Изготовлено 3 ноября 2015 года
Дело №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Краснощёково 30 октября 2015 года
Краснощёковский районный суд Алтайского края в составе:
председательствующего судьи Суворовой Н.С.,
при секретаре Быстрянцевой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Колесникова А.Н. к администрации Карповского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края, администрации Краснощековского района Алтайского края, Главному управлению строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края о предоставлении выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения,
установил:
Колесников А.Н. обратился в суд с иском, указав, что в ДД.ММ.ГГГГ им было подано заявление в Администрацию Краснощёковского района о предоставлении ему социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ Администрация Краснощёковского района направила ему уведомление № о том, что он не имеет права на получении социальной выплаты на ремонт жилого дома по адресу: <адрес> в связи с тем, что он является собственником жилого помещения только с ДД.ММ.ГГГГ и не являлся таковым на момент объявления ЧС, в связи с чем не удовлетворяет условиям п.4 Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края, утвержденного постановлением Администрации края № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края».
С решением Межведомственной рабочей комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта он не согласен.
Жилой дом, находящийся по адресу: <адрес>, является наследственным имуществом после смерти К., умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ он является наследником к имуществу К..
Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Он в установленный законом срок фактически принял наследство после смерти К., в связи с чем жилой дом, находящийся по вышеуказанному адресу признается принадлежащим ему со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
С момента открытия наследства, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ, он является собственником вышеуказанного жилого дома.
Таким образом, он являлся собственником жилого дома как на момент объявления ЧС, так и на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт.
Просит решение Межведомственной рабочей комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения Администрации Краснощёковского района Алтайского края об отказе ему в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> признать незаконным и отменить, признать за ним право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В порядке подготовке судом к участию в деле в качестве соответчика было привлечено Управление социальной защиты населения по Краснощёковскому району.
Представители ответчиков - администрации Краснощековского района Алтайского края, администрации Карповского сельсовета Краснощековского района Алтайского края не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Представитель ответчика - Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что требования истца считают незаконными и необоснованными, так как истец должен являться собственником поврежденных жилых помещений на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты. В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права истца на указанное жилое помещение серии № от ДД.ММ.ГГГГ в качестве документа основания для регистрации за истцом права собственности явилось свидетельство о праве на наследство по закону № от ДД.ММ.ГГГГ. Однако не входят в состав наследства права и обязанности неразрывно связанные с личностью наследодателя, в частности право на алименты, право на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина. Учитывая, что право на социальную выплату на капитальный ремонт неразрывно связано с личностью собственника по смыслу Порядка, то указанное право наследоваться истцом не могло. Просит исключить Главное управление из числа ответчиков и рассмотреть дело в отсутствие их представителя.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Краснощековскому району в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором просил рассмотреть дело в их отсутствие, указав, что органы социальной защиты населения не наделаны полномочиями по принятию решений о включении (либо невключении) граждан в список на предоставлении социальных выплат для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения. В случае удовлетворения требований истца социальная выплата будет предоставлена управлением социальной защиты населения по Краснощековскому району в бесспорном порядке.
Представитель третьего лица - Главного Управление Алтайского края по труду и социальной защите в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель третьего лица - комитета по финансам, налоговой и кредитной политике администрации Алтайского края в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что комитет администрации Алтайского края по финансовой, налоговой и кредитной политике не принимает участие в формировании списков граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края в мае-июне 2014 года, а также не осуществляет соответствующих выплат конкретному гражданину, в связи с чем просит исключить комитет администрации Алтайского края по финансам, налоговой и кредитной политике из числа лиц, участвующих в деле, дело рассмотреть в отсутствии их представителя.
Представитель третьего лица - ГУ МЧС России по Алтайскому край в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, представил отзыв, в котором указал, что Главное Управление строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края как уполномоченный орган согласовывает с ГУ МЧС России по Алтайскому краю список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка в мае-июне 2014 года. Социальные выплаты предоставляются за счет межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета в бюджет Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта поврежденного жилищного фонда Главным Управлением Алтайского края по труду и социальной защите. Дом, расположенный по адресу: <адрес>, в списках граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка, не числится. Просит принять решение по делу на усмотрение суда.
Истец Колесников А.Н. в судебном заседании иск поддержал, просил его удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика - администрации Карповского сельсовета Петрова Е.В. в судебном заседании ДД.ММ.ГГГГ поясняла, что она является исполняющей обязанности главы <адрес>. Колесников проживал с ДД.ММ.ГГГГ вместе со своей матерью в <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ его мать умерла, а Колесников остался проживать вместе с гражданской женой И. в данном доме, т.е. фактически принял наследство после смерти матери. Во время паводка в мае - июне 2014 года Колесников проживал в данном доме, который попал в зону затопления. В 2014 году формировался список граждан, чьи жилые помещения пострадали в результате паводка. Члены семьи Колесникова были включены в список граждан, чье жилье пострадало, Колесников А.Н. включен не был в связи с тем, что не был зарегистрирован по данному адресу. В ДД.ММ.ГГГГ года Колесников обращался с заявлением о предоставлении ему выплат на ремонт, но ему было отказано, т.к. стал собственником жилого дома только в ДД.ММ.ГГГГ, оформив свидетельство о праве на наследство по закону.
Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд приходит к следующему.
Статьями 2, 18 Конституции Российской Федерации предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства. Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельностью законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечивается правосудием.
Согласно ст. 40 Конституции РФ граждане России имеют право на жилище. Это конституционное положение получило свое развитие в текущем гражданском и жилищном законодательстве.
В соответствии с п.4 ст.1 ЖК РФ граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законом.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право, в том числе, на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 статьи 18 Федерального закона от 21.12.1994 г. №68-ФЗ порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 07.05.2015 года №447 «О предоставлении в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации» утверждены Правила предоставления в 2015 году из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации (далее Правила).
В соответствии с п. 1 настоящие Правила устанавливают порядок и условия предоставления в ДД.ММ.ГГГГ Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам Республики Алтай и Алтайского края на финансовое обеспечение реализации мероприятий по проведению капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводков, произошедших на территории Российской Федерации.
Согласно пп. «а» п. 5 Правил трансферты предоставляются на финансовое обеспечение реализации мероприятий по предоставлению мер поддержки гражданам, являющимся на день объявления режима чрезвычайной ситуации собственниками жилых помещений, поврежденных в результате паводков и требующих проведения капитального ремонта, которые проживают в населенных пунктах, подвергшихся паводкам, и не имеют другого жилого помещения, пригодного для проживания, или имеющим другое жилое помещение, также поврежденное в результате паводков и требующее проведения капитального ремонта, в виде капитального ремонта указанных жилых помещений и (или) финансовой поддержки его проведения.
Аналогичные нормы содержатся в Постановлении <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления гражданам социальных выплат для проведения капитального ремонта жилищного фонда, поврежденного в результате паводка, произошедшего на территории Алтайского края» (далее Порядок).
Анализируя нормы Порядка и нормы Правил, суд приходит к следующему.
Правилами предусмотрены условия и порядок предоставления мер поддержки гражданам на проведение капитального ремонта жилья, поврежденного в результате паводка. Указанные Правила устанавливают перечень условий, при соблюдении совокупности которых данная мера социальной поддержки предоставляется. Перечень условий является исчерпывающим, при этом Федеральный законодатель не связывает отсутствие жилья, пригодного для проживания, с датой подачи заявления о предоставлении меры социальной поддержки в форме денежных выплат. Законодатель указывает на то, что в собственности таких граждан не должно находиться другое жилое помещение, пригодное для проживания, независимо от времени его приобретения (до паводка или после паводка).
Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ N 254 «О введении режима чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» с ДД.ММ.ГГГГ введен режим чрезвычайной ситуации для органов управления и сил Алтайской территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
На основании постановления администрации <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ, в связи со сложной паводковой обстановкой в <адрес>, в результате которой оказались затопленными усадьбы жилых домов, в целях ликвидации чрезвычайной ситуации и минимизации ущерба от его последствий, объявлен режим чрезвычайных ситуаций в <адрес>, с ДД.ММ.ГГГГ с 23-00.
Жилой дом, расположенный в <адрес>, находился в зоне затопления в результате паводка, произошедшего в мае - июне 2014 года на территории <адрес>, что подтверждается сведениями администрации Карповского сельсовета <адрес>.
Актом №от ДД.ММ.ГГГГ обследования поврежденного индивидуального дома в результате паводка в мае - июне 2014 года на территории <адрес>, был обследован жилой дом, расположенный в <адрес>, и было установлено, что данному жилому дому требуется капитальный ремонт.
Граждане, юридические лица являются собственниками имущества, созданного ими для себя или приобретенного от других лиц на основании сделок об отчуждении этого имущества, а также перешедшего по наследству или в порядке реорганизации (п. 1 ст. 218 ГК РФ).
Права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента регистрации соответствующих прав на него, если иное не установлено законом (п. 2 ст. 8 ГК РФ).
Иной момент возникновения права установлен, в частности, для приобретения права собственности на недвижимое имущество в порядке наследования (абз. 2 п. 2 ст. 218 ГК РФ).
Право собственности на недвижимое имущество в случае принятия наследства возникает со дня открытия наследства. Если наследодателю принадлежало недвижимое имущество на праве собственности, это право переходит к наследнику независимо от государственной регистрации права на недвижимость. Наследник вправе обратиться с заявлением о государственной регистрации перехода права собственности в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, после принятия наследства (п. 4 ст. 1152 ГК РФ, п. 11 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
Согласно ст.1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина.
Как следует из материалов дела, К. умерла ДД.ММ.ГГГГ. Ее последним и постоянным местом жительства было <адрес>.
Колесников А.Н., являясь ее сыном, проживал в указанном доме с ДД.ММ.ГГГГ года и после смерти матери фактически принял наследство, в том числе и указанный жилой дом.
Согласно свидетельству о праве на наследство по закону от ДД.ММ.ГГГГ Колесников А.Н. является наследником к имуществу К., которое состоит из жилого дома, расположенного в <адрес>.
Таким образом, с момента открытия наследства, т. е. с ДД.ММ.ГГГГ Колесников А.Н. является собственником вышеуказанного жилого дома.
Согласно п.7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника.
Следовательно, истец являлся собственником жилого дома как на момент объявления ЧС, так и на момент подачи заявления о предоставлении социальной выплаты на капитальный ремонт.
На момент паводка истец проживал в указанном доме, что подтверждается показаниями и.о. главы администрации Карповского сельсовета, а также решениями Краснощековского районного суда Алтайского края.
Так, решением Краснощековского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ установлен факт проживания Колесникова А.Н. на территории Российской Федерации в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.
Решением Краснощековского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГГГ был установлен факт постоянного проживания Колесникова А.Н. по адресу: <адрес> в период мая - июня 2014 года.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица, выданной Федеральной службой государственной регистрации кадастра и картографии от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что у Колесникова А.Н. зарегистрировано право собственности только на жилой дом по адресу: <адрес>.
Другого жилья, пригодного для проживания у Колесникова А.Н. не имеется.
В судебном заседании установлено, что Колесников А.Н. являлся собственником поврежденного жилого дома на день объявления режима чрезвычайной ситуации и на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты, проживал в <адрес>, которое подверглось паводку, на день объявления режима чрезвычайной ситуации, не имеет другого жилого помещения, пригодного для проживания.
Однако Колесников А.Н. не был включен в список граждан, жилые помещения которых повреждены в результате паводка и требуют проведения капитального ремонта.
Согласно показаниям представителя ответчика - и.о. главы администрации Карповского сельсовета Петровой Е.В. Колесников А.Н. не был включен в данный список в связи с отсутствием его регистрации по данному адресу.
Согласно абз. 5 п. 4 Порядка, при отсутствии гражданина в вышеуказанном списке и при наличии оснований, указанных в абзацах втором - четвертом настоящего пункта, гражданин вправе подать в администрацию городского округа или муниципального района Алтайского края в срок не позднее 30 дней с даты вступления в силу настоящего Порядка заявление по форме, установленной уполномоченным органом, о включении его в список граждан, жилые помещения которых требуют проведения капитального ремонта.
В установленный законно срок ДД.ММ.ГГГГ Колесников А.Н. обратился с заявлением в администрацию Карповского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края о включении в список на предоставление выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта жилого помещения, поврежденного в результате паводка.
ДД.ММ.ГГГГ Колесников А.Н. обратился с заявлением в администрацию Карповского сельсовета Краснощёковского района Алтайского края о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения.
Однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ №, выданным администрацией Краснощёковского района Алтайского края, Колесникову А.Н. было отказано в праве на получение социальной выплаты на капитальный ремонт дома, в связи с тем, что он не является собственником жилого помещения, попавшего в зону затопления на дату подачи заявления о предоставлении социальной выплаты.
Учитывая, что Колесников А.Н. является собственником поврежденного в результате паводка жилья с ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу, что в данном случае имеется совокупность необходимых условий, дающих право Колесникову А.Н. на получение мер социальной поддержки в виде выплаты денежных средств на проведение капитального ремонта поврежденного в результате паводка жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд считает, что решение администрации Краснощёковского района Алтайского края об отказе заявителю в предоставлении мер социальной поддержки является незаконным и подлежащим отмене.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Колесникова А.Н. удовлетворить.
Решение Межведомственной рабочей комиссии по рассмотрению заявлений граждан о предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения Администрации Краснощёковского района Алтайского края об отказе Колесникову А.Н. в предоставлении социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> признать незаконным и отменить, признать за Колесниковым А.Н. право на получение социальной выплаты для проведения капитального ремонта, поврежденного в результате паводка жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в Алтайский краевой суд через Краснощёковский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.С. Суворова