55RS0007-01-2024-001597-92
Дело № 2-1754/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
03 октября 2024 года город Омск
Центральный районный суд города Омска в составе председательствующего судьи Калининой К.А. при секретаре судебного заседания Лисиной В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению С.И.В. к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» о взыскании денежных средств,
установил:
С.И.В. обратилась в суд с иском к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области (далее – ГУФССП России по Омской области) о взыскании денежных средств.
В обоснование указала, что на основании контракта о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации от 01.06.2020 проходила службу в ГУФССП России по Омской области в должности судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Ленинскому административному округу г. Омска в период с 01.06.2020 по 21.08.2022.
В период прохождения службы 31.03.2021 истцом С.И.В. в ООО «Многопрофильный центр современной медицины «Евромед» (далее – ООО «МЦСМ Евромед») проведена операция: <данные изъяты>
За оказанные в ООО «МЦСМ Евромед» медицинские услуги С.И.В. оплатила 181 292 рубля. Истец обратилась к ответчику с претензией о возврате денежных средств за оказанные медицинские услуги, однако ответчиком отказано в возмещении расходов на лечение по причине того, что возмещение расходов, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, не осуществляется.
С учетом уточнения исковых требований, которые истец заявила к ответчикам ГУФССП России по Омской области, Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» (далее – ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России), просила взыскать с надлежащего ответчика в свою пользу денежные средства в размере 181 292 рублей.
С учетом характера спорных правоотношений судом к участию в деле в порядке статьи 43 ГПК РФ привлечены: ФССП России, БУЗОО «Клинический медико-хирургический центр Министерства здравоохранения Омской области» (далее – БУЗОО «КМХЦ МЗОО»), ООО «МЦСМ Евромед».
Истец С.И.В., представитель истца Ф.А.В., действующий на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования с учетом уточнения поддержали в полном объеме, просили удовлетворить. Истец дополнительно пояснила, что при обращении за оказанием медицинской помощи в ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России ей было пояснено, что оперативное вмешательство ей может быть оказано только в БУЗОО «КМХЦ МЗОО», в связи с чем было выдано направление на консультацию в БУЗОО «КМХЦ МЗОО». При обращении в БУЗОО «КМХЦ МЗОО» истца ориентировали на длительное ожидание операции, которая может быть проведена только на платной основе, поскольку у медицинского учреждения отсутствует соответствующий договор с ФССП России. В устном порядке истец обращалась к работодателю с просьбой оказания содействия в проведении операции в БУЗОО «КМХЦ МЗОО» бесплатно, однако получила отказ. Указанное обусловило ее обращение в целях проведения операции в ООО «МЦСМ Евромед», поскольку болевые ощущения усиливались, а медикаментозное лечение положительного эффекта не имело.
Представитель ответчика ГУФССП России по Омской области Ш.Е.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск, просила в иске отказать, дополнительно заявила о пропуске истцом срока на обращение в суд за защитой трудовых прав.
Представитель ответчика ФГБУЗ «ЗСМЦ ФМБА» А.И.Е., действующий на основании доверенности, в судебном заседании до перерыва возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве на иск, заявил о пропуске истцом срока исковой давности.
Представитель третьего лица БУЗОО «КМХЦ МЗОО» Д.Д.Н., действующий на основании доверенности, разрешение исковых требований оставил на усмотрение суда.
Иные лица, участвующие в деле, в судебном заседании участия не принимали, своих представителей не направили, извещены надлежаще.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы гражданского дела, обозрев медицинскую документацию в отношении С.И.В., проверив фактическую обоснованность и правомерность заявленных исковых требований, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и следует из материалов дела, приказом ФССП России от 20.05.2020 №-лс С.И.В. назначена на должность судебного пристава-исполнителя с 01.06.2020 с присвоением специального звания - младший лейтенант внутренней службы (1 том л.д. 31).
01.06.2020 между С.И.В. и руководителем УФССП по Омской области (внастоящее время – ГУФССП России по Омской области) заключен контракт о прохождении службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации (1 том л.д. 6-8).
На основании приказа ФССП России от 11.08.2022 №-лс с С.И.В. расторгнут контракт, истец уволена со службы в органах принудительного исполнения РФ 21.08.2022 по инициативе сотрудника (1 том л.д. 32).
В период прохождения службы 31.03.2021 истцом С.И.В. в ООО «МЦСМ Евромед» проведена операция: <данные изъяты>
30.01.2023 истец обратилась в ГУФССП России по Омской области по вопросу возврата денежных средств за проведенное лечение, ответчиком отказано в возмещении расходов на лечение по причине того, что возмещение расходов, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, не осуществляется (ответ от 13.03.2023, том 1 л.д. 55).
04.04.2023 истец обратилась в ГУФССП России по Омской области с требованием предоставить сведения о страховой компании, с которой был заключен договор медицинского страхования в марте 2021 года на сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения (том 1 л.д. 56).
Ответом ГУФССП России по Омской области от 28.04.2023 истцу сообщено, что запрашиваемая истцом информация размещена на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (том 1 л.д. 57).
15.05.2023 истец повторно обратилась в ГУФССП России по Омской области с требованием предоставить сведения о страховой компании, с которой был заключен договор медицинского страхования в марте 2021 года на сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения (том 1 л.д. 58).
Ответом ГУФССП России по Омской области от 13.06.2023 истцу сообщено, что в 2021 году государственные контракты (договоры) медицинского страхования на сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения, между ГУФССП России по Омской области и страховой компанией не заключались (том 1 л.д. 59).
14.07.2023 адвокат Т.Н.С. в интересах С.И.В. повторно обратился в ГУФССП России по Омской области с требованием предоставить сведения о страховой компании, с которой был заключен договор медицинского страхования в марте 2021 года на сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения (том 1 л.д. 60).
Ответом ГУФССП России по Омской области от 15.08.2023 сообщено, что в 2021 году государственные контракты (договоры) медицинского страхования на сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения, между ГУФССП России по Омской области и страховой компанией не заключались. Приложена копия ранее данного ответа от 13.06.2023 (том 1 л.д. 59).
29.08.2023 адвокат Т.Н.С. в интересах С.И.В. повторно обратился в ГУФССП России по Омской области с требованием предоставить сведения о страховых компаниях, с которыми были заключены договоры ОМС в период с 2014 по 2022 годы (том 1 л.д. 64).
Ответом ГУФССП России по Омской области от 29.09.2023 заявителю сообщено, что в указанный период государственные контракты (договоры) ОМС на сотрудников ГУФССП России по Омской области со страховыми компаниями не заключались (том 1 л.д. 66).
21.09.2023 истец С.И.В. обратилась в ГУФССП России по Омской области с требованием предоставления сведений аналогичного характера за период 2020-2021 гг. (том 1 л.д. 65).
Ответом ГУФССП России по Омской области от 24.10.2023 заявителю сообщено, что в 2020 году действовали контракты от 30.12.2019 и 10.07.2020, в 2021 году – государственный контракт на оказание услуг по осуществлению страхования жизни и здоровья сотрудников ФССП России не был заключен, страхование осуществлялось в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона от 28.03.1998 № 52-ФЗ «Об обязательном государственном страховании жизни и здоровья военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы, сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации» (том 1 л.д. 67).
Отказ ГУФССП России по Омской области в возмещении С.И.В. расходов на лечение явился основанием для обращения в суд с настоящим иском. Согласно позиции истца, понесенные ею расходы на лечение подлежат возмещению как обусловленные неисполнением работодателем обязанности по обеспечению истца бесплатной медицинской помощью.
Разрешая заявленные истцом требования, суд исходит из следующего.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования.
Согласно положениям статьи 65 Федерального закона от 01.10.2019 № 328-ФЗ «О службе в органах принудительного исполнения Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», медицинское обеспечение сотрудника, гражданина, уволенного со службы в органах принудительного исполнения, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, предоставление им иных социальных гарантий осуществляются на условиях и в порядке, которые установлены Федеральным законом от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными федеральными законами.
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 30.12.2012 № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в редакции, действующей на момент обращения истца за медицинской помощью) сотрудник имеет право на бесплатное оказание медицинской помощи, в том числе на изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением зубных протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов), на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), изделиями медицинского назначения в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти. Сотрудник ежегодно проходит диспансеризацию.
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудника осуществляется в иных медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения. Порядок медицинского обеспечения сотрудника и возмещения расходов указанным организациям устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 2 статьи 10).
Постановлением Правительства РФ от 03.06.2020 № 806 «О порядке медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации» утверждены Правила медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации.
В соответствии с поименованными Правилами бесплатная медицинская помощь (первичная медико-санитарная, в том числе первичная доврачебная медико-санитарная, первичная врачебная медико-санитарная, первичная специализированная медико-санитарная, а также специализированная медицинская помощь, за исключением высокотехнологичной, изготовление и ремонт зубных протезов, за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) оказывается сотрудникам органов принудительного исполнения Российской Федерации, а также осуществляется бесплатное обеспечение лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, выданным врачом (фельдшером), и медицинскими изделиями в медицинских организациях органов принудительного исполнения Российской Федерации (пункт 1).
Прикрепление сотрудников на медицинское обеспечение производится по территориальному принципу по месту службы (жительства) сотрудников на основании списков, составляемых уполномоченным руководителем органа принудительного исполнения, документа, удостоверяющего личность, и служебного удостоверения с обновлением указанных списков ежегодно, не позднее 10 декабря (пункт 3).
При отсутствии по месту службы, месту жительства или иному месту нахождения сотрудника медицинских организаций органов принудительного исполнения либо при отсутствии в них соответствующих отделений или специального медицинского оборудования медицинское обеспечение сотрудников осуществляется в медицинских организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалах, и (или) обособленных структурных подразделениях, а также в иных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения.
Перечень медицинских организаций (за исключением медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству) утверждается руководителем органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в сфере охраны здоровья на основании представления уполномоченного руководителя органа принудительного исполнения при наличии согласования с руководителями включаемых в перечень медицинских организаций.
Перечень медицинских организаций, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалов, и (или) обособленных структурных подразделений, утверждается Федеральным медико-биологическим агентством на основании представлений уполномоченного руководителя органа принудительного исполнения (пункт 2).
Медицинская помощь оказывается по тарифам на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, действующим на территории соответствующего субъекта Российской Федерации в период оказания медицинской помощи (пункт 4).
Медицинская помощь сотрудникам в медицинских организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалах, и (или) обособленных структурных подразделениях, оказывается с осуществлением взаимных расчетов между Федеральной службой судебных приставов и Федеральным медико-биологическим агентством (пункт 5).
Возмещение расходов иным медицинским организациям государственной или муниципальной системы здравоохранения при оказании медицинской помощи сотрудникам осуществляется на основании заключенного между органами принудительного исполнения и медицинской организацией договора об оказании медицинской помощи сотрудникам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанные медицинские организации в течение 5 рабочих дней после оказания сотруднику медицинской помощи оформляют выписку из медицинской карты стационарного больного (медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях) с указанием диагноза, счет-фактуру в связи с оказанием медицинской помощи сотруднику и направляют такие документы в соответствующий орган принудительного исполнения, с которым заключен договор. Указанные документы представляются один раз в месяц, не позднее 20-го числа, в отношении всех прошедших лечение в этот период сотрудников (пункт 6).
Орган принудительного исполнения, получивший документы, предусмотренные пунктом 6 названных Правил, осуществляет их проверку и при отсутствии претензий по представленным документам в 20-дневный срок их оплачивает (пункт 8).
Возмещение медицинским организациям расходов, связанных с оказанием сотрудникам скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, первичной медико-санитарной помощи, специализированной медицинской помощи при заболеваниях, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, а также высокотехнологичной медицинской помощи по перечню видов высокотехнологичной медицинской помощи, не включенных в базовую программу обязательного медицинского страхования, органами принудительного исполнения не осуществляется (пункт 9).
Порядок взаимодействия между медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалами, и (или) обособленными структурными подразделениями, и органами принудительного исполнения при медицинском обеспечении сотрудников в медицинских организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, устанавливается Федеральной службой судебных приставов и Федеральным медико-биологическим агентством (пункт 10).
В соответствии с пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 03.06.2020 № 806 «О порядке медицинского обеспечения сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в органах принудительного исполнения Российской Федерации» издан Приказ ФМБА России № 203, ФССП России № 585 от 29.07.2020 «Об утверждении Порядка взаимодействия между медицинскими организациями, подведомственными Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалами, и (или) обособленными структурными подразделениями, и органами принудительного исполнения Российской Федерации при медицинском обеспечении сотрудников органов принудительного исполнения Российской Федерации в медицинских организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству», регулирующий оказание медицинской помощи.
Согласно пункту 8 приказа ФМБА России № 203, ФССП России № 585 от 29.07.2020, медицинские организации ФМБА России проводят профилактические медицинские осмотры в порядке, предусмотренном приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 02.04.2020 № 81 «Об утверждении Порядка ежегодного прохождения сотрудниками органов принудительного исполнения Российской Федерации профилактических медицинских осмотров, включающих в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13.04.2020, регистрационный № 58058).
В пункте 9 приказа ФМБА России № 203, ФССП России № 585 от 29.07.2020 указано, что при отсутствии возможности оказания медицинской помощи в амбулаторных условиях по месту прикрепления сотрудник ФССП России направляется в другую медицинскую организацию ФМБА России с учетом профиля заболевания и с согласия пациента, находящуюся за пределами субъекта Российской Федерации. В этом случае медицинская организация ФМБА России выдает сотруднику ФССП России направление на консультацию (обследование в амбулаторных условиях).
Сотрудник ФССП России при необходимости оказания медицинской помощи в плановой форме в стационарных условиях направляется на госпитализацию в медицинскую организацию ФМБА России или с его согласия в находящуюся за пределами субъекта Российской Федерации медицинскую организацию ФМБА России. В этом случае медицинская организация ФМБА России:
- выдает сотруднику ФССП России направление на госпитализацию по форме согласно приложению № 2 к Порядку с приложением необходимой медицинской документации и талона плановой госпитализации конкретной медицинской организации с учетом профиля заболевания;
- уведомляет Федеральный орган принудительного исполнения или его территориальный орган о выданном направлении на госпитализацию.
Очередность госпитализации и ее дата определяются медицинскими организациями, оказывающими медицинскую помощь в стационарных условиях, в соответствии с медицинскими показаниями (пункт 10).
В случае невозможности оказания необходимой медицинской помощи сотруднику ФССП России в стационарных условиях в плановой форме в медицинской организации ФМБА России, а также при отказе сотрудника ФССП России от направления для оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме в медицинские организации ФМБА России ему выдается медицинское заключение о необходимости оказания медицинской помощи в стационарных условиях в плановой форме с одновременным уведомлением об этом Федерального органа принудительного исполнения или его территориального органа (пункт 11).
Как установлено судом и следует из материалов дела, на период прохождения службы в органах принудительного исполнения истец была прикреплена на медицинское обслуживание по месту жительства к ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России.
По сведениям ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России в соответствии с разделом II совместного Приказа ФМБА России № 203 и ФССП России № 585 от 29.07.2020, С.И.В. получала первичную медико-санитарную помощь в поликлинике ФГБУЗ «ЗСМЦ ФМБА».
По данным медицинской карты амбулаторного больного С.И.В. №, установлено следующее.
16.02.2021 истец обратилась с жалобами на боль в шейном отделе позвоночника, осмотрена врачом-нейрохирургом (привлеченным консультантом) К.А.Б. (1 том л.д. 41).
Неоднократно осматривалась врачом-неврологом поликлиники К.К.С. 16.02.2021, 01.03.2021, 09.03.2021, 12.03.2021, 19.03.2021, 30.03.2021.
09.03.2021 неврологом ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России истцу С.И.В. выдано направление на консультацию врача-вертебролога в БУЗОО «КМХЦ МЗОО» по поводу диагноза: «Радикулопатия С6-С7 слева на фоне стеноза и экструзии» (1 том л.д. 40).
18.03.2021 истец по направлению ФГБУЗ «ЗСМЦ ФМБА» осмотрена врачом-травматологом-ортопедом БУЗОО «КМХЦ МЗОО», поставлен диагноз – стеноз спинно-мозгового канала, грыжа диска С5-С6 позвонков. Остеохондроз, спондилез, пондилоартроз, протрузии дисков шейного отдела позвоночника. Вертебро-дискогенная шейная радикулопатия с чувствительными нарушениями. Болевой синдром. Рекомендовано оперативное лечение после дообследования (1 том л.д. 154).
Согласно решению ВК ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России от 19.03.2021 истцу установлен диагноз: основное заболевание: <данные изъяты>. При этом, указано на сохранение болевого синдрома, ограничение при движении, прохождение дообследования, рекомендовано оперативное лечение у вертебролога.
По данным с приема невролога 23.03.2021, истец обращалась за талонами на анализы в связи с подготовкой к оперативному лечению. Одновременно неврологу предоставлено заключение по результатам осмотра вертебролога в БУЗОО «КМХЦ МЗОО» от 18.03.2021.
По данным с приема невролога 25.03.2021, истец продолжала проходить дообследование для оперативного лечения, готовилась на оперативное лечение 31.03.2021.
30.03.2021 истец обращалась за консультацией врача-терапевта ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России для получения заключения терапевта к плановой операции в ООО «МЦСМ Евромед». По результатам осмотра участковый врач-терапевт В.В.В. противопоказаний к проведению операции не выявил.
31.03.2021 С.И.В. в ООО «МЦСМ Евромед» проведена операция: <данные изъяты>
Согласно выписке из медицинской карты ООО «МЦСМ «Евромед» С.И.В. в период с 31.03.2021 по 04.04.2021 проходила лечение в многопрофильном стационаре ООО «МЦСМ Евромед» с диагнозом по МКБ-10: М99.3. 31.03.2021 проведена операция: резекция диска и грыжи С6-С7 позвонков, передняя декомпрессия позвоночного канала, передний спондилодез кейджем и пластиной С6-С7 позвонков (том 1 л.д. 25-29).
06.04.2021 истец обратилась в ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России к врачу-ортопеду-травматологу с жалобами на боли в области операции. По результатам осмотра ортопедом-травматологом собран анамнез остеохондроз шейного отдела позвоночника: прооперирована 31.03.2021 в ООО «МЦСМ Евромед». Объективный статус: <данные изъяты>
09.04.2021 проведена повторная консультация ортопеда-травматолога ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России, поставлен диагноз: М42.1 Остеохондроз шейного отдела позвоночника. Фаза нестойкой ремиссии. Состояние после оперативного лечения.
14.04.2021, 29.04.2021, 13.05.2021, 27.05.2021, 01.06.2021, 09.06.2021, 23.06.2021 истец обращалась в ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России на прием врача-невролога.
В до- и постоперационный периоды у истца имел место длительный период нетрудоспособности.
При обращении на прием врача-невролога 23.06.2021 С.И.В. выдано направление на госпитализацию в отделение неврологии на 25.06.2021, с 25.06.2021 по 08.07.2021 истец находилась на обследовании и лечении в неврологическом отделении ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России.
13.07.2021, 19.07.2021, 23.07.2021 вновь истец обращалась в ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России на прием врача-невролога.
30.07.2021 лист нетрудоспособности истца закрыт, истец допущена к труду с 31.07.2021.
По данным ТФОМС Омской области, представленным по запросу суда, бесплатное оказание медицинской помощи гражданам, проживающим на территории Омской области, осуществляется медицинскими организациями, участвующими в реализации территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утвержденной на соответствующий год постановлением Правительства Омской области. В рамках территориальной программы гражданам без взимания с них платы оказывается первичная медико-санитарная помощь, специализированная, в том числе высокотехнологичная (далее – ВМП), скорая и паллиативная медицинская помощь. В соответствии с приложением № 2 к Территориальной программе ВМП оказывается за счет средств ОМС, за счет средств федерального бюджета и бюджета субъекта РФ. В рамках ВМП по профилю «травматология и ортопедия» раздела 1, раздела 2 Перечная видов ВМП проводятся реконструктивные и декомпрессивные операции при травмах и заболеваниях позвоночника с резекцией позвонков, корригирующей вертебротомией с использованием протезов тел позвонков и межпозвонковых дисков, костного цемента и остеозамещающих материалов с применением погружных фиксирующих устройств. Таким образом, хирургическое лечение, проведенное С.И.В., возможно в рамках ВМП (том 1 л.д. 83).
Исходя из изложенного, не могут быть признаны обоснованными выводы ГУФССП России по Омской области об отсутствии оснований для возмещения расходов, связанных с оказанием сотруднику высокотехнологичной медицинской помощи, по причине невключения таковой в базовую программу обязательного медицинского страхования. ТФОМС Омской области подтверждена возможность хирургического лечения, проведенного С.И.В., рамках ВМП по Территориальной программе.
При таких обстоятельствах суд признает обоснованными требования истца о взыскании убытков.
В силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Согласно пункту 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).
Исходя из изложенного, общими условиями наступления деликтной (внедоговорной) ответственности являются: наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинно-следственной связи между возникновением вреда и противоправными действиями, вина причинителя вреда.
Из смысла приведенных выше норм в совокупности с положениями статьи 56 ГПК РФ, согласно которой распределяется бремя доказывания между сторонами гражданского процесса, следует, что лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать факт причинения ущерба, противоправность поведения причинителя вреда, юридически значимую причинную связь между первым и вторым элементами, вину причинителя вреда. Соответственно, бремя доказывания отсутствия вины лежит на ответчике.
Устанавливая наличие (отсутствие) оснований для возложения на ответную сторону деликтной ответственности, суд, руководствуясь правилами статьи 1064 ГК РФ, исходит из того, что возложение внедоговорной ответственности допустимо только при наличии совокупности всех перечисленных условий деликтной ответственности. Наличие необходимой совокупности условий деликтной ответственности подлежит определению исключительно на основе представленных сторонами доказательств с учетом указанного выше бремени доказывания.
Частью 1 статьи 56 ГПК РФ предусмотрено, что каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Оценивая приведенные истцом копии платежных документов применительно к положениям статьи 67 ГПК РФ, с точки зрения, их относимости и допустимости в рамках рассматриваемого спора, суд приходит к выводу, что представленные истцом документы достоверно отражают факт несения С.И.В. расходов на лечение в размере 176 590 рублей (том 1 л.д. 33-36).
Определяя надлежащего ответчика по заявленным истцом требованиям, суд исходит из приведенных выше положений закона, определяющих обязанность ФССП России в лице территориального органа по обеспечению сотрудника бесплатной медицинской помощью. С.И.В. на момент оказания ей медицинской помощи являлась действующим сотрудником, обладающим правом на бесплатное оказание такой помощи, однако обеспечена ею не была. При этом, суд принимает во внимание, что указанные обстоятельства явились следствием бездействия ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России. Судом установлено и не оспаривалось сторонами, что возможность оказания истцу медицинской помощи в учреждении ответчика ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России отсутствовала, однако последним не принято мер по оказанию содействия в медицинском обеспечении сотрудника в иных медицинских организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалах, и (или) обособленных структурных подразделениях, а также в иных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения. Ответчик ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России располагал сведениями о наличии у истца показаний к проведению оперативного вмешательства, равно как и сведениями об отсутствии возможности к проведению такового в ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России, однако указанные данные в ГУФССП России по Омской области не предоставил. Вместе с тем, поскольку С.И.В. не является участником отношений по финансированию расходов, связанных с оказанием ей медицинской помощи, при этом на момент оказания ей медицинской помощи являлась действующим сотрудником, то есть обладала правом на медицинское обеспечение в рамках заключенного служебного контракта, суд приходит к выводу, что лицом, ответственным по возмещению истцу расходов за лечение в рамках заявленного иска, является ГУФССП России по Омской области.
Оценивая доводы ответчика ГУФССП России по Омской области о пропуске истцом срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора, суд исходит из следующего.
Согласно положениям статьи 392 Трудового кодекса РФ, в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений, работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права. За разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении. При пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй и третьей настоящей статьи, они могут быть восстановлены судом.
Согласно разъяснениям, изложенным в пункте 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», судья не вправе отказать в принятии искового заявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 Трудового кодекса РФ) или срока на обжалование решения комиссии по трудовым спорам (часть вторая статьи 390Трудового кодекса РФ), так как Кодекс не предусматривает такой возможности.
Исходя из содержания абзаца первого части 6 статьи 152 ГПК РФ, а также части 1 статьи 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком.
Если ответчиком сделано заявление о пропуске истцом срока обращения в суд (части первая и вторая статьи 392 ТК РФ) после назначения дела к судебному разбирательству (статья 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходе судебного разбирательства.
Таким образом, ответчик вправе заявить о пропуске истцом установленного статьей 392 ТК РФ срока на обращение в суд с трудовым спором до вынесения судом решения по делу.
В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
Как установлено выше, истец уволена со службы в органах принудительного исполнения РФ 21.08.2022, с заявлением по вопросу возврата денежных средств за проведенное лечение истец обратилась к ответчику 30.01.2023.
Согласно позиции истца, С.И.В. не предпринимала меры по обращению в суд по причине досудебного урегулирования спорного вопроса с ответчиком ГУФССП России по Омской области до ноября 2023 года. Поскольку меры по досудебному урегулированию спора не дали результатов, С.И.В. обратилась в суд с настоящим иском 28.02.2024.
Кроме того, суд принимает во внимание состояние здоровья истца после перенесенного оперативного лечения.
Так, по сведениям БУЗОО «КМХЦ МЗОО», представленным по запросу суда о фактах обращений истца С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, за оказанием медицинской помощи, установлено, что в 2022 году имело место обострение заболевания, лечение консервативное с диагнозом <данные изъяты> у невролога, с положительным эффектом, следующее обострение – в марте 2023 года, когда появились жалобы на боль в шее с иррадиацией взатылок, онемение в пальцах левой кисти, лечение консервативное в отделении травматологии № 2 (вертебрологии) на стационаре с дневным пребыванием в период с 04.04.2023 по 13.04.2023, следующее обострение – в сентябре 2023 года, когда появились жалобы на боль в шее с иррадиацией в левую руку, консультирована вертебрологом поликлиники БУЗОО «КМХЦ МЗОО», ввиду наличия и нарастания болевого синдрома госпитализирована в отделение травматологии № 2 в условиях круглосуточного стационара для консервативного лечения (1 том л.д. 76).
Принимая во внимание изложенные выше положения закона применительно к установленным по делу обстоятельствам, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для восстановления пропущенного истцом срока на обращение в суд.
Оценивая доводы ответчика ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России о пропуске истцом срока исковой давности, суд исходи из следующего.
Статьей 196 ГК РФ установлен общий срок исковой давности три года.
Правила определения момента начала течения исковой давности установлены статьей 200 ГК РФ, согласно пункту 1 которой, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются названным Кодексом и иными законами.
Поскольку данные об обстоятельствах оказания истцу медицинской помощи в ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России, равно как и о непринятии ответчиком мер по оказанию содействия в медицинском обеспечении сотрудника в иных медицинских организациях, подведомственных Федеральному медико-биологическому агентству, и (или) их филиалах, и (или) обособленных структурных подразделениях, а также в иных медицинских организациях государственной или муниципальной системы здравоохранения, установлены только в ходе судебного разбирательства, что явилось основанием для заявления истцом об уточнении исковых требований к ответчику ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России, суд приходи к выводу, что срок исковой давности по требованиям к ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России не пропущен.
Принимая во внимание изложенные выше нормативные положения применительно к установленным по делу обстоятельствам, с учетом того, что заявленная истцом сумма расходов на лечение не превышает тарифов на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию (том 2 л.д. 80-81), суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения исковых требований к ответчику ГУФССП России по Омской области и взыскания с ответчика в пользу истца фактически понесенных и подтвержденных документально расходов на проведенное оперативное лечение в размере 176 590 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований к ГУФССП России по Омской области, а также в удовлетворении исковых требований к ФГБУЗ ЗСМЦ ФМБА России надлежит отказать.
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования С.И.В. к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области удовлетворить частично.
Взыскать с Главного управления Федеральной службы судебных приставов по Омской области в пользу С.И.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения (паспорт серии <данные изъяты>), денежные средства в размере 176 590 рублей.
В остальной части в удовлетворении исковых требований С.И.В. к Главному управлению Федеральной службы судебных приставов по Омской области отказать.
В удовлетворении исковых требований С.И.В. к Федеральному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Западно-Сибирский медицинский центр Федерального медико-биологического агентства» отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд посредством подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд города Омска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья К.А. Калинина
Решение в окончательной форме изготовлено 17 октября 2024 года.