Дело № 2а-725/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 мая 2021 г. с. Карабудахкент
Карабудахкентский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего - судьи Казаватова А.А., при секретаре Гаджиевой З.Ю.,
с участием представителей административного истца - Азизова А.Ш., Бейбулатова А.М., представителя административного ответчика - Абдуллагатова М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФГБУ «Минмелиоводхоз» РД к администрации МР «Карабудахкентский район» о признании незаконным бездействие администрации МР «Карабудахкентский район» по ненадлежащему обеспечению водоотведения и устранению неорганизованных поступлений поверхностных ливневых вод и канализационных стоков на отрезке сбросного коллектора R-15 и возложении обязанности по устранению нарушений,
установил:
ФГБУ «Минмелиоводхоз» РД обратилось в суд с вышеназванным иском, по тем основаниям, что в ходе проведенного обследования на участке сбросного коллектора R-15, особенно в период ливневых дождей, были выявлены грубые нарушения требований законодательства, связанные с попаданием в сбросной коллектор R-15 поверхностных, ливневых вод и канализационных стоков с территорий муниципального района «Карабудахкентский район», а именно стоки, формирующиеся с поселений с/о Н.Агачаул, Н.Параул, СНТ ЧОХ-РОССО. Указанные поверхностные, ливневые воды и канализационные стоки проходя через ливнепропуски под федеральной автомобильной дорогой Ростов-Баку, по рельефу местности попадают в сбросной коллектор R-15, а именно: ПК 759+32 район авторемонтной базы пос. Н. Хушет, фото № 1-2; ПК 773+77 район а/моста (маленького), фото № 2; ПК 780+00 район УТЭП; НС, фото №3; ПК 21+15 район ливнепропуска под R-15 (парники) земли СНТ ЧОХ-РОССО фото № 4 и 5; ПК 49+10 район озера «Уйташ» ливнепропуск под R-15 фото № 6. Для решения данного вопроса представители КОР филиала ФГБУ «Минмелиоводхоз РД» ещё с 2018 г. по 2021 г. неоднократно встречались с главой администрации сел. Агачаул (Салахов Рашид) и председателями с/о Н.Агачаул (Джанхуватов Исмаил) и Н.Параул (Исрапилов Магомед) с приглашением оперуполномоченного участкового Карабудахкентского района Гаджиева Изамутдина, где были указаны именно места попадания поверхностных, ливневых вод и канализационных стоков в сбросной коллектор R-15. Однако по их устранению ничего не сделано, ссылаясь на то, что на эти цели средства администрацией МР «Карабудахкентский район» не выделяет. В марте 2019 года от МУП «Водоканал» гор. Каспийск в адрес Росприроднадзора РД поступила жалоба о том, что с территорий садоводческих обществ Н.Параул и Н.Агачаул попадают канализационные стоки в сбросной коллектор R-15 и далее озера питьевого водоснабжения. После обследования и обсуждения этих вопросов с главами администраций указанных поселений было предложено до 31.03.2019 подготовить предложения по устранению выявленных нарушений, исключающие попадания ливневых и канализационных стоков с территорий Карабудахкентского района на R-15, к сожалению, соответствующие меры и по их устранению ими не были приняты. В ходе повторного обследования 01.03.2021 опять были выявлены факты попадания ливневых и канализационных стоков. Обо всех выявленных недостатках с просьбой принять меры по их устранению и дальнейшего недопущения попадания поверхностных сточных, ливневых вод и канализационных сбросов с прилегающих территорий Карабудахкентского района в сбросной коллектор R-15 неоднократно обращались главе администрации МО Карабудахкентского района, но меры по их устранению не приняты. Сложившаяся обстановка является критической и может привести к чрезвычайным ситуациям, связанным с массовым отравлением людей и требует принятия администрацией МР «Карабудахкентский район» срочных мер по устранению отмеченных нарушений Водного кодекса РФ и действующего законодательства. Потому просит признать незаконными бездействие администрации МР «Карабудахкентский район» по ненадлежащему обеспечению водоотведения и устранению неорганизованных поступлений поверхностных, ливневых вод и канализационных стоков на отрезке сбросного коллектора R-15, обязать администрацию МР «Карабудахкентский район» безотлагательно провести работы по ликвидации неорганизованных поступлений поверхностных, ливневых вод и канализационных стоков в водоохранную зону сбросного коллектора R-15.
В судебном заседании представители ФГБУ «Минмелиоводхоз» РД Азизов А.Ш., Бейбулатов А.М. требования поддержали и просили их удовлетворить в полном объёме.
Представитель администрации МР «Карабудахкентский район» Абдуллагатов М.С. требования ФГБУ «Минмелиоводхоз» РД не признал и пояснил, что администрацией проводится ряд мер по недопущению попаданий стоков в КОР. Потому просил суд в иске отказать.
Представители заинтересованного лица - прокурор Карабудахкентского района в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен в соответствии с требованиями части 1 статьи 96 КАС РФ, причин неявки не сообщил, ходатайств, в т.ч. об отложении судебного разбирательства на другой срок, не заявил. Причины неявки сторон суд признаёт неуважительными.
Кроме этого, информация о времени и месте рассмотрения дела была размещена на Интернет-сайте суда http://karabudahkentsky.dag.sudrf.ru.
Суд в соответствии со ст. 150 КАС РФ, определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Выслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает административный иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 42 Конституции РФ закреплено право граждан на благоприятную окружающую среду.
В соответствии со ст. 51 п. 2 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обеззараживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасны для окружающей среды. Сброс отходов производства и потребления на почву, поверхностные водные объекты и водосборные площади запрещается.
Аналогично этому, ч. 6 ст. 56 Водного кодекса РФ запрещает сброс в водные объекты сточных вод, содержание в которых опасных для здоровья веществ и соединений превышает нормативы допустимого воздействия на водные объекты.
В целях охраны водных объектов от загрязнения и засорения ст. 60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы также запрещает осуществлять сброс в водные объекты сточные воды, не подвергшиеся санитарной очистке, обезвреживанию (исходя из недопустимости превышения нормативов допустимого воздействия на водные объекты и нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в водных объектах).
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Частью 2 ст. 39 Водного кодекса РФ установлена обязанность собственников водных объектов и водопользователей при использовании водных объектов содержать в исправном состоянии эксплуатируемые ими очистные сооружения и расположенные на водных объектах гидротехнические и иные сооружения.
Любой сброс вод, в том числе сточных вод и (или) дренажных вод, в водные объекты является водоотведением (п. 7 ст. 1 Водного кодекса).
Под сточными водами понимаются воды, сброс которых в водные объекты осуществляется после их использования или сток которых осуществляется с загрязненной территории (п. 19 ст. 1 Водного кодекса).
Предоставление водных объектов, находящихся в федеральной собственности, в пользование для сброса сточных и дренажных вод осуществляется на основании решений о предоставлении водного объекта в пользование (ч. 2 ст. 11 Водного кодекса).
В соответствии с ч. 1 ст. 44 ВК РФ использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдение требований, предусмотренных настоящим Кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.
В силу ст. 10 Федерального закона "Об охране окружающей среды" управление в области охраны окружающей среды осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 9, п. 14, п. 21, п. 28 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения отнесена организация в границах поселения водоснабжения населения, водоотведения, а муниципального района - организация утилизации и переработки бытовых отходов, организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, организация и осуществление мероприятий по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществление в пределах, установленных водным законодательством РФ, полномочий собственника водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд.
В силу ч. 2 ст. 27 Водного кодекса к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области водных отношений, кроме полномочий собственника водных объектов, предусмотренных частью 1 настоящей статьи, относятся обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам, расположенным на территории городского поселения, и информирование населения об ограничениях водопользования на водных объектах общего пользования, расположенных на территории городского поселения.
В судебном заседании установлено, что ФГБУ «Минмелиоводхоз» РД является обслуживающей организацией канала им.Октябрьской революции.
ФГБУ «Минмелиоводхоз» РД проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в ходе которой было установлено, что участке сбросного коллектора R-15, в период ливневых дождей в сбросной коллектор R-15 попадают поверхностные, ливневые воды и канализационные стоки с территорий Карабудахкентского района. Стоки, формируются из поселений с/о Н.Агачаул, Н.Параул, СНТ ЧОХ-РОССО.
22.01.2021 главе МР «Карабудахкентский район» Амиралиеву М.Г. было направлено письмо о выявленных нарушениях и необходимости их устранении.
Вместе с тем в ходе повторного осмотра 04.03.2021 вновь выявлены факты попадания ливневых и канализационные стоков.
В соответствии со ст. ст. 1, 7 ФЗ от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", охрана окружающей среды - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.
К вопросам местного значения муниципального района относится организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления в целях решения вопросов местного значения обладают и полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом "О водоснабжении и водоотведении".
Таким образом, вследствие невыполнения должностными лицами администрации МР «Карабудахкентский район» обязанности по организации водоотведения в границах муниципального района с учетом требований законодательства на территории Карабудахкентского нарушаются гарантированные законом права граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, а также создается угроза возникновения и распространения инфекционных заболеваний.
При таких обстоятельствах, суд считает требования ФГБУ «Минмелиоводхоз» РД подлежащими удовлетворению, обязав администрацию МР «Карабудахкентский район» ликвидировать неорганизованные поступления поверхностных, ливневых вод и канализационных стоков в водоохранную зону сбросного коллектора R-15.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
решил:
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░» ░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░», - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ R-15.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░» ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ R-15.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 01.06.2021.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░