Решение по делу № 2-1313/2024 от 22.02.2024

Дело № 2- 1313/2024

УИД 16RS0045-01-2024-001229-60

РЕШЕНИЕ

          ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

11 июня 2024 года                                                           г.Казань

мотивированное решение принято

в окончательной форме 18 июня 2024 года.

Авиастроительный районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Сафиной Л.Б.,

при секретаре судебного заседания Захаровой А.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску ФИО к МКУ «Администрация Авиастроительного и <адрес>ов ИК МО <адрес>, Министерству науки и образования Республики Татарстан о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, об обязании включить ФИО в список детей     -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

                                      УСТАНОВИЛ :

ФИО обратилась в суд с указанным исковым заявлением к МКУ «Администрация Авиастроительного и <адрес>ов ИК МО <адрес>.

В обоснование исковых требований указано, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения относится к категории лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и инвалидом с детства III группы бессрочно с ДД.ММ.ГГГГ.

Мать истца ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.р., была лишена родительских прав с ДД.ММ.ГГГГ, умерла ДД.ММ.ГГГГ; отец, ФИО ДД.ММ.ГГГГ г.р., умер ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ истец была направлена вместе с сестрами в учреждение Социальный приют для детей и подростков «Марина» и находилась в указанном учреждении до 22.11.2007г., т.е. до достижения совершеннолетия.

Истец не имела возможности своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении по причине того, что сотрудники учреждения, в котором истец находилась, не проводили разъяснительных работ и никаким образом не уведомили о наличии указанного права и не предоставили возможности своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, а органы социальной защиты не осуществили возложенные на них Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» полномочия по принятию мер для реализации жилищных прав истца. Самостоятельного доступа к правовой информации в Социальном приюте для детей и подростков «Марина» так же не предоставлялось.

ДД.ММ.ГГГГ истец получила консультацию в Аппарате Уполномоченного по правам человека в <адрес> ФИО, где разъяснили, что истец имеет соответствующее право на получение жилья и что для этого необходимо в судебном порядке обратиться с исковым заявлением для восстановления права получения жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Истец до настоящего времени не воспользовалась государственными гарантиями поддержки детей, оставшихся без попечения родителей, в силу стечения определенных жизненных обстоятельств, указанных выше, в связи с чем пропустила по уважительным причинам срок обращения для принятия на учет нуждающихся по категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку не обладает достаточными познаниями в области применения действующего законодательства.

Истец просила восстановить ФИО срок для постановки на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения по категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и достигших возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Обязать Администрацию Авиастроительного и <адрес>ов <адрес> включить ФИО в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений.

В ходе рассмотрения дела в качестве соответчика привлечено Министерство науки и образования Республики Татарстан.

Истец просила обязать обоих ответчиков включить ФИО в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигших возраста 23 лет, подлежащих обеспечению жилыми помещениями по договорам найма специализированных жилых помещений, остальные требования оставила прежними.

Истец в судебном заседании исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика МКУ «Администрация Авиастроительного и <адрес>ов ИК МО <адрес> в судебном заседании с исковыми требованиями не согласилась, просила в иске отказать, применить срок исковой давности.

Представитель ответчика Министерства науки и образования Республики Татарстан в судебном заседании просил в иске отказать.

Выслушав в ходе судебного заседания доводы истца и представителей ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.

Частью 3 статьи 40 Конституции Российской Федерации закреплена обязанность государства обеспечить дополнительные гарантии жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами не любым, а малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ 159-ФЗ лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, признаются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с этим федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно пункту 1 статьи 8 названного Федерального закона дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечивались органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

До достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа (далее - дети-сироты) в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» меры социальной поддержки, так как они утрачивали одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ вопросы жилищного обустройства детей- сирот находились в компетенции органов местного самоуправления.

В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> действовал Порядок предоставления жилых помещений, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 18.12.2007    №    732 «О дополнительных мерах по обеспечению жильем многодетных семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного за ними жилого помещения». В это время Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан выдавало сертификаты на получение целевых субсидий, используемых при покупке жилья. Сертификаты выдавались на основании заявлений граждан при наличии документов, подтверждающих статус детей-сирот и нуждаемость в улучшении жилищных условий. В списках Минстроя РТ по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в качестве подлежащей обеспечению или обеспеченной жилищным сертификатом ФИО не числилась, так как жилье у нее имелось.

Министерство образования и науки Республики Татарстан согласно постановлению Кабинета Министров Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по реализации Закона Республики Татарстан от ДД.ММ.ГГГГ -ЗРТ «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменения в статью 8 Закона Республики Татарстан «Об адресной социальной поддержке населения в <адрес>» является уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан по работе с детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из их числа по обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.

Судом установлено, что ФИО, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, инвалид с детства III группы (бессрочно), родилась в <адрес> Татарской АССР.

Отец ФИО, умер ДД.ММ.ГГГГ. Мать лишена родительских прав Решением Авиастроительного районного суда <адрес>, умерла 29.03.2006г.

С ДД.ММ.ГГГГ по 22.11.2007г. ФИО являлась воспитанницей

Социального приюта для детей и подростков Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан «Марина» в городском округе <адрес>.

Истец зарегистрирована с ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> (жилая площадь - 21,8 кв.м, общая - 31,74 кв.м). Постановлением главы <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ «Об устройстве несовершеннолетних ФИО и ФИО в детское учреждение на полное государственное обеспечение» сохранено право пользования квартирой по месту регистрации по данному адресу.

Согласно выписке из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, в данной муниципальной квартире помимо ФИО зарегистрированы сестры и брат: ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.р.; ФИО, ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> социального найма заключен ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно выписки из домовой книги от 06.06.2024г. в жилом помещении зарегистрированы Голофаст К.Р., ФИО, Кормильцина Е.Р., ФИО

ФИО обратилась в Министерство с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - список). ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано во включении в данный список в связи с достижением возраста 23 лет. Отказ ею не обжалован. На момент обращения с настоящим иском в суд ФИО достигла возраста 34 лет.

Из материалов дела усматривается, что ФИО проживает в качестве нанимателя муниципальной квартиры по адресу: <адрес>, поскольку за ней было закреплено право на сохранение жилья и она возвратилась для проживания в жилое помещение, в котором зарегистрировалась.

Дом аварийным не признан. Внутри жилое помещение в удовлетворительном состоянии, соответствует санитарно- гигиеническим нормам и требованиям.

          За истцом было закреплено право на сохранение жилья <адрес>, обстоятельств, препятствующих вселению и проживанию в нем истца не установлено, кроме того, реализуя свое право, истец зарегистрировалась по месту жительства в закрепленном за ней жилом помещении.

       В настоящее время истец распоряжением главы Администрации Авиастроительного и <адрес>ов ИК МО <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ р признана малоимущей и принята на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма.

Судом установлено, что до достижения возраста 23 лет истец по вопросу о постановке на учет для получения во внеочередном порядке жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1990г. - ФЗ в органы местного самоуправления не обращалась.

В ходе рассмотрения дела по существу выяснялись причины пропуска срока. Истец указывала на юридическую безграмотность, пояснила, что ей не разъяснялся порядок получения жилого помещения.

Данное обстоятельство суд не может учесть в качестве уважительной причины, по которым истец был лишен возможности обратиться в компетентный орган по вопросу постановки на учет после достижения совершеннолетия и до 23-летнего возраста, поскольку истец имел возможность обратиться за квалифицированной юридической помощью и иные учреждения, уполномоченные оказывать услуги такого вида. Иные уважительные причины пропуска срока в судебном заседании установлены не были.

При этом суд учитывает, что надлежащим ответчиком в данном споре является Министерство науки и образования Республики. Татарстан.

Представителем МКУ «Администрация Авиастроительного и <адрес>ов ИК МО <адрес> заявлено о пропуске ФИО срока исковой давности.

       Так, в соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

        Исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения (пункт 2 статьи 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

      В силу пункта 1 статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 настоящего Кодекса.

       Согласно статье 200 Гражданского кодекса Российской Федерации срок исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

       Обстоятельства, с наступлением которых связывается начало течения срока исковой давности, устанавливаются судом исходя из норм, регулирующих конкретные правоотношения между сторонами, а также из имеющихся в деле доказательств.

         Как следует из материалов дела, о том, что ФИО отказано в постановке на учет, она узнала 09.10.2015г., данное решение ею не обжаловано.

       С настоящим иском ФИО обратилась в суд 19.02.2024г.

        Таким образом, ФИО обратилась в суд за пределами срока исковой давности.

        Учитывая вышеизложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца, как по существу требований, так и в связи с пропуском ФИО срока исковой давности.

Руководствуясь статьями 194 - 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования ФИО к МКУ «Администрация Авиастроительного и <адрес>ов ИК МО <адрес>, Министерству науки и образования Республики Татарстан о восстановлении срока для постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, об обязании включить ФИО в список детей -сирот и детей оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей оставить без удовлетворения.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный суд Республики Татарстан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                                                  Сафина Л.Б.

2-1313/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Каримова Роза Рустемовна
Ответчики
Администрация Авиастроительного района г. Казани
Министерство образования и науки РТ
Суд
Авиастроительный районный суд г. Казань Республики Татарстан
Судья
Сафина Лилия Булатовна
Дело на сайте суда
aviastroitelny.tat.sudrf.ru
22.02.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.02.2024Передача материалов судье
01.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.03.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
11.04.2024Судебное заседание
14.05.2024Судебное заседание
11.06.2024Судебное заседание
18.06.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
26.06.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
11.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее