УИД 13RS0023-01-2023-001178-80
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
3 августа 2023 года г. Саранск
Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в составе председательствующего – судьи Парамонова С.П.,
при секретаре судебного заседания – Рогудяевой О.Е.,
с участием в деле:
истца: Егорова Владимира Дмитриевича,
его представителя Екония Людмилы Юрьевны, действующей на основании ордера от 28.07.2023 года №20, удостоверение адвоката №338,
ответчика: Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в лице представителя Начаркиной Анастасии Никитичны, действующей по доверенности, имеющей высшее юридическое образования,
ответчика: кадастрового инженера Крещенко Олега Александровича,
третьего лица: ООО «МПС-САКСЭС», конкурсного управляющего ООО «МПС-САКСЭС» Казариной Марины Михайловны,
третьего лица: Филиал ППК «Роскадастр» по Республике Мордовия,
третьего лица: кадастрового инженера Смаева Виктора Юрьевича,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Егорова В.Д. о признании не законным акта обследования объекта Насосная станция очистных сооружений №1, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер объекта №, выполненного кадастровым инженером Крещенко О.А. 27.04.2021 года; о признании не законным акта обследования объекта Насосная станция очистных сооружений №2, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер объекта №, выполненного кадастровым инженером Крещенко О.А. 27.04.2021 года; о признании не законным снятие с кадастрового учета объектов №1 и №2, расположенных по адресу <адрес>, с кадастровыми номерами № соответственно и действий по внесению соответствующих записей в государственный реестр недвижимости; об обязании восстановить в ЕГРН сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами №, существовавшие до снятия данных объектов недвижимости с кадастрового учета,
установил:
Егоров В.Д. обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия, кадастровому инженеру Крещенко О.А., с учетом уточнения исковых требований в порядкестатьи 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерациипросил суд признать незаконными акт обследования объекта - Насосной станции очистных сооружений № 1 с кадастровым номером №, расположенной по адресу: <адрес>, составленный 27 апреля 2021 года кадастровым инженером Крещенко О.А., и акт обследования объекта – Насосной станции очистных сооружений № 2 с кадастровым номером № расположенной по адресу: <адрес>, составленный 27 апреля 2021 года кадастровым инженером Крещенко О.А., признать незаконными снятие с кадастрового учета указанных объектов недвижимости и действий по внесению соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости, восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения об указанных объектах недвижимости, существовавшие ранее.
В обоснование заявленных требований указал, что определением Арбитражного суда Пензенской области от 30 мая 2022 года признано доказанным наличие оснований для привлечения контролирующего должника ООО «МПС-САКСЭС» лица Егорова В.Д. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на основании пункта 2 статьи 61.11 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
По мнению истца, размер его субсидиарной ответственности непосредственно зависит от суммы неудовлетворённых требований кредиторов должника после проведения с ними расчетов за счет реализации имущества должника ООО «МПС-САКСЭС».
ООО «МПС-САКСЭС» является собственником земельного участка с кадастровым номером № на котором расположены следующие объекты недвижимости: насосная станция очистных сооружений № 1 с кадастровым номером № и насосная станция очистных сооружений № 2 с кадастровым номером №, находящиеся по адресу: <адрес>.
Конкурсным управляющим ООО «МПС-САКСЭС» был предложен способ продажи только земельного участка без расположенных на нем объектов недвижимости.
В ходе рассмотрения дела о банкротстве ему стало известно, что указанные объекты недвижимости сняты с кадастрового учета.
Полагает указанные действия незаконными, поскольку указанные объекты существуют на местности и не являются разрушенными, снятие указанных объектов недвижимости с кадастрового учета приведет к значительному уменьшению конкурсной массы в деле о банкротстве ООО «МПС-САКСЭС» (т.д. 1, л.д. 1-8).
Определением судьи Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 8 июня 2023 года к участию в деле в качестве ответчика привлечен кадастровый инженер Крещенко О.А., в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков - ООО «МПС-САКСЭС», конкурсный управляющий ООО «МПС-САКСЭС» Казарина М.М., Филиал ППК «Роскадастр» по Республике Мордовия.
В судебное заседание истец Егоров В.Д. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
В судебном заседании представитель истца Екония Л.Ю. заявленные Егоровым В.Д. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд их удовлетворить с учетом заявления об уточнении исковых требований.
В судебном заседании представитель ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия Начаркина А.Н. заявленные исковые требования не признала, просила суд отказать в их удовлетворении.
В судебное заседание ответчик кадастровый инженер Крещенко О.А. не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил.
В судебное заседание представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков Филиала ППК «Роскадастр» по Республике Мордовия не явился, о времени и месте рассмотрения дела указанное лицо извещено своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки своего представителя суд не известило.
В судебное заседание третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчиков конкурсный управляющий ООО «МПС-САКСЭС» Казарина М.М., кадастровый инженер Смаев В.Ю. не явились, о времени и месте рассмотрения дела указанные лица извещены своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суд не известили.
Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, допросив свидетеля, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 46 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав осуществляются на основании заявления, за исключением установленных настоящим Федеральным законом случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном настоящим Федеральным законом порядке (часть 1). Основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является, в том числе, акт обследования (при государственном кадастровом учете и государственной регистрации прекращения прав либо при государственном кадастровом учете в связи с прекращением существования здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения или машино-места) (пункт 7.4 части 2). Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости (пункт 3 части 3).
Из материалов дела следует, что ООО «МПС-САКСЭС» на праве собственности принадлежали насосная станция очистных сооружений № 1 с кадастровым номером № и насосная станция очистных сооружений № с кадастровым номером №, расположенные на земельном участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
Решением Арбитражного суда Пензенской области от 11 марта 2019 года ООО «МПС-САКСЭС» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на шесть месяцев. Конкурсным управляющим утверждена Казарина М.М.
Определением Арбитражного суда Пензенской области от 23 мая 2022 года признано доказанным наличие оснований для привлечения контролирующего должника лица Егорова В.Д. к субсидиарной ответственности по обязательствам должника на основании части 2 статьи 61.11 Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».
1 июня 2021 года конкурсный управляющий ООО «МПС-САКСЭС» Казарина М.М. обратилась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия с заявлениями о снятии с государственного кадастрового учета и прекращении права собственности в отношении спорных объектов недвижимости на основании актов обследования от 27 апреля 2021 года, подготовленных кадастровым инженером Крещенко О.А., и решений собственника о сносе указанных объектов от 27 апреля 2021 года.
Согласно актам обследования от 27 апреля 2021 года, подготовленным кадастровым инженером Крещенко О.А., в ходе проведения кадастровых работ зафиксировано полное разрушение здания (насосная станция очистных сооружений № 2) площадью 18,7 кв. м с кадастровым номером № и здания (насосная станция очистных сооружений № 1) площадью 18,7 кв. м с кадастровым номером №, расположенных по адресу: <адрес> в актах указаны на основании решений собственника о сносе здания.
Из решений собственника о сносе зданий от 27 апреля 2021 года, подписанных конкурсным управляющим ООО «МПС-САКСЭС» Казариной М.М., следует, что ООО «МПС-САКСЭС» подтверждает принятие собственником добровольного решения о сносе зданий (насосная станция очистных сооружений с кадастровым номером № и насосная станция очистных сооружений № 1 с кадастровым номером №), расположенных по адресу: <адрес>, в результате их разрушения и невозможностью дальнейшего использования по назначению, и на основании того, что данные здания были снесены в 2017 году.
В этой связи, 16 июня 2021 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о снятии указанных объектов недвижимости с кадастрового учета и прекращении права собственности ООО «МПС-САКСЭС».
Из доводов, изложенных в исковом заявлении, следует и не оспаривается сторонами, что об указанных действиях Егорову В.Д. стало известно 2 марта 2023 года.
Согласно статье 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» акт обследования представляет собой документ, в котором кадастровый инженер в результате осмотра места нахождения здания, сооружения, помещения, машино-места или объекта незавершенного строительства с учетом имеющихся сведений Единого государственного реестра недвижимости о таком объекте недвижимости, а также иных предусмотренных требованиями к подготовке акта обследования документов подтверждает прекращение существования здания, сооружения или объекта незавершенного строительства в связи с гибелью или уничтожением такого объекта недвижимости либо прекращение существования помещения, машино-места в связи с гибелью или уничтожением здания или сооружения, в которых они были расположены, гибелью или уничтожением части здания или сооружения, в пределах которой такое помещение или такое машино-место было расположено (часть 1). Акт обследования подготавливается в форме электронного документа и заверяется усиленной квалифицированной электронной подписью кадастрового инженера, подготовившего такой акт. Акт обследования, если это предусмотрено договором подряда, также подготавливается в форме документа на бумажном носителе, заверенного подписью и печатью подготовившего такой акт кадастрового инженера, для передачи его заказчику по договору подряда (часть 2). Форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке устанавливаются органом нормативно-правового регулирования (часть 3).
На момент составления оспариваемых актов (27 апреля 2021 года) форма и состав сведений акта обследования, а также требования к его подготовке регламентировались Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2015 года № 861 «Об утверждении формы и состава сведений акта обследования, а также требований к его подготовке».
Согласно пункту 3 Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2015 года № 861 (далее – Требования), акт подготавливается на основании сведений, полученных в результате осмотра места нахождения объекта недвижимости с учетом сведений Единого государственного реестра недвижимости, а также иных документов, подтверждающих прекращение существования объекта недвижимости или являющихся основанием для сноса объекта недвижимости. Указанные документы, за исключением документов, содержащих сведения Единого государственного реестра недвижимости, включаются в состав приложения к Акту (далее - Приложение).
В случае отсутствия в составе Приложения соответствующих документов в строке "Заключение кадастрового инженера" должна быть приведена причина их неиспользования.
Пунктом 5 Требований установлено, что в состав Акта включаются следующие сведения: об объекте недвижимости, в отношении которого проводятся кадастровые работы, о заказчике кадастровых работ, о кадастровом инженере и дате подготовки Акта, о документах, использованных при подготовке Акта.
В ходе судебного разбирательства установлено, что акты обследования спорных объектов недвижимости от 27 апреля 2021 года составлены на основании решений собственника о сносе указанных объектов от 27 апреля 2021 года, подписанных конкурсным управляющим ООО «МПС-САКСЭС» Казариной М.М.
Доказательств обратного суду не представлено.
Вместе с тем, какие-либо доказательства, свидетельствующие о том, что кадастровый инженер Крещенко О.А. при подготовке оспариваемых актов обследования и проведении кадастровых работ проводил непосредственный осмотр объектов недвижимости на местности (насосная станция очистных сооружений с кадастровым номером № и насосная станция очистных сооружений № 1 с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>), не представлено.
Кроме того, в решениях собственника о сносе указанных объектов от 27 апреля 2021 года, подписанных конкурсным управляющим ООО «МПС-САКСЭС» Казариной М.М., указано на то, что спорные объекты недвижимости снесены в 2017 году. Тогда как конкурсным управляющим ООО «МПС-САКСЭС» он утверждена 11 марта 2019 года.
Какие-либо достоверные и допустимые доказательства, подтверждающие снос указанных объектов недвижимости в 2017 года, суду также не представлены.
Также 21 октября 2017 года между ФИО1 (продавец) и ООО «МПС-САКСЭС» (покупатель) заключены договоры купли-продажи спорных насосных станций, на основании которых за указанным лицом зарегистрировано право собственности на данные объекты.
Указанные обстоятельства ставят под сомнение заключение конкурсного управляющего ООО «МПС-САКСЭС» Казариной М.М., изложенное в решениях собственника о сносе спорных объектов недвижимости от 27 апреля 2021 года, об их сносе в 2017 году.
Согласно справкам от 7 апреля 2022 года, выданным кадастровым инженером Смаевым В.Ю., по состоянию на дату выдачи настоящих справок насосная станция очистных сооружений № 2 с кадастровым номером № и насосная станция очистных сооружений № 1 с кадастровым номером № расположенные по адресу: <адрес>, существуют в натуре, расположены в пределах границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью 49956 кв. м, назначение участка: для размещения объектов промышленности, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир д. 63, участок находится примерно в 60 метров, по направлению на юго-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
Из заключений кадастрового инженера ООО «ГеоМир» ФИО2. № 01/06 от 7 июня 2023 года и № 02/06 от 7 июня 2023 года следует, что 7 июня 2023 года произведено натурное обследование объектов «Здание насосной станции очистных сооружений № 2» с кадастровым номером № и объекта «Здание насосной станции очистных сооружений № 1» с кадастровым номером № расположенных по адресу: <адрес>, в результате чего выявлено соответствие указанных объектов определению, содержащемуся в части 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации. В результате визуального осмотра выявлено, что данные объекты капитального строительства не разрушены и расположены в границах земельного участка с кадастровым номером № К указанным заключениям приложена фототаблица, датированная 7 июня 2023 года, на которой отображены кирпичные здания круглой формы.
В судебном заседании в качестве свидетеля допрошен кадастровый инженер ФИО2 который показал, что на земельном участке с кадастровым номером № расположены два объекта капитального строительства в виде насосных станций очистных сооружений № 1 и № 2. При непосредственном визуальном осмотре указанных объектов им было установлено, что они не разрушены, имеют круглую форму. Насосные станции расположены в пределах указанного земельного участка, ошибка в определении кадастрового номера земельного участка, его границ исключена. На фототаблице, приложенный к заключениям, отражены именно спорные объекты. Фотосъемка производилась при непосредственном осмотре 7 июня 2023 года. Насосная станция очистных сооружений № 2 располагается позади земельного участка по адресу: <адрес>. Насосная станция очистных сооружений № 1 располагается левее <адрес> Республики Мордовия. Подобного рода объектам почтовые адреса не присваиваются. Кадастровый инженер, подготовивший акты обследования от 27 апреля 2021 года, возможно на месте не осматривал указанные объекты, поскольку установить их местоположение возможно из любой точки, они просматриваются из любой точки земельного участка. Кроме того, указанные объекты не являются вновь построенными, что усматривается из представленных фотоматериалов.
Показания указанного лица суд находит достоверными, относимыми, поскольку они согласуются с другими доказательствами по делу, в частности, со справками кадастрового инженера Смаева В.Ю. от 7 апреля 2022 года, основания не доверять которым у суда отсутствуют.
Таким образом, оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что акты обследования от 27 апреля 2021 года, подготовленные кадастровым инженером Крещенко О.А., не соответствуют требованиям статьи 23 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» и положениям Требований к подготовке акта обследования, утвержденных Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 20 ноября 2015 года № 861, поскольку доказательств осмотра места нахождения спорных объектов недвижимости кадастровым инженером Крещенко О.А. суду не представлено. Стороной истца представлены доказательства, свидетельствующие о том, что спорные объекты недвижимости существуют и не являются разрушенными. Следовательно, заявленные Егоровым В.Д. исковые требования о признании указанных актов обследования незаконным являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 4 статьи 29 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» орган регистрации прав при отсутствии оснований для возврата представленных заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов без рассмотрения осуществляет одно из следующих действий: государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав - в случае отсутствия оснований для отказа в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав, в том числе после устранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; уведомляет о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии оснований для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; уведомляет об отказе в государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав - в случае неустранения причин, которые препятствовали осуществлению государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и наличие которых послужило основанием для приостановления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав; уведомляет о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав - при наличии заявления о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.
Из положений действующего законодательства следует, что орган государственной регистрации при проведении правовой экспертизы документов, подготовленных кадастровым инженером, не осуществляет проверку достоверности содержащихся в таких документах сведений. Кроме того, государственный регистратор в ходе проведение правовой экспертизы не наделен полномочиями по осуществлению выезда на место нахождения объекта недвижимости с целью сравнения сведений из представленных документов с фактической ситуацией на местности, правовая экспертиза проводится на основании представленных документов.
Действия по снятию спорных объектов недвижимости с государственного кадастрового учета и внесению соответствующих записей в Единой государственный реестр недвижимости совершены Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия на основании актов обследования от 27 апреля 2021 года, подготовленных кадастровым инженером Крещенко О.А., признанных судом незаконными. На момент совершения указанных действий, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия действовало в пределах представленных ему полномочий, будучи введенным в заблуждение актами кадастрового инженера Крещенко О.А.
Тем не менее, права Егорова В.Д. указанными действиями нарушены, что вытекает из существа спора.
В этой связи, исковые требования Егорова В.Д. в части признания незаконными снятия с кадастрового учета указанных объектов недвижимости и действий по внесению соответствующей записи в Единый государственный реестр недвижимости, восстановления в Едином государственном реестре недвижимости сведений об указанных объектах недвижимости, существовавших ранее, являются законными, обоснованными и также подлежат удовлетворению.
Исходя из изложенного, оценивая достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, разрешая дело по представленным доказательствам, в пределах заявленных истцом требований и по указанным им основаниям, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
исковые требования Егорова Владимира Дмитриевича к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и к кадастровому инженеру Крещенко Олегу Александровичу удовлетворить.
Признать не законным акт обследования объекта Насосная станция очистных сооружений №1, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер объекта №, выполненного кадастровым инженером Крещенко О.А. 27.04.2021 года.
Признать не законным акт обследования объекта Насосная станция очистных сооружений №2, расположенного по адресу <адрес>, кадастровый номер объекта №, выполненного кадастровым инженером Крещенко О.А. 27.04.2021 года.
Признать не законным снятие с кадастрового учета объектов №1 и №2, расположенных по адресу <адрес>, с кадастровыми номерами №, соответственно и действия по внесению соответствующих записей в государственный реестр недвижимости.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия восстановить в Едином государственном реестре недвижимости сведения об объектах недвижимости с кадастровыми номерами № расположенных по адресу: <адрес>, существовавшие до снятия данных объектов недвижимости с кадастрового учета.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 8 августа 2023 года.
Судья С.П. Парамонов