Дело № 3а-64/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 января 2020 года г. Архангельск
Архангельский областной суд в составе:
судьи Лобановой Н.В.,
при секретаре Паламар А.И.,
с участием представителя административного истца Леонтьева Е.Г. – Юденко Е.С.,
в отсутствие административного истца Леонтьева Е.Г., административных ответчиков федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительства Архангельской области, заинтересованного лица администрации муниципального образования «Город Архангельск»,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Леонтьева Е.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
установил:
Леонтьев Е.Г. обратился в суд с административным иском об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного примерно в <данные изъяты> м по направлению на северо-запад от ориентира – здания главного корпуса, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес>, равной его рыночной стоимости в размере 7 030 000 рублей.
В обоснование заявленного требования указал, что является собственником этого земельного участка и плательщиком земельного налога. В целях определения налоговой базы по указанному налогу применяется величина кадастровой стоимости данного имущества в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек. Вместе с тем, определенная в соответствии с действующим законодательством об оценочной деятельности рыночная стоимость этого имущества составляет 7 030 000 рублей. Полагая, что установление кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере, превышающем рыночную, затрагивает его права как налогоплательщика, обратился в суд с рассматриваемым требованием.
Административный истец Леонтьев Е.Г., надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие.
Представитель административного истца Леонтьева Е.Г. – Юденко Е.С. в судебном заседании на удовлетворении административного иска настаивал по изложенным основаниям.
Административные ответчики федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу, правительство Архангельской области, заинтересованное лицо администрация муниципального образования «Город Архангельск», надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своих представителей не направили.
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав представителя административного истца Леонтьева Е.Г. – Юденко Е.С., исследовав материалы административного дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
На территории муниципального образования «Город Архангельск» земельный налог введен решением Архангельского городского Собрания депутатов от 26 октября 2005 года № 51 «О введении земельного налога на территории муниципального образования «Город Архангельск» (с последующими изменениями и дополнениями).
В силу статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.
В соответствии с пунктом 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.
Постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 595-пп «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области» утверждены представленные Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Архангельской области и Ненецкому автономному округу результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Архангельской области, включающие результаты определения по состоянию на 5 июня 2012 года кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов Архангельской области.
Пункт 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации предписывает, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Поскольку государственная кадастровая оценка земель Архангельской области, относящихся к указанной выше категории, проведена в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», ее результаты могут быть оспорены в порядке, установленном данным федеральным законом.
В соответствии с частью 2 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если такие результаты затрагивают права и обязанности этих лиц.
Как следует из представленных материалов, право собственности на земельный участок из состава земель населенных пунктов общей площадью <данные изъяты> кв.м с кадастровым номером <данные изъяты>, расположенный примерно в <данные изъяты> м по направлению на северо-запад от ориентира – здания главного корпуса, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано на имя Леонтьева Е.Г., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости от 31 декабря 2019 года.
Сведения о величине кадастровой стоимости указанного земельного участка в размере <данные изъяты> рубля <данные изъяты> копеек, определенной по состоянию на 5 июня 2012 года, внесены в Единый государственный реестр недвижимости 10 января 2013 года на основании постановления правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 595-пп.
Разрешая вопрос о праве административного истца оспорить кадастровую стоимость принадлежащего ему земельного участка за пределами срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», суд исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 24.12 Федеральный закон от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Часть 1 статьи 11 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» предусматривает, что государственная кадастровая оценка проводится не чаще одного раза в три года (в городах федерального значения - не чаще одного раза в два года) и не реже одного раза в пять лет, за исключением проведения внеочередной государственной кадастровой оценки. Указанный срок определяется со дня принятия акта об утверждении результатов определения кадастровой стоимости до дня принятия акта об утверждении следующих результатов определения кадастровой стоимости.
Постановлением минимущества Архангельской области от 16 апреля 2018 года № 1-п «О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области» проведение государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов и земель сельскохозяйственного назначения на территории Архангельской области запланировано на 2019 год. До утверждения результатов такой оценки при определении размера налоговых обязательств Леонтьева Е.Г. применяется величина кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка, установленная постановлением правительства Архангельской области от 18 декабря 2012 года № 595-пп.
Таким образом, в данном случае пропуск Леонтьевым Е.Г. срока, установленного частью 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, частью 10 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», не свидетельствует об утрате им права на обращение в суд с административным иском об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объекта недвижимости, поскольку в ходе судебного разбирательства установлено сохранение права административного истца на применение результатов пересмотра кадастровой стоимости земельного участка для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является, в том числе, установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость (часть 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Согласно отчету №, составленному 9 декабря 2019 года государственным унитарным предприятием Архангельской области «<данные изъяты>», по состоянию на 5 июня 2012 года рыночная стоимость этого имущества составляет 7 030 000 рублей.
В силу статьи 12 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данным федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Представленный административным истцом отчет соответствует установленным статьей 11 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» требованиям. Составившее этот отчет лицо имеет необходимые образование и квалификацию, является членом некоммерческого партнерства СРО «<данные изъяты>», его ответственность застрахована в установленном порядке.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о завышении либо занижении оценщиком рыночной стоимости земельного участка, собственником которого является административный истец, либо о наличии объективных сомнений по поводу достоверности проведенной оценки, суду не представлено. Участники процесса не высказали намерений о назначении и проведении по делу судебной экспертизы для установления рыночной стоимости этого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований для признания указанного отчета недостоверным доказательством.
Принимая во внимание, что действующее правовое регулирование допускает возможность пересмотра кадастровой стоимости объекта недвижимости при определении его рыночной стоимости, учитывая, что в отношении земельного участка, собственником которого является административный истец, установлена его рыночная стоимость, величина которой существенно отличается от определенной в ходе кадастровой оценки кадастровой стоимости, чем затрагиваются права Леонтьева Е.Г. как налогоплательщика, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению.
В силу положений статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» установление судом кадастровой стоимости объекта недвижимости в порядке, предусмотренном статьей 24.18 названного федерального закона, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости.
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для целей налогообложения с 1 января 2014 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (четвертый абзац пункта 1.1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации).
Установленная решением суда кадастровая стоимость подлежит применению для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января 2019 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки (часть 5 статьи 24.20 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»).
Руководствуясь статьями 178-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Леонтьева Е.Г. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты> площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного примерно в <данные изъяты> м по направлению на северо-запад от ориентира – здания главного корпуса, находящегося за пределами участка по адресу: <адрес>, в размере его рыночной стоимости, равном 7 030 000 рублей.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером <данные изъяты>, установленной решением суда, применяются для целей налогообложения с 1 января 2014 года, а для иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, - с 1 января 2019 года до установления новой кадастровой стоимости в результате проведения очередной государственной кадастровой оценки.
Датой подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка считать 23 декабря 2019 года.
На решение суда лицами, участвующими в деле, может быть подана апелляционная жалоба через Архангельский областной суд во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 17 января 2020 года.
Судья Н.В. Лобанова