УИД: 92RS0002-01-2021-002340-65
№ 2а-2065/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
29 июня 2021 года г. Севастополь
Гагаринский районный суд города Севастополя в составе:
председательствующего судьи Блейз И.Г.,
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,
с участием представителя административного истца Беличенко М.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Путята Н.С. к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя о признании отказа в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно незаконным, заинтересованное лицо - Департамент архитектуры и градостроительства г.Севастополя, -
установил:
Путята Н.С. обратилась в суд с административным иском к Департаменту по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя, в котором просила признать незаконным и отменить Решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 12.04.2021 года, выраженное в письме № ГУ исх.-3547/21, об отказе Путята Н.С. в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв. м., а также обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя осуществить действия, предусмотренные пунктом 11 Постановления Правительства Севастополя №25-ПП от 01.02.2016 года в течение 20 дней с момента вступления в законную силу решения суда. Указывает, что оспариваемое решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя не содержит указаний на конкретный пункт части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», которым определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном статей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС. Кроме того, земельный участок по адресу: <адрес>, был сформирован в 2011 году, то есть, до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в связи с чем, для его формирования была изготовлена техническая документация, в том числе, с целью выноса границ земельного участка в натуру на местности, сведения о земельном участке внесены в ЕГРН и имеют статус «ранее учтенный». В связи с чем, довод административного ответчика о невозможности определить местоположение земельного участка считает несостоятельным и незаконным.
В судебное заседание административный истец не прибыл, о времени и месте рассмотрения дела извещался в установленном порядке, воспользовался правом ведения дела в суде через представителя.
Представитель административного истца Беличенко М.В. исковые требования поддержала в полном объеме, по изложенным в административном иске основаниям.
Представитель Департамента по имущественным и земельным отношениям г. Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Представитель Департамента архитектуры и градостроительства г. Севастополя в судебное заседание не явился, извещен надлежаще.
Заслушав пояснения представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Частью 1 ст. 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие- либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ст. 226 КАС РФ).
В соответствии с ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ установлено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, лица, наделённых государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Из материалов дела усматривается, что Решением третьей сессии шестого созыва Севастопольского городского Совета № 1027 от 01.07.2011 года истцу дано разрешение на разработку проекта землеустройства по отводу земельного участка площадью 0,10 га для индивидуального дачного строительства, расположенного адресу: <адрес>
Во исполнение пункта 2 указанного решения административным истцом была обеспечена разработка проекта землеустройства по отводу земельного участка через соответствующее лицензированное землеустроительное предприятие с целью его формирования. 29 августа 2011 года проект землеустройства по отводу земельного участка гр. Путята Н.С. по адресу: <адрес> сдан в Главное управление госкомзема в городе Севастополе, входящий номер №, ДД.ММ.ГГГГ году указанному земельному участку определен кадастровый номер № В составе указанной технической документации находятся план размещения земельного участка, кадастровый план земельного участка с описанием координат точек, графические материалы месторасположения земельного участка, согласованные Управлением градостроительства и архитектуры Севастопольской городской государственной администрации для индивидуального дачного строительства, градостроительное заключение Управления градостроительства и архитектуры № П2743/4-1исх от 20.12.2010 года, справка о присвоении земельному участку в районе СТ «Сатурн» адреса: №
На основании вышеуказанных документов сведения о земельном участке по адресу: <адрес> внесены в единый государственный реестр недвижимости и имеют статус «ранее учтенный».
Административный истец обратилась к административному ответчику с заявлением с целью оформления прав на земельный участок, начатое до принятия Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 года № 6 ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в соответствии со ст. 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Решением Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 12.04.2021 года, выраженном в письме № ГУ исх.-3547/21, Путята Н.С. отказано в предоставлении государственной услуги на основании п. 21 ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, ст. 12 Закона города Севастополя № 46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя».
Отказ уполномоченного органа мотивирован тем, что не представляется возможным определить, соответствует ли испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка градостроительной документации, поскольку согласно письму Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя отсутствуют графические материалы в отношении земельного участка, в связи с чем, не представляется возможным определить его местоположение на местности.Согласно части 1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных, градостроительных, земельных и лесных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.
Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.
Частями 1 и 5 статьи 12 Закона №46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года.
Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.
Постановлением Правительства Севастополя №25-ПП от 01.02.2016 года утвержден порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21 марта 2014 года органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству (далее Порядок №25-ПП).
Согласно пункту 10 Порядка №25-ПП при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС "Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя", уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка.
Согласно пункту 11 Порядка №25-ПП при отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка уполномоченный орган в течение срока, указанного в пункте 10, обеспечивает регистрацию права государственной собственности на земельный участок и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность безвозмездно, либо направляет в адрес заинтересованного лица проект договора купли-продажи, аренды.
Согласно части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» определен исчерпывающий перечень оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном статей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 № 46-ЗС:
нахождение испрашиваемого земельного участка в границах земель лесного фонда и (или) в границах земель особо охраняемых природных территорий и объектов;
несоответствие испрашиваемого вида разрешенного использования земельного участка градостроительной документации.
Оспариваемое решение административного ответчика не содержит указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС оснований для отказа в предоставлении земельного участка в порядке, установленном статей 12 Закона города Севастополя от 25.07.2014 N 46-ЗС.
Отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия регулируются Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Под государственной услугой, как указано в статье 2 этого Закона, понимается услуга, предоставляемая федеральным органом исполнительной власти, органом государственного внебюджетного фонда, исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органом местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - государственная услуга), а именно деятельность по реализации функций соответственно федерального органа исполнительной власти, государственного внебюджетного фонда, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, а также органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, переданных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (далее - органы, предоставляющие государственные услуги), которая осуществляется по запросам заявителей в пределах установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий органов, предоставляющих государственные услуги.
В силу ст. 5 этого же Закона, при получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на получение государственной или муниципальной услуги своевременно и в соответствии со стандартом предоставления государственной или муниципальной услуги; получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме.
Деятельность административного ответчика относится к сфере публичного права. В публичном праве органы власти имеют больше прав относительно иных лиц. Соответственно, такие лица должны соблюдать определенные гарантии, обеспечивающие соблюдение прав и законных интересов граждан. К указанным гарантиям относится требование ясности, четкости, определенности, конкретности, понятности, недвусмысленности актов органов власти.
Отказ уполномоченного органа мотивирован тем, что, не представляется возможным определить, соответствует ли испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка градостроительной документации, поскольку не представляется возможным определить его местоположение на местности.
При этом, в чем выражается невозможность определить местоположение земельного участка на местности, при наличии конкретного адреса земельного участка и проекта землеустройства по отводу земельного участка с графическими материалами, и каким образом это обстоятельство препятствует передаче испрошенного участка, уполномоченным органом не указано.
В рассматриваемом случае административный ответчик не доказал законность принятого решения, несостоятельность уполномоченного органа не может быть положена в основу принятого им решения.
Согласно положениям пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается, в том числе решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Принимая по делу решение, суд полагает, что достаточным способом защиты прав административного истца будет возложение на Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя обязанности повторно рассмотреть вопрос о предоставлении Путята Н.С. земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного по адресу: г<адрес>, площадью 1000 кв. м., в связи с чем исковые требования подлежат частичному удовлетворению.
Руководствуясь статьями 175-179 КАС РФ, суд
решил:
Административное исковое заявление Путята Н.С. удовлетворить частично.
Признать незаконным и отменить Решение Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя от 12.04.2021 года, выраженное в письме № ГУ исх.-3547/21, об отказе Путята Н.С. в предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв. м.
Обязать Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя повторно рассмотреть заявление Путята Н.С. вх. № ГУ-16550/20 от 15.12.2020 года о предоставлении земельного участка в собственность без проведения торгов бесплатно, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 1000 кв. м.
Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя необходимо сообщить об исполнении решения по административному делу в суд и Путята Н.С. в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение месяца с момента принятия решения в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен 06 июля 2021 года.
Председательствующий Блейз И.Г.