Дело № 2-1391-2018
Р Е Ш Е Н И ЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Белгород 7 июня 2018 года
Белгородский районный суд Белгородской области в составе:
председательствующего судьи Переверзевой Ю.А.,
при секретаре Колотовской Е.С.,
с участием представителя истца Сороченко М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Веселолопанского сельского поселения к МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях о признании имущества выморочным и признании права муниципальной собственности на выморочное имущество,
У С Т А Н О В И Л:
администрация Веселолопанского сельского поселения обратилась в суд с указанным иском, в обоснование указав, что в июле 1999 года умерла Конева А.Д., которой на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 961 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен); в июле 1999 года умерла Конева И.Ю., которой на праве собственности принадлежал земельный участок площадью 961 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен). По имеющейся информации у Коневой А.Д. и Коневой И.Ю. отсутствовали наследники, как по закону, так и по завещанию. Таким образом, земельные участки являются выморочным имуществом и должны перейти в собственность муниципального образования «Веселолопанское сельское поселение» Белгородского района Белгородской области.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал.
Представитель ответчика и третьего лица управления Росреестра по Белгородской области в судебное заседание не явились, возражений против заявленных требований не представили.
Представитель третьего лица администрации Белгородского района в судебное заседание также не явился, представил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие, в котором указал о согласии с заявленными требованиями.
Исследовав в судебном заседании обстоятельства по представленным доказательствам, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению.
В силу п. 2 ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 1151 ГК РФ в случае, если отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, либо никто из наследников не имеет права наследовать или все наследники отстранены от наследования (статья 1117), либо никто из наследников не принял наследства, либо все наследники отказались от наследства и при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника (статья 1158), имущество умершего считается выморочным.
В порядке наследования по закону в собственность городского или сельского поселения, муниципального района (в части межселенных территорий) либо городского округа переходит следующее выморочное имущество, находящееся на соответствующей территории: жилое помещение; земельный участок, а также расположенные на нем здания, сооружения, иные объекты недвижимого имущества; доля в праве общей долевой собственности на указанные в абзацах втором и третьем настоящего пункта объекты недвижимого имущества.
В п. 50 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.05.2012 № 9 «О судебной практике по делам о наследовании» разъяснено, что выморочное имущество, при наследовании которого отказ от наследства не допускается, со дня открытия наследства переходит в порядке наследования по закону в собственность соответственно Российской Федерации (любое выморочное имущество, в том числе невостребованная земельная доля, за исключением расположенных на территории Российской Федерации жилых помещений), муниципального образования, города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга (выморочное имущество в виде расположенного на соответствующей территории жилого помещения) в силу фактов, указанных в пункте 1 статьи 1151 ГК РФ, без акта принятия наследства, а также вне зависимости от оформления наследственных прав и их государственной регистрации.
Свидетельство о праве на наследство в отношении выморочного имущества выдается Российской Федерации, городу федерального значения Москве или Санкт-Петербургу или муниципальному образованию в лице соответствующих органов (Российской Федерации в настоящее время - в лице органов Росимущества) в том же порядке, что и иным наследникам, без вынесения специального судебного решения о признании имущества выморочным.
Согласно п. 1 ст. 1152 ГК РФ для приобретения выморочного имущества (статья 1151) принятие наследства не требуется.
Факт принадлежности Коневой И.Ю. земельного участка площадью 961 кв.м., с кадастровым номером (адрес обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), подтверждается свидетельством на право собственности (л.д. 10-15).
Факт принадлежности Коневой А.Д. земельного участка площадью 961 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенного по адресу: (адрес обезличен), также подтверждается свидетельством на право собственности (л.д. 19-22).
При этом право собственности на указанные земельные участки за Коневой И.Ю. и Коневой А.Д. в ЕГРН не зарегистрировано, что следует из уведомлений управления Росреестра по Белгородской области.
В июле 1999 года Конева А.Д. и Конева И.Ю. умерли, что подтверждается свидетельствами о смерти (л.д. 6, 7).
28.11.2017 администрация Веселолопанского сельского поселения обратилась к нотариусу с заявлениями о принятии наследства в виде вышеуказанных земельных участков.
26.01.2018 нотариусом выданы постановления об отказе в выдаче свидетельств о праве на наследство по закону в связи с отсутствием зарегистрированного за наследодателями права на спорное недвижимое имущество.
Из наследственных дел следует, что к нотариусу с заявлением о принятии наследства после смерти Коневой А.Д. и Коневой И.Ю. никто из наследников не обращался.
Лиц, фактически принявших наследство после смерти Коневой А.Д. и Коневой Т.Ю., не установлено.
Принимая во внимание приведенные выше нормы действующего гражданского законодательства и положения акта толкования, учитывая отсутствие наследников, принявших в установленном законом порядке наследство после смерти Коневой А.Д. и Коневой И.Ю., суд приходит к выводу о наличии оснований для признания спорных земельных участков выморочным имуществом, право на которые должно перейти в порядке наследования к муниципальному образованию, на территории которого они расположены, то есть к истцу.
В судебном заседании не приведено ни одного факта и не представлено ни одного довода, чтобы суд пришел к иному выводу по данному делу.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
иск администрации Веселолопанского сельского поселения к МТУ Росимущества в Курской и Белгородской областях о признании имущества выморочным и признании права муниципальной собственности на выморочное имущество удовлетворить.
Признать земельный участок площадью 961 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен), и земельный участок площадью 961 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен) выморочным имуществом.
Признать за муниципальным образованием «Веселолопанское сельское поселение» Белгородского района Белгородской области право муниципальной собственности на земельный участок площадью 961 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен), и на земельный участок площадью 961 кв.м., с кадастровым номером (номер обезличен), расположенный по адресу: (адрес обезличен).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Белгородский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белгородский районный суд Белгородской области.
Мотивированное решение суда изготовлено 7.06.2018.
Судья Ю.А. Переверзева