Дело № 2а-1654/2020
УИД: 21RS0016-01-2020-002130-63
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
10 ноября 2020 года п. Кугеси
Чебоксарский районный суд Чувашской Республики в составе:
председательствующего судьи Кудряшовой Р.Г.,
при секретаре судебного заседания Семеновой А.А.,
с участием помощника прокурора Чебоксарского района Чувашской Республики Бельской А.А.,
административного ответчика – осужденного Шашкова А.В., участвовавшего в рассмотрении дела путем использования систем видеоконференц-связи,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Федерального казенного учреждения исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии к Шашкову Андрею Владимировичу об установлении административного надзора,
установил:
Начальник Федерального казенного учреждения Исправительная колония №6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Чувашской Республике – Чувашии (далее ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии) обратился в суд с административным исковым заявлением к Шашкову А.В., в котором просит установить в отношении последнего административный надзор на срок 3 лет с административным ограничением в виде обязательной явки три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
В обоснование заявленного требования административным истцом указано, что освобождаемый из мест лишения свободы осужденный Шашков А.В., имеющий судимость за совершение тяжкого преступления при рецидиве преступлений, в период отбывания наказания в местах лишения свободы охарактеризовал себя исключительно с отрицательной стороны, был признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с чем, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» за административным ответчиком должен быть установлен административный надзор с возложением на него указанного административного ограничения.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике, извещенный о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явился, обратился с просьбой о рассмотрении дела в его отсутствие.
Административный ответчик Шашков А.В. заявленные требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, так как административное исковое заявление было подано в суд с нарушением срока, предусмотренного ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ. Выразил несогласие с характеристикой, выданной администрацией ФКУ ИК-6, и постановлением начальника ФКУ ИК-6 о признании его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания от 29 сентября 2020 года.
Участвующая в деле помощник прокурора Бельская А.А. в заключении по делу указала, что иск подлежит удовлетворению.
Изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ и Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Согласно ч. 1 ст. 3 названного Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 этой статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость, за совершение:
1) тяжкого или особо тяжкого преступления;
2) преступления при рецидиве преступлений;
3) умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.
4) двух и более преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 228, ст. 228.3, ч. 1 ст.231, ч. 1 ст. 234.1 УК РФ.
Пунктом 1 ч. 3 ст. 3 того же Федерального закона предписано, что в отношении указанного в части 1 данной статьи лица административный надзор устанавливается, если лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 5 указанного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 приведенного Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Установление административного надзора направлено на предупреждение новых правонарушений и на оказание индивидуально-профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.
Как следует из материалов дела, приговором Долгопрудненского городского суда Московской области от 17 августа 2016 года Шашков А.В. осужден по ч. 1 ст.161 УК РФ к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Он же, Шашков А.В., осужден приговором Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 25 октября 2016 года (с учетом внесенных изменений) по ч. 1 ст. 318 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ к 2 годам 6 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
Он же, Шашков А.В., осужден приговором Калининского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 30 мая 2018 года по ч. 1 ст. 111 УК РФ с применением ч. 5 ст. 69 УК РФ к 7 годам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима. Конец срока отбывания Шашковым А.В. наказания истекает 15 декабря 2020 года.
Из представленных материалов, личного дела осужденного следует, что осужденный Шашков А.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике-Чувашии с 13 января 2017 года, был трудоустроен станочником деревообрабатывающих станков 2 разряда, уволен 25 августа 2020 года в связи с выдворением в ШИЗО. Конфликтных ситуаций в отряде старается не допускать, общается с осужденными, характеризующимися только с отрицательной стороны. Мероприятия воспитательного характера не посещает, из индивидуально-профилактических бесед должных и правильных выводов для себя не делает. Участия в общественной жизни отряда и в кружковой работе не принимает. В общении с представителями администрации учреждения ведет себя не всегда вежливо и тактично. Связь с родными и близкими поддерживает. Санитарно-гигиенические требования старается соблюдать, форму одежды и спальное место не всегда содержит в чистоте. Вину в совершенном преступлении на суде не признал.
Из анализа дисциплинарной практики в отношении осужденного следует, что за период отбывания наказания Шашков А.В. поощрений не имеет. К режиму отбывания наказания и правилам внутреннего распорядка относится крайне отрицательно, систематически допускает нарушения установленного порядка отбывания наказания, за что имеет 74 взыскания в виде выговоров (54 раз), выдворений в ШИЗО (19 раз) и карцер (1 раз). Стоит на профилактическом учете по категории <данные изъяты>.
Согласно выводам психологической характеристики осужденный Шашков А.В. нуждается в дополнительной психологической работе по развитию адаптивных форм поведения.
Постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии от 29 сентября 2020 года осужденный Шашков А.В. в соответствии с ч. 2 ст. 116 УИК РФ признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. Постановлением начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Чувашской Республике - Чувашии от 20 октября 2020 года – переведен из обычных в строгие условия отбывания наказания, в которых содержится по настоящее время.
Оснований не доверять представленным в материалы дела постановлениям, равно как и иным документам, характеризующим личность осужденного Шашкова А.В., у суда не имеется.
То обстоятельство, что постановление о признании Шашкова А.В. злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания не содержит подписи осужденного, не свидетельствует о незаконности постановления, поскольку в нем имеется отметка о том, что Шашков А.В. от подписи отказался. На момент рассмотрения административного иска, постановление от 29 сентября 2020 года о признании Шашкова А.В. злостным нарушителем в установленном законом порядке не было оспорено, незаконным не признано и не отменено. В связи с чем, доводы административного ответчика о том, что постановление о признании его злостным нарушителем, не является доказательством, суд находит несостоятельными.
В силу ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. №64-ФЗ Шашков А.В., осужденный за совершение тяжкого преступления при рецидиве, признававшийся в период отбывания наказания в местах лишения свободы злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, относится к числу тех лиц, в отношении которых обязательно устанавливается административный надзор.
В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации.
При этом обязательным является установление судом административного ограничения в виде: обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории (пункты 1, 3 части 2 названной статьи).
Руководствуясь целями и задачами Федерального закона от 6 апреля 2011г. №64-ФЗ, принимая во внимание данные о личности Шашкова А.В., освобождаемого из мест лишения свободы, отрицательно характеризующегося администрацией учреждения по месту отбывания наказания, как лицо, не вставшее на путь исправления, признававшегося злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, имевшего за период отбывания наказания многочисленные взыскания в виде выговоров, водворений в штрафной изолятор и карцер, характер и степень тяжести совершенных преступлений, в условиях рецидива, суд в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ в целях осуществления контроля за освободившимся лицом, предотвращения возможности совершения им противоправных деяний, считает необходимым установить Шашкову А.В. административный надзор на срок два года с возложением ограничения в виде обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом суд считает необходимым отметить, что в силу ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ в течение срока административного надзора с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений на основании заявления органа внутренних дел суд может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Частью 2 ст. 5 и ст. 7 указанного Федерального закона также предусмотрено, что административный надзор может быть продлен судом на срок до шести месяцев, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости в случае:
1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;
4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей 12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (в ред. Федерального закона от 1 октября 2019 г. № 331-ФЗ).
В то же время, согласно ч. 2 ст. 9 названного Федерального закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания. Следовательно, при выполнении установленных законом условий Шашков А.В. вправе обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора.
В соответствии с ч. 3 ст. 173.1 УИК РФ, ч. 7 ст. 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается исправительным учреждением не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.
В силу части 9 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации несоблюдение указанного срока не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении.
Таким образом, установленный частью 7 статьи 270 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и частью 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации срок, в который должно быть подано административное исковое заявление об установлении административного надзора, не является пресекательным, а его нарушение не может повлечь прекращение производства по административному делу или отказ в удовлетворении административного иска.
В силу п. 1 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 273 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Федерального казенного учреждения исправительная колония № 6 Управления Федеральной службы исполнения наказания по Чувашской Республике - Чувашии к Шашкову Андрею Владимировичу, освобождаемому из мест лишения свободы, об установлении административного надзора удовлетворить частично.
Установить в отношении Шашкова Андрея Владимировича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, административный надзор на срок 2 (два) года с административным ограничением в виде:
- обязательной явки 2 (два) раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Срок административного надзора исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Разъяснить Шашкову А.В., что несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, и невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет административную ответственность по ст.19.24 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Предупредить Шашкова А.В., в случае неприбытия без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора влечет уголовную ответственность по ст. 314.1 УК РФ.
На решение могут быть поданы апелляционные жалоба, представление в Верховный Суд Чувашской Республики в течение десяти дней со дня принятия судом решения через Чебоксарский районный суд Чувашской Республики.
Мотивированное решение изготовлено 10 ноября 2020 года.
Председательствующий: судья Р.Г. Кудряшова