РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 17 декабря 2020 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Дадакова С.С.,
при секретаре ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Высота» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора <адрес> обратился в суд с иском к ООО УК «Высота» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой района в ноябре 2020 г. проведена проверка в деятельности ООО УК «Высота» (далее - Общество) в части исполнения требований жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.
В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного Кодекса РФ (далее - ЖК РФ) размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 261-ФЗ) производимые, передаваемые, потребляемые энергетические ресурсы подлежат обязательному учету с применением приборов учета используемых энергетических ресурсов.
Согласно п. 17 (1) Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Правила №), ресурсоснабжающая организация приступает к предоставлению коммунальной услуги соответствующего вида в соответствии с подпунктом «ж» пункта 17 настоящих Правил при условии поступления в ее адрес копий решений и протокола общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме по вопросу, указанному в пункте 4.4 части 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Как установлено ч. 5 ст. 13 Федерального закона № 261-ФЗ собственники жилых домов, собственники помещений в многоквартирных домах, введенных в эксплуатацию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых воды, тепловой энергии, электрической энергии, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию до ДД.ММ.ГГГГ.
Собственники помещений обязаны оплатить расходы на установку
общедомового прибора учета на основании счетов, за исключением случаев, когда такие расходы были учтены в составе платы за содержание и ремонт жилого помещения и (или) в составе обязательных платежей и (или) взносов, связанных с оплатой расходов на содержание, текущий и капитальный ремонт общего имущества (п. 38(1) Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
В силу положений ч. 2.3 ст. 161 ЖК РФ при управлении многоквартирным домом управляющая организация несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и(или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме, а также за предоставление коммунальных услуг.
Подпунктом «к» пункта 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном жилом доме, утвержденными постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определено, что содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя обеспечение установки и ввода в эксплуатацию коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, тепловой и электрической энергии, природного газа, а также их надлежащей эксплуатации (осмотры, техническое обслуживание, поверка приборов учета и т.д.).
В соответствии с подпунктом «с» пункта 31 Правил № также закреплена обязанность исполнителя коммунальных услуг, которым в соответствии с п. 1 указанных Правил является Управляющая компания, по обеспечению установки и ввода в эксплуатацию коллективного (общедомового) прибора учета. Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества.
Таким образом, предусмотренное законодательством обеспечение учета объема поставленных коммунальных услуг предполагает использование соответствующих приборов учета.
В соответствии с п.п. 21 (1), 30 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ресурсоснабжающая организация определяет объём ресурса, поставляемого управляющей организации в целях содержания общего имущества многоквартирного дома, с учётом наличия или отсутствия ОДПУ и технической возможности его установить.
Общедомовой прибор учета позволяет контролировать фактическое потребление ресурса в рамках дома и фиксировать реальные объемы поставленного ресурса — воды, электроэнергии, газа и тепла.
При установке общедомовых приборов учета каждому собственнику предъявляется к оплате счет, в котором, помимо общей информации о стоимости ОДПУ, имеется информация о том, сколько должен оплатить конкретный собственник.
Расходы каждого собственника определяются в виде доли, пропорциональной доле в праве общей собственности на общее имущество. Для вычисления этой доли общая площадь помещения делится на общую площадь дома и умножается на площадь общего имущества. Обязанность по установке ОДПУ возложена на собственников помещений в многоквартирном доме. При этом в задачи управляющей компании входит уведомление собственников о необходимости такой установки и контроль за исполнением на всех стадиях. Общее имущество должно содержаться в состоянии, обеспечивающем соблюдение требований законодательства РФ об энергосбережении и повышении энергетической эффективности (пп. «ж» п. 10 ПП РФ №). Обязанность обеспечить выполнение таких требований возложена на лицо, ответственное за содержание общего имущества - управляющую домом организацию. Наличие общедомовых счетчиков дает управляющей компании возможность не только снизить ОДН в своем доме, но и развернуть полноценную систему автоматизированного сбора показаний.
Так, согласно пп. «в» п. 21(1) ПП РФ №, если в доме не установлен общедомовой прибор учёта и отсутствует акт, который бы подтверждал отсутствие возможности монтажа ОДПУ, то в 2016 году РСО имеет право при расчётах объёма потреблённого ресурса применять повышающий коэффициент 1,4, а с 2017 года - 1,5.
В ходе проверки установлено, что между Обществом и МУП «Водоканал» <адрес> ДД.ММ.ГГГГ заключен договор ресурсоснабжения (на отпуск воды и прием сточных вод).
Так, согласно п. 1.3.4 Договоров исполнитель (управляющая компания) обеспечивает учет объема потребляемой холодной и горячей воды из всех источников водоснабжения, а также расход воды на нужды мест общего пользования. Оборудование общедомовых приборов (узлов) учета, установка и их эксплуатация осуществляется исполнителем (управляющей компанией), если между сторонами договора не достигнуто соглашение об ином. Вместе с тем из 295 МКД находящихся в управлении Общества общедомовыми (коллективными) приборами учета воды оснащено лишь 178 МКД.
Кроме того, сведениями об оснащенности общедомовыми и индивидуальными приборами учета газа, а также индивидуальными приборами учета воды жилых помещений, расположенных в МКД, находящихся в управлении Общество не располагает. Надлежащая эксплуатация (осмотры, техническое обслуживание, поверка) приборов учета воды, газа и электроэнергии, установленные на МКД Обществом не осуществляется.
В результате бездействия по начислению платежей собственникам жилых помещений за потребленную электроэнергию на ОДН у Общества образовалась задолженность перед АО «Чеченэнерго». Кроме того, в нарушение требований закона Общество не разрабатывает и доводит до сведения собственников помещений в многоквартирном доме предложения о мероприятиях по энергосбережению и повышению энергетической эффективности. Таким образом, Обществом нарушается право граждан как потребителей на установленный нормативными правовыми актами порядок создания правовых, экономических и организационных основ стимулирования энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Следует отметить, что прокуратурой района по поводу выявленных нарушений в адрес директора Общества ДД.ММ.ГГГГ вносилось представление о принятии действенных мер к устранению выявленных нарушений закона, их причин и условий им способствующих. Однако нарушения до настоящего времени не устранены.
Просит суд возложить на ООО УК «Высота» обязанность устранить нарушения требований жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а именно: в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить многоквартирные дома приборами учета энергоресурсов, согласно прилагаемому списку.
Помощник прокурора <адрес> ФИО2 в судебном заседании исковые требования поддерживает в полном объеме.
Ответчик представитель ООО УК «Высота» в судебное заседание не явился. В деле имеется заявлении директора ООО УК «Высота» ФИО3 о признании исковых требований в полном объеме и рассмотрении дела в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения сторон, суд принимает признание иска ответчиком, о последствиях признании иска ответчик предупрежден.
На основании ч. 3 ст. 173 ГПК РФ при признании ответчиком иска и принятии его судом принимается решение об удовлетворении заявленных истцом требований.
В соответствии со ст. 198 ГПК РФ при признании иска ответчиком в мотивировочной части решения суда может быть указано только на признание иска и принятие его судом.
При таких обстоятельствах суд находит возможным удовлетворить исковые требования заместителя прокурора <адрес> в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования заместителя прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к ООО УК «Высота» об обязании устранить нарушения жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности удовлетворить.
Возложить на ООО УК «Высота» обязанность устранить нарушения требований жилищного законодательства и законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, а именно: в течение 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу обеспечить многоквартирные дома приборами учета энергоресурсов, согласно прилагаемому списку.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чеченской Республики через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий: (подпись) С.С. Дадаков
Копия верна:
Судья: