Дело № 2а-3535/2016
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
** ** 2016 года города Псков
Псковский городской суд Псковской области в составе
председательствующего Пантелеевой И.Ю.
при секретаре Кузнецовой А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Иванова А.А. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области о признании незаконными решения Управления Федеральной налоговой службы, налогового уведомления и обязании произвести перерасчет транспортного налога,
УСТАНОВИЛ:
Иванов А.А. обратился в суд с административным иском к Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области о признании незаконными решения № ** от ** ** 2016 года, налогового уведомления № ** от ** ** 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год, перерасчете транспортного налога по налоговому уведомлению № ** за 2012 год и обязании произвести перерасчет транспортного налога за 2014 год.
В обоснование иска указано, что до 2015 года Иванову А.А. на праве собственности принадлежали транспортные средства: А., г.р.з. **, и Ауди А-8, г.р.з. **.
В ** ** 2016 года истцу поступило налоговое уведомление № ** от ** ** 2015 года о расчете транспортного налога за 2014 год и перерасчете транспортного налога по налоговым уведомлениям № ** за 2012 год на общую сумму 50151 руб.
При этом в налоговом уведомлении приведен расчет и перерасчет транспортного налога, исходя из мощности двигателя, несоответствующей паспорту транспортных средств.
Так, в налоговом уведомлении указана измененная мощность двигателя автомобиля А., 1986 года выпуска – 182 лошадиных сил; А., 1995 года выпуска – 299 лошадиных сил.
Вместе с тем на момент нахождения автомобилей в собственности Иванова А.А. в паспорте транспортного средства указано, что мощность двигателя автомобиля А. – 136 лошадиных сил; А. – 220 лошадиных сил.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области № ** от ** ** 2016 года жалоба истца оставлена без удовлетворения.
Административный истец считает действия административных ответчиков незаконными, поскольку согласно действующему налоговому законодательству обязанность по уплате транспортного налога возникает у налогоплательщика в соответствующий налоговый период, которым признается один календарный год, и прекращается его окончанием.
Иванов А.А. является добросовестным налогоплательщиком, налог за 2012-2013 годы оплачен своевременно; таким образом, его обязанность по уплате транспортного налога прекратилась в связи с его полной уплатой. Налоговый кодекс Российской Федерации не определяет порядок и сроки проведения перерасчета транспортного налога, неправильно исчисленного налоговым органом. Такое исчисление возможно только за предыдущий налоговый период и только в случае изменений налоговых обязательств. Кроме того, административный истец считает, что мощность двигателя, указанная в паспорте транспортного средства, никаких пересчетов не требует, поскольку она изменилась в 2014 году после отчуждения автомобилей, в связи с чем только новому собственнику рассчитывается транспортный налог исходя из новой мощности.
На основании изложенного, административный истец просит признать незаконными решение № ** от ** ** 2016 года, налоговое уведомление № ** от ** ** 2015 года об уплате транспортного налога за 2014 год и перерасчете транспортного налога по налоговому уведомлению № ** за 2012 год и обязать произвести перерасчет транспортного налога за 2014 год.
В судебном заседании административный истец Иванов А.А. административный иск поддержал; просил заявленные требования удовлетворить. При этом указал, что фактически действия МИФНС России № 1 по Псковской области законны, перерасчет транспортного налога произведен на основании сведений, представленных ГИБДД. Автомобиль А. продал в 2014 году в связи с увеличением мощности двигателя и соответственно транспортного налога. Считает виновными сотрудников ГИБДД, которые ранее при постановке на учет его автомобилей не проверили данные мощности двигателя указанные в ПТС.
Представитель административного ответчика - МИФНС России № 1 по Псковской области Акбашева Ж.А., Управления Федеральной налоговой службы по Псковской области Шелег И.В. административный иск не признали; пояснили, что инспекция на основании полученных из УГИБДД УМВД России по Псковской области сведений в налоговом уведомлении № ** от ** **2013 исчисляла транспортный налог за 2012 год по сроку уплаты ** **2013 по двум транспортным средствам в сумме 19900 руб., в том числе в отношении автомобиля А. в сумме 3400 руб. (136л.с. х 25 руб.), автомобиля А. – 16500 руб. (220 л.с. х 75 руб.); аналогичный расчет производился и в последующие периоды. ** ** 2014 года в инспекцию поступили корректирующие сведения из ГИБДД УМВД России по Псковской области о мощности двигателя автомобиля А., которая составила 182 л.с.; ** ** 2014 года - о мощности двигателя автомобиля А., которая составила 299 л.с. На основании полученных сведений инспекция в адрес налогоплательщика направила налоговое уведомление № ** от ** **2015, в котором исчислила транспортный налог за 2014 год в сумме 32933 руб. в отношении названных автомобилей, исходя из налоговой базы с учетом измененной мощности двигателя. В этом же уведомлении с учетом п. 4 ст. 397 НК РФ, сделан перерасчет транспортного налога за 2012 год по данным транспортным средствам, поскольку мощность их двигателей, согласно информации ГИБДД, изменилась. Кроме того, указала, что определение мощности двигателя транспортного средства относится к компетенции органов, осуществляющих его государственную регистрацию в соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 № 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации». Правилами регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД России, утвержденными Приказом МВД России от 24.11.2008 № 1001 «О порядке регистрации транспортных средств», изменение регистрационных данных в паспортах транспортного средства отнесено к компетенции ГИБДД МВД России. Так, согласно сведениям УГИБДД УМВД России по Псковской области ** ** 2014 года при замене свидетельства о регистрации автомобиля А. в регистрационные документы внесены изменения мощности двигателя с использованием справочной информации с 220 л.с. на 299 л.с.; ** **.2014 при изменении собственника транспортного средства А. в регистрационные документы внесены изменения мощности двигателя со 136 л.с. на 182 л.с. Информация о замене двигателей транспортных средств, изменении их мощности до внесения изменений отсутствует, следовательно спорные автомобили изначально имели мощность двигателей 182 л.с. и 299 л.с., в связи с чем в ПТС отражены соответствующие изменения.
Представитель заинтересованного лица – УМВД России по Псковской области Столярова Е.А. в судебном заседании пояснила, что изменение регистрационных данных в паспортах транспортных средств отнесено к компетенции ГИБДД МВД России; поскольку сотрудником МРЭО ГИБДД УМВД России по Псковской области были установлены некорректные сведения о мощности двигателей спорных автомобилей, содержащиеся в ПТС, то им в графу «Особые отметки» паспортов транспортных средств внесены соответствующие изменения, которые послужили основанием для исчисления транспортного налога исходя их измененной мощности двигателя.
Выслушав объяснения административного истца Иванова А.А., представителей административных ответчиков, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с пунктом 1 ст. 3 Налогового кодекса РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. При этом в силу ст. 44 Налогового кодекса РФ на налогоплательщика возложена обязанность по уплате налога при наличии оснований, установленных Налоговым кодексом РФ или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Согласно со ст. 357 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговая база в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, определяется как мощность указанного двигателя, выраженная в лошадиных силах (подпункт 1 пункт 1 статьи 359).
В силу абзаца 1 пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с абзацем 3 пункта 3 статьи 363 Налогового кодекса Российской Федерации, налогоплательщики, указанные в абзаце первом настоящего пункта, уплачивают налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления, указанного в абзаце втором настоящего пункта.
Пунктом 1 статьи 362 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
В силу пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 10.12.1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов.
Согласно постановлению Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18.05.1993 года N 477 "О введении паспортов транспортных средств" и Правилам регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных приказом МВД России от 24.11.2008 года "О порядке регистрации транспортных средств", основным документом, действующим на территории Российской Федерации для регистрации транспортных средств и допуска их к эксплуатации и участию в дорожном движении является паспорт транспортного средства.
В соответствии с пунктом 4 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации N 938 от 12.08.1994 года "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" установлено, что регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации осуществляют подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее именуется - Государственная инспекция) - автомототранспортных средств, имеющих максимальную конструктивную скорость более 50 км/час, и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования.
Таким образом, налоговые органы, определяя налоговую базу и налоговую ставку для исчисления суммы транспортного налога по конкретному транспортному средству, если налогоплательщиком является физическое лицо, руководствуются сведениями, содержащимися в паспорте транспортного средства, которые предоставлены органом, осуществляющим государственную регистрацию транспортных средств.
Из материалов дела следует, что до 2015 года Иванов А.А. являлся владельцем транспортных средств: А., г.р.з. **, и А., г.р.з. **.
В ** ** 2016 года МИФНС России № 1 по Псковской области направило административному истцу налоговое уведомление № ** от ** ** 2015 года о расчете транспортного налога за 2014 год и перерасчете транспортного налога по налоговым уведомлениям № ** за 2012 год на общую сумму 50151 руб.
Судом установлено, что налоговым органом было произведено начисление за 2014 год, перерасчет за 2012 год подлежавшего уплате Ивановым А.А. за зарегистрированные на его имя транспортные средства в связи с выводом о неправильном исчислении налога, поскольку ранее в отношении спорных автомобилей административным ответчиком производился расчет транспортного налога исходя из мощности двигателя автомобиля А. – 136 лошадиных сил; А. – 220 лошадиных сил, тогда как, их фактическая мощность составляла 182 л.с. и 299 л.с. соответственно.
Обновленные сведения в налоговый орган из органа, регистрирующего транспортные средства, поступили в 2015 году, в связи с чем инспекцией было произведено начисление транспортного налога за 2014 год, исходя из измененной информации, а за налоговый период - 2012 года перерасчет за разницу в мощности двигателей автомобилей.
Учитывая вышеуказанные нормы закона, суд полагает, что до представления в инспекцию дополнительных обновленных сведений о транспортных средствах, принадлежавшим административному истцу, налоговый орган возможности обнаружения недоимки по налогу за 2014, 2012 годы не имел, поэтому предъявление налогоплательщику уведомления о расчете транспортного налога за 2014 год и перерасчете транспортного налога по налоговым уведомлениям № ** за 2012 год на общую сумму 50151 руб., обоснованно. Несвоевременное начисление налоговым органом налога ввиду отсутствия необходимых сведений налогоплательщика от предусмотренной законом обязанности его уплаты не освобождает.
Таким образом, действия Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области по осуществлению расчета транспортного налога за 2014 год и перерасчет за 2012 год совершены в соответствии с действующим законодательством, прав и охраняемых законом интересов Иванова А.А. не нарушают.
Исходя из изложенного, требования Иванова А.А. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области о признании налогового уведомления незаконным и обязании произвести перерасчет транспортного налога, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.
При таких обстоятельствах, требования административного истца заявленные к Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области о признании решения № ** от ** ** 2016 года незаконным также удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Иванова А.А. к Межрайонной ИФНС России № 1 по Псковской области, Управлению Федеральной налоговой службы по Псковской области о признании незаконными решения Управления Федеральной налоговой службы, налогового уведомления и обязании произвести перерасчет транспортного налога отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме в Псковский областной суд через Псковский городской суд.
Судья И.Ю. Пантелеева
Мотивированное решение изготовлено ** ** 2016 года.
Решение не вступило в законную силу.