Дело № 2-1485/15
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 сентября 2015 года г. Владимир
Фрунзенский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Баторшиной Н.Х.
при секретаре Леуш О.Б.
с участием истца Воробьевой Н.А.
представителя ответчика Жуковой А.Н.
(по доверенности № 4 от 12.01.2015 г. на срок по 31.12.2015 г.)
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Воробьевой Н.А. к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии,
УСТАНОВИЛ:
Воробьева Н.А. обратилась в суд с иском к Управлению Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в городе Владимире Владимирской области (далее – УПФР в г. Владимире) о включении в специальный стаж периодов работы и назначении досрочной трудовой пенсии. В обоснование заявленных требований указала, что решением УПФР в г. Владимире Владимирской области от 16.08.2014г. № 703 ей отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, так как исключены из специального стажа периоды ее работы: с 01.10.1991г. по 18.05.1992г. - в должности заведующей в здравпункте «......» в ...... горбольнице, с 19.05.1992г. по 14.09.1993г. - в должности выездного фельдшера скорой помощи в ...... горбольнице, с 01.06.2000г. по 11.06.2001г. - в должности медицинской сестры в отделении реанимации и анестезиологии во ...... онкологическом диспансере и период нахождения на курсах усовершенствования с 15.05.1997г. по 30.06.1997г. Считает действия УПФР в ...... незаконными по следующим основаниям. В Списке № 781 среди должностей поименована должность заведующего фельдшерским здравпунктом – фельдшера (медицинской сестры), а среди учреждений – Больницы всех наименований (пункт 1). В период с 01.10.1991г. по 18.05.1992г. она работала именно в должности заведующего фельдшерским здравпунктом – фельдшера в ...... горбольнице. Фактически работодателем было допущено сокращенное наименование ее должности в записи о приеме на работу (должность заведующего не дополнена наименованием специальности). Кроме того, в оспариваемый период она работала в здравпункте в единственном числе, выполняя обязанности и заведующего и фельдшера. Во время работы в здравпункте «......» в ее функциональные обязанности входило оказание первой медицинской помощи работникам предприятий при травмах, простудных заболеваниях и острых отравлениях, организация и проведение диспансеризации и периодических медицинских осмотров работающих, проведение вакцинации и иммунизации по эпидпоказаниям, контроль за соблюдением санитарно - эпидемиологического режима в санитарно-бытовых помещениях, ежедневный осмотр водителей, проведение лечебных манипуляций, отпуск физиопроцедур, проведение санитарно - просветительской работы и т.д. На нее, как на заведующую, одновременно были возложены функции по обеспечению здравпункта необходимым инструментарием, медикаментами, перевязочным материалом и мягким инвентарем. Она несла личную ответственность за санитарно-гигиеническое состояние здравпункта, регулярно проводила необходимые дезинфекционные мероприятия. За заведывание здравпунктом она получала лишь доплату в размере ...... в месяц, в соответствии с Инструкцией о порядке исчисления заработной платы работников здравоохранения и социального обеспечения, утвержденной приказом Минздрава СССР от 10.11.1986г. № 1480. Более того, оспариваемый период ее работы приходится на время действия Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 464. Одновременно, согласно Требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов, осуществляющих профессиональную (медицинскую и фармацевтическую деятельность) на должностях врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденным приказом Минздрава РФ от 19.12.1994г. № 286, среди должностей среднего медицинского персонала со средним медицинским образованием поименована должность заведующего, в то числе здравпунктом. Не согласна с решением УПФР в г. Владимире и в части исключения из ее специального стажа периода работы с 19.05.1992г. по 14.09.1993г. в должности выездного фельдшера скорой помощи в ...... горбольнице. Действительно, такие наименования должностей, как «выездной фельдшер скорой помощи», «выездной фельдшер» не содержатся в Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781. Однако, как в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения от 15.10.1999г. (приказ Минздрава РФ № 377), так и в Списке от 29.10.2002г. предусмотрены лишь три должности по специальности «фельдшер»: фельдшер, фельдшер-лаборант и старший фельдшер. В 1987 году она закончила ...... медицинское училище по специальности «фельдшер». Фактически, наименование ее должности «выездной фельдшер скорой помощи» в записи о переводе на данную должность, внесено работодателем (главным врачом ...... городской больницы) в ее трудовую книжку произвольно. Полагает, что некорректное (ненормативное) наименование должности в трудовой книжке, как не зависящее от нее обстоятельство, не должно повлечь за собой ограничения ее прав на пенсионное обеспечение. Работая в должности «выездного фельдшера», она непосредственно выполняла работу фельдшера, а именно, оказывала доврачебную помощь больным и пострадавшим в объеме требований квалификационной характеристики фельдшера скорой помощи. Дополнительный термин «выездной» при записи наименования должности «фельдшер», указывает на особый характер оказания медицинских услуг (вне лечебного учреждения), что требует от медицинского персонала более высокого уровня профессиональной подготовки, готовности к работе в экстремальных условиях. При этом значительно возрастает ответственность за конечные результаты труда, и как следствие, психоэмоциональное напряжение. Более того, оспариваемый период ее работы в должности выездного фельдшера скорой помощи также приходятся на время действия Постановления Совмина РСФСР от 06.09.1991г. № 464, согласно которому в выслугу лет включалась работа среднего медицинского персонала независимо от наименования должности. В Списке, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, среди должностей среднего медперсонала поименована должность медицинской сестры, а среди учреждений - диспансеры, в том числе онкологический (пункт 15). С 01.06.2000г. по 11.06.2001г. она работала именно в должности медицинской сестры в отделении анестезиологии и реанимации во ...... онкологическом диспансере. Решение УПФ РФ в городе Владимире об отказе во включении данного периода в ее специальный стаж основано лишь на том факте, что работодатель допустил некорректные наименования ее должности при составлении штатных расписаний учреждения на 2000-2001 годы, согласно которых ее должность именуется как «медсестра для обеспечения работы палат реанимации». В то же время, такое наименование должности «медсестра для обеспечения работы палат реанимации» не предусмотрена (и никогда ранее не была предусмотрены) ни Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала в учреждениях здравоохранения, ни типовыми Штатами и штатными нормативами учреждений здравоохранения, утвержденными приказами Минздрава РФ (СССР). Правильное (нормативное) наименование ее должности «медицинская сестра» указано в ее трудовой книжке и подтверждено уточняющей справкой работодателя. Считает, что некорректные записи должностей работников, имеющие место в штатных расписаниях учреждения не могут являться основанием ограничения пенсионных прав граждан, тем более что ответственность за составление штатных расписаний, относящихся к локальным нормативным актам и не требующих ознакомления работников, лежит полностью на работодателе. Более того, полагаю, что данный период подлежит включению в ее специальный стаж не в календарном, а в льготном исчислении по следующим основаниям. В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, среди структурных подразделений стационаров поименованы отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, реанимации и интенсивной терапии, а среди должностей - медицинские сестры и медицинские сестры - анестезисты. А так как в период с 01.06.2000г. по 11.06.2001г. она работала именно в должности медицинской сестры в отделении анестезиологии и реанимации то он должен быть включен в ее специальный стаж в льготном исчислении: один год работы как один год и 6 месяцев. Считаю не основанным на законе решение УПФР в городе Владимире и в части исключения из ее специального стажа периода нахождения на цикле усовершенствования (повышения квалификации) с 15.05.1997г. по 30.06.1997г. по следующим основаниям. При направлении работодателем работника для повышения квалификации с отрывом от работы за ним сохраняются место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы. Работникам, направляемым для повышения квалификации с отрывом от работы в другую местность, производится оплата командировочных расходов в порядке и размере, предусмотренных для лиц, направляемых в служебные командировки. В соответствии с Основами Законодательства «Об охране здоровья населения» и Положением о порядке допуска к осуществлению профессиональной (медицинской и фармацевтической) деятельности, утвержденным Приказом Минздравмедпрома России от 19.12.1994 г. №286, прохождение курсов повышения квалификации для медицинского работника является обязательным, а отказ от прохождения курсов влечет за собой отказ в продлении сертификата специалиста, основанием для отказа к допуску занятием медицинской деятельностью, и, как следствие, его увольнение. Следовательно, для медицинских работников, в силу специальных нормативных актов, повышение квалификации является обязательным условием выполнения лечебной деятельности по охране здоровья населения. Более того, она направлялась на курсы повышения квалификации с сохранением среднего заработка, из которого производились отчисления в Пенсионный фонд РФ по установленным законодательствам тарифам. На основании выше изложенного период нахождения ее на цикле усовершенствования (повышения квалификации) не должен исключаться из специального стажа ее лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения и подлежит исчислению в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 6 месяцев), как и соответствующий период работы в должности медицинской сестры в отделении анестезиологии - реанимации в Собинской центральной районной больнице. Таким образом, специальный стаж ее лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения составил на момент обращения в Управление Пенсионного фонда РФ в городе Владимире на 14 мая 2014 года более требуемых по Закону 30 лет, что подтверждено записями в ее трудовой книжке. Просит суд обязать УПФР в городе Владимире Владимирской области включить в ее специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периоды работы: - с 01.10.1991г. по 18.05.1992г.- в должности заведующей в здравпункте «......» в ...... горбольнице и с 19.05.1992г. по 14.09.1993г.- в должности выездного фельдшера скорой помощи в ...... горбольнице - в календарном исчислении;
- с 01.06.2000г. по 11.06.2001г.- в должности медицинской сестры в отделении реанимации и анестезиологии во ...... онкологическом диспансере и период нахождения на курсах усовершенствования с 15.05.1997г. по 30.06.1997г. - в льготном исчислении: один год работы как один год и 6 месяцев.
Обязать УПФР в городе Владимире Владимирской области назначить досрочную трудовую пенсию по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с момента обращения - с 14 мая 2014 года.
В судебном заседании истец Воробьева Н.А. заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика УПФР в г. Владимире Жукова А.Н., действующая по доверенности, в судебном заседании, исковые требования не признала. При этом пояснила суду, что 14.05.2014 года Воробьевой Н.А. было подано заявление в УПФР в г. Владимире о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. Рассмотрев документы Воробьевой Н.А., представленные для назначения досрочной трудовой пенсии, решением от 16.08.2014 года № 703 истцу было отказано в назначении досрочной трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа. При оценке пенсионных прав специальный стаж истца на 14.05.2014 года составил 26 лет 03 месяца 25 дней. Период работы с 01.10.1991г. по 18.05.1992г. в должности заведующей в здравпункте «......» не включен в специальный стаж, так как в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, право на досрочное пенсионное обеспечение имеют врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования и должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. В перечне должностей среднего медицинского персонала Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999г. №377, применяемой при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999г., такие должности как «заведующий», «заведующий здравпунктом» не предусмотрены. Период работы с 19.05.1992г. по 14.09.1993г. в должности выездного фельдшера скорой помощи в ...... горбольнице не включен в специальный стаж, так как такие должности как «выездной фельдшер скорой помощи», «выездной фельдшер» не предусмотрены Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377. Период работы с 01.06.2000г. по 11.06.2001г. в должности медицинской сестры для обеспечения работы палат реанимации в отделении реанимации и анестезиологии во ...... онкологическом диспансере не включен в специальный стаж, поскольку такая должность как «медицинская сестра для обеспечения работы палат реанимации» не поименована разделом «Наименование должностей» Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 (для периодов работы с 01.11.1999г. по 13.11.2002г.). Следует также учесть, что в соответствии с Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1066, исчисление стажа в льготном порядке (один год работы за один год и 6 месяцев) производится медицинским сестрам отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. Периоды нахождения на курсах усовершенствования с 15.05.1997г. по 30.06.1997г. не включены в специальный стаж, т. к. в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства РФ от 11.07.2002г. №516, в специальный стаж засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодные основные и дополнительные оплачиваемые отпуска, включение в указанный стаж курсов усовершенствования законодательством не предусмотрено.
Выслушав стороны, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:
Согласно пп. 20 п.1 ст. 27 Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.
В судебном заседании установлено, что 14.05.2014 года Воробьевой Н.А. было подано заявление в Управление Пенсионного фонда РФ (государственное учреждение) в г.Владимире Владимирской области о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения. Решением УПФР в г. Владимире от 16.08.2014 года № 703 Воробьевой Н.А. было отказано в досрочном назначении трудовой пенсии, в связи с отсутствием требуемого специального стажа (л.д. 17-18). В специальный стаж не были включены следующие периоды:
- с 01.10.1991г. по 18.05.1992г. в должности заведующей в здравпункте «......», поскольку в перечне должностей среднего медицинского персонала Номенклатуры должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999г. №377, применяемой при исчислении специального стажа, имевшего место до 01.11.1999г., такие должности как «заведующий», «заведующий здравпунктом» не предусмотрены; - 19.05.1992г. по 14.09.1993г. в должности выездного фельдшера скорой помощи в ...... горбольнице, поскольку такие должности как «выездной фельдшер скорой помощи», «выездной фельдшер» не предусмотрены Номенклатурой, утвержденной Приказом Минздрава России от 15.10.1999г. № 377; - с 01.06.2000г. по 11.06.2001г. в должности медицинской сестры для обеспечения работы палат реанимации в отделении реанимации и анестезиологии во ...... онкологическом диспансере, поскольку такая должность как «медицинская сестра для обеспечения работы палат реанимации» не поименована разделом «Наименование должностей» Списка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066 (для периодов работы с 01.11.1999г. по 13.11.2002г.). Кроме этого, в соответствии с Правилами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. №1066, исчисление стажа в льготном порядке (один год работы за один год и 6 месяцев) производится медицинским сестрам отделений (групп, палат, выездных бригад скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии; - нахождение на курсах усовершенствования с 15.05.1997г. по 30.06.1997г., поскольку в соответствии с Правилами № 516 включение в специальный стаж курсов усовершенствования законодательством не предусмотрено. Также не включен период нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 29.12.1999г. по 21.01.2000г., однако на включении указанного периода истец не настаивает. При этом в специальный стаж в льготном исчислении включены периоды: с 01.02.1994г. по 09.03.1994г. в должности фельдшера в ...... ФАП ...... центральной районной больницы, с 10.03.1994г. по 02.08.1999г. (за исключением курсов усовершенствования), с 12.09.1999г. по 21.01.2000г. (за исключением отпуска без сохранения заработной платы) в должности медсестры в отделении анестезиологии-реанимации в ...... центральной районной больнице.
Суд не может согласиться с позицией УПФР г.Владимира по не включению в специальный стаж периодов, на которых настаивает истец, по следующим основаниям:
Постановлением Конституционного Суда РФ № 2-П от 29.01.2004г. установлено, что в целях реализации пенсионных прав медицинских работников при исчислении стажа на соответствующих видах работ, могут применяться нормативные правовые акты, регулирующие порядок исчисления стажа для назначения пенсии указанной категории лиц, действовавшие на 31.12.2001г. до вступления в силу Закона «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.1991г. Также определено, что нормы Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ» по своему конституционно-правовому смыслу в системе норм не могут служить основанием ухудшения условий реализации права на пенсионное обеспечение, включая размер пенсии и ее досрочное получение, на которое рассчитывало застрахованное лицо, до введения в действие нового правового регулирования, то есть действовавшее на 31.12.2001 года. До введения в действие Постановления Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781 досрочная трудовая пенсия по старости (пенсия за выслугу лет) назначалась по Правилам и Спискам, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066. Пунктом 3 Постановления № 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01.11.1999г. в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, а периоды работы после 01.11.1999г.– в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066.
Согласно трудовой книжке серии №... от ... года (л.д. 19-27) и архивной справке от 02.05.2014г. № 3013, выданной ...... межведомственным хозрасчетным архивом документов личного состава, истец Воробьева Н.А. работала с 01.10.1991г. по 18.05.1992г. в должности заведующей в здравпункте «......» в ...... горбольнице.
Действительно, ни в Списке № 781, ни в Номенклатуре должностей медицинского персонала, утвержденной приказом Минздрава РФ от 15.10.1999 года № 377 (далее – Номенклатура должностей) не поименована должность «заведующий здравпунктом». Вместе с тем, в указанном Списке и Номенклатуре должностей поименованы должности: «заведующий фельдшерско-акушерским пунктом - акушерка (фельдшер, медицинская сестра)», «заведующий фельдшерским здравпунктом - фельдшер (медицинская сестра)», «заведующий медицинским пунктом - фельдшер (медицинская сестра)», «фельдшер». Приказами Министерства Здравоохранения СССР № 900 от 26.09.1978г. и № 999 от 11.10.1982 года штатные нормативы предусматривали наименование должности руководителя фельдшерско-акушерского пункта как «заведующий (фельдшер, акушерка)», а в медицинских пунктах – «заведующий медицинским пунктом», при этом, согласно Положения о допуске к осуществлению профессиональной деятельности - для занятия должности заведующей фельдшерско-акушерским пунктом и медпунктом предусматривало обязательное среднее медицинское образование по специальности и квалификации «фельдшер», данные требования также предъявлялись и для иного среднего медицинского персонала.
В судебном заседании установлено, что истец Воробьева Н.А. в 1987 году окончила ...... медицинское училище по фельдшерской специальности, решением Государственной квалификационной комиссии от 25.02.1987 года Воробьевой Н.А. присвоена квалификация «фельдшер», что подтверждается копией диплома №..., выданного ... года (л.д. 28).
Как пояснила в судебном заседании истец Воробьева Н.А. в оспариваемый период она работала в здравпункте в единственном числе и выполняла обязанности и заведующего и фельдшера. Во время работы в здравпункте «......» в ее функциональные обязанности входило: оказание первой медицинской помощи работникам предприятий при травмах, простудных заболеваниях и острых отравлениях, организация и проведение диспансеризации и периодических медицинских осмотров работающих, проведение вакцинации и иммунизации по эпидпоказаниям, контроль за соблюдением санитарно-эпидемиологического режима в санитарно-бытовых помещениях, ежедневный осмотр водителей, проведение лечебных манипуляций, отпуск физиопроцедур, проведение санитарно-просветительской работы и др. Кроме этого, как на заведующую, на истца были возложены функции по обеспечению здравпункта необходимым инструментарием, медикаментами, перевязочным материалом, несла личную ответственность за санитарно-гигиеническое состояние здравпункта, регулярно проводила необходимые дезинфекционные мероприятия. Фактически Воробьева Н.А., исходя из возложенных на нее функциональных обязанностей и осуществляемой ею работы, являлась заведующей фельдшерским здравпунктом - фельдшером.
Таким образом, суд приходить к выводу о том, что Воробьева Н.А. имея медицинское образование по специальности «фельдшер» и осуществляя работу в учреждении здравоохранения, фактически работала в должности фельдшера, а дополнительная запись, следующая за названием ее должности в трудовой книжке, а именно «здравпункта», лишь уточняет участок (структурное подразделение) ее непосредственной работы. По мнению суда, некорректная запись, имеющая место в трудовой книжке, не может являться основанием ограничения пенсионных прав истца, тем более что ответственность за ведение трудовых книжек лежит полностью на работодателе.
Кроме этого, в оспариваемый период работы истца действовало Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 464, в соответствии с которым право на пенсию за выслугу лет имели врачи и средний медицинский персонал независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности. Данное постановление не содержит отсылочных норм и не наделяет какие-либо ведомства или должностные лица полномочиями по установлению ограниченного перечня должностей медицинских работников и учреждений здравоохранения, к которым должны применяться установленные правила. Список № 464 не содержит конкретных наименований врачебных должностей и должностей среднего медицинского персонала.
Согласно Требованиям, предъявляемым к подготовке специалистов, осуществляющих профессиональную (медицинскую и фармацевтическую деятельность) на должностях врачей, провизоров, среднего медицинского и фармацевтического персонала, утвержденным приказом Минздрава РФ от 19.12.1994г. № 286, среди должностей среднего медицинского персонала со средним медицинским образованием поименована должность заведующего, в том числе здравпунктом.
Таким образом, период работы Воробьевой Н.А. с 01.10.1991г. по 18.05.1992г. в должности заведующей в здравпункте «......» в ...... горбольнице должен быть включен в специальный стаж истца.
Согласно записям в трудовой книжке истец Воробьева Н.А. в период с 19.05.1992г. по 14.09.1993г. работала в должности выездного фельдшера скорой помощи в ...... горбольнице.
Такие наименования должностей, как «выездной фельдшер», «выездной фельдшер скорой помощи» действительно не содержатся ни в Списке от 22.09.1999г. № 1066, ни в Списке от 29.10.2002г. № 781. Вместе с тем, данная должность не предусмотрена (и никогда ранее не была предусмотрена) ни Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала, специалистов с высшим и средним медицинским образованием в учреждениях здравоохранения, ни другими ведомственными нормативными актами, утвержденными приказами Министерства здравоохранения. Как в Номенклатуре должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения от 15.10.1999г., утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года № 377, так и в Списке от 29.10.2002г. № 781 предусмотрена лишь должность «фельдшер».
Однако, в судебном заседании установлено, что работая в должности «выездного фельдшера», истец непосредственно выполняла работу фельдшера, а именно, оказывала доврачебную помощь больным и пострадавшим в объеме требований квалификационной характеристики фельдшера скорой помощи. Дополнительный термин «выездной» при записи наименования должности «фельдшер» указывает на особый характер оказания медицинских услуг (вне лечебного учреждения), что требует от медицинского персонала более высокого уровня профессиональной подготовки, готовности к работе в экстремальных условиях. При этом значительно возрастает ответственность за результаты труда, и как следствие, психоэмоциональное напряжение.
В материалах дела имеется архивная справка от 02.05.2014 года № 3013, выданная ...... межведомственным хозрасчетным архивом документов личного состава, согласно которой в документах Архивного фонда ...... Территориальная медицинское объединение в книгах приказов по личному составу, в личных карточках работников о работе Воробьевой Н.А. имеются следующие сведения: переведена с 19 мая 1992 года в скорой помощи – фельдшером (Приказ №... от 19.05.1992г.), уволить с 14 сентября 1993 года по собственному желанию (Приказ №... от 16.09.1993г.).
Таким образом, суд приходить к выводу о том, что истец Воробьева Н.А., имея медицинское образование по специальности фельдшер и осуществляя работу в учреждении здравоохранения, фактически работала в должности фельдшера. По мнению суда, некорректное наименование должности «выездной фельдшер скорой помощи», имеющее место в трудовой книжке, не может являться основанием ограничения пенсионных прав гражданина, тем более что ответственность за ведение трудовых книжек лежит полностью на работодателе.
Кроме этого, оспариваемый период работы также приходятся на время действия Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1999г. № 464.
В связи с изложенным, принимая во внимание, что трудовая деятельность истца в должности фельдшера скорой помощи в ...... горбольнице была связана с оказанием неотложной лечебной помощи населению, период работы с 19.05.1992г. по 14.09.1993г. подлежит включению в специальный стаж истца.
Решением УПФР в г. Владимире в специальный стаж истца не включен период работы с 01.06.2000г. по 11.06.2001г. в должности медицинской сестры в отделении реанимации и анестезиологии во ...... онкологическом диспансере, поскольку в штатных расписаниях учреждения на 2000-2001 г.г. должность истца поименована как «медсестра для обеспечения работы палат реанимации». Суд не может согласится с позицией УПФР в г. Владимире.
Вместе с тем, в соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.07.2002г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца.
Согласно записи в трудовой книжке, истец Воробьева Н.А. 01.06.2000 года принята в Онкологический диспансер на должность медицинской сестры в отделение реанимации и анестезиологии, что также подтверждается копией Приказа о приеме на работу №... от 02.06.2000г., копией Приказа о прекращении трудового договора №... от 04.06.2001г., копией личной карточки формы Т-2, копией уточняющей справки № 03/187 от 26.05.2014г.
В соответствии со ст. 25 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001г. № 173-ФЗ физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, представленных в УПФ РФ для установления и выплаты пенсий.
Пунктом 8 Порядка составления штатного расписания учреждения здравоохранения, утвержденным приказом Минздравмедпрома России от 18.01.1996г. № 16, прямо предусмотрено, что наименование структурных подразделений и должностей вносятся в штатное расписание в соответствии с номенклатурой врачебных и провизорских должностей, должностей среднего медицинского и фармацевтического персонала, перечнями должностей служащих и профессий рабочих, утвержденными в установленном порядке. Несмотря на это, в лечебных учреждениях медицинские сестры именовались по-разному, то есть работодатель произвольно переименовывал название должностей, включая в наименование то часть функциональных обязанностей, то непосредственное место выполнения работы.
По мнению суда, некорректная запись, имеющая место в штатных расписаниях учреждения (наименование должности «медицинская сестра для обеспечения палат реанимации»), не может являться основанием ограничения пенсионных прав гражданина, тем более что ответственность за составление штатного расписания лежит полностью на работодателе и работник не должен нести ответственность за достоверность сведений, отраженных в локальных нормативно-правовых актах, и не требующих, в соответствии с действующим законодательством, предварительного согласования с работниками, или ознакомления с ними.
При таких обстоятельствах, период работы с 01.06.2000г. по 11.06.2001г. в должности медицинской сестры в отделении реанимации и анестезиологии во Владимирском областном онкологическом диспансере подлежит включению в специальный стаж истца. Кроме того, указанный период подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении - один год работы как 1 год и 6 месяцев, поскольку в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденном постановлением Правительства РФ от 22.09.1999г. № 1066, среди структурных подразделений стационаров поименованы отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии-реанимации, реанимации и интенсивной терапии, а среди должностей – медицинские сестры и медицинские сестры-анестезисты.
В судебном заседании установлено, что в период с 15.05.1997г. по 30.06.1997г. истец Воробьева Н.А. направлялась на курсы усовершенствования на основании приказа работодателя, о чем имеется запись в личной карточке формы Т-2. Согласно копии удостоверения №... выданного ... ......, Воробьева Н.А. с 15.05.1997г. по 30.06.1997г. прошла цикл специализации (усовершенствования) по специальности медицинская сестра на цикле повышения квалификации работников со средним медицинским образованием. Ссылка представителя ответчика на постановление № 516 от 11.07.2002г., на основании которого не включаются в специальный стаж периоды нахождения на курсах усовершенствования, не может быть принята судом, так как в указанном постановлении отсутствуют прямые указания на исключение указанных периодов из специального стажа.
В период нахождения на курсах усовершенствования за работником сохранялось место работы, должность, производились отчисления от заработной платы, в том числе страховых взносов в Пенсионный фонд. Суд считает, что прохождение курсов усовершенствования (повышение квалификации) входит в функциональные обязанности любого медицинского работника и неразрывно связано с трудовой функцией. Прохождение курсов усовершенствования (повышения квалификации) – прямая обязанность медицинских работников, что подтверждается Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1. Согласно ст. 54 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» право на занятие медицинской и фармацевтической деятельностью в Российской Федерации имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское и фармацевтическое образование в Российской Федерации, имеющие диплом и специальное звание, а также сертификат специалиста и лицензию на осуществление медицинской или фармацевтической деятельности. Статья 63 «Порядок переподготовки, совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников, получения ими квалификационных категорий определяется в соответствии с настоящими Основами законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан».
Таким образом, прохождение курсов усовершенствования (повышения квалификации) – прямая обязанность медицинских работников, что подтверждается Основами законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487-1, в соответствии с которыми отказ от прохождения курсов влечет отказ в продлении (выдачи) сертификата специалиста, что может привести к лишению права заниматься медицинской деятельностью
Поскольку нахождение на курсах повышения квалификации законодателем приравнивается к выполнению работы, основания для исключения указанных периодов из сроков осуществления лечебной деятельности, отсутствуют, принимая во внимание, что в период направления на курсы усовершенствования истец Воробьева Н.А. работала в должности медсестры в отделении анестезиологии-реанимации в ...... центральной больнице, указанный период работы (с 10.03.1994г. по 02.08.1999г.) включен УПФР в г. Владимире в специальный стаж истца в льготном исчислении – один год работы как 1 год и 6 месяцев, то и период нахождения на курсах усовершенствования с 15.05.1997г. по 30.06.1997г. подлежит включению в специальный стаж в льготном исчислении – 1 год работы как 1 год и 6 месяцев.
Оценивая все обстоятельства дела, анализируя представленные доказательства, суд находит требования истца Воробьевой Н.А. обоснованными и подлежащими удовлетворению. С учетом указанных периодов специальный стаж истца по осуществлению лечебной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения на момент ее обращения в УПФР г. Владимира составил требуемые 30 лет (30 лет 4 дня), и учитывая, что, в силу статьи 19 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», трудовая пенсия назначается со дня обращения за ней, но не ранее даты возникновения права на нее и принимая во внимание наличие необходимого льготного стажа суд полагает возможным назначить Воробьевой Н.А. досрочную трудовую пенсию в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения с даты обращения – с 14 мая 2014 года.
В силу ст. 98 ГПК РФ с ответчика в пользу истца подлежит взысканию в возврат государственной пошлины ...... рублей.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░:
- ░ 01.10.1991░. ░░ 18.05.1992░. – ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ «......» ░ ...... ░░░░░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░ 19.05.1992░. ░░ 14.09.1993░. – ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ...... – ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░;
- ░ 01.06.2000░. ░░ 11.06.2001░. – ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ...... ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░ 6 ░░░░░░░;
- ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ 15.05.1997░. ░░ 30.06.1997░. – ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░ ░░░░ ░░░ ░ 6 ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░.░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ – ░ 14 ░░░ 2014 ░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ (░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░) ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ...... ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░