РО «АДЛС», Муниципальный архив г. Новочеркасска, не сдавало (л.д.129, 130)
Из материалов пенсионного дела следует, что Дробяскин Н.В. осуществлял трудовую деятельность в периоды с июля 1977 по октябрь 1979; с января 1982 по август 1982; с августа 1984 по январь 1986 - подсчет за 48 месяцев; с августа 1987 по январь 1990 - подсчет за 31 месяц.
Согласно сведениям, отраженным в комсомольском и партийном билете с апреля 1986 по июль 1987 Дробяскин Н.В. работал, однако сведений о его заработной плате отсутствуют, как нет отметок, в указанных документах об оплате членских взносов, из которых можно было исчислить размер заработной платы.
Указанные обстоятельства Дробяскиным Н.В. не оспаривались, заявленный период для перерасчета составил 48 месяцев, вместо положенных 60 месяцев.
Судебная коллегия отмечает, что из представленного ответчиком расчета размера пенсии (л.д.225-229) с учетом заработной платы по сведениям, отраженным в комсомольском и партийном билете Дробяскина Н.В. за период с апреля 1987 по ноябрь 1989 отношение по заработной плате составит 0,408, что не повлечет увеличение размера пенсии.
Так, исходя из расчета отношения заработной платы: среднемесячный заработок пенсионера 1632 + 2575,44 + 1616,11 = 5823,55 (период с апреля 1987 по ноябрь1989).
5823,55 : 60 мес. = 97,06
Среднемесячный заработок по стране за тот же период (указана среднемесячная заработная плата в расчетах за 1987, 1988, 1989 года), что заработная плата пенсионера (214,40 х 9) + (233,20 х 12) + (263 х 11): 32 (фактическое количество месяцев в зарплатный период с 01.04.1987 по 30.11.1989) = 238,16 руб.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране 97,06 : 238,16 = 0,408
За период с января 1998 по август 2001 отношение по заработной плате составит 0,046, что не повлечет увеличение размера пенсии.
455 + 1507,8 + 950 + 995 = 3907,8 (сумма заработной платы за период с января 1998 по август 2001).
3907,8 руб. : 60 мес. = 65,13
Среднемесячный заработок по стране за тот же период (приведена среднемесячная заработная плата по стране за период 1998, 1999, 2000, 2001), что заработная плата пенсионера:
(760х12)+(923+793+837+851х3+969+787+1157+1281+1086)+(1194+1324+1254+1257х3+1413+1411+1325+1528+1457+1584)+(1523х3+1724+1653+1635+1896+1550+1567+1671х3) : 40 мес. (фактическое количество месяцев за период 01.01.1998 по 31.08.2001) = 1413,85 руб.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране 65,13 : 1413,85 = 0,046
За период с августа 1984 по январь 1986 отношение заработной платы составит 0,224, что не повлечет увеличение размера пенсии.
Расчет отношения заработной платы:
Среднемесячный заработок пенсионера: 530 + 1836+291= 2657 руб.
2657 : 60 мес. = 44,28
Среднемесячный заработок по стране за тот же период (1984, 1985, 1986), что заработная плата пенсионера:
(193,2 х 5) + (199,2 х 12) + (206 х 1) : 18 мес.(фактическое количество месяцев с 01.08.1984 по 31.01.1986) = 197,92 руб.
Отношение среднемесячного заработка пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране 44,28 : 197,92 = 0,224
Поскольку во всех случаях расчетный размер пенсии на 01.01.2002 доводится до 660 руб., то страховая часть пенсии истца не измениться и составит на дату обращения в суд 206,47 руб.
С учетом приведенного расчета, судебная коллегия считает, что оснований для принятия к расчету сведений содержащихся о заработной плате Дробяскина Н.В. отраженные в комсомольском и партийном билете, не имеется, поскольку указанные сведения не повлияют на увеличение размера пенсии назначенной и выплачиваемой истцу.
Расчет истца судебной коллегией оценивается критически, поскольку он составлен с нарушением порядка расчета размера пенсии.
Учитывая, что документы о заработной плате, с учетом требуемых 60 месяцев расчетного периода, в представленных истцом комсомольском и партийном билете отсутствуют, проверенный судом расчет, подтверждает отсутствие оснований для принятия к зачету указанных периодов, судебная коллегия считает, что принятое судом первой инстанции решение подлежит отменен, с принятием нового решения, которым Дробязкина Н.В. надлежит отказать в удовлетворении заявленных исковых требований.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07 мая 2024 года
отменить, принять новое решение, которым Дробяскину Николаю Васильевичу в иске к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о перерасчете размера страховой пенсии – отказать.
Председательствующий
Судьи
Полный текст составлен 10.10.2024