Дело №2а-4552/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г.Калининград 21 ноября 2018 года
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Подушкина О.В.,
при секретаре Козловой Д.Н.,
рассмотрев административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС №8 по г. Калининграду к Соболь И. В. о взыскании недоимки по пне на имущество физических лиц, пене по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС №8 по г. Калининграду обратилась в суд с исковыми требованиями к Соболь И.В. о взыскании недоимки по пне на имущество физических лиц, пене по транспортному налогу, указав, что на налоговом учете в Межрайонная ИФНС России № 8 по городу Калининграду в качестве налогоплательщика состоит Соболь И. В. и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги. Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. На основании п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках. зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года. Согласно данным, полученным от органа осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, в налоговом периоде 2011-2015 календарного года за Ответчиком были зарегистрированы транспортные средства:
- «Ниссан», государственный регистрационный знак №
- «Лексус», государственный регистрационный знак №
Налоговый орган уведомлял ответчика о подлежащих уплате суммах налогов, а затем выставлял требования об уплате транспортного налога и пени. Уплата налога налогоплательщиком, являющимся физическим лицом за 2011, 2012 года производится не позднее 1 ноября, за 2013 год 5 ноября, за 2014 год 1 октября, за 2015 год 1 декабря календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физически лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются лица,- собственник имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии со ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налогов производится налоговыми органами. В соответствии с п. ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также орган технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган электронном виде сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года. На основании сведений, представленных органами, осуществляющие регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризаци в 2011-2015 годах у Ответчика имелись имущественные объекты:
- квартира по <адрес>
На основании сведений об имуществе, транспортных средствах, находящихся у налогоплательщика в собственности, налоговым органом были исчислены налоги. В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Ответчиком налоги уплачены н были, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ Налоговым органом начислен пени. Налоговым органом в отношении Соболь И.В. выставлено требование от 02.03.2017 № об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени. До настоящего время| указанная сумма в бюджет не поступила. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 НК РФ). В силу п.4 ст. 69 НК РФ налоговый орган обязан включить в требование об уплате налога сведения задолженности по налогу, размер пеней, начисленных на момент направления требования. Исходя из буквального смысла данной нормы законодательства о налогах и сборах в требовании указывается действительный размер пеней, числящихся за налогоплательщиком. Пунктом 2 ст. 75 НК РФ установлено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и не зависимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Исходя из толкования п. 1 ст.75 НК РФ, пеня является дополнительным обязательством по отношению к задолженности по налогам сборам и служит компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок в случае задержки уплаты налога. 27.02.2018 налогоплательщику было списано 1860,23 руб. задолженности по пене по налогу на имущество и 2012,44 руб. задолженности по пене по транспортному налогу, согласно Федерального закона № 436 от 28.12.2017 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», связи с чем, задолженность по пене по налогу на имущество согласно требования составила 445.74 руб. (2 305.97 руб. - 1860,23 руб. = 445.74 руб.), задолженность по пене по транспортному налогу согласно требования составила 481.01 руб. (2 493.45руб.-2012,44руб.- 481.01 руб.). Задолженность по пене по земельному налогу в сумме 2 120.51 руб. сторнирована в полном объеме. Мировым судьей 5-го судебного участка Ленинградского района города 15.12.2017 был вынесен судебный приказ №. Ответчик подал возражения относительно его исполнения, в связи с чем, на основании ст. 123.5 КАС РФ 22.02.2018 судебный приказ был отменен. Однако по данным Инспекции задолженность по налогам налогоплательщиком погашена не была, в связи с чем, просит взыскать с Соболь И. В. недоимку по пене по налогу на имущество физических лиц в размере 445.74 руб., недоимку по пене по транспортному налогу в размере 481.01 руб. на общую сумму 926.75 рублей.
В судебное заседание представитель МИФНС №8 по г.Калининграду не явился, о месте и времени судебного заседания уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Соболь И.В. в судебное заседание не явилась, о месте и времени судебного заседания уведомлена надлежащим образом с ходатайствами о рассмотрении дела в ее отсутствие либо об отложении дела не обращалась.
Согласно ч.6 ст.226 КАС РФ неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Исследовав материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Как следует из материалов дела на налоговом учете в Межрайонная ИФНС России № 8 по городу Калининграду в качестве налогоплательщика состоит Соболь И. В. и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязана уплачивать законно установленные налоги.
Согласно ст.357 НК РФ налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства. По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности.
На основании п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках. зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Согласно данным, полученным от органа осуществляющего государственную регистрацию транспортных средств, в налоговом периоде 2011-2015 календарного года за Ответчиком были зарегистрированы транспортные средства:
- «Ниссан», государственный регистрационный знак №
- «Лексус», государственный регистрационный знак №
Налоговый орган уведомлял ответчика о подлежащих уплате суммах налогов, а затем выставлял требования об уплате транспортного налога и пени.
Уплата налога налогоплательщиком, являющимся физическим лицом за 2011, 2012 года производится не позднее 1 ноября, за 2013 год 5 ноября, за 2014 год 1 октября, за 2015 год 1 декабря календарного года, следующего за истекшим налоговым периодом. Согласно ст.1 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физически лиц" плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются лица,- собственник имущества, признаваемого объектом налогообложения. В соответствии с п. 4 ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" исчисление налогов производится налоговыми органами.
В соответствии с п. ст.5 Закона РФ от 09.12.1991 №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц" органы осуществляющие регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также орган технической инвентаризации обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налоговый орган электронном виде сведения, необходимые для исчисления налогов, по состоянию на 1 января текущего года.
На основании сведений, представленных органами, осуществляющие регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также органами технической инвентаризаци в 2011-2015 годах у Ответчика имелись имущественные объекты:
- квартира по <адрес>
На основании сведений об имуществе, транспортных средствах, находящихся у налогоплательщика в собственности, налоговым органом были исчислены налоги.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки Ответчиком налоги уплачены н были, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ Налоговым органом начислен пени. Налоговым органом в отношении Соболь И.В. выставлено требование от 02.03.2017 № об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у нее задолженности и о сумме начисленной на сумму недоимки пени.
Однако до настоящего времени указанная сумма в бюджет не поступила.
В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 НК РФ).
Пунктом 2 ст. 75 НК РФ установлено, что сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и не зависимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
27.02.2018 налогоплательщику было списано 1860,23 руб. задолженности по пене по налогу на имущество и 2012,44 руб. задолженности по пене по транспортному налогу, согласно Федерального закона № 436 от 28.12.2017 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», связи с чем, задолженность по пене по налогу на имущество согласно требования составила 445.74 руб. (2 305.97 руб. - 1860,23 руб. = 445.74 руб.), задолженность по пене по транспортному налогу согласно требования составила 481.01 руб. (2 493.45руб.-2012,44руб.- 481.01 руб.).
Мировым судьей 5-го судебного участка Ленинградского района города 15.12.2017 был вынесен судебный приказ № Ответчик подал возражения относительно его исполнения, в связи с чем, на основании ст. 123.5 КАС РФ 22.02.2018 судебный приказ был отменен.
Однако по данным Инспекции задолженность по налогам налогоплательщиком погашена не была, доказательств обратного, суду не представлено.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1 статьи 31 НК РФ налоговые органы вправе взыскивать недоимки, а также пени и штрафы, установленные НК РФ.
При этом в силу части 4 статьи 289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
Как следует из содержания административного искового заявления и усматривается из материалов административного дела, в исковые требования Истцом включена только пеня по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц. Вопрос о взыскании с административного ответчика задолженности по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц административным истцом не ставится. В то же время административный истец указывает в иске, что ответчиком оплата налогов практически не производится.
В соответствии с пунктом 1 статьи 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов.
В силу пункта 3 статьи 75 НК РФ пеня исчисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса.
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 8 февраля 2007 года № 381-О-П, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога.
Согласно пункту 5 статьи 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога или сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, по смыслу действующего законодательства исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налогов. Разграничение процедуры взыскания налога и процедуры взыскания пеней недопустимо, так как дополнительное обязательство не может существовать отдельно от основного.
Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременного приняты меры к принудительному взысканию суммы налога, поскольку с истечением срока взыскания задолженности по основному обязательству истекает срок и по дополнительному обязательству, ввиду чего по истечении пресекательного срока взыскания задолженности по уплате налогов пеня не может служить способом исполнения обязанности по их уплате и с этого момента не подлежит начислению.
В определении от 17 февраля 2015 года № 422-О Конституционный Суд Российской Федерации также указал на то, что пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога.
Как уже указано выше, требование об уплате задолженности по транспортному налогу и по налогу на имущество физических лиц не является предметом поданного налоговым органом административного искового заявления. Из представленных административным истцом в материалы административного дела документов с достоверностью не следует, что налоговым органом принимались меры к принудительному взысканию недоимки по транспортному и имущественному налогам, служащей основанием к начислению истребуемой в настоящем административном деле пени.
Поскольку имеющимися в деле доказательствами не подтверждены уплата (неуплата) административным ответчиком транспортного налога и налога на имущество физических лиц за соответствующие налоговые периоды, а также принятие налоговым органом в случае неуплаты своевременных мер к принудительному взысканию сумм налога за соответствующие налоговые периоды, суд приходит к выводу о том, что оснований для взыскания с Соболь И.В. начисленной пени не имеется.
Кроме того, в соответствии со статьей 12 Федерального закона от 28 декабря 2017 года № 436-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
В силу приведенной правовой нормы задолженность Соболь И.В. по транспортному налогу за налоговые периоды 2011-2014 годы, налогу на имущество физических лиц за налоговые периоды 2011-2014 годы и пени в отношении указанных налоговых платежей на основании судебного акта взысканы быть не могут.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Межрайонной инспекции ФНС России № 8 по г.Калининграду – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд чрез Ленинградский районный суд г. Калининграда в течение месяца, с момента изготовления мотивированного решения суда.
Судья Подушкин О.В.