Дело № 2а-561/2018г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 апреля 2018 года город Орёл
Заводской районный суд г. Орла в составе председательствующего судьи Зацепилиной Е.В.,
при секретаре Вепринцевой А.А.,
с участием представителя административного истца Киреенко М.А., административного ответчика Трубицына Н.А., представителя административного ответчика Трубицыной Н.В.
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Трубицыну Николаю Артуровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Орлу (далее ИФНС России по г.Орлу, административный истец) обратилась в суд с административным иском к Трубицыну Николаю Артуровичу (далее Трубицын Н.А., административный ответчик) о взыскании задолженности по налогам, указав, что Трубицын Н.А. является собственником транспортных средств - автомобиля ГАЗ 3102, государственный номер (номер обезличен), мощностью в 137 л.с., и автомобиля ЛУАЗ 969М, государственный номер (номер обезличен) мощность в 40 л.с. Налоговым органом в адрес налогоплательщика было направлено налоговое уведомление № (номер обезличен) от (дата обезличена) об уплате транспортного налога за 2014 г. в сумме 4162 руб., которое налогоплательщиком в срок не исполнено. На основании ст. ст. 69, 70 НК РФ административному ответчику было направлено налоговое требование № 65345 по состоянию на (дата обезличена) со сроком уплаты до (дата обезличена) которое в установленный срок также не исполнено. Налоговый орган обратился к мировому судье с заявлением о вынесении судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №3 Заводского района г.Орла от (дата обезличена). судебный приказ №2а-4057/2016 от (дата обезличена). был отменен. На основании изложенного, административный истец просил взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2014 г. в размере 4162 руб., пени за несвоевременную уплату транспортного налога в сумме 1501,66 руб., пени за несвоевременную уплату налога на имущество в сумме 3,93 руб., а всего – 5667,59 руб.
В ходе рассмотрения дела по существу административный истец размер заявленного иска уточнил и просил взыскать с административного ответчика транспортный налог за 2014 г. в размере 4162 руб.
В судебном заседании представитель административного истца
Киреенко М.А. заявленные требования поддержала в полном объеме по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.
Административный ответчик Трубицын Н.А., его представитель Трубицына Н.В. в судебном заседании возражали в отношении удовлетворения административного искового заявления, пояснив, что (дата обезличена). Трубицын Н.В. обратился в Отделение №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области с заявлением о снятии с учета транспортного средства ЛУАЗ 969М в связи с его продажей, однако, по не известным административному ответчику причинам органы внутренних дел произвели снятие транспортного средства с регистрационного учета на имя Трубицына Н.А. только в 2016 году. По договору купли-продажи от (дата обезличена). Трубицын Н.А. продал указанное транспортное средство Соколову С.В. Кроме того, считали, что административный истец пропустил срок обращения в суд, поскольку срок исполнения требования об уплате налога определен до (дата обезличена) соответственно истец был вправе обратится в суд до (дата обезличена). Между тем, мировым судьей судебный приказ был вынесен 29.08.2016г. после истечения срока на обращение в суд.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив имеющиеся доказательства согласно ст. 84 КАС РФ, приходит к следующему.
На основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги.
В соответствии со статьей 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налогов должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 1 ст. 358 НК РФ).
В соответствии со ст. 356 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
Пункт 1 ст. 363 НК РФ предусматривает, что уплата налога и авансовых платежей по налогу производится налогоплательщиками в бюджет по месту нахождения транспортных средств. Порядок и сроки уплаты налога и авансовых платежей по налогу для налогоплательщиков-организаций устанавливаются законами субъектов Российской Федерации.
Законом Орловской области от 26 ноября 2002 г. № 289-ОЗ «О транспортном налоге» (в ред. 2015 г.) установлена налоговая ставка для автомобилей легковых с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. – 15 руб., свыше 100 л.с. до 150 л.с. – 35 руб.
В силу ч. 3 ст. 363, п. 4 ст. 397 НК РФ налогоплательщики – физические лица уплачивают налог на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
На основании ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) – физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье – физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
В соответствии со ст. 69 НК РФ требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки. Требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком. Требование об уплате налога, направляемое физическому лицу, должно содержать также сведения о сроке уплаты налога, установленном законодательством о налогах и сборах. Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Из материалов дела следует, что (дата обезличена) Трубицыну Н.А. как собственнику транспортных средств ГАЗ 3102 государственный регистрационный знак (номер обезличен) мощностью 137 л.с. и ЛУАЗ государственный номер (номер обезличен) мощностью 40 л.с. налоговым органом было направлено налоговое уведомление № (номер обезличен) от (дата обезличена). об уплате транспортного налога за указанные автомобили за 2014 г. в сумме 4162 руб. в срок до (дата обезличена).
Поскольку Трубицын Н.А. в установленный в уведомлении срок транспортный налог не оплатил, ИФНС России по г. Орлу (дата обезличена). было направлено заказным письмом требование об уплате налогов и пени № (номер обезличен) по состоянию на (дата обезличена). со сроком уплаты до (дата обезличена)
Направленное ответчику требование об уплате транспортного налога в срок до (дата обезличена) административным ответчиком не было исполнено, что не оспаривалось последним в судебном заседании.
Судом установлено, что (дата обезличена) ИФНС России по г.Орлу обратилась к мировому судье СУ № 3 Заводского района г. Орла с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Трубицына Н.А.
(дата обезличена). мировым судьей судебный приказ был вынесен, который впоследствии определением от (дата обезличена) отменен на основании возражений административного ответчика.
Возражая в отношении заявленного иска, административный ответчик Трубицын Н.А. в судебном заседании предоставил суду договор купли-продажи транспортного средства от 23 октября 2013 г., согласно которому Трубицын Н.А. продал Соколову С.В. транспортное средство ЛУАЗ 969М, номер кузов – 0197559, цвет белый, 1993 года выпуска и заявление в отделение №1 МРЭО ГИБДД УМВД России по Орловской области о снятии транспортного средства ЛУАЗ 969М, с регистрационного учета в связи с прекращением права собственности с сохранением регистрационных знаков, датированное 04 октября 2013 г. – до заключения договора купли-продажи с Соколовым. Среди документов, приложенных к заявлению, указаны регистрационные знаки А 557 АТ 57 в количестве 2 штук.
Согласно сведениям ГИБДД указанное транспортное средство зарегистрировано на имя нового собственника Соколова М.А. 07.09.2016 года, 22.10.2013 года произошла регистрация новых регистрационных знаков (взамен утраченных или пришедших в негодность).
Федеральный законодатель, устанавливая в главе 28 Налогового кодекса Российской Федерации транспортный налог, связал возникновение объекта налогообложения с фактом регистрации транспортного средства на налогоплательщика, само по себе отсутствие у налогоплательщика транспортного средства не освобождает лицо от обязанности по уплате транспортного налога до момента снятия его с учета в регистрирующих органах в установленном законом порядке. При этом Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним (утвержден приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 7 августа 2013 года № 605) предусмотрена возможность прекращения регистрации транспортного средства по заявлению прежнего владельца в случае неисполнения новым владельцем обязанности по внесению изменений в регистрационные данные в течение 10 дней со дня приобретения транспортного средства (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21 мая 2015 г. №1035-О).
Между тем, после заключения договора купли-продажи спорного транспортного средства (дата обезличена) г. (когда уже с (дата обезличена) г. действовал административный регламент от (дата обезличена) сведений об обращении Трубицына Н.А. в установленном законом порядке с заявлением о снятия автомобиля ЛУАЗ с учета в регистрирующих органах не представлено.
Таким образом, судом установлено, что административный ответчик, являясь в 2014 году налогоплательщиком по объекту налогообложения - транспортное средство ЛУАЗ 969М, номер кузова – 0197559, цвет белый, 1993 года выпуска, а также транспортного средства ГАЗ 3102, государственный регистрационный знак (номер обезличен), имеет задолженность по транспортному налогу за 2014 год в сумме 4162 руб., которая подлежит взысканию в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу.
Довод административного ответчика и его представителя о пропуске срока на обращение в суд не нашел своего подтверждения в судебном заседании, поскольку судом установлено, что (дата обезличена) ИФНС России по г.Орлу обратилась к мировому судье СУ № 3 Заводского района г. Орла с заявлением о выдаче судебного приказа в отношении Трубицына Н.А.
После отмены судебного приказа (дата обезличена) истец обратился в суд (дата обезличена)
Таким образом, срок, установленный законом, для обращения в суд, административным истцом не пропущен.
Довод административного ответчика о том, что задолженность по транспортному налогу за 2014 год, подлежит списанию суд не принимает во внимание как основанный на неверном толковании норм материального права.
В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Судом установлено, что транспортный налог за 2014 год был начислен Трубицыну Н.А. в 2015 году, который последний обязан был уплатить в срок до 01.10.2015г. Таким образом, спорная сумма на (дата обезличена) начислена ответчику не была.
В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в федеральный бюджет пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Поскольку административный истец при подаче настоящего иска освобожден от уплаты государственной пошлины, с административного ответчика Трубицына Н.А. в силу п. 1 ч. 1 ст. 333.19 НК РФ подлежит к взысканию государственная пошлина в доход федерального бюджета в размере 400 руб.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
административное исковое заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Орлу к Трубицыну Николаю Артуровичу о взыскании задолженности по транспортному налогу - удовлетворить.
Взыскать с Трубицына Николая Артуровича, зарегистрированного и проживающего по адресу: (адрес обезличен), в пользу Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Орлу задолженность по транспортному налогу за 2014 год в размере 4162 рубля.
Взыскать с Трубицына Николая Артуровича в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 400 (четыреста) руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Заводской районный суд г. Орла в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 23 апреля 2018 г.
Судья Е.В. Зацепилина